реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История ислама: от истоков к современной трансформации

реферат
p align="left">Основоположником шиитской религиозной доктрины считается принявший ислам иудей из Йемена Абдалла ибн Саба, выступивший предтечей крайних шиитов (середина VII в.). С его именем связывают пропаганду идеи о том, что каждый пророк, в том числе Мухаммед, имел помощника, или «восприемника духовного завещания» (васи). У Моисея таковым являлся Аарон, у Иисуса - апостол Петр. Мухаммед же, согласно Абдалле ибн Саба, личным распоряжением избрал Али своим преемником в учительстве и правлении и ясно предназначил его к этому. Поскольку же Мухаммед был лучшим из пророков, то Али объ-являлся лучшим из воспреемников завещания, чем подчеркивалась изб-ранность и его рода.

Сам Али весьма настороженно относился к появившимся в его ок-ружении людям, боготворившим и обожествлявшим его. Али сознатель-но отдалил от себя Абдаллу ибн Саба за неумеренные восхваления, компрометировавшие его кумира в глазах правоверных. Сохранился рассказ о том, что однажды Али приказал сжечь группу людей, провозг-ласивших его Господом, дарующим благо, и не поддавшихся на его уве-щевания. Со словами «Теперь мы знаем, что ты - действительно Бог, потому что только Бог наказывает огнем» они с достоинством приняли смерть [10, С. 218].

Оформление религиозного учения шиизма приходится на период утверждения династии Аббасидов с конца VII до середины VIII в. Культ мученичества Али, умершего от ран после покушения, и его сына Хусайна, убитого под Кербелой в 680 г., способствовал превращению ши-изма в религиозное течение.

Предпосылки для зарождения множества течений и ветвей шиизма, а также образования различных догматических школ и сект содержа-лись в раннем шиитском движении (вторая половина VII-начало VIII вв.). С одной стороны, они обуславливались неудачей внутреннего курса самого Али, спровоцировавшего споры в стане своих сторонни-ков, а также отсутствием единства внутри самого рода Али. С другой стороны, раннешиитское движение не обладало собственным идейным источником (роль которого впоследствии стали играть сборник изрече-ний халифа Али «Путь красноречия» и труды создателей шиитской дог-матики) и опиралось на общий для всех приверженцев ислама источ-ник - Коран. Единый принцип передачи духовной власти преемникам Али - имамам (араб. руководители общины) изначально не был уста-новлен, что создавало сложные, порой неразрешимые проблемы при определении законного претендента. После кончины каждого шиитско-го имама возникали разногласия о преемнике, и каждая алидская ветвь отстаивала интересы своего ставленника. Однако при различных трак-товках принципа передачи власти в шиитской среде признание исклю-чительного права Алидов на верховенство в мусульманской общине ос-тавалось незыблемым [18, С. 73].

Шииты, как и сунниты, считают Сунну вторым источником мусуль-манского вероучения. В отличие от последователей суннизма шииты воспринимают авторитетами первого класса четвертого «праведного ха-лифа» Али. Свои священные предания шииты обычно именуют ахбар (араб. изве-стия, сообщения). Шииты отвергают те предания, которые восходят к соратникам Мухаммеда - заведомым противникам Али. Шиитские ахбары более позднего происхождения по сравнению с суннитскими. Их своеобразная канонизация относится к X-XI вв. Из шиитских собира-телей мусульманского священного предания прославились Мухаммед аль-Куммии (ум. 903г.), аль-Кулайни (ум. 939г.), Мухаммад ат-Туси (ум. 1067/8 г.)[27, С. 390].

В Средние века шла интенсивная разработка религиозно-философ-ской системы шиизма, разделившегося еще в VII в. на два основных на-правления - умеренное и крайнее, которые, в свою очередь, распались на многочисленные школы.

Основные положения шиитской доктрины власти, признанные современными последователями шиитского вероис-поведания, были выработаны к началу X в. В последующие века шел процесс кодификации шиитской догматики, углубления ее философско-го обоснования. Основные аргументы шиитские теологи черпали из Ко-рана и Сунны. Поскольку в Коране отсутствует прямое упоминание Али, то шиитские комментаторы прибегли к аллегорическому толкова-нию отдельных коранических выражений, чтобы обосновать право Алидов на верховное руководство мусульманской общиной-государст-вом (имамат). Шииты считают, что Коран в редакции, осуществленной по приказу халифа Османа, подвергся фальсификации путем изъятия мест, посвященных Али и его семье, они отрицают подлинность неко-торых сур. Шиитская традиция хранит множество преданий, которые содержат, по мнению шиитов, ясные указания на то, что Мухаммед на-значил Али своим преемником, имамом и эмиром правоверных.

