p>Всегда есть контакт с жизненноважным веществом. Нужно избегать вредного и находить полезное – нужна раздражимость, способность отвечать на внешние воздействия. Необходим поиск контакта с биотическим веществом. Для этого необходимо отражать предметы, выделяя их отдельные признаки. Первая форма психики – чувствительность, способность ощущать. Это частный случай раздражимости. Раздражимость – способность отражать что-то жизненно важное. Чувствительность – способность отражать биологически нейтральные (абиотические) свойства среды, которые объективно связаны с биотическими свойствами и как бы указывают на них. Психика выполняет сигнальную функцию.
3 части действия (Гальперин):
Ориентировочная – здесь уже нужна психика для подготовки движения Исполнительная
Контрольная
Прогностическая функция психики – необходима для управления своим поведением. Более высокий вид чувствительности – дифференцированные ощущения. Переход от раздражимости к чувств-ти – усложнение и сужение функций органов, их специализация в качестве органов чувств.
Стадии развития психики: Тип среды/содержание отражения Форма отражения Форма поведения
Элементарная сенсорная (все беспозвоночные, простейшие, инфузории, черви, ракообразные, рыбы) Предметная среда/отражение свойств (тесная связь с биотическими ф-рами) Ощущение
Инстинкт (б/у рефлекс), условные рефлексы лабильны Перцептивная (высшие позвоночные – птицы, млекопитающие)
Среда отношений между предметами/отражение предметов в целом (способность к различению формы! ) Чувственный образ и образная память Навык (усл. рефлекс), операция (зависимость способа достижения от условий) Интеллект (антропоиды + высшие млекопитающие)
Отношения между предметами
Целостные предметные ситуации; способность к переносу в другие ситуации; функциональные понятия Интеллект (мышление в действии): 1) двухфазность 2) функц. использование орудий 3) инсайтное поведение
Стадия элементарной сенсорной психики
Отражение отдельных свойств среды в силу их связи с жизненно важными воздействиями. Инстинкт – жесткая последовательность элементарных движений, каждое из которых возникает в ответ на воздействие определенного свойства среды. Имеет врожденную основу, но достраивается при жизни – это некая предрасположенность, которая дооопределяется в первые часы жизни (импринтинг). Это квинтессенция видового опыта. В инстинкте жестко задан результат, а не путь его достижения, это адаптивное, целенаправленное поведение. В этологии – облигатное научение. Генетически передается предрасположенность к инст. поведению, но содержание инстинкта меняется. Эксперимент с сомиком: сомик не различает приманку и перегородку – нет операций. Но: обнаружено, что землеройки могут поступать также в сходной ситуации. Возможен переход на более низкую модель отражения. низший уровень - простейшие. Строение: ядро, пищеварит и выделит вакуоли, протоплазматическая нить. Нет преследования пищи. Промежуточная форма между допсих и псих (кинезы – ортокинез и плинекинез, клинотаксис, термотаксис, тигмотаксис – прикосновение, реутотаксис – ориентация в потоке воды). Нет активного поиска и избегания раздражителя, низкая пластичность, низкие адаптивные возможности – сторожевая функция психики. Низшая форма научения (неаассоциативное) – привыкание (вибрации для инфузории). Надо отличать от утомления (у растений). Для проверки – изменить х-р раздражителя. Слитность чуствительности и раздражимости. Зачатки ассоциативного научения. высший – кишечнополостные, высшие черви, брюхоногие моллюски (улитки). Появление органов и тканей, нс. Симметричные органы чувств, нервная система – четчатая, кольцевая, лестница + цефализация. Ф-ии нс: координация работы органов, обеспечение поведения, быстрота реакции. Развитое таксисное поведение (научение в Т-лабиринте – 120 проб). Тропизм – особенность растения менять положение по отн к биотическим факторам Таксис – направленность на абиотический фактор, не может осуществляться без психики. Активный поиск положительных раздражителей. Точная локализация объекта в пространстве. Первые ассоциативные связи между биот и абиот факторам, но медленно формируются и быстро разрушаются). У червей – ассоциативное научение (сокращение при воздействии света), сохраняется несколько дней. Агрессивное поведение, брачные игры, конструктивная деятельность.
