p>Соглашаются с возможностью существования неравенства в той иди иной форме около 26% опрошенных, причем тех, кто полностью соглашается с существованием неравенства еще меньше. Против имущественного неравенства выступает куда более многочисленная группа опрошенных (ок. 60%). Данной цифры в таблице нет, но к такому заключению можно прийти если вдуматься в ответ“Неравенство оправдано тогда, когда соответствует понятиям о равных возможностях для всех, кто вступает в сознательную жизнь. ” Табл11.
Мнения Опрос 1997 г Это вполне нормально 18, 30% Государство должно смягчать имущественное неравенство 29, 30% Я за относительное неравенство 7, 70%
Неравенство оправдано тогда, когда соответствует понятиям о равных возможностях для всех, кто вступает в сознательную жизнь.
31, 90% Определенного отношения пока не сложилось 12, 80%
Ведь данное утверждение в нормальном демократическом обществе может существовать только в теории, так как у каждого человека разная материальная база в начале жизни, так как благосостояние родителей у всех разное, количество и надежность друзей и родственников тоже разное, интеллектуальный и профессиональный уровень разный и т. д. Поэтому данный ответ на вопрос является завуалированным отрицанием возможности имущественного неравенства. Далее будут рассмотрены некоторые данные исследований молодежи относительно изменения культурных ценностей в последние года: “… По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем(РНИЧиНБ), изменения в системе культурных потребностей молодежи в период с 1987 по 1997 года происходили следующим образом:
Культурные ценности 1987 1995 1997 1. Познавательные (образование, чтение) 98, 0% 89, 0% 88, 0%
2. Художественно-эстетические (повышение культурного уровня) 94, 0%
31, 0% 29, 0%
3. Потребление различного вида художественной культуры (театр, кино, музей) 92, 0%
87, 0% 85, 0% 4. Художественное творчество 74, 0% 27, 0% 27, 0% 5. Техническое творчество 68, 0% 18, 0% 18, 0%
Нравственные потребности (справедливость, совесть, милосердие, порядочность) 78, 0%
34, 0% 32, 0% Табл. 12
Таким образом, с конца 80ых гг... в российском обществе особенно среди молодежи, началось резкое снижение значимости духовно-нравственных ценностей. Для большей ее части неоправданно приниженным является значение народного и духовного искусства, художественных произведений отечественной классики. В то же время незначительному спаду подвержены познавательные и образовательные ценности, которые все же служат основой жизненного успеха. Не слишком упал престиж также и маскультуры и авангардистского искусства. Правда, для значительной своей части слово“культура” и “искусство”вряд ли подходят т. к. из-за стирания нравственных, моральных и культурных норм и границ в молодежном обществе часто путаются понятия“культура” и “псевдокультура”. Особое место в иерархии ценностей занимает отношение молодежи к закону, преступлению закона, криминальному миру. Один из вопросов опроса, опубликованного в журнале “Социс” №3 1998 в статье Лисовского В. Т. , звучал так “Современная жизнь трудна и жестока. А потому как вы относитесь к перспективе работы в криминальных структурах? ” Ответили: для меня это неприемлемо – 66, 5%, если жизнь прижмет, то можно заняться и этим – 21, 7%, сегодня это нормальный способ зарабатывать деньги – 10, 4%. В общей сложности ~30% опрошенных так или иначе “легализовали”в своем сознании возможность преступить закон (примерно такое же количество респондентов отличаются беспринципностью, алчностью в определении общечеловеческих ценностей см. Табл. 7, примерно столько же респондентов оценивают свое материальное положение) как бедственное или близкое к такому). Что касается возможности заняться проституцией, опрошенные девушки заявили: это для меня неприемлемо– 83, 9%, если жизнь прижмет, можно временно заняться – 11, 8%, это вполне нормальный способ зарабатывать деньги – 4, 3%… …Отвечая на вопрос: “Если вы не совершаете правонарушения, то по каким причинам? ” (1997) указали собственные моральные устои –73, 3% и лишь 10% назвали страз перед последующим наказанием. Кроме того, 10, 7% сослались на влияние общественного мнения и 6% назвали другие причины. Признали то, что преступали закон 42, 8% респондентов. Налицо качественное обесценивание закона, как регулятора