реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История ислама: от истоков к современной трансформации

реферат
p align="left">Так кого же называют ваххабитами на Северном Кавказе? И почему? В Дагестане, а затем в Чечне ваххабитами стали называть тех мусульман, которые подвергали критике традиционный для этих ре-гионов суфийский ислам, считая его заблуждением, отходом от ис-тинного божественного пути. Критика ваххабитов направлена против традиционалистов, в ней отрицается культ святых в исламе (почита-ние шейхов и устазов, посещение мест их захоронений - зияратов), посредничество между верующим и Богом. Ваххабиты выдвигали тре-бования ликвидировать надмогильные сооружения, мавзолеи, воз-двигнутые умершим духовным лидерам мусульман, прекратить ис-полнение суфийских ритуалов, в частности зикра. Они запрещали мусульманам просить заступничества у пророка Мухаммеда, утверж-дая, что он такой же человек, как все остальные мусульмане. Все су-фийские ритуалы ваххабиты считают заблуждением, более того - язычеством, а самих сторонников суфизма они не признают за мусульман, называя их мушрикинами (отступни-ками), против которых необходимо вести джихад. Некоторыми ис-следователями ваххабиты рассматриваются как реформаторы в исламе, преследующие цель очистить его от проникших в него элементов народной культуры, в том числе древних верований.

Однако практика деятельности ваххабитов на Северном Кавка-зе показывает, что их «реформаторство» в современных условиях - безусловный откат назад, в мрачное средневековье, со всеми вытека-ющими последствиями. Радикализм ваххабитов оказался неприемлем для северокавказского исламского традиционализма, формировав-шегося на базе этнокультурных особенностей региона, прошедшего длительную историю социальной и духовной адаптации в царской России, в советский и постсоветский периоды. Конфликт между вах-хабитами и их противниками на Северном Кавказе - не только кон-фликт теологический, политический, но и социокультурный. Здесь столкнулись не столько два ответвления «ислама», сколько кавказская культура с «бедуинизированной» (этот термин присутствует в общественном мнении чеченцев) культурой. В целом можно считать, что ваххабизм - навязанная мусульманам Северного Кавказа форма понимания ислама и соответствующего поведения, вступила в проти-воречие с традиционной культурой его народов. Радикализм ваххаби-тов и неприятие его местными традиционалистами приводил не про-сто к идейным разногласиям, но к столкновениям между их сторон-никами, часто завершавшимися кровопролитием. По мере укрепле-ния позиций ваххабитов, активного вовлечения их в политический процесс, предъявляемые ими требования все более носили экстре-мистский характер, что вызывало негативную реакцию со стороны традиционного духовенства, предпринявшего идейную и политичес-кую борьбу со сторонниками «чистого ислама» [5, С. 63].

Важнейшим фактором, резко политизировавшим и военизиро-вавшим ваххабизм, стала война в Чечне 1994-1996 гг., в которой принимали участие как дагестанские, так и чеченские ваххабиты. Ряд успешных операций, проведенных ваххабитами, и так называемая «победа Чечни» создали им ореол защитников мусульман, укрепили их религиозно-политические позиции среди верующих. Воспользо-вавшись благоприятной для них послевоенной политической ситуа-цией, ваххабиты и их лидеры навязывали народам Дагестана, Чечни новые стандарты социального и духовного поведения. Под их воздей-ствием к Чечне, а затем и в «кадарской зоне» Дагестана вводится в действие шариат, на основе норм которого предпринимались попыт-ки регулировать быт, образ жизни и мышление мусульман. Ваххабиты высказывали идеи создания «кавказского халифата», установления «исламского порядка», «исламизации всего мира» (подобные нере-альные, более того - провокационные для чеченского народа идеи, часто озвучивались в местных средствах информации М. Удуговым и его «ведомством»). Под воздействием ваххабитов в 1996 г. и.о. прези-дента Чечни 3. Яндарбиев отменяет светские законы, распускает суды и вводит Уголовный кодекс - шариат. Взамен светским судам повсе-местно создаются суды шариатские, укомплектованные исключи-тельно ваххабитами или их сторонниками, на практике широко ис-пользуется шариатская форма наказания: казни, бичевание винов-ных.

