реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Религии современного мира

реферат
p align="left">Позднейшая из основных амидаистских сект Японии - Дзи (яп. “пора”), основанная в XIII в., требует немедленного произнесения призыва к будде Амиде без какого-либо откладывания.

Численность последователей всех амидаистских сект составляет более 13 млн. человек. Большое число сторонников имеют секты Дзёдо-син и Дзёдо (соответственно 7 млн. и 6 млн.), секты же Юдзу нэмбуцу и Дзи относительно малочисленны (соответственно 100 тыс. и 40 тыс. адептов).

Наряду с амидаизмом в Японию в XII в. проник и дзэн-буддизм, сложившийся в Китае в начале VI в. (яп. “дзэн”, кит. “чань”, санскр. “дхьяна” означают медитацию). В Китае на учение чань оказали влияние как разные секты буддизма (например, Хуаянь), так и даосизм. В дзэн-буддизме, почитающем, как и Тэндай, Лотосовую сутру, подчеркивается неотделимость Будды от всего сущего. Основной целью объявляется достижение единства человека с божеством. Для этого используется практика медитации, прежде всего приемы, называемые “дзадзэн” и “коан”. При “дзадзэн” концентрация сознания достигается человеком, сидящим в так называемой позе лотоса, при “коан” то же происходит в процессе решения интеллектуальных задач путем парадоксальных суждений.

Дзэн-буддисты не придают большого значения ни догматике, ни ритуалам, ни призывам к Будде. Дзэн-буддист может даже хулить Будду, так как считает, что внешнее выражение своего отношения не существенно.

В настоящее время имеются три основные дзэн-буддийские секты: Сото, Риндзай, Обаку.

Секта Сото была основана в XII в. и связана своим происхождением с близкой по учению китайской сектой Цзаодун. Согласно учению Сото, пробуждение (“сатори”) чаще всего происходит при медитации, когда размышляющий сидит молча.

Секта Риндзай возникла в Японии в конце XII в. Прототипом ее в Китае была секта Линьцзи, основанная монахом такого имени в середине IX в. Характерной особенностью секты Риндзай является то, что в ней в процессе медитации широко используются размышления над парадоксами.

Намного позже, в XVII в., в Японии возникла еще одна дзэн-буддийская секта - Обаку, которая не противопоставила учение дзэн другим буддийским течениям, и в частности приняла амидаистскую практику обращения к будде Амиде (правда, сам Амида воспринимается в этой секте весьма своеобразно: как находящаяся в сердце человека природа будды). Для достижения пробуждения используются как “дзадзэн”, так и “коан”

Общая численность дзэн-буддистов в Японии превышает 6 млн. человек. Из этого числа на последователей секты Сото приходится 4 млн. человек, Рин-дзай - 2 млн. и Обаку - 100 тыс. человек.

В отличие от всех предыдущих сект, имеющих достаточно очевидные китайские корни, секта Нитирэн, созданная в середине XIII в. японским буддийским монахом такого имени (первоначальное название секты было иным - Хоккэ), не имеет прямых китайских прототиипов. Свое вероучение секта преимущественно основывает на доктринальных положениях школы Тэндай (и прежде всего, на Лотосовой сутре). Нитирэн выделяется среди других буддийских сект Японии фанатичностью и нетерпимостью ко всем инако-мыслящим, в том числе и к последователям большинства других японских буддийских сект.

Секта Нитирэн, подразделяющаяся на несколько фракций, весьма многочисленна: она имеет 21 млн. приверженцев.

Особое место среди буддийских сект Японии занимают так называемые метабуддийские секты, которые настолько обособились, впитав в себя отдельные элементы других религий, что их нередко не относят к буддизму, а считают “новыми религиями”. Речь идет, прежде всего, о сектах Нитирэн-сёсю, Рэй ю кай и Риссё косэй кай.

Нитирэн сёсю (яп. “Ортодоксальная школа Нитирэн”) возникла еще в конце XIII в., отделившись от секты Нитирэн. Как и в Нитирэн, вероучение в отколовшейся секте основывается на Лотосовой сутре. Но если в Нитирэн ее основатель (монах Нитирэн) почитается как бодхисаттва, то в Нитирэн сёсю его рассматривают как первоначального будду. Для секты была характерна весьма активная прозелитическая деятельность: проповедь своего учения членам секты предписывалось вести не только в Японии, но и во всем мире.

В 1937 г. было основано религиозное общество Сока гаккай (яп. “Общество создания ценностей”), принявшее вероучение Нитирэн сёсю и потребовавшее проведения социальных реформ в стране. В 1964 г. Сока гаккай в целях расширения своего влияния на разные стороны жизни страны создала свою политическую организацию - партию Комэйто (яп. “Партия чистой политики”), которая задумывалась как партия “третьего пути”. В настоящее время к Сока гаккай принадлежит 17 млн. жителей Японии.