Перцептивная стадия
низший уровень – членистоногие, насекомые, головоногие моллюски. Сложная мускулатура и нс, фасеточное зрение Специализация органов чувств. Ориентация на отдельные свойства среды, сложная локомоция, появления манипулятивной активности. Различение форм (эксперимент со стрекозами). Замечают изменение обстановки и проявляют к ним исследовательское поведение. Появление мнемотаксисов – передвижение по индивидуально выученным ориентирам (научение). Территориальное поведение, ритуалы, бескорыстное любопытство. Групповое поведение (сигнальные действия), научение – пищедобывание и избегание. 2 вида научения: облигатное (видовое) и факультативное. Членистоногие: преобладание облигатного. Подражание без научения – аллеломиметическое поведение. Выработка ассоциативных связей (краб). высший – птицы, рыбы, млекопитающие + все позвоночные (по Фабри). Целостные образы – в пространстве и во сремени (экстраполяция, поиск обходных путей). Манипулирование, общение, научение. Пластичность, перенос навыка. Рыбы: семейно-групповой образ жизни. Способность к подражанию и специальному научению (рыба нажимает рычаг головой в скиннеровской камере). Различение геометрических форм, но трудность переделки навыков, не решают задачу на экстраполяцию. Птицы: игра, сложное исследовательское поведение. Млекопитающие – иерархии, традиции, орудийная деят-ть. Тенденция к увеличению детства. Навык – это форма индивидуально изменчивого опыта, формируется при жизни. Операция – составная часть навыка, конкретный способ поведения. Операции – могут возникать только на перцептивной стадии, т. к. необходимо различать предметы (цель и условия).
Стадия интеллекта (Фабри не выделяет) наличие орудийного и двухфазного поведения инсайт – проигрывание ситуации в воображении
Келер: интеллектуальный акт совершается внезапно (в отличие от навыка). 2 фазы: подготовка и реализация. Обходное движение: от приманки. Затем к приманке. Функциональное использование орудий, наличие ситуативных, функциональных понятий (представление о достижении результата). Интеллект животных всегда связан с конкретной ситуацией. Но: неспособность к созданию орудий с помощью других орудий и их хранению. Длительный период детства, стадия социализации.
Критерии интеллектуального поведения по Фабри:
развитая манипулятивная активность – высшая орудийная деят-ть. легкость переноса решения в несходные ситуации (интеллект основан на прошлом опыте) развитое наглядно-действенное мышление, т. е. переход от наблюдаемых к скрытым св-вам предметов способность усматривать пространственно-временные связи (но не причинно-следственные), изменения в ситуации, удержание внимания способность к научению – улучшение разультата. 16. Характеристика и биологические предпосылки трудовой деятельности. Гипотеза о возникновении сознания. Эволюция животных носит приспособительный характер. Способность к изменениям – пластичность. Человек приспосабливается к любым условиям. Наследственные приспособления
Ненаследственные Изменение строения Изменение поведения (рефлексы и инстинкты) Функциональные изменения строения Изменения поведения животных разумного типа
Качественное отличие животного мира от человеческого: природа есть адаптация к изменяющимся условиям, труд есть преобразование природы. Труд: изготовление и употребление орудий и совместная деятельность (разделение трудовых функций)
Особенности трудовой деят-ти Филогенетические предпосылки Природные ограничения Совместная, орудийная
Групповое поведение, иерархия, невербальные ср-ва общения, функциональное использование орудий Эти предпосылки не взаимосвязаны.
