p align="left">Ад же представляет собой воронку, состоящую из кругов. Мучают грешников огнем. После смерти человек попадает в рай или ад в зависимости от своих заслуг и деяний и, разуме-ется, веры в Аллаха. Но всем умершим еще предстоит Страшный суд. Согласно представлениям мусульман, он бу-дет происходить на Земле, и все люди должны будут пройти над бездной по острию лезвия. Праведники спокойно преодо-леют этот путь. Аллах вложит в руку каждого человека кни-гу, в которой будут описаны его деяния. Праведники получат ее в правую руку, а грешники - в левую. Так как Бог находится выше всякой нравственности, в мире не существует понятий - добро и зло, хорошо и плохо. Хорошо то, что угодно Богу, предписано им![15, С. 233]. Человек не может ничего свободно выбирать, менять и никогда не действует самостоятельно, а только по повелению Аллаха. Раз все заранее предусмотрено, то добрые дела нельзя рассматривать как заслугу человека, а злые, как его грех. Это Богу было угодно сделать одних праведниками, а других мерзавцами и грешниками. Какие деяния могут быть расценены как нехорошие? На все, в том числе и на это, - воля Аллаха. Ведь мы уже знаем, что человек не свободен в своих действиях. Единственное, что можно сказать твердо: в ад попадут те, кто не верил в единого Бога, пророка Мухам-меда и в учение о Страшном Суде. Так как Бог видит и знает все, любое притворство человека в вопросах веры, то его не-искренность тоже является непростительным грехом [15, С. 236]. Как видно из этого короткого изложения, вероучение му-сульман имеет много общего с христианством, но и сильно отличается от него. Это можно объяснить едиными (хотя и далекими) корнями двух мировых религий. Некоторые хрис-тианские богословы и религиоведы рассматривают ислам как искаженный и огрубленный вариант христианства, приспособ-ленный к более примитивному общественному укладу. Мнение исламских богословов, естественно, абсолютно противополож-но: с их точки зрения христианство есть «недозревший ислам». Каждый мусульманин имеет религиозные обязанности - предписания. Их пять. 1. Исповедовать веру в Аллаха («Нет Бога, кроме Алла-ха, и Мухаммед пророк его» - произносит каждый новооб-ращенный в ислам после ритуального омовения). 2. В течение дня необходимо совершать пятикратную мо-литву (намаз). Все ритуалы (поклоны, чтения) строго рег-ламентированы, и путать их ни в коем случае нельзя. 3. Мусульманин должен соблюдать пост (ураза), который длится целый месяц - рамадан. Первоначально он прихо-дился на лето, но после реформы календаря стал приходить-ся на весну. В течение рамадана отмечаются памятные даты - праздники. В пост нельзя есть и пить в течение всего свето-вого дня (исключение делается для больных и стариков). В эти дни запрещены развлечения, а в мусульманских странах даже отмечается спад деловой активности. В пост нельзя ве-сти военные действия. 4. Мусульманин обязан платить налоги и творить милос-тыню для спасения собственной души (в мечеть, нищему, калеке). Обязательная доля налога составляет 1/40 часть дохо-да, кроме этого он должен вносить и дополнительную часть добровольно. 5. Каждый мусульманин должен один раз в жизни совер-шить паломничество в Мекку (хадж) и исполнить там ряд священных обрядов, включая семикратный обход Каабы, це-лование «черного камня», пробег между священными холма-ми, жертвоприношение овец и т.д. Совершивший все это по-лучает зеленую чалму (зеленый - цвет ислама) и титул хаджи [19, С. 74]. Священный день мусульман - пятница. Она называется джума (день собраний), т.е. день обязательного полуденного сбора всех здоровых совершеннолетних мусульман в мечети для молитвы и слушания проповеди. Исследователи объясня-ют выбор этого дня исторически. В Медине было много иуде-ев, которые почитали субботу, пятница же для них была ка-нуном праздника и торговым днем. Пророк Мухаммед собирал своих сторонников и единоверцев именно в базарный день, когда скопление людей было максимальным. Молитва начиналась в разгар жаркого полдня, после окончания торга. Это не отвлекало людей от их коммерческих дел. В традиции ислама есть и другие объяснения значения пятницы, в частно-сти как небесного праздника - «Дня щедрости Аллаха». Для общественной молитвы последователи ислама собира-ются в мечети (от ар. Масджид - место, где совершают по-клоны). В отличие от православного храма мечеть не освеща-ется и не считается особым сакральные (от лат. sacer -- священный) сооружением. Она скорее является молельным до-мом и может дополнительно выполнять функции общественного здания. Мечеть имеет один или несколько минаретов (от ар. минара - маяк) - башен квадратного или круглого сечения, с которых провозглашается начало молитвы. Внутри большого зала