реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История ислама: от истоков к современной трансформации

реферат
p align="left">Место захоронения Ибрахима-Авраама в роще около палестинско-го города Хеврон стало священным и для мусульман, и для иудеев, и для христиан. (Крестоносцы называли этот город «Крепостью святого Ав-раама», а арабы - «другом Бога - Авраама».) Где-то здесь стоял свя-щенный дуб, под сенью которого Авраам принимал трех библейских Ан-гелов. В двадцатые годы нашего века в этих местах велись большие археологические раскопки. Ученые обнаружили плиты от весьма загадоч-ного циклопического сооружения и остатки корней огромного дерева.

Если в тех районах Аравии, которые имели связи с внешним миром, были хорошо известны религии иудаизма и христиан-ства, то в центре и на крайнем юге полуострова, где кочевники жили изолированной жизнью, господствовало язычество. Каж-дое племя имело своих богов, свой культ и свои святыни. Мно-гие арабы с древности поклонялись священным камням-идолам. Небольшие священные камни кочевники возили с собой на вер-блюдах. Но здесь, как и в землях евреев, очень рано стали скла-дываться общие для всех арабов религиозные представления. Единая религия служила для укрепления связей между племе-нами и для предотвращения войн и конфликтов, Она стала скла-дываться вокруг самого сильного племени - курейшитов, в землях которого стояла Мекка. [8, С. 264].

В этом богатом торговом городе находилась самое уважа-емое святилище арабов - Кааба, ставшее главной святыней ислама и сохранившееся до наших дней. Слово Кааба означает куб. Это здание кубической формы, высотой 15 метров, углы которого сориентированы по частям света. Сверху Кааба всегда накрыта четырьмя черными полотнищами, на которых золотом вышиты слова из Корана. В северо-восточной части находится дверь. Она расположена на высоте двух метров от земли, и поэтому, чтобы попасть внутрь, надо приставлять специальную переносную лестницу. В восточном углу храма, на высоте около полутора метров в стену вмонтирован «Черный камень» в дорогой серебряной оправе. Сейчас это три соединенных между собой осколка черновато-красного цвета, предположительно метеоритного происхождения. Считается, что камень - это символ могущества Аллаха, посланный Богом на землю и подаренный первочеловеку Адаму, По пре-данию, сначала этот камень был белым яхонтом (древнерус-ское название рубина или сапфира), но от поцелуев людей - грешных и несовершенных, почернел. Мусульмане верят, что настанут времена, когда после Страшного Суда грехи людей будут искуплены, и камень вновь побелеет [10, С. 116].

Мусульмане очень берегут свою святыню. Считается, что камень никогда не покидал этого места, кроме единственного случая: в X в. его захватили и увезли с собой сторонники од-ного из воинствующих направлений в исламе. Черный камень удалось вернуть только через 20 лет. А совсем недавно - в 1980 году Каабу и священный камень захватила группа тер-рористов, утверждавшая, что среди них находится новый про-рок. Святыню пришлось брать штурмом, а все мятежники были убиты.

Сама Кааба - это прообраз, воплощение небесного храма Аллаха, его Трон. Первым создателем этого святилища считается сам Адам. Когда Бог изгнал его из рая, Адам очень тосковал по храму, в котором привык мо-литься в райских кущах, поэтому и получил его точную копию на земле. Во время всемирного потопа храм разрушился, а Исмаил вместе с отцом - Ибрахимом заново отстроили его. Напротив входной двери в Каабу нахо-дится небольшое сооружение, в котором хранится камень с отпечатками че-ловеческих ног. Мусульмане верят, что это ноги самого Ибрахима: во вре-мя строительства камень, поддерживаемый небесными силами ангела Джабраила (Гавриила), висел в воздухе, выполняя роль строительных ле-сов. Считается, что около стены Каабы похоронены Исмаил и его мать (арабы называют ее не Агарь, как в Библии, а Хаджар).

С древности Кааба была центром, объединяющим арабские племена, поэтому во времена молодости пророка Мухаммеда, т. е. в начале 7 века, по преданию, в ней находились 360 идолов божеств, почитавшихся в разных частях полуострова. Это явно свидетельствует о существовании язычества у древних арабов. Во времена молодости Мухаммеда храм Каабы и соседние здания были основательно реконструированы под руководством визан-тийского мастера, который оказался заброшенным в этот далекий край после кораблекрушения в Красном море. В работах прини-мал участие и молодой тогда пророк ислама. Когда Мекка стала центром новой религии, Мухаммед приказал выбросить из Каа-бы всех идолов и стереть со стен языческие изображения.

