Самоопределение российской молодёжи в 90ые годы - (курсовая)
Дата добавления: март 2006г.
Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева.
Институт проблем устойчивого развития общества Кафедра социологии Предмет: Социальная работа Вид работы: Обзорная курсовая работа Тема:
Профессиональное самоопределение российской молодежи в 90ые годы.
Выполнил: Студент группы ПР-13 Запольский А. Э. Проверил: Коршунова Н. Е. Москва 2001 г. Содержание: Вступление: Почему я выбрал эту тему? …………………………………….... 3
Основная часть: Россия 90ых. Экономические реформы и проблемы молодежи………………………………………………………………. ……………. 3
Проблемы молодежи России в эпоху реформ……………………………………4
Основные ценности и принципы жизни, смысложизненные ориентации молодежи России 90ыхкак основные факторы, влияющие на профессиональное самоопределение……………………………………………...12 Профессиональная ориентация и занятость молодежи………………………...23 Заключение: Характеристика профессиональных ориентиров молодежи. Проблемы самоопределения и самоутверждения ……………………………......29
Список использованной литературы………………………………….... …31 Вводная часть: Почему я выбрал именно эту тему?
Я являюсь представителем молодого поколения “новой России”. Моя сознательная жизнь и начало становления как личности началось в начале 90ых годов, когда уже не существовало СССР, не было пионерской организации, коммунистической партии и прочих атрибутов прошлого. Родившись в Советском Союзе, к 7 годам я имел отдаленное и далеко не полное представление о недавнем прошлом своей Родины. Я, как и все мои ровесники, рос в новой стране с новыми условиями жизни, работы, учебы и пр. Я жил в условиях новой социальной реальности. Со страной произошли радикальные изменения, но мне было очень трудно как-то серьезно осмыслить происходящее. Сейчас, когда я достиг возраста когда я уже в какой-то степени могу анализировать общество, в котором я живу, его законы, обычаи, традиции, когда могу адекватно оценивать события, факты, процессы происходящие в нашем обществе сегодня, мне захотелось сравнить свои собственные взгляды относительно сегодняшней социальной реальности со взглядами таких же как и я молодых людей из разных возрастных и социальных групп. Мне хочется узнать, чем мои взгляды отличаются от большинства, какие тенденции в развитии молодежного общества наблюдаются сейчас в России, какое будущее ждет нашу страну, ведь молодое поколение и есть это будущее. Основная часть: Россия 90ых. Экономические реформы и проблемы молодежи. После развала СССР и провозглашения независимости Российской Федерации в стране начались реформы, затронувшие все сферы жизни общества. Произошла радикальная смена политического курса страны: из тоталитарного государства с доминирующей ролью коммунистической партии Россия превратилась в демократическую президентскую республику. Была упразднена коммунистическая идеология и были провозглашены принципы демократического государства: свобода выбора, идеологии, слова, вероисповедания, перемещения, была провозглашена главенствующая роль частной собственности, равноправие всех граждан страны перед законом, права человека. Все эти принципы были закреплены в новой Конституции РФ от 12 декабря 1993 года, гарантом которой стал Президент страны. От командно-плановой экономики страна перешла к рыночной, основанной на свободе торговли и предпринимательской деятельности и неприкосновенности частной собственности. Были упразднены такие общественные организации как Комсомол, пионерская организация и пр. Было разрешено частное образование. Все эти изменения повлекли за собой кардинальную ломку принципов, традиций, образа жизни, менталитета, мировоззрения и т. д. Подавляющее большинство населения оказалось не готово к этому: многие остались без работы, так как новый рынок труда не нуждался в их услугах (структурная безработица), многие люди не смогли или не захотели отказаться от старой идеологии и принять новые условия жизни. Экономический кризис, начавшийся в 1992 году отбросил за черту бедности большинство населения страны. Самыми незащищенными слоями населения оказались люди старшего поколения, малообеспеченные, инвалиды и молодежь. О проблемах последней социальной группы и частности о проблеме профессионального самоопределения молодежи России и пойдет речь в данной работе.
Проблемы молодежи России в эпоху реформ.