Укрепление ваххабизма в Дагестане проявилось в образовании исламского анклава в кадарской зоне - в селениях Карамахи, Чабан-махи в 1998 г., где также отменяется действие федеральных законов и провозглашается шариат. В Дагестане образуется новая религиозная структура - объединение ваххабитов Дагестана под названием «Исламский Джамаат Дагестана», которое имело тесную связь с по-левым командиром эмиром Хаттабом. Часто в СМИ и даже о специ-альной литературе, последнего до сих пор считают иорданцем, этни-ческим чеченцем. Так, В.Бобровников и А.Ярлыкапов пишут, что Хаттаб - «потомок кавказских махаджиров из Чечни, обосновавших-ся в Иордании (по другим сведениям - в Саудовской Аравии)». Дан-ное пропагандистское клише, к тому же не соответствующее действительности, - из серии античеченских. Хаттаб не является потомком тех чеченцев, которые от преследований царизма вынуждены были покинуть свою родину и обосноваться в странах мусульманского Вос-тока. На самом деле он араб, бывший гражданин Саудовской Аравии, но не Иордании (по некоторым сведениям две его родные сестры проживают в США и являются владельцами крупных магазинов по торговле оружием). По сообщениям средств массовой информации, Хаттаб имел и имеет тесные контакты с террористом №1 - Усамой бен Ладеном.

«Исламский Джамаат Дагестана» важнейшей своей целью объ-являл свержение пророссийского дагестанского правительства и ос-вобождение Дагестана от присутствия российских войск. Этому пла-ну предшествовали ряд кровавых столкновений между сторонниками тарикатов и ваххабизма, нападения ваххабитов на федеральные воен-ные подразделения в Дагестане. Некоторые эксперты полагают, что действия дагестанских ваххабитов были продиктованы стремлением защитить себя от коррумпированной местной, республиканской вла-сти и поддерживающего их федерального центра. Не отрицая этого, за-метим, что деятельность ваххабитов была более обширной и разно-плановой, их замыслы имели не только локальный, но глобальный акцент.

Руководство Дагестана в начале 1998 г. от вербальных методов борьбы с ваххабитами перешло к физическому насилию. Правоохра-нительные органы разгромили ваххабитские центры в Махачкале, подвергли избиению и аресту молодых ваххабитов. В ответ разгромленные дагестанские ваххабиты совершают «хиджру» - переселение во главе со своим лидером, зачинателем ваххабизма в Дагестане Багаутдином Мухаммадом (Кебедовым), в Чечню. Багаутдин Кебедов принимал непосредственное участие в формировании ваххабитского центра в Гудермесе и организации шариатских судов в Чечне. Его ак-тивная религиозно-политическая деятельность временно была пре-рвана в результате военного конфликта между ваххабитами и тарикатистами, происшедшего 14 июня 1998 г. в Гудермесе. Ваххабиты Кебедова были разгромлены боевиками полевого командира Сулимы Ямадаева. Указом А.Масхадова ваххабизм в Чечне был запрещен, объявлены персонами нон грата Хаттаб, Багаутдин Кебедов, Гариб Шашани (член Верховного Шариатского суда ЧРИ) и эмир ваххаби-тов Урус-Мартана Абдурахман. Однако ваххабиты в Чечне не были полностью разгромлены из-за вмешательства В.Арсенова и Ш.Басаева, которые практически стали на их защиту. На базах Хатта-ба и Басаева в Чечне дагестанские ваххабиты совместно с чеченскими проходили военную и «идейно-политическую» подготовку. Также существовали школы подготовки ваххабитов в Буйнакском районе под руководством эмира Джураллы Раджабова. Некоторые ваххабиты были замешаны в насилии над людьми, террористических актах и в похищениях людей. В 1999 г. деятельность исламистов (в данном слу-чае мы имеем в виду ваххабитов) приобретает угрожающий общест-венный характер. На президента Чечни А.Масхадова, муфтия му-сульман Чечни А.-Х.Кадырова и на ряд чеченских чиновников, бо-ровшихся с террористами, совершаются покушения, часто заверша-ющиеся их гибелью. Когда на муфтия Кадырова было совершено чет-вертое по счету покушение, унесшее жизнь четверых его племянни-ков, он по чеченскому телевидению заявил, что «у него нет иных врагов, кроме ваххабитов» [1, С. 118].

