p>Нет объективной диагностики т-та: это комплексная процедура. Лучше исследовать в раннем детстве и критические периоды. Необходимо учитывать: т-т проявляется универсально (в разных видах д-ти) + у разных людей по-разному ярко выражен ярче в экстремальных ситуациях св-ва т-та зависят от разных систем организма: гуморальной, эндокринной и т. д.
Формирование девиантного поведения:
гипервозбудимость (экспансивность, двигательное беспокойство) заторможенность
нестабильность Св-ва т-та: низкая приспособляемость неритмичность псих процессов тенденция к избеганию конфликта преобладание плохого настроения боязнь новизны патологическое упрямство чрезмерная отвелкаемость Характер и его формирование. Х-р и личность.
Х-р – прижизненное развитие темперамента. Необходим, чтобы защищать личность на данном этапе развития – сохранение актуальной стр-ры мотивов. Это совокупность устойчивых психических св-в и привычных способов поведения. Формируется социумом. Ананьев: х-р - это система отношений человека с миром, с людьми и с самим собой. Характерным становится то, что было личностным: х-р = личность + прошлый опыт (стереотипизация личностных черт) Адлер – индивидуальный жизненный стиль. Х-р может препятствовать развитию личности (жесткий, ригидный х-р) Пиаже: 2 аспекта адаптации в среде ассимиляция=ригидный х-р (присвоение нового материала с помощью наличных когнитивных схем) аккомодация – нет х-ра, т. е нет устойчивых способов поведения, нет установок, каждая ситуация является уникальной. Вильгельм Райх: х-р есть защитный мускульный панцирь – преграда для развития личности. Необходимо каждую эмоцию выразить телесно – распустить защитный панцирь. Х-р обычно приравнивается к личности. Разводятся в отечественной псих-и (связь с методологией). Х-р – устойчивй индивидуальный тип поведения, на определенном этапе жизни приобретающий св-ва автоматизации. Факторы формирования х-ра:
Темперамент Первичные социальные взаимодействия Система культуры Личность Типологии х-ра:
Построение психотелесных соответствий, или строение тела и х-р - Кречмер 3 этапа: построение типов телосложения и установление их связи с наличием психического заболевания Астеник – угловой профиль
Атлетик – развитой костно-мышечный аппарат Пикник – внутренние полости (пятиугольный фас) 2 заболевания: Шизофрения Маниакально-деперссивный психоз Аутизм, расщепленность, уход от реальности, резонерство Цикличность настроения Астеники и атлеты пикники
континнум патологии и нормы (нет качественной разницы): выделение аномалий характера Болезнь – патология – буферная зона – акцентуация – норма
Шизоид Циклоид
Аутизм, замкнутость, склонность к самоанализу, идеализация, резкий переход от крайней чувствительности к эмоциональной тупости Открытость, деятельность, активность, переход от бурного веселья к депрессии выделение нормальных индивидуальностей, сводимых в 2 общим биотипам (на материале выдающихся личностей) Шизотимик
Циклотимик Обобщение, схематизация, опора на интеллект Описание, опора на эмоциональные суждения, компромисс
Шелдон – изучал норму: не типы, а индексы (возможные показатели типа телосложения от 1 до 7): 3 типа конституции по 3-м зародышевым листкам:
Эктоморфный тип – кожа и нс Мезоморфный – костно-мышечный аппарат Эндоморфный – внутренние органы 3 психологических типа (по индексам): Церебротоник 7 1 1 Соматотоник 1 7 1 Висцеротоник 1 1 7 Продолжение (см. вопрос 5) Социальный характер: Фромм escape from freedom. Свобода или страх одиночества – кооперация или господство.
Соц х-р: необходимость приспособления к соц условиям – компромисс между требованиями общества и природой. Он не зафиксирован в биол природе человека – зависит от условий жизни. Он менее специфичен, чем индивидуальный – содержит существенное ядро стр-ры х-ра большинства членов группы, сложившееся в рез-те основного опыта этой группы. Функции х-ра – связаны с адаптацией:
Субъективная: побуждение к действиям, необх с практической т. з. обеспечение психологического удовольствия от этих действий
Интериоризация внешних требований – энергия человека используется для решения задач данной системы. Смена х-ра при смене экон и соц условий. Образование: формировать х-р так, чтобы приблизить его к социальному – желания индивида должны совпадать с требованиями его соц роли. Типы: эксплуататорский, рыночный, накопительский, продуктивный. Чувство отчуждения и одиночества, если х-р не соответствует требованиям общества. Национальный х-р: проблема идентичности. Рано формируется, люди различаются по степени выраженности. Нет ни одной исключительно нац черты – психологический критерий принадлежности к нации.
5. Типологии индивидуальности
Индивидуальность – это совокупность психических свойств и способов поведения=х-р=широкое понимание личности. Тип – организованная совокупность, структура
3 задачи построения типологии:
Объяснительная, научно-исследовательская – найти для индивидуальности объективное телесное основание (Шелдон, Кречмер) Описательная – выделение аномалий х-ра (Ганнушкин, Личко) Собственно терапевтическая – для понимания сб собственной индивидуальности (Юнг)
см. вопрос 4. Психопатии по Ганнушкину – аномалии характера, которые: охватывают весь психический облик человека (глобальность) относительно неизменны при жизни (врожденность) связаны с социальной дезадаптацией
Факторы (совмещение влияния наследственности и среды + травмы): наследственность
эндокринный особенности нервной конституции и обмена общие и неврологические заболевания Круги: циклоидный шизоидный эпилептоидный и т. д.