“Судя о человеке, должно принимать во внимание обстоятельства жизни, в которые он поставлен судьбой” - В. Г. Белинский. Главной проблемой молодежи в начале 90ых годов стала неподготовленность к новым условиям жизни. Раньше проблемами молодежи: образованием, социализацией, профессиональным самоопределением занималось государство, специальные молодежные организации, этому делу служила и основная, обязательная идеология. Теперь же у государства появились гораздо более важные дела, в стране стало катастрофически не хватать денег, молодежные организации были упразднены, обязательная идеология исчезла, и молодое поколение было отправлено в“свободное плавание”. В условиях экономического кризиса, когда все слои населения нуждались в социально-экономической помощи, молодежь сама себя образовывала и социализировала. В связи с этим мне представляется необходимым рассказать о некоторых социологических исследованиях, проведенных в России в 90ые годы в разных регионах, которые наиболее полно освещают проблему исследования. В первую очередь это исследования, проведенныеЦентром социологии молодежи ИСПИ РАН под руководством проф. В. И. Чупрова. Далее будут приведены данные этих исследований с комментариями авторов учебного пособия“Социология молодежи”. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2001. (Волков Ю. Г. , Добреньков В. И. , Кадария Ф. Д. , Савченко И. П. , Шаповалов В. А. ), в котором и были опубликованы эти данные: “… Данные свидетельствуют о сохранении современной молодежью высокого трудового потенциала. ѕ занятых в народном хозяйстве молодых людей получили профессиональное образование. Однако в условиях спада производства этот потенциал остается невостребованным. 51. 5% работающих молодых людей трудятся не в соответствии с их первоначальной специальностью (в 1990 их было 38%), а каждый третий вообще не имеет профессии. Все это сказывается на профессиональной социализации молодежи. Подавляющее большинство (более 80%) молодых людей достигают профессиональной зрелости и экономической состоятельности лишь к 30 годам, т. е. за пределами молодежного возраста. В конце 1994 удельный все тех, кто отличался высоким профессиональным статусом, сократился более чем в 1, 5 раза по сравнению с 1990. Не имели возможности повысить квалификацию 31, 2%, увеличить реальную, а не индексированную заработную плату– 45, 4%, продвинутся по службе –48, 2% респондентов. Хотя государственный сектор остается главным каналом социализации молодежи в сфере труда, в нем наблюдается устойчивая тенденция сокращения молодежной занятости. Если в 1990 г. в частном секторе работали менее 5% молодых людей, то теперь в нем занят каждый пятый, подрабатывает каждый десятый… Материальное положение молодых людей мало зависит от результатов труда, уровня образования, квалификации. Определяющим является форма собственности… Разбалансированность доходов и уровня потребления ведет к деформации интересов как в сфере потребления, так и в сфере труда. В одном случае это ведет к снижению общественной эффективности труда, в другом препятствует развитию личностного потенциала молодого поколения… Не менее опасным последствием подобной ситуации является уход молодежи из сферы материального производства в сферу распределения и обращения. За последние 5 лет численность молодых людей, вовлеченных в эту сферу, увеличилась многократно. Опасность видится не только в пагубных последствиях ухода молодой рабочей силы из основных отраслей производства, но и в моральных издержках. Почти 40% молодых людей одобрительно относятся к стремлению своих сверстников“делать деньги”любой ценой, даже в обход закона… Также молодые люди отдают предпочтение и другому пути: досуговое времяпрепровождение со случайным заработком или криминал… По сравнению с 1990 годом, количество тех, кто не работает и не учится, возросло более чем в два раза и приблизилось к 2, 5 млн. чел. 1 [1 Беленький В. Я. , Северчук С. В. , Шевченко С. М. Молодежь: кем быть – рабочим или валютной менялой? //Профсоюзы и экономика. 1993. №5. С. 75. ] За эти годы все более ощутимым препятствием для интеграции молодежи в сферу труда становится безработица. Только в 1995 г. вдвое увеличилось число зарегистрированных на бирже труда молодых людей в возрасте до 29 лет (833 тыс. чел. ). На начало 1996г. 26% выпускников школ, ПТУ, техникумов и вузов не смогли найти работу. Особый размах приобрела“скрытая безработица”, создающаяся за счет простоев предприятий, вынужденных отпусков, сокращения рабочей недели. И все же материальное положениеявляется главным показателем жизни молодежи, индикатором ее настроений и источником удовлетворенности или неудовлетворенности. Далее будут приведены данные различных опросов в разных регионах страны, которые имели целью выяснить материальное положение молодежи и ее удовлетворенность им. По данным исследования опубликованного в