p align="left">В III -II вв. до Р. Хр. Ветхий Завет (Танах) был переведен на греческий язык в связи с массовым переходом на него евреев диаспоры. В этом переводе, который стали называть Септуагинтой (поскольку его выполняли 70 толковников), оказалось на 10 книг больше (очевидно, переводчики работали с какими-то другими, отличными от масоретских рукописей, текстами). Этими 10 книгами были Вторая книга Ездры (у католиков - Третья книга Ездры), Книга Товита, Книга Иудифи, Книга Премудрости Соломона, Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Книга Пророка Варуха, Первая, Вторая и Третья книги Маккавейские. В сделанном в конце IV - начале V в. переводе Библии на латинский язык имеется еще Третья книга Ездры (у католиков она разбита на две части - Четвертую и Пятую книги Ездры), которой нет ни на еврейском, ни на греческом языках. К перечисленным книгам, которые отсутствуют в масоретской Библии, различные направления христианства относятся по-разному. Последователи Римско-католической церкви ввели их в канон, православные, хотя и включили их в Библию, но выделили как неканонические книги (полезные, назидательные, но не богодухновенные), протестанты же вообще их не признали и в Библию не включили. Что касается Нового Завета, то он безоговорочно принимается пода-вляющим большинством христиан (за исключением нескольких достаточно обособившихся групп). Новый Завет был написан намного позже Ветхого Завета - в I в. христианской эры учениками Иисуса Христа - апостолами - после его мученической смерти на кресте. В Новом Завете 27 книг. Это четыре Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния апостолов, 21 соборное послание апостолов (Послание Иакова, Первое и Второе послания Петра, Первое, Второе и Третье послания Иоанна, Послание Иуды, 14 посланий апостола Павла: к Римлянам, Первое и Второе к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, Первое и Второе к Фессалоникийцам, Первое и Второе к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям), Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис). Вопреки положению о единой церкви, которое содержится в Никео-Константинопольском символе веры, принимаемым большей частью христиан, в настоящее время христианство не представляет собой единого целого, распадаясь на большое число отдельных направлений, течений и деноминаций. Основных направлений пять: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство и несторианство. Из-за этой дробности дать общую характеристику вероучения, обрядности и организации христианства в целом очень трудно. Тем не менее есть ряд черт, присущих большинству его направлений и течений. В догматике к таким общим чертам относится вера подавляющего большинства христиан в единого Бога, выступающего в трех лицах: Бога Отца, Бога Сына (Иисуса Христа) и Бога Духа Святого, составляющих Божественную Троицу. Большинство последователей христианства считают Иисуса Христа Богочеловеком (т.е. имеющим два естества: божественное и человеческое). Важным положением христианства является вера в искупительную жертву Иисуса Христа, согласно которой Он сошел на землю, чтобы своей мученической смертью на кресте искупить грехи людей. Христиане верят также в воскресение Христа, вознесение Его на небо и в грядущее второе пришествие для свершения праведного суда над людьми. Для подавляющего большинства направлений христианства характерна, кроме того, вера в бессмертие души и посмертное воздаяние. В краткой форме главные догматы христианства изложены в трех исторических символах (исповеданиях) веры: Апостольском, Никейском (или Никео-Константинопольском) и Афанасьевском. При этом одни христианские конфессии признают в равной мере все три символа, другие отдают предпочтение конкретно какому-то из них, некоторые же протестантские деноминации не придают особого значения ни одному из символов. Древнейший из символов - Апостольский - был впервые сформулирован ранее середины II в. Этот символ пользуется большим авторитетом во многих христианских конфессиях, прежде всего в протестантских. В православии Апостольский символ практически вытеснен Никео-Константинопольским (принятым на двух первых вселенских соборах: I Никейском в 325 г. и I Константинопольском в 381 г.), который близок к Апостольскому, но более четко формулирует сущность христианского вероучения. Третий исторический символ веры - Афанасьевский (названный так по имени александрийкого епископа св. Афанасия Великого, жившего в конце III - IV в., которому приписывается его