p align="left">Особенно впечатляющи результаты христианизации в последнее 500-летие в Америке и Австралии с Океанией. Массовая иммиграция в эти части света из Европы и активная работа миссионеров среди местного населения в своей совокупности привели к тому, что сейчас подавляющее большинство их населения исповедует христианство. Характеризуя динамику религиозного состава населения мира в последний исторический период, нельзя не сказать и о катастрофических последствиях преследования людей за религиозные убеждения, которое, начиная с 1917 г., имело место в России и других странах после прихода в них к власти коммунистов. В советской России по личной инициативе В.И. Ленина, назвавшего религию опиумом народа и отдавшего письменное распоряжение расстреливать как можно большее число священников, была развернута чудовищная кампания по искоренению религии. Позже ленинский и сталинский опыт жестоких гонений на религию был использован руководством стран, где коммунисты оказались у власти после второй мировой войны. В результате этих религиозных преследований, не имевших по своему масштабу аналога в истории, за примерно 70-летний период с 1917 г. по конец 80-х - начало 90-х годов (когда пало большинство коммунистических режимов) в странах коммунистического лагеря только одних христиан было уничтожено свыше 20 млн. человек. Одновременно с этим погибли миллионы мусульман, буддистов и представителей других вероисповеданий (в одной только маленькой Камбодже в 1975 - 1978 гг. при коммунистическом режиме Пол Пота было истреблено от 1 до 2 млн. млн. буддистов). Для сравнения отметим, что, по имеющейся авторитетной оценке, со времени мученической смерти Иисуса Христа на кресте в 33 г. христианской эры и вплоть до Октябрьского переворота в 1917 г., то есть почти за 1900-летний период, смерть за веру приняли 17 млн. христиан. Грубое подавление религии, практиковавшееся десятилетиями в находившимися под контролем коммунистов странах, привело к резкому увеличению в них числа активных атеистов и просто неверующих людей. Так, по одной из оценок, доля неверующих составляла в Северной Корее 68 %, Китае - 59 %, Латвии - 44 %, Албании - 42 %, Эстонии - 39 %, России - 33 %, Казахстане - 33 %, на Кубе - 31 % и т. д. В заключении частично повторим указанные в предыдущих главах цифры о доле в 1995 г. последователей различных религий в общем населении земного шара: христиане составляли 34 % мирового населения (причем вследствие массовой христианизации неевропейских народов удельный вес европейцев в общем числе христиан за последние столетия сильно уменьшился и равен лишь 47 %), мусульмане - 19 %, индуисты - 14 %, буддисты (не считая сторонников буддизма в Китае) - 6 %, приверженцы синкретических китайских народных верований - 4 %, адепты “новых религий” - 2 %, последователи родоплеменных культов - 2 %. Сторонники каждой из других религий не составляли в отдельности и 1 % населения. Особенности современной географии религий. Из предыдущего раздела можно сделать вывод, что религия с течением времени может сильно изменить территорию своего распространения. Как известно, христианство, зародившись в Палестине, превратилось затем в преимущественно европейскую религию, а еще позже главным местом сосредоточения христиан стала Америка. Буддизм, появившись в Индии, был потом оттуда в основном вытеснен, но зато пустил глубокие корни на острове Шри-Ланка, в Индокитае и странах Восточной и Центральной Азии. Лишь одна из мировых религий - ислам, - хотя и вышла далеко за пределы своего очага, тем не менее сохранилась в полной мере и на родине. Сильно изменила ареал своего первоначального распространения и такая религия, как иудаизм, но, в отличие от мировых религий, это изменение было обусловлено не миссионерской деятельностью, а трагическими судьбами еврейского народа. Сложная история религий привела к тому, что к настоящему времени в мире сформировалось несколько крупных конфессиональных регионов: 1) Европейско-Североазиатский (христианский), 2) Американский (христианский), 3) Австралийско-Океанийский (христианский), 4) Западноазиатско-Северо-африканский (мусульманский), 5) Малайско-Индонезийский (мусульманский), 6) Индокитайско-Центральноазиатский (буддийский), 7) Южноазиатский (ин-дуистский), 8)Восточноазиатский (поликонфессиональный), 9) Черноафри-канский (христианско-мусульманско-языческий). За пределами этих крупных регионов остается только несколько сравнительно небольших областей, которые по своей религиозной структуре не вписываются в выделенные регионы: Эфиопия, Шри-Ланка, Восточная Бенгалия (Бангладеш), Филиппины и некоторые другие. Кроме того, каждый регион