учебном пособии“Социология молодежи”см. выше (выборка неизвестна) оценили свое материальное положение как удовлетворительное 54, 6% опрошенных, плохое– 29, 8%, благополучное –11, 3%. Как видно материальное благополучие далеко от запросов, но если смотреть в целом–оно удовлетворительное. Перспективы улучшения благосостояния оцениваются молодежью довольно пессимистично: вряд ли изменится– 64%, ухудшится – 9%, улучшится –27%. Подавляющее большинство (73%) не видят перспектив его улучшения. Интересно также исследование относительно ранжирования групп представителей профессий, которые считают свое материальное состояние плохим: (табл. 1) Определенный интерес представляют данные табл. 2. Налицо устойчивая тенденция к спаду жизненного уровня молодежи, имущественной поляризации населения. Происходит значительное увеличение удельного веса низкостатусных групп. По данным опроса студентов 3 курсов 8 ВУЗов Екатеринбурга и Нижнего Тагила (N-994, выборка квотная, многоступенчатая), проведенного совместнокафедрами социологии УГТУ(Екатеринбург) и НГПИ(Нижний Тагил) и опубликованного в журнале “Социс” №12. 2000, материальное положение студентов далеко от приемлемого: 1% - Благосостояние очень хорошее, 11% - хорошее, 62% - среднее, плохое – 23%, очень плохое –3%. Отсюда следует, что очень бедных студентов в 3 раза больше чем очень богатых, и, что просто бедных студентов более чем в 2 раза больше чем просто богатых. Оценки данные респондентами зависят от различных факторов: Обучение в ВУЗе (да бесплатном) требует от семьи немалых затрат. Сказывается меняющееся отношение молодежи к богатству и бедности – набирает силу ощущение: “бедным в наше время быть не удобно”. Молодые зачастую приукрашивают свое благосостояние. Но у молодежи сохраняется острое ощущение социальной несправедливости и неприятие социального расслоения общества. Отдельно нужно сказать о положении молодежи в семьях, об их отношении к семейной и сексуальной жизни, о здоровье молодого поколения и его популяции. Стремительное проникновение в Россию западного образа жизни, западных ценностей, развитие капитализма с его индивидуалистскими принципами и ценностями привело кобесцениванию у населения и, в особенности у молодежи, семейной жизни. Сейчас не считается признаком благополучия и успеха иметь много детей или вообще иметь семью. Растет престиж эгоистического образа жизни, когда люди живут только ради себя и не спешат заводить семью и тем более детей. Среди молодого поколения девушек является престижным походить на западных женщин, беззаботных и независимых. В то же время из-за падения культурного и нравственного уровня молодежи растет число внебрачных рождений, растет заболеваемость венерическими заболеваниями и СПИДом. Далее будут приведены некоторые статистические данные за последние 10 лет: В 1991 году семей с собиравшихся родить одного ребенка было 57, 1%, двух – 28, 7, троих и более –1, 9%. В 1994 году из женщин 18-24 лет, не имевших на тот момент детей собирались родить ребенка 41%, 31% - двоих детей, 3, 4% - троих и более, не собирались иметь детей вообще–24% опрошенных девушек. Из числа имевших одного ребенка не собирались рожать второго 76%, среди имевших двух детей, не собирались иметь третьего 96%. По данным статистики в период с 1992 по 1999 население России сократилось на 2, 8 млн. чел. , естественная убыль составила 5 млн. чел. Согласно нейтральному прогнозу ООН к 2050 году население России составит 121, 3 млн. чел, по пессимистическому прогнозу– 102, 5 млн. чел [2 Медков В. М. Бомба депопуляции: демографическое будущее России // Социология и общество. С. 150] Другие две острейшие проблемы это насилие детей в семьях и состояние здоровье молодежи. По данным статистики ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10% это кончается смертью, для 2 тысяч–самоубийством. Более 50 тыс. детей ежегодно убегают из семей, спасаясь от родительского насилия, 25 тыс. детей находятся в розыске. Растет число случаев сексуального насилия–инцестов. Чаще всего в роли насильника выступает отец, отчим или другой мужчина обладающий властью. На каждую жертву мужского пола приходится 10 женского. Здоровье подрастающего поколения, предопределяющее одновременно физическое состояние молодежи и являющееся важным составным компонентом социального потенциала населения, имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. За первые 6 лет после 1991 года заболеваемость детей злокачественными новообразованиями увеличилась на 18%, олигофренией– на 24%, туберкулезом – в 1, 7 раза. Число случаев заболевания сифилисом выросло с 38 до 2626. Динамика заболеваемости подростков (на 100 тыс. ) [3 Социальное положение и уровень жизни населения России. М. , 1997. С. 282. ](Табл3) 1991
1992 1993 1994 1995 1996 Рост в % 57, 80 60, 90 67, 00 66, 80 71, 00 70, 00 21, 00
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|