авторство1) - от двух других отличается строгим догматизмом и краткостью. В нем дана лишь сжатая формулировка двух важнейших положений христианского вероучения: о трех лицах Божества при единстве существа и о двух естествах Иисуса Христа при единстве лица. Большинство христиан признают необходимость совершения таинств -особых священных действий, призванных под видимым знаком дать верующим Божью благодать. Однако в вопросе о числе таинств, их понимании, форме и времени совершения разные направления христианства сильно расходятся, а многие протестантские конфессии вообще отказались от признания таинств, назвав их простыми обрядами. Культовая практика у христиан разных направлений тоже очень сильно различается. Наиболее торжественно богослужения проводятся в православных и других восточных церквах, а также у католиков. В большинстве протестантских деноминаций богослужебная практика, наоборот, отличается простотой (англикане в этом отношении занимают промежуточное положение). Разные христианские конфессии сильно различаются и по своей церковной организации. Только Римско-католическая церковь и несторианская Церковь Востока едины (каждая в отдельности) в организационном плане. И православие, и монофизитство делятся на значительное число самостоятельных поместных церквей. Протестантизм же не представляет собой единого целого не только в организационном, но и в доктринальном отношении и распадается на большое число течений (англиканство, лютеранство, кальвинизм, меннонит-ство, методизм, баптизм, пятидесятничество и др.), которые, в свою очередь, подразделяются на отдельные деноминации и церкви. Кроме того, в христианстве есть конфессии, которые трудно отнести к какому-либо из пяти основных его направлений. Христианство исповедовало в 1995 г., по данным известного английского религиеведа Дэвида Б. Барретта, 1928 млн. человек, т.е. 34 % населения мира. Таким образом, каждый третий человек - христианин. По численности приверженцев христианство почти вдвое превосходит вторую по влиянию мировую религию - ислам. Христианство является основной конфессией во всех странах Европы, кроме Албании и европейской части Турции, во всех странах Америки, Австралии и Океании, во многих государствах Центральной, Восточной и Южной Африки, а также в четырех государствах Азии - в Грузии, Армении, на Кипре и Филиппинах (еще в двух азиатских странах - Ливане и Южной Корее -христиане образуют более трети населения). Несмотря на то, что раньше христианство считалось преимущественно европейской религией, сейчас наибольшее число христиан сконцентрировано не в Европе, а в Америке - 697 млн. человек в 1995 г. (что составляло 36 % всего христианского населения земного шара). В Европе в 1995 г. жило 552 млн. христиан (29 % всех приверженцев этой религии), в Африке - 348 млн. (18 %), в Азии - 307 млн. (16 %), в Австралии и Океании - 24 млн. (1 %). Православие Одним из пяти основных направлений христианства является православие. В I тысячелетии обе ветви христианства - и восточная и западная, принявшие постановления Халкидонского собора, называли себя православными, или ортодоксальными (от гр. - православие). Однако после происшедшего в 1054 г. раскола название “православная” закрепилось за Восточной церковью. Считается, что православие было основано самим Иисусом Христом в 33 г. христианской эры в Иерусалиме. Из всех христианских направлений именно православию в наибольшей степени удалось сохранить черты и традиции раннего христианства. Главные положения православного вероучения содержатся в Никео-Константинопольском, или Никео-Царьградском, символе веры. Он был принят на I и II вселенских соборах, проходивших соответственно в 325 г. в Никее и в 381 г. - в Константинополе (Царьграде). Два других христианских символа веры - Апостольский и Афанасьевский - православные не отвергают, однако считается, что эти два символа веры покрываются Никео-Царьградским символом. Он состоит из 12 членов и подробно отражает те вопросы, из-за которых возникали споры и появлялись ереси. На II вселенском соборе было решено впредь не вносить в принятую на двух первых вселенских соборах формулу символа веры никаких изменений и дополнений, чтобы не исказить веру. И православные не нарушили это решение. Символ веры у православных звучит так: “Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым (то есть сотворившего все видимое и невидимое). И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век (то есть прежде всякого времени): Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша (то есть через Него все произошло). Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны (то есть за нас) при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день, по Писанием (то есть как было предсказано в Писании). И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца (то есть справа от Отца). И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым (то есть Он опять придет во славе, чтобы судить живых и мертвых), Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима (то есть Которому поклоняемся и которого славим вместе с Отцом и Сыном), глаголавшаго пророки (то есть Который говорил через пророков). Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение, во оставление грехов. Чаю (то есть жду) воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь”. Таким образом, православные верят в единого Бога, выступающего в трех лицах - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа - Божественную Троицу. Первый член символа веры посвящен Богу Отцу, который сотворил из ничего весь существующий мир. Далее - со второго по седьмой члены символа веры -говорится о Сыне Божьем - Иисусе Христе. По православному учению, Иисус Христос имеет два естества: божественное и человеческое. Он рожден (а не сотворен) Богом Отцом до сотворения мира. В своей земной жизни Иисус Христос был рожден Девой Марией в результате непорочного зачатия от Святого Духа. Важное место в христианском вероучении (как и в вероучениях многих других христианских конфессий) занимает вера в искупительную жертву Иисуса Христа - мученическую смерть на кресте, - принесенную Им ради спасения людей. Православные верят также в воскресение Иисуса Христа и вознесение Его на небо. Согласно православной догматике, обязательно произойдет второе пришествие Иисуса Христа, когда же оно случится, известно только Богу. После второго пришествия будет совершен Страшный суд и для праведников установится на земле Царство Божье. Восьмой член символа веры сообщает о Святом Духе, который, по православному вероучению, исходит только от Бога Отца. В девятом члене символа веры речь идет о Церкви, которая является единой, святой, соборной и апостольской. Единство церкви заключается в том, что Бог един и что единый глава Церкви - Иисус Христос. Святость церкви исходит от Бога. Церковь считается соборной (или кафолической), поскольку она полная, законченная и не нуждается в дополнениях. Церковь называется апостольской, так как она основана на Иисусе Христе и Святом Духе, посланных Богом Отцом, а также на апостолах, посланных Иисусом Христом для распространения его веры. Приобщение к Церкви происходит через крещение, о котором говорится в десятом члене символа веры. Православные считают, что в этом члене подразумеваются также и шесть других таинств. В одиннадцатом и двенадцатом членах символа веры сообщается о вере в воскресение из мертвых и в вечную жизнь. Православные верят в посмертное воздаяние: праведники, по православному учению, попадут в рай, а грешники - в ад. Символом у православных является крест, причем признается и четырех-, и шести-, и восьмиконечный крест. У православных существует семь таинств (священнодействий, во время которых под видимым знаком получается невидимая Божественная благодать). Это крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), исповедь (покаяние), брак, священство, елеосвящение (соборование). Крещение и причащение считаются евангельскими таинствами, поскольку они были установлены непосредственно Иисусом Христом. Крещение рассматривается как духовное рождение, во время которого умирает природный человек с его первородным грехом и рождается новый. В православной церкви крещение обычно совершается путем троекратного погружения крещаемого в воду. Причащение - это приобщение Тела и Крови Христовых, в которые, как считается, во время таинства прелагаются подаваемые для причащения хлеб и вино. Евхаристия имеет значение бескровной жертвы. Сразу же после крещения в православной церкви совершается таинство миропомазания. Оно означает всеобщее рукоположение в звание мирян, во время которого человек призван получить дар Святого Духа. Миропомазание совершается священником или епископом, а миро для него освящается собором епископов. Таинство исповеди (покаяния) имеет целью примирить человека с Богом. Если при крещении человек освобождается от первородного греха, то на исповеди человеку отпускаются личные грехи, допущенные человеком после крещения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32
|