Метабуддийская секта Рэй ю кай (яп. “Общество друзей духа”), основанная в 1925 г. (по другим данным - в 1930 г.), пытается сочетать две исходные идеи: добродетель Лотосовой сутры и важность почитания предков. Секта предписывает заботиться о неухоженных могилах и выражать благодарность и преданность предкам. В Рэй ю кай уделяется большое внимание рекреационной деятельности, а также моральному воспитанию членов.

Численность сторонников Рэй ю кай - около 5 млн. человек.

Одной из сект, отколовшихся от Рэй ю кай, является Риссё косэй кай (“Общество по утверждению истинного закона и совершенствованию верую-щих”). В первые годы своего существования секта увлекалась спиритизмом, однако позже главный акцент стал делаться на проповеди Лотосовой сутры. Большое значение в секте придается воспитанию верующих в духе буддийских принципов.

На групповых собеседованиях, которые весьма характерны для секты, помимо чтения и изучения Лотосовой сутры, организуются обсуждения персональных проблем приверженцев секты. Эти обсуждения призваны выявить личные недостатки членов секты и дать им возможность морально укрепиться.

Общая численность последователей Риссё косэй кай в Японии составляет 5,5 млн. человек.

Как уже отмечалось , среди буддистов Китая господствует школа Тянь-тай.

В Корее в настоящее время насчитывается 18 буддийских сект (школ). Синтез дзэн-буддизма (в форме Риндзай) и некоторых элементов амидаизма привел в этой стране к возникновению секты Чогё, которая сейчас объединяет четыре пятых всех буддистов страны.

В число буддистов Корее обычно не включают секту Вонбульгё, где махаянистское вероучение подверглось сильной трансформации. Секта объявила о своем стремлении “очистить” буддийскую доктрину: монахам было разрешено вступать в брак, женщины были допущены к совершению богослужений. Кстати, последние в секте в какой-то мере имитируют христианскую службу. Сторонников секты Вонбульгё (их часто называют вон-буддистами) насчитывается 1 млн. человек.

Во Вьетнаме из буддийских махаянистских сект наиболее влиятельны секты течения тхиен (кит. чань, яп. дзэн), и прежде всего секта Ламте (кит. Линьцзи, яп. Риндзай), а также амидаистские секты.

В своей совокупности последователи всех форм махаяны образуют 56 % общего числа буддистов. Поскольку махаяна в целом распространена севернее, чем тхеравада, ее иногда называют северным буддизмом. Махаяна явно преобладает среди буддистов Китая (ее исповедует часть китайцев, маньчжуров, корейцев, чжуан), Кореи, Японии и Вьетнама. Имеются махаянисты также среди буддистов Индии и некоторых других стран Азии.

Ваджраяна

Как отмечалось выше, ваджраяну рассматривают либо как самостоятельное, третье направление буддизма, либо как течение внутри махаяны.

Ваджраяна (санскр. “алмазная колесница”) отпочковалась от махаяны в VIII или IX в. по Р. Хр. По своим догматическим положениям она осталась близкой махаяне, однако в ней верующему обещана возможность спасения в течение одной жизни.

Культовая практика ваджраяны очень специфична. В частности, в ней большое значение придается магическим заклинаниям, с помощью которых, как считают адепты этого направления, можно мгновенно достичь нирваны. Важное место в ваджраяне занимает и практика медитаций.

Ваджраяна подразделяется на несколько сект. Бульшая часть их возникла в Тибете. Поскольку в сектах тибетского происхождения особое развитие получила такая черта, как почитание духовного наставника - ламы, то эту ветвь ваджраяны нередко называют ламаизмом (впрочем, с 1960-х годов данный термин стал постепенно выходить из употребления).

В настоящее время существуют следующие четыре основные “ламаистские” секты: Ньингмапа, Кагьюдпа, Сакьяпа и Гелугпа.

Старейшая из них - Ньингмапа (тиб. “старая школа”). Хотя ее истоки традиционно возводят к VIII в. и связывают с миссионерской деятельностью проповедников Падмасамбхавы и Шантаракшиты, до XII в. об этой секте нет почти никаких свидетельств. В вероучение Ньингмапы вошло немало элементов древней тибетской религии - бон. В качестве верховного будды признается будда Самантабхадра (а не Адибудда, как в других сектах). Большим почитанием пользуется и Падмасамбхава, который выступает как в божественных, так и в демонических формах. Учение Ньингмапы подразделено на 9 “колесниц”, из которых 5 последних представляют собой эзотерические учения о спасении. Наряду с выполняющими культовые действия специально подготовленными священнослужителями немалую роль в Ньингмапе играют и йоги.

