реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Религии современного мира

реферат
p align="left">В 1995 г. во всем мире, по очень приблизительной оценке, насчитывалось 324 млн. буддистов (что составляло 6 % населения планеты). Следует, однако, отметить, что в это число не входят исповедующие буддизм китайцы, поскольку переплетение трех основных вероисповеданий (конфуцианства, буддизма и даосизма) у этого народа настолько тесно, что определить численность сторонников отдельных религий весьма сложно.

Подавляющее большинство всех буддистов - около 321 млн. из 324 млн., то есть 99 %, - сосредоточено в Азии. Кроме того, по 1,5 млн. сторонников буддизма живет в Америке и в Европе (включая всю Россию, в том числе и ее сибирско-дальневосточную часть).

Основными районами распространения буддизма являются Юго-Восточная Азия (точнее, ее материковая часть), Восточная и Центральная Азия и в меньшей мере - Южная Азия.

В Юго-Восточной Азии буддийская религия преобладает во всех странах Индокитая (исключая Малаккский полуостров): Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Вьетнаме.

В странах Восточной и Центральной Азии (Китае, Монголии, Корее, Японии) буддизм повсюду весьма влиятелен, хотя и сосуществует с другими религиями.

В Южной Азии буддизм является основной религией только в двух, относительно небольших странах - Шри-Ланке и Бутане. В таких же огромных государствах, как Индия, Пакистан и Бангладеш, а также в Непале буддистами являются относительно незначительное меньшинство населения.

В России буддизма придерживается часть жителей Калмыкии, Тувы, Бурятии, а также Бурятского Агинского автономного округа Читинской области.

Большинство буддистов Америки живет в США (китайцы, японцы, корейцы, вьетнамцы и др.).

Как и иные религии, имеющие большое число сторонников, буддизм распался на несколько направлений, основными из которых в настоящее время являются тхеравада и махаяна. Нередко выделяется третье направление - вадж-раяна, однако некоторые исследователи рассматривают ее не как самостоятель-ное направление, а как течение внутри махаяны.

Тхеравада

О времени возникновения тхеравады (букв. на языке пали - “учение отцов”) существуют разные точки зрения. Некоторые исследователи считают, что это направление буддизма было создано наиболее фанатичными последователями Будды сразу же после его смерти. Другие же утверждают, что к I в. по Р. Хр. в буддизме сложилось сперва два основных направления - хинаяна и махаяна. Первое из них делилось на большое число школ, из которых сохранилась только тхеравада. Следует отметить, что тхеравадины (последователи тхеравады) очень не любят, когда их направление называют хинаяной, так как сторонники махаяны порой вкладывают в этот термин оскорбительный смысл.

В буквальном переводе “хинаяна” означает “малая колесница” -иносказательное обозначение для проповедуемого в этом направлении “узкого пути спасения”, требующего обязательного членства в сангхе (буддийской монашеской общине).

В тхераваде сохранен пантеистический характер раннего буддизма. Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама почитается не как божество, а как великий учитель, кристальной моральной чистоты человек, достигший просветления праведной жизнью и созерцанием и указавший людям путь к спасению.

Обрядность в тхераваде сравнительно проста и ограничивается проповедями, культом Будды, почитанием мест, где он жил, поклонение ступам (букв. на санскр. языке - “вершина”) - сооружениям, являющимся местом хранения буддийских реликвий или выполняющим функции мемориалов.

В тхераваде имеется ряд сект (школ), у каждой из которых есть свои специфические особенности.

Так, в Шри-Ланке представлены три секты: Сиам-никая, основанная в 1753 г., в период, когда местная сангха находилась в упадке, выходцами из Сиама (Таиланда), Амарапура-никая, созданная в 1803 г. и связанная своим происхождением с Верхней (Северной) Мьянмой, и Раманния-никая, занесенная в 1864 г. (по другим данным - в 1863 г.) из Нижней (Южной) Мьянмы.

Основная часть ланкийских буддистов (и прежде всего жители сельских районов) являются сторонниками секты Сиам-никая. В составе нее выделяются четыре подсекты: мальватте и асгирия в центральном, кандийском районе Шри-Ланки и котте и келания - в прибрежных районах.

В отличие от секты Сиам-никая Амарапура-никая наиболее влиятельна в городах.

Раманния-никая выделяется среди других сект тем, что наиболее решительно выступает за очищение буддизма и призывает к аскетизму.

В Мьянме действуют 9 сект (школ) тхеравады, из которых самой старой и многочисленной является Судхамма. Требования, предъявляемые этой сектой к своим последователям, не отличаются жесткостью: им разрешают пользоваться зонтиками и носить сандалии, жевать бетель1 , курить, обмахиваться веером во время повторения паритта (охранительных гимнов).