Так называемое полное шариатское правление в Чечне на деле оказалось полной дискредитацией шариата, самого президента Чечни и Конституции, на которой зиждилась его власть. А.Масхадов ничего не смог противопоставить экстремистам, начавшим открытое наступ-ление на законную власть, традиционный образ жизни чеченцев. Не-смотря на введенное шариатское правление, ничего не делалось по пресечению деятельности преступных групп, похитителей людей, краж и грабежей, совершавшихся на территории Чечни, по элемен-тарному улучшению условий жизни людей и обеспечению безопасности их существования. Шариатские суды оправдывали преступников за взятки. Известны случаи, когда преступников, совершивших изна-силование женщин и убийство людей, осуждали на условные сроки, мотивируя тем, что преступники - мусульмане, а пострадавшие - иноверцы. Подобная «справедливость» формировала в чеченском народе резко негативное отношение к сторонникам «чистого исла-ма», коими считают себя ваххабиты, укрепляла в общественном мне-нии точку зрения, что осуществляется намеренный подрыв основ ис-лама.

Радикализм и экстремизм ваххабитов породили непримиримые религиозные противоречия между мусульманами Северного Кавказа и всей России, которые долго еще будут сохраняться. Политизиро-ванный ислам, в том числе его ваххабитская разновидность, - свер-шившийся факт и на Северном Кавказе, и в России в целом. Несмотря на разгром ваххабизма в Дагестане, он не сошел с политической сцены. Принятый дагестанским парламентом указ о запрете ваххабизма как исламского экстремизма, конечно же, будет способствовать пресечению деятельности ваххабитов, но в условиях возможного углубления демократических процессов в России подобные запрети-тельные меры, можно предположить, подвергнутся отмене. Ваххабизм вновь зай-мет свою нишу в религиозной и политической жизни Дагестана.

Экономическая и политическая стабилизация на Семерном Кавказе, равно как и во всей стране, также может привести к «возрождению» ваххабизма, но в специфической форме. Это будет ваххабизм, извлекший уроки из своего нынешнего поражения. В ус-ловиях кризиса общества политический радикализм ваххабитов оста-ется привлекательным для бедных людей, маргинальной части му-сульманской молодежи, оппозиционных местной пли федеральной власти сил. Современные модернизационные процессы в России не снижают рост недовольства людей своей жизнью, а, наоборот, заметно его увеличивают. Преследования сто-ронников ваххабизма, запретительные меры заведомо провальны и могут иметь негативные последствия. Свой внутренний мобилизационный ресурс ваххабизм не исчерпал, его демонтаж не состоялся, по-этому его активизация в несколько иной форме и иными методами вполне допустима. Кроме того, внутри российского мусульманства возможно возобновление дискуссии по фундаментальным проблемам ислама, которую могут навязать «ваххабиты», что усилит тенденцию к расколу среди мусульман.

Заключение

В мире живет около миллиарда исповедующих ислам. Общины этой религии есть более чем в ста странах мира, а в двадцати восьми ислам - государственная религия. В числе традиционных мусульманских стран или стран с подавляющим влиянием ислама - Иран, Ирак, Афганистан, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман, Бруней, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Бангладеш, Марокко, Египет, Тунис, Ли-вия, Алжир, Мавритания, Сомали, Судан, Иордания, Сирия, Турция, Ин-донезия, автономная Палестина в составе Израиля и др. На территории бывшего СССР ислам исповедует большинство коренного населения го-сударств Средней Азии, Азербайджана. В России огромно его влияние в Татарстане, Башкортостане, Дагестане, Чечне, Ингушетии, в других рай-онах и республиках. Ислам имеет немалое распространение в Европе на Балканском полуострове (Албания, некоторые республики бывшей Юго-славии). В последние годы исламский (мусульманский) фактор в мире зна-чительно усилился. Часто, не без некоторой опаски, в Европе и Америке говорят об исламском фундаментализме (т.е. наиболее строгом и ортодок-сальном исламе). Последние события в Чечне и на Северном Кавказе не-редко также связывают с исламским фактором, видя в них следствие ре-лигиозной розни. С такой точкой зрения трудно согласиться.

