p>Знак (произволен, не связан с содержанием – нуждается в интерпретации) Символ (связан с содержанием – понимание, всегда эмоционален) Виды образов: осознанные субъективные представления, носящие квазисенсорный, но не перцептивный х-р (Хольт). мысленный образ – смутное воспроизведение при отсутствии адекватного сенсорного воздействия (образ памяти и образ воображения) фосфены – при наличии внешнего воздействия, неадекватного рецептору (пятна при надавливании на глаз) фантомный синестезии – сопровождение восприятий одного типа образами других сенсорных модальностей образ собственного тела гипнагогический – при засыпании или пробуждении, воспринимается как реальный галлюцинации – уверенность в их реальности, нет сенсорного воздействия псевдогаллюцинация – субъективное осознание
сновидения
эйдетический – неперцептивный образ перцептивного происхождения. Необходимая стадия в развитии памяти р-ка. Отличается от последовательного образа, который сущ доли секунды. Проверка: уклонение от закона Эммерта (увеличение последовательного образа по мере удаления экрана от глаз) Виды образов по Петухову:
Перцептивная память: послеобраз (сенсорный регистр) эйдетический образ гипнагогический галлюцинации
Перцептивное воображение: воссоздающее и создающее (мысленный поворот Шепарда) Обобщенные образы прошлого: образ-представление – имеет х-р схемы (визуальное понятие Арнхейм) Творческое воображение – процесс построения символов.
Построение образа: Структурализм – из элементарных ощущений
Гештальтпсихология – восприятие как целостный интеллектуальный процесс.
Свойства образа (перцептивного): предметность – реальность объективированность – вынесенность вовне означенность – привязка к предмету с его св-вами
константность – постоянство при изменении условий восприятия полимодальность Сенсорные процессы: сложные процессы восприятия, протекающие в органах чувств и соотв отделах мозга. Классификация видов чувствительности: Модальность – отражение нашей способности взаимодействовать с объектом (5 модальностей) Структурный критерий (Вундт): по виду энергии (механическая, химическая, световая) и по рецепторам (механо, хемо, термо, фото) Функциональный критерий: функции чувств-ти в построении движения (Бернштейн): сигнально-пусковая – анализаторы контрольно-коррекционная – сенсорный синтез (рефлекторное кольцо) Генетический критерий + по степени объективности: протопатическая (+- реакция – проба Хэда), более древняя. Высокий порог: усиление от зрения к вкусу. эпикритическая – более объективное восприятие предмета. Развитие от вкуса к зрению. Синестезии – опыт Леонтьева (различение цвета кожей ладони): первоначально органы чувств не разделены. Шеррингтон – расположение органов чувств в организме + по возникновению в эволюции: внутри тела – проприоцепция: внутренняя координация частей тела, схема тела на внутренней поверхности – интероцепция: поддержание обмена между организмом и средой на внешней поверхности – экстероцепция: связь с внешним миром контактные
дистантные Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия. Подход предшествует тоерии. 3 подхода к изучению познания:
Объектный: каков объект, таков и его образ. Главный процесс – восприятие. Субъектный – построение образа зависит от самого субъекта. Стимул недостаточен, надо его достраивать, принимать решение – мышление. Взаимодействие – ориентация на субъект-объектный контакт. Восприятие и мышление – самостоятельные процессы. Объектно-ориентированный подход: особенности предмета определяют особенности образа. наличие универсального языка для описания всех психических процессов отношение к активности субъекта: отвержение или ограничение (выделение первичных данных) выделение элементарных психических процессов, сведение сложных к сумме элементарных Теории восприятия:
Классическая психология сознания (структурализм) Гештальттеория восприятия Перцептивная психофизика (ранний Гибсон) Структурализм