может быть подразделен на конфессиональные провинции. Начнем наш обзор с Европейско-Североазиатского региона, являющегося преимущественно христианским и включающего Европу, азиатскую часть России, а также Грузию и Армению. В нем могут быть выделены четыре конфессиональные провинции: а) Северная Европа (протестантская), б) Юго-Западная и Центральная Европа (католическая), в) Прирейнская Европа (протестантско-католическая), г) Восточная Европа и Северная Азия (православная), д) Прибалтика (протестантско-православно-католическая)4. Конфессиональная провинция Северная Европа, где преобладает протестантизм, по своим территориальным рамкам шире географического и историко-этнографического региона того же названия. В нее входят не только Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания с Фарерскими островами и Исландия, но и Великобритания и Северная Ирландия. Во всех странах, кроме Великобритании и Северной Ирландии, резко преобладает лютеранство, являющееся в нескольких странах даже государственной религией. В Соединенном же Королевстве Великобритании и Северной Ирландии распространены разные формы протестантизма, а частично и католицизм. В двух его наиболее крупных составных частях - Англии и Шотландии - в качестве государственных религий выступают соответственно англиканство и пресвитерианство. В двух других частях - Уэльсе и Северной Ирландии - ни одна религия не имеет государственного статуса. Население Уэльса преимущественно исповедует разные формы протестантизма (англиканство и др.), хотя немало уэльсцев придерживаются католицизма. В Северной Ирландии большинство образуют протестанты (пресвитериане и англикане), но около двух пятых населения составляют католики. В преимущественно католическую конфессиональную провинцию Юго-Западная и Центральная Европа нами включены Ирландия, Бельгия, Люксембург, Франция, Испания, Португалия, Италия, Мальта, Австрия, Словения, Хорватия, Венгрия, Словакия, Чехия, Польша и Литва, а также все государства-карлики (Андорра, Монако, Сан-Марино, Ватикан, Лихтенштейн) и Гибралтар. В большинстве из перечисленных стран католицизм исповедует подавляющее большинство населения, и лишь в Венгрии доля протестантов (реформатов) значительна. Конфессиональная провинция Прирейнская Европа как географически, так и по своей конфессиональной структуре занимает промежуточное положение между двумя предыдущими провинциями. В странах, входящих в состав этой провинции, - Нидерландах, Германии и Швейцарии, - много как протестантов, так и католиков. В Германии протестантизм представлен преимущественно лютеранством, в Швейцарии и Нидерландах -реформатством. Кроме того, в последней стране, которая в настоящее время выделяется среди других европейских стран половой распущенностью и распространением наркомании, весьма высока доля неверующих людей - 31 % (самый высокий процент в мире, если исключить коммунистические и посткоммунистические страны). Конфессиональная провинция Восточная Европа и Северная Азия охватывает Россию, Белоруссию, Украину, Молдавию, Грузию, а также ряд балканских стран - Югославию (Сербию и Черногорию), Македонию, Грецию, Болгарию и Румынию5. Во всех этих странах из конфессий преобладает православие. Однако в большинстве из них имеются и значительные группы последователей других исповеданий: в Белоруссии - католиков латинского обряда, на Украине - католиков византийского обряда (греко-католиков), в Румынии - и тех и других, а также реформатов, в Грузии, Югославии, Македонии и Болгарии - мусульман-суннитов. Что же касается России, то на огромной ее территории при явном преобладании православия живут и представители многих других исповеданий. Среди них резко выделяются мусульмане (составляющие около одной десятой части всего населения страны и преимущественно сосредоточенные в некоторых районах Северного Кавказа, Поволжья, Урала и Западной Сибири), которым сильно уступают по численности старообрядцы, протестанты (прежде всего баптисты и пятидесятники), буддисты, католики, иудаисты и др. Кроме того, как уже отмечалось, в настоящее время в России немало и неверующих людей. В провинцию Восточной Европы и Северной Азии можно условно включить и Армению, большинство населения которой исповедует близкое к православию монофизитство. Очень небольшая конфессиональная провинция Прибалтика, охватывающая две страны - Эстонию и Латвию, - выделяется сейчас разнородностью конфессиональной структуры своего населения. В обеих странах много как лютеран, так и православных, а в Латвии - также и католиков. Кроме того, как уже отмечалось, и в Латвии и в Эстонии в настоящее время высока доля неверующих. На