Дело в том, что религии мира не делятся на «плохие» и «хорошие», на «агрессивные» и «мирные» и т.п. Можно утверждать, что ни одна тради-ционная религия не учит злу. Зло в мире происходит не от религии, а от людей, которые отходят от идеалов этих религий, пользуются ими для достижения своих земных целей. Столкновения между людьми порож-даются политическими разногласиями, экономическими противоречиями, недостатками воспитания и др. Говорят, что ислам - воинственная рели-гия, призывающая к войне с неверными - газавату (с ар. набеги). Но, вероятно, нет религии, которая не стремилась бы охватить своим влияни-ем весь мир, которая не делила бы людей на своих и чужих... Воинствен-ные черты в учении ислама безусловно существуют, но они образовались исторически и отнюдь не являются главной, ключевой его характеристикой.

Ислам - это одна из великих мировых религий, сложнейший мир неповторимой (и подчас непонятной христианам-европейцам) культуры, философии, удивительного жизненного уклада и быта, своеобразного мироощущения.

Возрождение интереса к средневековой мусульманской философии, к традициям рационализма произошло во второй половине XIX в., озна-меновавшейся коренной ломкой традиционных структур восточного об-щества. Арабская общественность ознакомилась с публикациями тру-дов виднейших философов и теологов Средневековья. Представители различных идейных направлений на мусульманском Востоке, обратив-шиеся к изучению духовного наследия, придавали большое значение критике европоцентристских толкований значимости арабской культу-ры, философии и религии, попыток отрицать самобытность арабомусульманской мысли.

Интерпретация духовного наследия мусульманского мира в настоя-щее время является предметом идейной полемики и острых дискуссий.

Многие мусульманские теологи и религиозные деятели традициона-листской направленности отстаивают безусловный приоритет религиоз-ной и культурной самобытности арабов. Они сводят понятие духовных ценностей прошлого к исламской религии и призывают к возрождению «подлинного» ислама времен его основателя - пророка Мухаммеда, исходя из тезиса, что «наследие повторяет себя». Наследие ислама, по мнению традиционалистов, не может являться предметом научно-исто-рических исследований. Они настаивают на строгом следовании выра-ботанным в эпоху Средневековья традиционным подходам к сакраль-ным текстам, подчеркивают незыблемость традиции прошлого и непре-рекаемость мнения религиозных авторитетов. Для их позиции характер-но резко критическое отношение к рационалистическому анализу рели-гиозных догматов. Традиционалисты отвергают учения средневековых арабо-мусульманских мыслителей, ориентировавшихся на античные мо-дели философствования, как явление, коренным образом чуждое исла-му, или дают этим учениям религиозно-теологическое толкование.

Оппоненты теологов традиционалистского толка, в том числе свет-ские, видят в наследии прошлого - и в религиозном, и в философ-ском- действенный фактор, положительно влияющий на эволюцию общественно-политической мысли и сознание людей. Они стремятся выявить в средневековой арабо-мусульманской мысли те рационалисти-ческие тенденции, которые, по их убеждению, наиболее созвучны со-временности. В качестве выдающихся достижений мутазилитской традиции отмечаются признание решающей роли разума в процессе по-знания, оценка разума как высшей инстанции при решении мировоззренческих, в том числе религиозных, вопросов, утверждение свободы человеческой воли, призыв к активной созидательной деятельности.

Созданная законодательная база позволила несколько ограни-чить агрессивность зарубежных проповедников и доморощенных экстремистов в навязывании населению своих взглядов, вовлечении граждан в противоправную деятельность, включая призывы к неподчинению законным властям, а также вербовку в бандформирования, действующие на территории Чеченской Республики. В то же время, учитывая серьезность проблемы, ее тесную связь с такой весьма дели-катной сферой, как права человека, вероятно, есть смысл внести соответствующие дополнения и коррективы в федеральное законодательство. С такого рода инициативой выступало, в частности, руководство Ингушетии.