Вундт - разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость интроспекции. Анлитическая: выделение ощущений. Ощущение как отражение свойства вещи (модальноть, интенсивность, протяженность, длительность). Мюллер: закон специфических энергий органов чувств. Наше восприятие не отражает свойств объекта: восприятие зависит от специфики рецептора. Внешний мир состоит из элементарных стимулов, которые вызывают элементарные ощущения в рецепторах (принцип однозначного соответствия). Ощущения и восприятия – различные процессы. Элементарные ощущения затем складываются в образы (ассоциации). Фехнер - сенсорная психофизика: идея однозначного соответствия между стимулом и психическим переживанием: S – П (переживание). Предъявлял не объекты, а физические энергии (звуки, цвета): ощущение уже не нужно специально выделять. Аналитическая интроспекция: специальное усилие по разложению целостного обрза на отдельные признаки. Активность субъекта не учитывается – вся уходит на выявление первичных признаков. Процесс восприятия: наложения деталей. Опознание совершается по отдельным признакам (удобно для моделирования восприятия с помощью машин). Гештальттеория
Критика структурализма: отвержение механизма ассоциаций как главного отвержение прошлого опыта
Предмет полностью определяет образ. Выделение особенностей объекта, которые влияют на выделение целостной фигуры (близость стимулов, сходство, стремление к замкнутому контуру, хорошее продолжение). Стремление к равновесной фигуре (прегнантность). Круг – наиболее равновесная. Келер: принцип изоморфизма – в стимуле и в психике существуют идентичные структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие не рассматривается как процесс. Перцептивная психофизика Стимул полностью определяет образ – в нем есть все. Но необходима активность субъекта для дифференциации стимула.
Субъектно-ориентированные теории Теория б/с умозаключений Гельмгольца Теория перцептивных гипотез Грегори Теория восприятия как процесса категоризации Брунера
Субъект сам строит свой перцептивный образ. Восприятие – процесс решения задачи. Гельмгольц: при необычной стимуляции – умозаключение о природе стимула. Отбираем то, что полезно. Этот процесс – мгновенный х-р и б/с: нет опоры на сознательные знания
непреодолимость следует из прошлого опыта (по аналогии) влияние привычки, тренировки
2) Грегори: при встрече со стимулом восприятие выдвигает ряд возможных интерпретаций образа – объект-гипотезы. Гипотезы должны быть правдоподобны. Они ограничены прошлым опытом. Несовместимость гипотез вызывает аффективную реакцию. Брунер: существуют перцептивные категории – набор правил объединения объектов: обобщенные представления об объекте, хранящиеся в прошлом опыте. Восприятие – решение задачи классификации, отнесения к категории (операция умозаключения). Активность субъекта! Категории различаются по их готовности (минимизация неожиданностей, максимизация успеха). Категоризация зависит от мотивации. Мера истинности восприятия: соответствие готовности категории и вероятности реальных событий. Процесс восприятия: Предъявление объекта на очень короткое время – первичная категоризация. У суб уже есть перцептивная готовность на восприятие того или иного объекта – категория. Готовность категории к обнаружению, к перенесению из прошлого опыта в настоящий. Поиск признаков. Если они подтверждают категорию, то
Подтверждающая проверка
Принятие окончательного решения. Закрытость к дополнительным признакам. Возможен перцептивный конфликт (иллюзии). Перцептивная адаптация – псевдоскоп. Мир утрачивает предметность до начала действий субъекта. Ориентация на взаимодействие: познание как понимание реальности источник построения образ – контакт с объектом не придается занчения прошлому опыту – только настоящее время восприятие и мышление становятся самостоятельными процессами Экологическая теория Гибсона: Мир – это экологическая ниша, среда обитания субъекта (субъект и мир не разделены). Акт восприятия не двухфазный (получение сетчаточного образа и переработка инфо) – не надо ничего интерпретировать! Восприятие не есть мышление. Надо уметь извлекать инофрмацию в непосредственном контакте с миром. В мире есть все необходимое для восприятия. Мы воспринимает не сетчаткой, а всем телом – принцип встроенности. Восприятие – психосоматический акт живого наблюдателя. Извлечение инфо – активный и непрерывный процесс. Информация неспецифична относительно рецепторов (ср. Мюллер). Отличие перцептивной системы от органов чувств:
активность способнсоть к обучению и совершенствованию