Акцентуации по Личко – крайняя степень нормы, связнная с резким подчеркиванием определенной черты х-ра. Любая индивидуальность мб оценена как акцентуированная. Личность есть иерархическая стр-ра – это предпосылка акцентуации. Акцентуация возникает, если травма адресована к слабому звену х-ра (патология – любая травма). Критерий отличия от патологии – внешний, социальный.
Психопатии (Ганнушкин) Акцентуации (Личко) Конституционно-возбужденный Гипертимный Циклоидный Конституционно-депрессивный Сензитивный Лабильный Неврастеник Астено-невротический Психастеник Параноид Шизоид Эпилептоид Истероид Неустойчивый Конституционно-глупый Конформный Акцентуации по Леонгарду: Демонстративный – истероидность, импульсивность
Сверхпунктуальный – тенденция к психастении, высокая тревожность, стремление к упорядочиванию (мытью), нарушение сна, мотив избегания Аффективно-застойный – суммация аффекта, непредсказуемость аффективного поведения, паранойя, карьеризм, обидчивость.
Динамика акцентуаций: Преходящаяя Стойкая Острая аффективная реакция Интрапунитивная Экстрапунитивная Бегство Демонстрация Типология Юнга: 3 этапа
выделение 2 взаимосвязанных направленностей: экстраверт – интроверт Экстраверт: ориентировка на объект, тенденция вовне, внушаемость, типичный невроз – истерия. В б/с – интраверсия (компенсаторный х-р), энергия на вытесненных потребностях, возможен конфлик с сознанием. Интроверт: субъект обладает большей ценностью, чем объект; гипертрофия сознательной личности. В б/с – гипертрофия объекта – защита – психастения + наделение их магической силой. Каждый обладает обеими, но одна преобладает. отделение типов направленности от доминирующих психических функций: эмоциональность – рациональность расширение числа доминирующих психических ф-й: сенсорика (ощущение и восприятие событий, интерес к объекту как таковому) эмоции
мышление интуиция (предвосхищение, прогнозирование) 6. Определение, классификации и функции эмоций
Эмоции – форма адаптации к реальности, чтобы в ней можно было действовать. Внутренняя регуляция деят-ти. Связь эмоции с потребностями (Рубинштейн) Эмоция – это психическая представленность, отражение актуального состояния потребности. Потребности организма прямо выражаются в эмоциях. Потребности личности – косвенно. Глобальность эмоц отношения к миру, познание вторично. Единство аффективного и интеллектуального. Свойства эмоций:
выражет состояние сб и его отношение к объекту полярность (связано с древностью) субъективность участие в побуждении деятельности Связь эмоции с деятельностью (Леонтьев)
Эмоция – это психическая представленность или отражение смыслов, образуемых мотивом. Эмоции – это путь к познанию мотивов: природные смыслы (полезно/вредно)
социальный
личностный – образован ведущим мотивом (истинно/ложно для развития личности на данном этапе)
3 аспекта изучения эмоций: как психические явления Вундт: 2 стороны любого псих. явления Объективная Субъективная Связь с реальным предметом: ощущение, восприятие
Чувство – отношение к предмету. Чувство протекает во времени – аффективный процесс. Если он задержан или прекращен – волевой процесс. Эмоция как феномен: описать значит объяснить Сартр: феноменологическая теория эмоций. Эмоция как переход в иррациональный мир, безразличный к логике. Она объясняет индивидуальное событие, происшедшее с индивидом. как психотелесные состояния: эмоции захватывают весь организм поведенческие выражения – мимика, пантомимика, голос, паузы физиологические и вегетативные: КГР, движения глаз. Эмоциональное предвосхищение решения: эмоция предшествует решению задач (Тихомиров) - эвристика. биохимические изменения – выброс адреналина: стресс
как процесс (Джемс-Ланге) Функции эмоций: Функции оценки: следообразующая (накопление индивидуального опыта) предвосхищение
Критерий оценки: мотивационная значимость. Оцениваются собственные состояния, объекты внешнего мира Функции побуждения и организации
энергетическая (активация и мобилизация организма) дезорганизующая – аффект (в аварийной ситуации)
регуляторная = направляющая = селективная (видим то, что хотим видеть) эвристическая (предвидение) синтезирующая (эмоц синтез по принципу ассоциаций – аффективные комплексы) Функции экспрессии
общения сигнальная (природный уровень) знаковая (социальный) символическая (личностный) Классификации эмоций: Критерии: модальность интенсивность продолжительность глубина осознанность генетический: первичност/производность организующий/дезорганизующий х-р реактивация/предвосхищение Виды эмоций: Рубинштейн: уровни развития эмоций
Органическая чувствительность: выражают состояния организма, неопредмечены (тоска, тревога, радость) Предметные чувства (выражают отношение к миру): интеллектуальные, эстетические, моральные обобщенно-предметные чувства (мировоззренческие): юмор, ирония, возвышенное, трагическое Отдельно: аффекты, страсти (четкая предметная направленность, высокая интенсивность), настроения (нет предметности, слабость, б/с компонент).
Леонтьев: 3 класса эмоций Аффекты – природные, реактивные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|