находится михраб - углубление, направленное в сторо-ну Мекки, рядом с ним - специальная кафедра для проповед-ника. При входе в мечеть мусульмане омываются в специаль-ном водоеме для того, чтобы обрести ритуальную чистоту (главным образом омывается лицо, рот и горло). Иногда совер-шается и полное омовение (после долгого пути, особых случа-ев осквернения). Так как ислам распространен в южных жар-ких и засушливых странах, допускается «омовение» песком. Внутри мечети молящиеся пребывают без обуви, которую сни-мают при входе. Пол мечети устлан коврами. Женщины молят-ся отдельно от мужчин в отгороженных частях зала либо на вер-хних галереях. Самая основная мечеть в городе называется соборной. Главная мечеть всех мусульман находится в Мекке (с храмом Кааба посередине). Священнослужители в исламе не несут на себе особой боже-ственной благодати. Они являются знатоками Корана, ритуа-лов, просто хорошо образованными людьми. В богослужении участвуют имамы (руководители), хатыбы (проповедники) и мудзины (призывающие к молитве). Имамам соответствуют муллы (от ар. маула - господин, повелитель), которые могут действовать и вне мечети (например, быть судьями, преподава-телями). Мулла обычно выбирается верующими из своей сре-ды. Мусульманские священнослужители проходят подготовку в специальных учебных заведениях - медресе (от ар. мадра-се - изучать). Глава большого территориального объединения мусульман-суннитов и высшее духовное лицо называется муф-тий (с ар. высказывающий мнение) [25, С. 93]. Каждый мусульманин обязан участвовать в джихаде, хотя, джихад трактуется в исламском богосло-вии неоднозначно (существует иносказательное, нравственное его понимание). Совокупность правил поведения мусульманина в обще-ственной и личной жизни называется шариат (букв. правиль-ный путь). В исламском обществе существуют специальные религиозные суды шариата. Кроме еженедельного празднования пятницы мусульмане отмечают еще несколько праздников. 27-го числа месяца ра-мадана празднуется «Ночь предопределений». Именно в эту ночь было начато ниспослание Корана Мухаммеду. Все му-сульмане проводят ее, бодрствуя и, как правило, в мечети. Счи-тается, что в эту ночь происходят чудеса. По окончании постного месяца празднуется ураза-байрам - радостный праз-дник «разговения», длящийся 3-4 дня и сопровождающий-ся раздачей милостыни и походами на могилы предков [24, С. 167]. Через 70 дней после окончания поста отмечается самый главный праздник - курбан-байрам - праздник жертвоп-риношения животных в память о том, как Ибрахим (Авраам) собирался принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила (Исаака). В этот день в семье совершается большая трапеза, люди ходят в гости друг к другу. Празднуется день рождения Мухаммеда, день его путеше-ствия в Иерусалим. Этот город считается мусульманами мес-том вознесения пророка на небо. У различных направлений в исламе есть свои праздники и памятные даты. Таким образом, можно сделать вывод о том, что вероучение му-сульман имеет много общего с христианством, но в то же время огромное количество принципиальных различий. Исследователи мировых религий объясняют это явление едиными, хотя и очень далекими, корнями двух мировых религий. Некоторые хрис-тианские богословы и религиоведы рассматривают ислам как искаженный и огрубленный вариант христианства, приспособ-ленный к более примитивному общественному укладу. Мнение исламских богословов, естественно, абсолютно противополож-но: с их точки зрения христианство есть «недозревший ислам». Спор о преимуществах той или иной религии, об их основных положениях, законах и порядке отправления религиозных обрядов не смолкает и в наше время, принимая все более острые формы. 2. Раскол ислама. Шииты. Сунниты. Ваххабиты. Ислам подразделяется на несколько направлений, ведущими из которых являются шиизм и суннизм, имеющий наибольшее число приверженцев в мусульманском мире. Их появление связано прежде всего с политическими мотива-ми и борьбой за власть в мусульманской общине, которая сопровожда-лась бурной богословской полемикой. Халифа Усмана, при котором в основном сложился Коран, ожидала весьма символическая смерть. Уже при его жизни среди последователей Мухаммеда начались раздоры. Многие считали, что Усман чрезмерно покровительствует близким родственникам и отступил от идеалов аскетического (воздержанного и строгого) ислама. Те, кто был недоволен правлением этого халифа, составили против него заговор. Группу заговорщиков возгла-вил египетский наместник, а поддерживала ее любимая жена пророка -- Айша. Сначала делегация египтян, прибыв в Медину, строго потребовала от Усмана прекратить обогащение его родни. Усман согласился, но отпра-вил в Египет тайное