В другой функционирующей в Мьянме секте - Швегон - требования к адептам строже: они не могут жевать бетель после полудня, им не разрешается курить

Весьма своеобразна секта Двара-никая, в которой конкретные действия могут быть заменены движениями тела, словами или даже просто мыслями

Еще одна секта - Раманн, возникшая в Нижней (Южной) Мьянме, выступает за строгое соблюдение предусмотренного буддизмом образа жизни.

В трех других странах Индокитая - Таиланде, Лаосе и Камбодже -имеются две секты (школы) тхеравады: Тхаммают-никай и Маха-никай.

Тхаммают-никай настаивает на решительном очищении тхеравады от чуждых для нее элементов, проникших из других исповеданий - махаяны, брахманизма, родоплеменных верований, и требует строгого соблюдения монашеского устава. Секта эта сравнительно немногочисленна, но к ней принадлежат более просвещенные, более социально продвинутые слои населения. Что же касается секты Маха-никай, к которой относятся широкие массы населения, то предъявляемые ею требования к своим приверженцам довольно мягки.

Элементы тхеравады присутствуют и в вероучении одной из буддийских сект Японии - Рицу, о которой будет сказано ниже.

К тхераваде, по приблизительным подсчетам, относится 38 % всех буддистов. Ее часто называют южным буддизмом, так как она преимущественно распространена в южных районах Азии. Тхеравадины преобладают в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже. Сторонники тхеравады имеются также в Индии, Бангладеш, Непале, Вьетнаме, Малайзии, однако во всех этих странах они образуют сравнительно малочисленное меньшинство. Есть последователи тхеравады и в южных районах Китая (среди дай, лаху, ва, булан, ачан, дэан).

Махаяна

Махаяна была, согласно преданиям, основана крупным индийским богословом Нагарджуной (I в. по Р. Хр.). Термин “махаяна” буквально переводится с санскрита как “большая колесница” - аллегорическое обозначение широкого пути спасения, без обязательного вступления в сангху (монашескую общину). Таким образом, в махаяне спастись может не только монах, но и мирянин.

В отличие от тхеравады, для которой характерен пантеизм, махаяна политеистична. Если в тхераваде Сиддхартха Гаутама не бог, а человек исключительной моральной чистоты, то в махаяне он предстает как божество. Однако Сиддхартха только один из будд - будда Шакьямуни, наряду с ним признаются и сотни других будд: Адибудда (изначальный будда, творец мира), будда Амитабха (будда - создатель и властитель рая), будда Вайрочана (будда, олицетворяющий сияющий свет), будда Майтрея (будда будущего) и т. д.

Имеются в махаяне и другие объекты почитания: бодхисаттвы, архаты, пратьека-будды. Бодхисаттва (букв. на санскрите “существо, стремящееся к просветлению”) - это существо, добившееся права погружения в нирвану, но решившее остаться на какое-то время в сансаре (цепи перевоплощений), для того чтобы помогать в спасении другим живым существам. Архат (точнее, “арахат” - букв. “достойный”) - существо, прошедшее часть пути бодхисаттвы. Пратьека-будда (букв. на санскрите “независимый будда”) - индивид, достиг-ший личного просветления, но не намеренный оказывать помощь в спасении других.

Верят махаянисты также в злых духов и прочие сверхъестественные существа.

Если высшей целью в тхераваде является личное спасение, то махаянисты стремятся к достижению состояния бодхисаттвы, чтобы иметь возможность помогать в спасении другим живым существам. Помощь бодхисаттвы является, согласно учению махаяны, более важным инструментом спасения, чем личная воля. Кроме того, в отличие от тхеравады, махаяна призывает больше полагаться на сердце и интуицию, чем на интеллект.

Обрядность в махаяне значительно сложнее, чем в тхераваде, Культ состоит в поклонении большому числу будд и бодхисаттв, произнесению разных молитв и заклинаний.

Как и тхеравада, махаяна имеет значительное число подразделений, которые называют либо сектами, либо школами. Хотя основная часть этих сект имеет китайские корни, подавляющее большинство из них в Китае не сохранилось, приобретя в то же время многочисленных приверженцев в Японии.

Все японские буддийские махаянистские секты могут быть разделены на несколько основных групп: секты группы Нара, Тэндай, амидаистские, дзэн-буддийские, Нитирэн.

Наиболее ранними буддийскими сектами в Японии являются секты группы Нара. Их было некогда шесть, однако сейчас осталось только три: Хоссо, Кэгон и Рицу.