Кроме того, ясно, что одними запретами проблемы не решить. Необходим комплекс мер, которые, не затрагивая прав верующих, позволили бы кардинальным образом изменить ситуацию. Среди таких мер - преодоление раздробленности и узконациональной ориентированности духовных объединений, вплоть до воссоздания единого Духовного управления мусульман Северного Кавказа; упорядочение государственно-церковных отношений, включая создание для этих целей соответствующего государственного органа по примеру многих зарубежных государств, в том числе и ближневосточных, (нелишне обратиться и к опыту деятельности в советский период Совета по делам религий); оказание разумной государственной поддержки в восстановлении и строительстве культовых сооружений [1, С. 67].

Федеральной и региональным властям, а также официальному мусульманскому духовенству объективно нужно будет считаться с процессом ревивализма в исламе и сопровождающим его радикализ-мом, прилагать значительные усилия по нейтрализации экстремизма. Сегодня, как никогда, необходима программа включения молодых мусульманских сил в созидательный процесс. В противном случае молодые российские мусульмане легко могут пополнить ряды воюющих ваххабитов. Без взаимной толерантности, постоянно действующего диалога как внутри мусульман, так и между разными конфесси-ями, между властью и верующими никак не обойтись. Выработка и осуществление соответствующей политики отношения к верующим, причем разных конфессий, различимых внутри конфессиональных ориентаций, могли бы способствовать миру и стабильности в России.

Литература

1. Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе.- М., 1985. - 129 с.

2. Акаев В. «Северокавказский ваххабизм» - разновидность исламского радикализма.// Научная мысль Кавказа. - Ростов-на-Дону. - 2000. - № 3.- 130 с.

3. Баранов А. Ваххабиты как концептуальная угроза.// Правда. - 1999. - № 5. - 8 с.

4. Бартольд В.В. Ислам. - М., 1966.- 228 с.

5. Богдасаров С. Две стороны исламского фактора. - М., 2003. - 112 с.

6. Большаков О.Г. История халифата. Ислам в Аравии. - М., 1969. - 380 с.

7. Бородай А. Исламские угрозы - мифы, реальность. - Ростов-на-Дону, 2004.- 224 с.

8. Васильев Л.С. Религии Востока. - М., 1999. - 390 с.

9. Газизов О. Звон колоколов и призыв к намазу. - М., 2001.- 214 с.

10. Ибн Хишим. Жизнеописание посланника Аллаха. - М., 1994. - 360 с.

11. Ирвинг В. Жизнь пророка. - М., 2002. -314 с.

12. История религий Востока. - М., 1983. - 365 с.

13. Ислам в современных республиках Северного Кавказа. - Ростов-на- Дону., 2002. - 167 с.

14. Климович Л.И. Ислам. - М., 1965. - 319 с.

15. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М., 1986. - 315 с.

16. Корнева Т.Р. Исламский фактор в межнациональных конфликтах. - М., 2004.- 118 с.

17. Кудрявцев Л.В. Ислам на Северном Кавказе. - М., 2001. - 204 с.

18. Лайпанов Б. Ислам в истории. - М., 2001. - 177 с.

19. Максуд Р. Ислам. - М., 2000. - 296 с.

20. Массе А. Ислам (пер. с франц.). - М., 1982. - 225 с.

21. Михайлов П. Ислам в России. - М., 2993. - 164 с.

22. Панова В. Жизнь Магомета. - М., 2003. - 516 с.

23. Пиатровский Б.М. Коранические сказания. - М., 1997. - 318 с.

24. Поликарпов В.С. История религий. - М., 1994. - 230 с.

25. Сандбаев П.С. Ислам и общество. - М., 1975. - 185 с.

26. Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. - М., 1963. - 224 с.

27. Смирнов Н.А. Пятьдесят лет исламоведения .Т. 4. - М., 1973. - 516 с.

28. Тишков В.А. О природе этнического конфликта.- М., 2003. -246 с.

29. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. - М., 1976. - 414 с.

30. Хапаху П.А. Религия и Кавказская война. - М., 1996. - 214 с.

31. Шидфар Б.Я. Очерки арабо-мусульманской культуры. - М., 1971. - 614 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.