Учение об имамате стало основополагающим в шиизме. Имамы из рода Али рассматривались как единственно законные и полномочные представители Аллаха на земле. Расколы и разногласия в шиизме вы-звал прежде всего вопрос о передаче права на имамат тому или иному потомку Али. В соответствии с шиитской доктриной имамат представ-ляет собой милость Божью, своего рода продолжение пророчества. Имамат существует только в силу «божественного установления», кото-рое передается устами Пророка или предшествующего имама. Если по представлениям суннитов имам не может обладать сакральными свой-ствами, то шииты наделяют своих имамов сверхъестественными каче-ствами. Признание божественной природы имамата обуславливает веру шиитов в непогрешимость имамов, в авторитет их учительства и необ-ходимость безоговорочного им повиновения. В религиозно-философ-ской трактовке имамат предстает как важнейшая космическая сила, как эманация предвечного божественного света. Шииты считают, что имамы не нуждаются в дополнительных источниках влас-ти, каковой, например, для суннитов является иджма - согласное мнение мусульманской общины. Шииты умеренного направления пропове-дуют веру в «имама данного времени», без которого невозможно спасе-ние души мусульманина. Наставления и предписания «имама данного времени» должны восприниматься как истина в послед-ней инстанции, поскольку он является носителем сакрального знания, ему ведом скрытый от непосвященных смысл Корана и тайная суть со-бытий человеческой истории вплоть до Судного дня [24, С. 106].

Сторонники «крайнего» шиизма в своем большинстве проповедова-ли идею обожествления Али и представителей его рода. Мусульман-ские теологи и ересиографы различали три формы обожествления лю-дей: зухур («проявление») - отражение божественной силы в человеке; иттихад («единение») - соединение божественного и человеческого начала в одной душе и хулулъ («воплощение») - инкарнация божества в человеке, человеческая природа которого при этом изменяется в боже-ственную. Если мнения богословов относительно зухур расходились, то вторая и третья формы обожествления отвергались как суннитами, так и шиитами умеренного толка. В то же время умеренные шииты (имамиты) ревностно защищали «божественную сущность» имамата и пред-ставление об абсолютной непогрешимости и сверхъестественных зна-ниях его носителей [6, С. 124].

В шиизме, в отличие от суннизма, активно культивируется культ му-ченичества. Шиитами придается исключительное значение идее вели-чия страданий за веру, воплощенной в трагической судьбе ряда шиит-ских имамов, начиная с Али и его сына Хусайна. В практике шиизма нашел широкое применение принцип такийя (араб. осмотрительность, благоразумие) - «благоразумное скрывание своей веры», т. е. право говорить и совершать то, что противоречит вере из соображений личной безопасности или во имя интересов общины единоверцев, оставаясь при этом в душе преданным своей религии.

Пятым халифом стал глава противников Али - Муавия. Сохранились воспоминания о том, что пятый халиф покровительствовал поэтам и ученым. После него государственная и религиозная должность халифа пере-давалась только по наследству - от отца к сыну. Впослед-ствии власть халифов постепенно ослабела, и этот титул во-обще перестал существовать.

Признавших Муавию стали называть суннитами (сунна с ар. образец, пример). Суннит - это тот, кто следует традиции, Сунне - второму после Корана источнику мусульманского ве-роучения, содержащему изречения и описания деяний Мухаммеда. Сунниты не признают возможности посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда и, следовательно, отрицают особую святость Али. Они считают законными всех четырех халифов: Абу Бакра, Омара, Усмана и Али [12, С. 250].

Сун-низм является самым крупным направлением в исламе, почти 90 % мусульман в мире исповедуют суннитский ислам. Сунниты составляют большинство мусульманского населения всех стран мира ислама, за исключением Ирана и Ирака, где они уступают по численности шиитам. Полное наименование суннитов - «люди Сунны и согласия общины» (ахль ас-сунна ва-лъ-джамаа) - отражает важные принципы традиционного ислама - приверженность ислам-ским ценностям, зафиксированным в священном предании, и идее руко-водящей роли общины в решении жизненно важных проблем. К основ-ным формальным признакам принадлежности к суннизму относятся: признание законной власти четырех «праведных халифов»; отсутствие сомнений в достоверности шести «канонических» сборников хадисов; принадлежность к одной из четырех правовых школ суннизма (маликитской, шафиитской, ханифитской или ханбалитской). В отличие от шиитов сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и лю-дьми после смерти пророка Мухаммеда, не приемлют идею о «божест-венной» природе Али и праве его потомков на духовное верховенство в мусульманской общине.

Суннитская догматическая система считается наиболее характерной для ислама в целом и, несмотря на фактическое отсутствие общеприз-нанного и единого для всех мусульман-суннитов комплекса догматов, нередко идентифицируется с исламским «правоверием».