письмо, призывающее казнить всех посланцев, когда они вернутся домой. Египтяне перехватили письмо и возмущенные ворва-лись в дом халифа. Усман вышел к мятежникам, держа в руках Коран, но был на месте разрублен на куски. Кровь халифа пролилась на священную книгу. Теперь этот экземпляр Корана свято сохраняется как ценнейшая реликвия мусульман в Самарканде (правда, говорят, есть еще книги Ко-рана со следами крови, хранящиеся в других городах)[15, С. 258]. После убийства Усмана началась острая борьба за власть в халифате. Победил в этой борьбе очередной зять Мухаммеда-Али (и одновременно его двоюродный брат). Началась длительная и кровопролитная гражданская война, расколов-шая единое религиозное течение ислама на два лагеря. Среди противников Али были так называемые Омейяды (родствен-ники халифа Усмана), в их лагере находилась и любимая жена Мухаммеда - Айша. В 661 г. Али был убит фанатиком за то, что пытался примириться с Омейядами [6, С. 185]. Однажды Али, которому, очевидно, надоела бессмысленная война, проявил чрезмерную уступчивость и сговорчивость, упустив из-за этого очередную крупную победу. Желая отомстить, один мусульманин из груп-пы непримиримых фанатиков смертельно ранил Али, когда тот выходил из мечети. Умерший в тяжелых муках халиф стал считаться трагической фигурой в исламе. И сторонники, и противники той группировки, в ко-торую входил Али, одинаково рисуют его непонятым, но правдивым, набожным и благородным человеком. Али-халиф признан святым всеми мусульманами, но пос-ле его смерти ислам раскололся на два направления: шиитов и сунни-тов [12, С. 101]. Одна из ветвей ислама - шииты (шиа с ар. приверженцы) признают законным только четвертого хали-фа - Али. Они являются сторонниками наследственной духов-ной власти потомков Али, которых называют имамами (букв. стоящий впереди, предводитель). Всего шииты признают 12 имамов после Али, причем 12-й - тайный, скрытый (по тра-диции, он таинственно исчез, но явится перед Страшным су-дом). Сунну шииты признают не целиком, а выборочно. Шииты по-особому понимают Коран. Название и содержание 16-й суры - «Пчелы», например, они трактуют как намек на тайное, скры-тое учение о божественной мудрости, которая разлита в мире, как нектар в цветах. Так же как пчелы собирают этот нектар, люди должны по кап-лям копить свое знание о Боге. Али у шиитов почти равен по значению Мухаммеду. Их культ отличается от культа суннитов, большое значение при-дается рассказам о мучениках-святых. Авторитетные религи-озные деятели называются аятоллами (букв. знамение Ал-лаха). Шииты отмечают собственные памятные даты, в том числе траурный праздник Шахсей-Вахсей [17, С. 164]. Один из очень почитаемых святых у шиитов - третий имам, сын Али по имени Хусейн. В память о его трагической гибели и отмечается этот день. Люди искренне плачут у себя в домах, на улицах и площадях. В городах вывешиваются траурные флаги и транспаранты. Центром праздника становится процессия, участники которой в чувствах бьют себя в грудь кулаками и камнями, а иногда наносят себе кровавые раны. Сцена смерти Хусейна и эпизоды из его жизни подробно разыгрываются в осо-бом представлении. Участники траурных церемоний постоянно повторяют фразу: «Шах Хусейн, вах, Хусейн!» (Царь Хусейн, увы, Хусейн!). По-этому этот праздник и называют Шахсей-Вахсей. Для шиита не считается грехом в случае необходи-мости прикинуться суннитом. С VII по XX в. среди шиитов выделилось множество направ-лений и сект, поэтому шиитское течение иногда (и очень ус-ловно) сопоставляют с протестантизмом в христианстве. Уже в VIII в. сформировались два направления - умеренные и радикальные шииты, которые с течением времени существенно модифицировались. Изначально шиизм не представлял собой новую систему религиозного характера и только с течением времени приобрел догматическое оформ-ление. Политическое течение в лице шпат Али (партия Али) зародилось в период правления третьего «праведного халифа» Османа. Побудитель-ным мотивом ее возникновения стал спор о преемстве в духовном и светском руководстве общиной: был выдвинут аргумент в пользу Али как претендента на верховную власть - его родство с основателем ис-лама (он был двоюродным братом пророка Мухаммеда и женат на его дочери Фатиме). Подчеркивались также выдающиеся личные качества Али. Шиитская традиция рисует его истинным героем легенды, идеаль-ным рыцарем ислама: набожным, чуждым честолюбия и стяжательства, храбрым воином, искренним и щепетильным в моральных вопросах. После трагической гибели Али в 661 г. сторонники алидского движения выступили за сохранение за его потомками исключительных прав на верховенство в исламской общине-государстве.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|