p align="left">Четверка экспансий прабхава-виласы распространяется в двадцать четыре формы вайбхава-виласы. Каждая из этих форм имеет четыре руки, и каждая держит в руках оружие, которое располагается различным образом. Вайбхава-виласа Из Господа Кришны проявляется Баларама. Из Баларамы проявляется первая чатур-вьюха (Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха). Затем из Санкаршаны проявляется Нараяна, а из Нараяны -- двития чатур-вьюха, вторая чатур-вьюха (Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха). Нараяна, являющийся господствующим Божеством Нараяналоки, -- это форма Господа Кришны, относящаяся к категории виласы. Словом пара определяют совокупность всех живых существ, а словом аяна -- их прибежище. Итак, из Нараяны проявляются формы Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анирудхи. Нараяна представляет собой центр, а четыре формы -- Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха -- окружают форму Нараяны. Из изначальной четверки экспансий через Нараяну проявляются двадцать четыре формы. Они отличаются друг от друга расположением оружия в своих четырех руках. Они называются вайбхава-виласа. В духовном небе находится вторая четвёрка форм, которая проявляется из четверки форм пребывающей в Двараке, одной из частей обители Кришны. Среди этих форм, которые все имеют духовную природу, Шри Баларама проявляется в форме Маха-Санкаршаны. Действия в духовном небе проявляются внутренней энергией в форме чистого духовного бытия. Они распространяются в шесть трансцендентных достояний, которые являются проявлениями Маха-Санкаршаны, изначального источника и конечной цели всех живых существ. Вторую четверку составляют Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха Они всецело трансцендентны. Из Васудевы, первой экспансии, исходят Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха в том порядке, который здесь указан. Таким образом, Санкаршана -- это экспансия Васудевы, Прадьюмна -- экспансия Санкаршаны, а Анирудха -- экспансия Прадьюмны. Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха в равной мере наделены могуществом и шестью достояниями (знанием, богатством, силой, славой, красотой и отрешенностью) и лишены такого недостатка, как способность к продолжению рода. Шрила Рупа Госвами говорит в "Лагху-бхагавата-мрите"(стихи 80-83), что эти четыре экспансии Нараяны пребывают в духовном небе, где они известны под именем Махавастха. Санкаршана -- это непогрешимая полная экспансия Верховного Господа, принадлежащая к категории Вишну. Он является изначальным источником живых существ. Также Его называют Мула Санкаршаной. Мула Санкаршана является изначальным Вишну, из которого исходят все остальные формы Вишну и распространяющиеся несколькими способами. Мула означает "изначальный". Санкаршана -- тоже Вишну, но Он является Вишну, из которого исходят все остальные Вишну. Это подтверждается в "Брахма-самхите", где говорится, что, как огонь, зажженный от другого огня, неотличен от изначального, так и все формы Вишну, исходящие из Мула Санкаршаны неотличны от изначального Вишну. Изначальная четверка форм -- Кришна (Васудева), Баларама (Санкаршана), Прадьюмна и Анирудха -- распространяется в другую четверку, пребывающую на планетах Вайкунтхи в духовном небе. Таким образом,четверка форм, находящаяся на планетах духовного неба, является вторичной четверкой, исходящей из изначальной четвёрки, которая пребывает в Двараке. Как уже объяснялось выше, Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха являются неизменными и трансцендентными полными экспансиями Всевышнего. В пределах духовного неба действует духовная созидательная энергия, которая на санскрите называется шуддха-саттвой. Это чистая духовная энергия, которая поддерживает все планеты Вайкунтхи со всеми достояниями (знанием, богатством, могуществом и т. д.). Все действия шуддха-саттвы являются проявлением могущества Маха-Санкаршаны. И так, формы изначальной четверки распространяются в экспансии, образующие вторую четверку. Обители этих вторичных экспансий располагаются по четырем направлениям. Затем формы второй четверки три раза распространяют Себя в другие формы начинающиеся Кешавой. Так возникают формы, предназначенные для игр. Каждая из четырёх форм чатур-вьюхи распространяется в три экспансии, и все эти экспансии в зависимости от расположения оружия в Их руках носят разные имена. Экспансиями Васудевы являются Кешава, Нараяна и Мадхава. Экспансиями Санкаршаны являются Говинда, Вишну и Мадхусудана. Экспансиями Прадьюмны являются Тривикрама, Вамана и Шридхара. А экспансиями Анирудхи являются Хришикеша, Падманабха и Дамодара. Эти двенадцать экспансий являются господствующими Божествами двенадцати месяцев. Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха распространяют Себя также в восемь добавочных экспансий, предназначенных для игр. К этим восьми экспансиям относятся: 1) Пурушоттама; 2) Ачьюта; 3) Нрисимха; 4) Джанардана; 5) Хари; 6) Кришна; 7) Адхокшаджа; 8) Упендра; Из этих восьми экспансий две являются формами Васудевы. Они носят имена Адхокшаджи и Пурушоттамы. Упендра и Ачьюта -- это "игровые" формы Санкаршаны. Нрисимха и Джанардана -- формы Прадьюмны. Хари и Кришна -- формы Анирудхи. Все эти формы предназначены для игр. Все эти формы правят в духовном мире различными планетами Вайкунтхами, располагаясь в последовательном порядке по всем направлениям, начиная с востока. По каждому из восьми направлений располагаются три различные формы. Авеша-рупа Форма Верховного Господа под названием авеша описывается в "Лагху-бхагаватамрите" (стих 18). Там говорится, что авеша-рупой называется на санскрите живое существо, наделённое Господом особым знанием и могуществом. В "Чайтанья-чаритамрите" (Антья, 7.11) сказано: "Если преданный не получил от Господа особых полномочий, он не способен проповедовать по всему миру славу святого имени Господа. Таково объяснение значения слова авеша-рупа." Таким образом, когда Кришна наделяет подходящее живое существо полномочиями представлять Его, это живое существо называется авеша-рупой или шактьявеша-аватарой. Примерами авеша-рупы являются: 1) Брахма; 2) четыре Кумара; 3) Нарада; 4) Парашурама и 5) Махараджа Притху. Энергии Кришны Главными энергиями Верховного Господа являются две энергии: 1) духовная (или высшая) и 2) материальная (или низшая). Духовную энергию можно подразделить на 1) внутреннюю и 2) пограничную. Таким образом, Господь обладает тремя основными энергиями: 1) антаранга-шакти, или внутренней энергией; 2) таташтха-шакти, или пограничной энергией; 3) бахиранга-шакти, или внешней энергией. В распоряжении Господа находится бесконечное количество энергий, которые можно сгруппировать в три основные: внешнюю, внутреннюю и пограничную. Внешняя энергия проявляет этот материальный мир, внутренняя энергия проявляет духовный мир, а пограничная энергия проявляет живые существа, которые являются соединением внутренней и внешней энергий. Живое существо как неотъемлемая часть Верховного Господа, относится к внутренней (духовной) энергии, однако из-за того, что оно вступает в соприкосновение с материальной энергией, оно является эманацией материальной и духовной энергий. Итак, основными энергиями Господа являются три энергии: внутренняя, пограничная и внешняя. Внутренняя энергия проявляется в трех духовных качествах: самвит, сандхини и хладини. Подобно ей, внешняя материальная энергия также проявляется в форме трёх материальных качествах: благости, страсти и невежестве. Пограничная энергия, то есть живые существа, тоже имеет духовную природу. Таковы три основные энергии, которые подразделяются на бесконечное множество категорий и подгрупп. 