общественных отношений, которое негативно сказывается на дальнейшем жизненном и профессиональном самоопределении молодежи. В заключение хотелось бы сказать, что несмотря на то, что, из-за экономического кризиса 90ых, кардинальной ломки ценностей общества и обесценивания нравственных и культурных основ общества, в молодежном обществе сформировался довольно многочисленный асоциальный слой молодых людей, все же подавляющее большинство молодежи руководствуется нормальными морально-нравственными принципами демократического общества, для него стоят на первом месте общечеловеческие ценности (семья, друзья, образование и т. п. ). В то же время наблюдается резкое падение культурного уровня молодежи, подмена традиционной классической культуры”разновидностями субкультур и появлением псевдокультур, наносимых из западного образа жизни. Но наметились и положительные тенденции в развитии общества. Так по сравнению с поколением 80ых молодежь 90ых стала более самостоятельной, независимой и прагматичной. Наблюдается процесс более осознанного восприятия своей социальной значимости и роли (отношение к браку, гражданским обязанностям). “Как отмечают исследователи… в нашей стране мир ценностей в том числе молодежи, чрезвычайно противоречив. “В социокультурном и ценностном плане сложившуюся в России ситуацию можно было бы представить как единство противоположностей ценностей, находящихся на разных стадиях институционализации”. Это, в частности, означает, что молодые люди не всегда могут верно ориентироваться в социальной действительности…Существуют две полярные ценностно-целевые установки в обществе–либеральная и традиционная… Но лишь часть общества, причем с обеих сторон не очень значительная, агрессивно настроенная по отношению к альтернативной системе ценностей. Остальная– подавляющая – соединяет в себе и те и другие ценности…”1 [1 Журнал “Социс” №12. 2000. ]
Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи.
Рассмотрев социально-экономические условия жизни молодежи, актуальные проблемы молодого поколения, проанализировав ценностные ориентации молодежи, на основе этого материала перейдем к рассмотрению непосредственно профессиональных ориентаций молодежи. Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать. Существуют различные варианты определения понятия “выбор профессии”, однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии и соотнесения их с требованиями профессии. Процесс профессионального самоопределения начинается с достижением человеком возраста, когда у него начинают формироваться первоначальные мировоззренческие ориентиры (5-7 лет). Тогда у ребенка только начинает формироваться первоначальное представление о будущем роде деятельности, потом этот процесс проходит 3 этапа. Первый этап заключается в принципиальном самоопределении на счет будущей жизни. Обычно на этом этапе человек принципиально выбирает свой жизненный путь. Он выбирает между законопослушной жизнью и асоциальной, противозаконной, выбирает работать ради денег или ради работы, долга, выбирать между личной выгодой или долгом перед обществом. В прошлом разделе мы говорили об отношении молодежи к нарушению закона. По результатам этого опроса можно заключить, что на данный момент существует довольно многочисленная, по меркам нормального общества, группа молодежи выбравшая работу в криминальных структурах(~5-10%). По опросам башкирской молодежи с 1993 по 1999 годы профессию мошенника или вора выбрали соответственно по годам (1993, 95, 97, 99)– 2-2-4-4% опрошенных. Работать ради денег или работы (интересность, долг) - другая дилемма, стоящая перед молодежью. Исходя из Табл7. Можно сделать вывод, что все же честность и справедливость играют большую роль для молодежи при выборе профессии. Так 56% опрошенных посчитали, что лучше не достигнут богатства, но никогда не переступят норм закона или морали, 67% выступают только за честные доходы, 59% посчитали, что только на занятие интересной работой можно потратить жизнь. Но все же для большой части молодежи не важен путь получения дохода и они спокойно поступиться нормами морали– 32% и 43% соответственно. Проблема выбора между материальным аспектом и долгом перед людьми следующая проблема молодого поколения. Сейчас ни для кого не секрет, что в нынешней России профессии в сфере образования, здравоохранения, науки, охраны государства не являются высокооплачиваемыми, более того ситуация с финансированием некоторых сфер здравоохранения, ВС и науки просто бедственная. Для примера старший научный сотрудник сейчас получает меньше чем рядовой дворник. Но это не мешает 17, 6% одиннадцатиклассников выбрать профессию в сфере системы народного образования, 11, 8% - профессию в сфере здравоохранения, 2, 3% - в научной сфере, 1, 4% - в военной сфере. 