Наследственные программы поведения, ритуалы Возникновение действий и необходимость сознания
Учет пространственно-временных условий, двухфазность, удлинение поисковой фазы в поведенческом акте (приобретение опыта, накопление его впрок – крысы Толмена) Нет учета социальных условий, ограниченность рамками наглядных ситуаций Наличие культуры (материальная + знаковая речь)
Изготовление орудий животными, сигнальный язык
Нет изготовления орудий другими орудиями, нет сохранения орудий + ограниченность языка биологическими потребностями У животных деятельность направлена на предметы биологической потребности и связана с конкретной биологической ситуацией. У человека: действия. Культура – преобразованная и сохраненная природа. Знак дает возможность оперировать с предметом без прямого контакта с ним. Удвоение мира – возможность мышления. Знак – это средство и результат сохранения сознательного опыта. У животных – сигнальная речь. За сигналом стоит аффект, а за знаком – предмет. Особенности языка животных:
отсутствие семантической функции генетическая фиксированность (закрытая система) Особенности психической деятельности животных: вся активность определяется биологическими мотивами
вся деятельность ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций (нет планирования) основой поведения являются наследственные, видовые программы отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме
Гипотеза о происхождении сознания (Леонтьев):
Сознание – отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства независимо от наличных отношений к ней субъекта. Биологические предпосылки: развитие мозга, прямохождение, развитие кисти. Труд – процесс воздействия на природу. Это – изготовление орудий + Появление коллективного труда – разделение операций. Некоторые из них биологически бессмысленны (загонщик) – направлены на промежуточный результат. Этот результат становится для индивида самостоятельной целью, которая отделяется от мотива (биологического) – выделение действия (операции становятся действиями для индивида). Предпосылки: совместный характер деят-ти высших животных выделение 2-х фаз в деят-ти животного: подготовка и осуществление, которые могут отодвигаться др от др во времени. Но связь фаз определяется пространственными, вещными отношениями Действие – это процесс, предмет и мотив которого не совпадают. Необходимо понимание смысла действия! ! Смысл действия – это понимание отношения мотива к цели. Связь мотива с предметом отражает не естественные, но объективно-общественные связи и отношения. Смысл приобретается только в условиях коллективной трудовой деят-ти. Необходимо, чтобы смысл действий был осознан человеком. Сознание смысла действия и совершается в форме отражения его предмета как сознательной цели. Деятельность людей отделяется теперь для их сознания от предметов. Идея вещи отделяется от самой вещи и может быть удержана в сознании (например, идея пищи). Изготовление и употребление орудий возможно только в связи с сознанием цели трудового действия. Орудие труда объективно отражает свойства предмета труда. Орудие есть носитель первой настоящей сознательной и разумной абстракции. Орудие есть общественный предмет – имеет определенный способ употребления, который общественно выработан и общественно закреплен. У животных операция не фиксируется в орудии – нет надобности в его хранении. Орудие животного – продолжение руки. У человека сама орудийная деят-ть создала специфические возможности его руки. Развитие мышления в процессе труда. Фаза подготовления становится самостоятельной деят-тью, которая затем становится внутренней, умственной. Развитие речи и языка – параллельно с развитием труда: возникновение потребности что-то сказать друг другу. Действия человека приобретают двоякую функцию: непосредственно производственную и функцию воздействия на других (общение). Жест – движение, отделенное от своего результата. Переход от жеста к звукам голоса – речь. Язык становится формой сознательного обобщения действительности. Сначала непосредственная связь с трудовой деят-ю. Затем – абстракция словесных значений от реального предмета – возможность существования значения в качестве мысли (идеально). Со-знание – совместное знание. Основные образующие человеческого сознания: смыслы и языковые значения. Выводы: возникновение сознания возможно лишь, когда отношение человека к природе становится опосредованным его трудовыми связями с другими людьми сознание возможно лишь в условиях активного воздействия на природу (трудовая деят-ть посредством орудий) сознание возможно лишь в условиях существования языка индивидуальное сознание возможно лишь в условиях существования сознания общественного.
17. Основные образующие сознания.
Основные образующие человеческого сознания: смыслы и языковые значения. Леонтьев: индивидуальное сознание как специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности может быть понято только как продукт тех отношений и опосредствований, которые возникают в ходе становления и развития общества. Первоначальное сознание сущ лишь в форме психического образа – деятельность остается практической, внешней. Позднее предметом сознания стан и деят-ть: осознаются действия других и себя, они коммуницируются (жестами или звуковой речью) – предпосылка порождения внутренних действий и операций. Разрушение первоначальной слитности сознания трудового коллектива и сознания образующих его индивидов. Психический образ с самого начала уже отнесен к внешней реальности, он вычерпывается из нее. Но для этого должна произойти трансформация предмета – он должен выступить как познаваемый субъектом, т. е. идеально. Трансформация эта происходит посредством функционирования языка. Язык несет в своих значениях (понятиях) то или другое предметное содержание, но освобожденное от своей вещественности. Многомерность сознания:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|