19. Антаранга шакти (внутренняя энергия) Внутреняя энергия Господа, которая называется антаранга-шакти, проявляет многообразные объекты в трансцендентном космосе Вайкунтхи. Помимо нас существует бесконечное множество освобожденных живых существ, которые общаются с Господом, проявляющимся в бесчисленных формах. Материальный космос представляет собой внешнюю энергию, где обусловленным живым существам предоставляется возможность покинуть этот материальный мир и вернуться к Богу. В "Бхагавад-гите" внутреннюю энергию Господа называют пара пракрита (высшей природой). И в "Вишну-пуране" внутренюю энергию Вишну также именуют пара шакти (высшей энергией). Господь и пара шакти неразделимы. В "Брахма-самхите" (5.37) о пара шакти и ее проявлениях сказано следующее: ананда-чинмай-раса-пратибхавитабхих. Господь вечно исполнен радости и постоянно ощущает вкус трансцендентного блаженства. Отрицание разнообразия низшей энергии не подразумевает отрицания абсолютного трансцендентного блаженства духовного мира. Таким образом, нежный лик Господа, Его улыбка, нрав и все что связано с Ним, имеют трансцендентную природу. Подобные проявления внутренней энергии -- это реальность, а материальный мир -- всего лишь временное отражение реальности. Распространяя Свою внутреннюю энергию, Кришна сотворил обитателей Вриндавана. В "Брахма-самхите" также говорится, что все атрибуты и обитель Кришны -- это экспансии Его внутренней энергии. Одна духовная энергия Господа Кришны проявляется в трех формах. В "Вишну-пуране" (1.12.69) к Господу обращаются с такими словами: "Три качества -- хладини, сандхини и самвит -- существуют в Тебе в виде одной духовной энергии". Существует три вида внутренней энергии Верховного Господа: 1) хладини, энергия наслаждения; 2) сандхини, энергия существования; 3) самвит, энергия познания. Хладини -- это аспект блаженства Господа, сандхини -- Его аспект вечного существования, а самвит -- аспект познания, которое понимается также как знание. В своём сочинении "Бхагават-сандарбха" (стих 102) Шрила Джива Госвами разьясняет, что представляют собой энергии Господа. Сандхини -- это трансцендентная энергия Верховной Личности Бога, посредством которой Он поддерживает Своё существование; самвит -- это трансцендентная энергия, посредством которой Он осознаёт Себя и делает других способными постичь Его; хладини -- это трансцендентная энергия, посредством которой Он испытывает трансцендентное блаженство и одаряет Своих преданных способностью испытывать блаженство. Совокупное проявление этих энергий называется вишуддха-саттвой, и это состояние духовного многообразия проявляется даже в материальном мире, когда Господь нисходит туда, Господь и Его преданные одновременно воспринимают энергию хладини непосредственно силою действия самвит. Вишуддха-саттва несравненно выше всех материальных качественных проявлений. Когда в ней преобладает сандхини, она воспринимается как существование всего сущего. Когда в ней преобладает самвит, она воспринимается как знание трансцендентного. Когда же в ней преобладает хладини, она воспринимается как глубоко личное чувство любви к Богу. Вишуддха-саттва, представляющая собой одновременное проявление трёх энергий в одном целом, является основным атрибутом царства Бога. Таким образом, Абсолютная Истина -- это субстанция реальности, вечно проявляющаяся в трёх энергиях. Проявление внутренней энергии Господа представляет собой непостижимое духовное многообразие; проявлением пограничной энергии является живое существо; а проявлением внешней энергии является материальный мир. Из вышесказанного следует, что Абсолютная Истина включает четыре элемента: 1) Самого Верховного Господа; 2) Его внутреннюю энергию; 3) Его пограничную энергию и 4) Его внешнюю энергию. Энергии Кришны можно также разделить на три вида: 1) энергию мысли; 2) энергию чувства и 3) энергию действия. Когда Он проявляет Свою энергию мысли, Он предстаёт как Верховный Господь; когда Он проявляет энергию ощущения, Он предстаёт как Васудева; когда же он проявляет энергию действия, Он предстаёт как Баларама. В сочинении Шрилы Дживы Госвами "Бхагаватсандарбха" (стих 117) говорится, что в духовном мире существует двадцать духовных энергий: 1) Шри; 2) Пушти; 3) Гих; 4) Канти; 5) Кирти; 6) Тушти; 7) Ила; 8) Джая; 9) Видьявидья; 10) Майя; 11) Самвит; 12) Сандхини; 13) Хладини; 14) Бхакти; 15) Мурти; 16) Вимала; 17) Йога; 18) Прахви; 19) Ишана; 20) Ануграха. Все эти энергии действуют в различных сферах проявления господства Всевышнего. Хладини Шримати Радхика -- это трансформированная любовь Кришны. Она является Его внутренней энергией, называемой хладини. Энергия хладини даёт наслаждение Кришне и питает Его преданных.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36
|