1 [1 Гендин А. М. , Сергеев М. И. Профориентация школьников // Социологические исследования. 1996. №8. С. 66-72. ](опрос проводился в 13 школах Красноярска, число респондентов ~975 чел. ) 7% девушек выбрали профессию учителя, хотя престижность такой работы признали только 2%. Но все же самой многочисленной сферой по предпочтениям оказалась сфера системы планирования и учета, финансовой сферы. (33%) После того, как человек уже определил как и ради чего он будет жить и работать, он выбирает сектор экономики, где он собирается работать. Существует два основных сектора экономики–частный и государственный. Но в последние годы набрал силу также и теневой сектор экономики, соперничающий с частным по объемам денежного капитала. В основном это нелегальное производство, контрабанда, рэкет. Хотя по сравнению с 1990 годом число молодых людей, занятых в частном секторе, выросло на 15%, главным каналом интеграции молодежи является государственный сектор. 1 [1 Зубок Ю. А. Исключение в исследовании молодежи // Социологические исследования 1998. №8. С. 47-56. ]Отмеченный в начале 90ых всплеск предпринимательской деятельности, с которой молодежь связывала воплощение мечты об экономической самостоятельности, постепенно пошло на убыль. Этому есть много причин. С одной стороны это перегрузка рынка экономистами и финансистами, с другой– непредсказуемость экономической ситуации в стране, с третьей –высокая интегрированность частного сектора в криминальные структуры. 67% попробовавших себя в частном секторе испытали разочарование. Именно поэтому 60% молодых людей предпочли надежность и спокойствие риску и неопределенности, а частная деятельность, как известно, невозможна без риска. После того, как человек определился с сектором экономики, где он будет работать, он начинает выбирать конкретную сферу деятельности и профессию. Ситуация выбора профессии (проектирования профессионального пути и прежде всего его старта) при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Можно выделить восемь важнейших обстоятельств, влияющих на выбор профессионального будущего современной молодежи.
Позиция родителей Позиция друзей и сверстников
Авторитет отдельных личностей, представляющих данную профессию. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы - главная цель
- “жизненная перспектива” - внешние условия достижения целей представление о собственных возможностях. Уровень притязаний на общественное признание Информированность Склонности к тем или иным видам деятельности.
К концу школы у человека наступает период его окончательного самоопределения относительно его будущей сферы деятельности. Здесь и наступает“кризис мысли”у молодых людей, когда они не могут выбрать свой путь. По степени сформированности профессионального выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы:
определившихся – 30% колеблющихся – 30% неустойчивые – 15% пассивные – 25%
Таким образом, около трети учащихся, оканчивающих школу, не знают, что они будут делать дальше. Данная ситуация вызвана целым рядом причин. Здесь в определенной мере проявились общие изменения в стиле жизни молодежи, особенно той ее части, для которой ценности созидательного труда утратили значение, причем не без влияния разочарования в них представителей прежних выпусков. Дело таким образом, заключается не в легкомыслии части молодых людей. Существуют объективные трудности профессионального самоопределения молодежи в условиях неясности перспектив развития в стране ряда отраслей производства, плохого материального обеспечения сфер науки, культуры, образования. Ощущается и определенный спад в этих условиях профориентационной деятельности не только со стороны школы, но и предприятий, высших учебных заведений, общеобразовательных объединений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|