Вокруг Каабы проходит мощеная дорожка, по которой паломники совершают ритуальные обходы святилища, а не-вдалеке находится и священный источник Земзем, тоже зак-люченный под крышу здания. Вода источника, конечно, счи-тается священной. Вокруг Каабы возведены стены и построено много замечательных сооружений. Этот комп-лекс - священное место для всех мусульман, куда каждый из них в течение жизни должен обязательно совершить паломни-чество. Во время молитвы верующие, где бы они ни находи-лись, всегда обращают свое лицо в сторону Каабы [10, С. 120].

Еще в древности арабы признали своим единым Бо-гом Аллаха - Творца и всеобщего покровителя. Ничто в мире не совершается без воли Аллаха или его знания об этом. Люди, сознавая всемогущество Аллаха, должны быть ему полностью покорными. Властвуя над всем и опекая все свои творения, Аллах милостив, милосерден и всепрощающ по от-ношению к человеку. Но всем, кто не хочет верить в него, Ал-лах, по мнению мусульман, посылает тяжкие наказания.

Само слово Аллах происходит от арабского ал-илах, что буквально означает божество. Он не имеет облика, а те мес-та в Коране, где говорится о его способности видеть, слышать и сидеть на троне, мусульмане обычно предлагают восприни-мать иносказательно и символически.

Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, его первых и основных адептов, но и всех народов ближневосточного региона, а также иран-цев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов Средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значитель-ной части населения Африки. В результате арабского завоевания и под прямым воздействием ислама складывались не только судьбы народов «исламского мира», но и их культурные традиции, идейный багаж, нормы быта и морали, мифо-поэтические и эпические образы и предания, которые и сегодня во многом определяют их жизнь. Конечно, покоренные арабами страны и на-роды сохраняли и развивали собственные доисламские культурные традиции, - тем более это относится к странам, куда ислам проник мирным путем. Однако на протяжении веков почти абсолютного господства ис-лама доисламские традиции либо безвозвратно уходили в прошлое, либо настолько преобразовывались, исламизировались, что практически свелись лишь к национально-культурной специфике. Разумеется, эта специфика весьма дорога каждому из народов исламского мира, так как отражает его лицо и придает ему оригинальный собственный облик. И в этом смысле ее нельзя недооце-нивать, считать чем-то второстепенным. Однако важно подчеркнуть, что у любого из мусульманских народов она с лихвой перекрывается комплексом норм и пред-писаний общего для всех них ислама.

2. Роль личности пророка Мухаммеда в становлении догматов

ислама.

Пророк Мухаммед является реальным историческим персо-нажем. Ислам не наделяет его какими-либо сверхъестественны-ми качествами, хотя рассказ о его жизни, как и жизни любого великого человека, тем более основателя религии, оброс много-численными легендами и преданиями. В очень кратком варианте этот рассказ обычно сводится к следующему.

Мухаммед родился в Мекке около 570 года нашей эры и принадле-жал к племени курейшитов. Его отец умер, находясь в путешествии, че-рез два месяца после рождения сына (а по другой версии еще до его рож-дения) и, в любом случае, не видел его. Свое раннее детство Мухаммед провел в степи, взятый, по местному обычаю, на воспитание одной из пастушеских семей. Однажды, как рассказывает предание, с ним про-изошло необычайное событие. Когда мальчик играл, к нему подошли двое мужчин в белых одеяниях. Это были ангелы. Один из них держал в руке таз, наполненный ослепительным снегом. Они схватили Мухаммеда, повалили на спину, рассекли ему грудь, вынули сердце и, основательно прочистив его снегом «от греха и нечистоты», вложили обратно. Затем ангелы закрыли грудную клетку мальчика и удалились. Воспитатели, при-влеченные криком другого ребенка - свидетеля всех событий, увидели только мертвенно-бледного Мухаммеда, стоявшего около шатра.

Вскоре воспитатели вернули загадочного мальчика в Мекку к мате-ри. Но мать пророка была болезненна и вскоре умерла. Некоторое вре-мя мальчика воспитывал мудрый дед Абд-эль Мутталиб, служивший хранителем ключей от главного мекканского храма - Каабы, в котором арабы молились в то время многочислен-ным идолам. Затем за воспитание принялся дядя будущего пророка Абуталиб - энергичный, практичный и не особенно, видимо, религиозный.