Хронологически суннизм оформился вслед за шиизмом как негатив-ная реакция на его становление. В X-XI вв. суннизм приобрел конту-ры самостоятельного течения, которое воспринималось, прежде всего, как противопоставление шиитскому исламу. До настоящего времени термин «суннит» имеет менее четкое смысловое наполнение, нежели термин «шиит», и только в случае использования его в качестве антите-зы этому термину становится действительно значимым. Несмотря на наличие у суннитов и шиитов множественных точек соприкосновения, в различные исторические периоды социальная напряженность в отде-льных частях мира ислама провоцировала суннитско-шиитские проти-воречия. При отсутствии факторов, порождавших конфликтные ситуа-ции, сунниты и шииты мирно уживались друг с другом. В конце XX столетия по мере усиления роли «исламского фактора» с присущей ему ярко выраженной политической окраской суннитско-шиитские разно-гласия интенсифицировались как на уровне межгосударственных отно-шений (военные конфликты Ирака и Ирана), так и во внутренней жизни отдельных стран (Ливан, Саудовская Аравия). Все же во многих случа-ях эти противоречия либо носили второстепенный характер, либо их преодоление не вызывало исключительных трудностей. В лоне сунниз-ма не возникли особые секты, что отличает его от шиизма.

90 % мусульман мира - сунниты. Это течение сохраняло целостность в отличие от шиитских и дру-гих течений ислама. Шииты преобладают в Иране, Ираке, Ливане, Йемене, Бахрейне. В других странах -Пакистане, Афганистане, Индии, Сирии, Азербайджане, Таджикиста-не - их меньшинство. Шиитские общины встречаются во всех мусульманских странах, в том числе и суннитских [8, С. 211].

Некоторые ученые считают, что шииты получили большинство в Иране потому, что персы не хотели принимать ислам из рук завоевате-лей-арабов и выразили таким образом свой протест.

Особую роль в современном мире играет такое движение как ваххабизм.

Идеи возврата к «золотому веку» раннего ислама вдохновляли религиозные движения протеста различной социа-льно-политической направленности. В середине XVIII в. в Аравии воз-никло ваххабитское движение, сыгравшее большую роль в жизни мусу-льманского мира. Свое название оно получило по имени аравийского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба (1703/4-1792 гг.), который разработал религиозное учение, вдохновленное ханбалитскими идеями [2, С.54].

Оно не содержало новых догматов, и было обращено к истокам мусульманства, к жизни пророка Мухаммеда и его последователей. Однако ваххабитская проповедь обладала резкой политической заостренно-стью. Религиозному многообразию, царившему в Аравии, основатель ваххабизма противопоставил доктрину строгого таухида - единобо-жия, которая рассматривалась как ось ислама. Руководствуясь принци-пом «нет никого, кто был бы достоин возвеличения или поклонения за исключением Аллаха», ваххабиты считали основателя ислама человеком, который не может быть объектом обожествления. К числу «неугодных Аллаху» религиозно-догматических новшеств вахха-биты причисляли культ святых и паломничество к местам их захороне-ний, идолопоклонничество, магию, колдовство и другие пережитки языческих верований. Возрождая в исламе линию крайней непримири-мости, выработанную ханбалитами, их идейные наследники - вахха-биты - призвали вернуться к Корану и «неповрежденной» Сунне, очи-стить первоначальную «истинную» религию от последующих наслое-ний. В европейской литературе ваххабитов нередко называли «пурита-нами» или «протестантами» ислама. Подобное сравнение ваххабизма с европейскими течениями средневековой Реформации осуществлялось по чисто формальному признаку, и можно говорить лишь о внешнем сходстве двух явлений, совершенно различных по своему обществен-но-политическому содержанию.

Ваххабиты осуждали роскошь, алчность и ростовщичество, воспе-вали культ бедности и проповедовали «братство» мусульман и их еди-нение под знаменем своего учения. Ваххабизм призывал к «священной войне» против неверных, объявляя отступниками всех, кто не примкнул к ним. Ваххабизм отличал крайний фанатизм в вопросах веры и экстре-мистский подход к борьбе со своими противниками. Ваххабитская про-поведь была прежде всего направлена против официального «отуреченного» ислама, олицетворявшего господство турок-османов в исконно арабских землях. К числу своих непримиримых противников ваххабиты относили османских наместников-«узурпаторов» и их султана, незакон-но присвоившего себе титул халифа, а также «отступников» персов-ши-итов. Антитурецкая направленность ваххабизма имела своей конечной целью изгнание турок и объединение всех арабских территорий под знаменем «чистого» ислама.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.