Ранее всего (с середины VII в. по середину VIII в.) формировалась секта Хоссо. Прототипом ее была основанная в VII в. в Китае секта Фасян (санскр. название - Дхармалаксане). Учение секты носит субъективно-идеалистический характер, в нем утверждается, что все вещи и явления не имеют реальной природы, а существуют только в сознании человека.

Секта Кэгон возникла в Японии в первой половине VIII в., причем ее прообразом стала китайская секта Хуаянь (санскр. Аватамсака - по названию одной из сутр2), сформировавшаяся во второй половине VII в. и приобретшая в двух следующих столетиях весьма большое влияние в стране, которое, однако, со временем сошло на нет. В секте Кэгон подчеркивается взаимозависимость всех вещей во Вселенной, которые по своей сути тождественны. Центральный храм секты - Тодайдзи, расположенный в Наре, является самым крупным деревянным сооружением в мире.

Третья секта группы Нара - Рицу (яп. “установление”), или Риссю (яп. “школа установления”), не является чисто махаянистской сектой: как указывалось выше, в ее вероучении присутствуют элементы тхеравады. Прототипом Рицу была китайская секта Наньшань, основанная в VII в. и успешно действовавшая в этой стране в течение нескольких столетий, но затем утратившая влияние. В Японию секта была занесена в середине VIII в. Согласно вероучению Рицу, главную роль в достижении нирваны играет неуклонное следование правилам порядка, установленным в Виная-питаке, однако определенное значение имеет и медитация.

Общая численность последователей сект группы Нара вместе с их ответвлениями - около 3 млн. человек.

Несколько позже, в начале IX в. в Японии стала действовать секта Тэндай, прототипом которой являлась китайская махаянистская секта Тяньтай, возникшая в VI в. и сохраняющая свое влияние в Китае вплоть до настоящего времени. Согласно учению Тэндай, все разновидности буддизма присутствовали в историческом разуме Будды с момента его просветления, причем предпочтение среди доктрин буддизма в секте отдается одной из наиболее известных сутр махаяны - Лотосовой сутре3. Тэндай (так же как и Тяньтай) учит о существовании трех стадий познания: пустоты, предположительного понимания и срединного понимания. На первой стадии уничтожается иллюзия от чувственного восприятия, в результате чего человек получает более совершенное знание. На второй стадии прекращается “загрязнение” мира, что спасает от всех имеющихся зол. Наконец, на третьей стадии познания разрушается галлюцинация, возникшая от неведения, и в результате разум просветляется.

Тэндай имеет в Японии 21 млн. последователей, являясь, одной из самых влиятельных буддийских сект страны. Десятки миллионов сторонников и у китайского аналога Тэндай - секты Тяньтай.

Амидаизм как течение в махаяне также возник сперва в Китае (V -VI вв.), а в Японию проник только в XII в. Основные положения амидаистского учения изложены в “Трех сутрах об Амиде”. В этих канонических текстах в качестве основной цели сторонников амидаизма объявляется второе рождение после смерти в “чистой земле” (раю), которое может быть осуществлено только с помощью правителя рая - будды Амитабхи (Амиды). В раю же достижение нирваны легко и гарантировано. Пути спасения в разных амидаистских сектах несколько варьируют.

Самая ранняя из амидаистских сект Японии Юдзу нэмбуцу (яп. “юдзу” -“слияние”, “нэмбуцу” - “обращение к Амиде”), образовавшаяся в начале XII в., наряду с амидаистскими доктринами вобрала в свое учение также некоторые доктринальные положения сект Кэгон и Тэндай. Последователи Юдзу нэмбуцу рассматривают формулу обращения к Амиде “Наму Амида буцу!” (“Слава будде Амиде!”) как призыв о спасении не только самих молящихся, но и других людей.

Возникшая в конце XII в. секта Дзёдо (яп. “чистая земля”), которая является аналогом сложившейся в V в. китайской секты Цзинту, считает, что условиями, облегчающими спасение человека, являются как добродетельный образ жизни, так и вера в будду Амиду, выражаемая произнесением формулы “Наму Амида буцу!”

Отколовшаяся в начале XIII в. от Дзёдо секта Дзёдо-син (“син” по-японски “истинная”) придерживается взгляда, что спасение зависит только от веры, а не от добрых дел и неуклонного соблюдения заповедей. Оно может быть достигнуто одним повторением формулы “Наму Амида буцу!” В связи с таким пониманием пути спасения требования, предъявляемые к монахам, в этой секте существенно ослаблены: им разрешено заводить семьи, употреблять в пищу мясо и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.