Несмотря на то, что Мухаммед происходил из древнего уважаемого рода, предки не оставили ему никакого наследства. Юноше пришлось за-ниматься традиционным делом тогдашних молодых мужчин-арабов: па-сти стада, погонять верблюдов и помогать проводить торговые карава-ны. В 12 лет он отправился с дядей в далекое путешествие в Сирию. В пути впечатлительному мальчику являлись волшебные видения, и не-сколько раз случались события, исполненные загадочного смысла. В Сирии у него произошла очень важная встреча. Когда караван отды-хал у стен монастыря, в котором жили христианские монахи, к арабским пришельцам вышел один святой старец. Он увидел юного Мухаммеда и тут же пригласил его к себе в келью, где сообщил, что по движению сол-нца и облаков, а также по тому, что написано в древних христианских книгах, он предрекает мальчику будущее великого пророка. Так основа-тель ислама впервые столкнулся с христианством. Позже, когда Мухам-мед вновь посетил Сирию по торговым делам, он, вероятно, продолжал знакомиться с христианским учением.

До 24-х лет Мухаммед находился в услужении у своих дядьев. Он был человеком правдивым, искренним, прямым, очень развитым и зна-ющим. За эти качества окружающие уважали и любили его. Однако внешне жизнь Мухаммеда мало отличалась от жизни других соплемен-ников. Крутой поворот в его судьбе произошел на 25-м году жизни, когда судьба столкнула будущего пророка с его же двоюродной сестрой и бо-гатой мекканской купчихой Хадиджой. В это время она была вдовой, похоронившей уже двух мужей. Сначала Хадиджа просто наняла Мухам-меда для торговой поездки в Сирию во главе богатого каравана. Путе-шествие прошло более чем успешно: видимо, в то время Мухаммед был весьма деловым и практичным человеком. Но вскоре Хадиджа, которой было в то время уже сорок лет, полюбила своего слугу и приказчика. Она сама, через верного раба, сделала ему предложение «руки и сердца. Конечно, окружающие шептались, осуждая «неравный брак», но Мухам-мед с радостью и благодарностью принял предложение. Он не ошибся, потому что именно жена первой поверила в особую миссию пророка после первого явления ему ангела Джабраила, оказала Мухаммеду моральную и материальную поддержку в самый решающий момент его жизни. Лю-бовь и признательность пророка к жене была столь велика, что он, воп-реки существовавшим у арабов обычаям многоженства, до самой ее смер-ти не брал себе других жен. Образ Хадиджи в исламской религии стал образом идеальной жены-мусульманки.

40-летнему Мухаммеду явился ангел, который открыл ему удивительную способность говорить стихами от имени самого Аллаха. Теперь пророк постоянно получал откровения с неба и сообщал их людям. У него не было никаких сомнений в том, что он совсем даже не автор Корана, а только передатчик Небесных книг, писанных самим Богом. Мухаммед всегда уверял, что ровным счетом ничего никогда не сочинял и не имеет к сообщаемым, стихам никакого отношения. От-кровения могли посетить его и ночью во время сна, и самым ярким днем. Иногда Мухаммед, в предчувствии божественного озарения, начинал дрожать всем телом, покрывался каплями холодного пота. В этот момент он мог упасть, поэтому часто предусмотрительно ложился на землю [11, С. 78].

Сначала пророк сообщал свои откровения только жене и самым близ-ким людям. Как и все великие пророки, Мухаммед поначалу был очень одинок и всеми гоним. Небольшая группа поверивших ему первых пос-ледователей постоянно подвергалась оскорблениям со стороны язычни-ков, а однажды в драке пролилась и первая кровь за ислам: один из мо-лодых мусульман в пылу ударил язычника верблюжьей челюстью, разбив ему голову. К сожалению, эта кровь в истории ислама стала не последней.

На Мухаммеда обрушились и личные беды: умерли дядя-воспитатель и жена Хадиджа, оставившая ему трех дочерей. В исламе считается, что Бог построил ей на небе прекрасный дом из большой цельной жемчужины... Ов-довевший пророк женился вновь на тридцатилетней вдове одного недавно об-ратившегося мусульманина, но не по любви, а желая спасти и защитить ее от издевательств. Их совместная жизнь была недолгой и кончилась разво-дом: доброе и гуманное отношение друг к другу не заменило любви. Вслед за этим Мухаммед заключил семейный союз с молоденькой Айшой - до-черью одного из твердых последователей и вождей ислама Абу Бекра.

Над головой пророка продолжали сгущаться тучи. Гонения теперь распространялись не только на Мухаммеда, но и на весь его род. Убить его соплеменники не решались, но лелеяли планы вынудить «неудобно-го человека» навсегда уйти из Мекки. Чувствуя постоянное преследова-ние, он вступил в тайное соглашение с жителями соседнего города Ясриба, где язычников тоже было большинство, но местные жители так устали от религиозных войн, что готовы были принять кого угодно, лишь бы он навел порядок. Кроме того, Ясриб был городом-конкурентом Мекки и принимал новую веру как бы ей «в пику». Конечно, в этом городе были и немало последователей Мухаммеда с его новой религией. Позже Ясриб переименовали в Медину (что означает город пророка).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.