специфика определяется не рецепторами, а качествами окружающих предметов Реальное пространство – это земная поверхность. Она определяется тем, из какого вещества состоит, у нее есть границы, очертания, рельеф. Это всегда совокупность поверхностей – компановка. Они встроены др в др. Главная единица времени – событие. Всякое событие обязательно встроено в другое. Восприятие не требует памяти – инфо всегда есть в наличии: постоянная встроенность наших переживаний в реальный временной процесс. Мир объят светом. Источник восприятия – световой поток, который освещает поверхность (объемлющий световой строй). Мы видим не свет, а освещенную структурированную поверхность – текстуру. Градиент – закономерное изменение текстуры. 3. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения. Примеры эксп-тов. Константность (вопрос 7) + перцептивное научение Гельмгольц, Хелд (вопрос 8) + теория перцептивного научения Гибсона. Гибсон: 2 теории перцептивного научения: восприятие как процесс добавления: соответствие между восприятием и стимуляцией постепенно уменьшается как процесс различение: усиление соответствия между восприятием и стимуляцией Эксперимент с различением спиралей по нескольким основаниям: док-во наличия перцептивного научения. С научением возрастает способность к различению. Эсп-т на понижение порога кожной чувств-ти.
Основные формы презентации мира: действие, образ, знак.
Ребенок имеет дело в основном с перцептивными образами. Затем отрыв перцептивного образа от конкретного объекта – неперцептивные образы (более абстрактные). Механизм перехода – действие. Конкретное – абстрактное
Глобальное - дифференцированное Внешнее – сущностное
Аффект делит гомогенный мир (поток сенсорного х-ра) ребенка – переход в мир предметности через манипуляции с предметами (доречевая форма социализации). Зависмость образов от действий. Брунер: опыт с колечком. При изменении положения тела вся моторная конструкция нарушается – выражение познавательного эгоцентризма р-ка. Залог восприятия мира для ребенка – собственная стабильность (для взрослого – неподвижность объектов). Диффузность и глобальность восприятия в детском возрасте (трудно вычленить замаскированную фигуру на рисунке) Поддъяков: лабиринт, необходимо прогнать шарик. Исследование форм мышления: наглядно-действенное
наглядно-образное символическое у взрослого сохраняются все три способа решения задач сущ тип задач, где лучше пользоваться наглядно-действенным у маленьких детей – внутренний план сознания Идеи Поддъякова: Генетическая смена 3-х форм мышления в онтогенезе Ранняя стадия – наглядно-действенная
В процессе взаимодействия с предметов разделение свойств на константные и ситуативные, выделение константных и их отрыв от конкретной ситуации – предпосылки для наглядно-образного (абстрагирование путем действия). Запорожец: восприятие для р-ка есть практическое действие. Невозможность выделить первичность действия и образа. Первые месяцы: развитие сенсорных ф-й, нет перцептивных образов 3-4 мес: простейшие практические действия, сенсорные ф-ии включаются в их обслуживание – ориентировочно-исследовательские действия. Р-к выдлеяет св-ва предмета, которые непосредственно к нему обращены, остальные – глобально, нерасчлененно. 2 год: овладение орудиями. Образ приобретает структурную организацию. Возможность перцептивного предвосхищения 3-7 лет: продуктивная деятельность
Роль сенсорного обучения:
Формирование новых перцептивных действий – практические пробы (сенсорные эталоны) Ориентировочно-исследовательские действия, предвосхищающие практические Свертывание перцептивного действие: ориентировочно-исслед д-е превращается в идеальное Ланге: всякий акт восприятия содержит моторный компонент. 3 типа моторных компонентов: адаптационные (конвергенция, аккотодация)
аутокинетические (непроизвольные) предметные (всматривание, вслушивание)
Ярбус: движение глаз при восприятии сложных объектов (выделение меток) – воздействие мышления на организацию перцептивного действия. Теплов: слуховая модальность – вокализация является моторным компонентом. Сочетание движений руки и глаза – генетическая линия развития: обособление перцептивного действия от практического.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|