пространстве Европейско-Североазиатского христианского конфессионального региона есть два анклава, имеющих отличный от окружающих стран религиозный состав населения. Не считая небольшой, европейской части Турции (Турцию обычно считают азиатской страной), это будут Албания, а также Босния и Герцеговина. В первой из них, наряду с насажденным коммунистами атеизмом, широко распространен ислам (его сейчас придерживаются 40 % населения, прежде исповедовало 70 %), которому существенно уступают также представленные в этой стране православие и католицизм. В Боснии же и Герцеговине христиане в целом немного преобладают по численности над мусульманами. Однако, в отличие от сторонников ислама, представляющих собой монолитную группу, христианское население этого государства разделено на две враждующие между собой конфессиональные общности - православных и католиков. Американский регион может в настоящее время с еще бульшим правом называться христианским, чем только что рассмотренный нами Европейско-Североазиатский регион. Если в последнем христиане образуют немногим более трех четвертей всего населения (среди прочих преобладают неверующие), то в первом - девять десятых (из христиан тоже большинство неверующие). В регионе могут быть выделены четыре конфессиональные провинции: а) Северная Америка (протестантско-католическая), б) Латинская Америка (католическая), в) Малые Антильские острова и Ямайка (протестантская), г) “Индийская Америка” (индуистско- протестантско-католическая). Под конфессиональной провинцией Северная Америка мы подразумеваем примерно ту же территорию, которая выделяется под этим названием в историко-культурном районировании, то есть Североамериканский материк без его южной части - Мексики и Центральной Америки. На этой территории расположены два крупных государства - Канада и США, - причем оба они, и особенно последнее, имеют очень сложный религиозный состав населения. США по сложности конфессионального состава, бесспорно, занимают первое место в мире. По одной из оценок, протестанты составляют в этой стране 51 % населения, а вместе с маргинальными группами - 55 %6, католики - 28 %. Следует, однако, подчеркнуть, что внутренняя структура протестантского населения очень сложна: представлены многие сотни деноминаций. Наиболее крупные протестантские группы образуют баптисты (19 % всего населения), методисты (8 %), лютеране (5 %), пресвитериане (3 %), пятидесятники (2 %), англикане (2 %). Есть в США также православные (3 %), иудаисты (2 %) и др. В Канаде католики несколько превосходят по численности протестантов (соответственно 45 % и 35 % всего населения). Из протестантских деноминаций наиболее влиятельна Объединенная церковь Канады, созданная в 1925 г. в результате объединения канадских методистов, конгрегационалистов и части пресвитериан. Есть также англикане и представители многих других протестантских конфессий. Конфессиональная провинция Латинская Америка включает американские страны, некогда принадлежавшие Испании и Португалии, а также бывшие и теперешние французские колонии (некоторые из них какое-то время принадлежали или сейчас принадлежат Великобритании, США, Нидерландам): Мексику, Гватемалу, Белиз, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Коста-Рику, Панаму, Венесуэлу, Колумбию, Эквадор, Перу, Боливию, Чили, Аргентину, Парагвай, Уругвай, Бразилию, Кубу, Гаити, Доминиканскую Республику, Пуэрто-Рико, Гваделупу, Доминику, Мартинику, Сент-Люсию, Гренаду, Нидерландские Антиллы, Арубу, Французскую Гвиану7. Во всех перечисленных странах издавна господствует католицизм, правда, позиции его в последние десятилетия несколько поколеблены в результате активнейшей деятельности разных американских протестантских миссий. Наибольших успехов добился протестантизм в Пуэрто-Рико (где протестанты образуют сейчас 28 % всего населения), Чили (28 %), Гаити (25,5 %), Гватемале (24 %) и Бразилии (22 %). Третья конфессиональная провинция - Малые Антильские острова и Ямайка - объединяет острова, которые длительное время принадлежали (а часть и теперь принадлежит) протестантским странам: прежде всего Великобритании, а также Дании. Это один из Больших Антильских островов - Ямайка, а также большинство Малых Антильских островов: Багамы, острова Теркс и Кайкос, острова Кайман, Виргинские острова США, Британские Виргинские острова, Ангилья, Сент-Китс и Невис, Монтсеррат, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины, Барбадос. На всех этих островах резко преобладают протестанты (англикане, адвентисты седьмого дня, пятидесятники, баптисты, методисты, моравские братья и др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32
|