По цвету головных уборов священнослужителей Ньингмапы эту секту иногда называют красношапочной (как, впрочем, и некоторые другие близкие к ней секты).

В настоящее время Ньингмапа распространена (вместе с иными “ламаистскими” сектами и другими религиями) в Непале, индийском штате Сикким, в области Чамдо в Тибете и на западе китайской провинции Сычуань. Она распадается на ряд подсект.

Если Ньингмаму порой называют примитивной и нереформированной сектой, то секту Кагьюдпа (тиб “следующие друг за другом наставления”), основанную в XI в., религиеведы определяют как полуреформированную. Кагьюдпа сформировалась в результате деятельности монаха и переводчика Марпы, его ученика поэта Миларепы и ученика последнего Гампопы. Догматика этой секты по сравнению с учением Ньингмапы достаточно тщательно разработана. Нирвана понимается как пустота. Дисциплина в секте не отличается особой строгостью, в частности ее монахам (как и монахам Ньингмапы) разрешено вступать в брак. Вместе с тем в секте придается большое значение аскетизму и медитациям, которые здесь весьма продолжи-тельны.

Кагьюдпа включает две главные подсекты, основанные в XII в.: Кармапа и Дугпа. Кармапа распадается на два еще более дробных подразделения, называемых по цвету носимых монахами головных уборов красношапочным и черношапочным. Дугпа также неоднородна и имеет три уровня: высший, идентичный “материнской” секте Кагьюдпа, низший, близкий к примитивному колдовству, и средний, занимающий промежуточное положение. Как и одну из ветвей Кармапы, Дугпу иногда называют черношапочной.

Дугпа распространена в Бутане, где она занимает господствующие позиции, и в области Ладакх в Кашмире, Кармапа - в Тибете (включая Чамдо), Непале и индийском штате Сикким. Сравнительно недавно руководство Кармапы организовало ряд центров в Великобритании, Франции и Северной Америке.

Еще одной полуреформированной “ламаистской” сектой (наряду с Кагьюдпой) является Сакьяпа, вышедшая из недр Ньингмапы во второй половине XI в. Свое название секта получила от организованного ее основателем Кончогом Гьялпо монастыря в юго-западном Тибете. Доктрина Сакьяпы известна под названием “Путь и плод” и заключается в том, что цель пути достигается в ходе его прохождения. Нирвана в секте рассматривается как пустота разума. Сакьяпа возглавляется потомками ее основателя по мужской линии.

Секта распространена в Тибете, однако ее последователи составляют там относительно небольшое меньшинство населения. Как и Ньингмапа и Кагьюдпа, Сакьяпа подразделяется на подсекты.

Гораздо более популярна, чем все ранее рассмотренные “ламаистские” секты, и значительно более монолитна секта Гелугпа (санскр. “школа добродетели”), которую обычно называют реформированной. Она была создана в начале XV в. тибетским религиозным деятелем и проповедником Цзонхавой (Цзонгкхапой), который, принадлежа к секте Сакьяпа, решил развить идеи, содержавшиеся в созданной в XI в. секте Кадампа, которая заявила о своей борьбе за чистоту буддизма (позже Кадампа фактически растворилась в секте Гелугпа). Цзонхава стал настаивать на строгом соблюдении правил монашеской дисциплины, содержащихся в Виная-питаке (одной из трех частей Трипитаки).

От монахов потребовали соблюдать безбрачие, им запретили есть мясо, употреблять алкогольные напитки.

В секте подчеркивается ступенчатость (ранжированность) пути к просветлению. Первая ступень - когда человек думает о благах жизни и не заботится о своем спасении; вторая ступень - когда человек, отвергнув радости бытия, заботится только о своем спасении; третья ступень - когда человек заботится о спасении всех людей. Для Гелугпы весьма характерен культ “перерожденцев” (“живых богов”), а также учение о “добром друге” (в роли которого выступает учитель - лама).

В связи с тем, что монахи Гелугпы носят желтые головные уборы (в отличие от монахов других сект, которые носят красные или черные), эту секту часто называют желтошапочной.

Последователи Гелугпы составляют большинство населения в Тибете (тибетцы, мэньба, лоба). Кроме того, сторонники Гелугпы образуют часть населения других регионов Китая: автономного района Внутренняя Монголия (монголы), провинций Сычуань (тибетцы, цян), Цинхай (тибетцы, ту), Ганьсу (сары-уйгуры), Юньнань (наси, пуми), Синьцзян-Уйгурского автономного района (ойраты) и т. д. К этой “ламаистской” секте относится также подавляю-щее большинство населения Тувы, часть населения Бурятии и Калмыкии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.