реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Роль финансовых организаций в регулировании валютно-кредитных отношений

реферат

единой валюте. К ЕВИ перешла функция эмиссии ЭКЮ и предоставления кредитов

на покрытие дефицита баланса стран-членов.

3. Международные финансовые организации и мировой финансовый кризис.

Состояние мировой экономики в 1997-1999 гг. ухудшилось. Для России

возможность выйти из ее собственного финансового кризиса в немалой мере

зависит от того, как будет развиваться обстановка в мире. Практически все

аналитики полагают, что ситуация далека от обстановки в 1929-1930 гг.,

когда мир вползал в самый глубокий за всю историю экономический кризис, так

называемую Великую депрессию. Но избавиться от этого, семидесятилетнего

призрака им нелегко. Важнейший факт, который прежде всего приходится

отметить, это несравнимая степень интеграции мировой экономики тогда и

теперь: возможности расползания кризиса сегодня много больше, чем в то

время.

Резкое ухудшение ситуации в регионе Восточной и Юго-Восточной Азии, роль

которого в мировой экономике резко выросла за последние десятилетия, опасно

для всех. Финансовые кризисы в главных странах Латинской Америки стали

почти традицией (Аргентина в 80-х годах, Мексика в 1994-1995 гг., Бразилия

в настоящее время), но масштабы кризисов, а также размеры мобилизуемых для

их гашения средств все более возрастают. Доля России в мировой экономике

относительно невелика, но по размерам внешнего долга она занимает одно из

первых мест, а также сильно влияет на соседние страны, особенно на своих

партнеров по СНГ.

Азиатский кризис имеет преимущественно финансовый характер. В первую

очередь это банковский и кредитный кризис. Банки погрязли в сомнительных и

безнадежных ссудах, которые предоставлялись ими с нарушением жестких

критериев, принятых на Западе. Крупные предприятия, в том числе мощные

корейские корпорации, хорошо известные и в России, имели непомерно высокую

внешнюю задолженность. Эти страны, особенно Индонезия и Таиланд, отличаются

крупными масштабами коррупции, кумовства, укрытия прибыли и активов, что

можно назвать "блатным капитализмом".

При критическом падении доверия из этих стран начался отлив иностранных

капиталов, вложения которых имели что-то общее с зарубежными инвестициями в

российские ГКО. Из трех стран, на выручку которым быстро откликнулся МВФ

(Южная Корея, Индонезия, Таиланд) за ноябрь-декабрь 1997 г. ушло не менее

20 млрд. долл. Отлив порядка 15 млрд. повторился в мае-июне 1998 г.

Краткосрочные процентные ставки взмыли вверх, в Индонезии до 60-80%

годовых, в других странах - несколько меньше.

Все три страны не смогли удержать курсы своих валют: за несколько

месяцев, с июля 1997 г. до конца года, индонезийская рупия потеряла почти

80% своей долларовой ценности, корейская война и таиландский бат - 40-50%.

Как видим, это цифры того же порядка, что и девальвация рубля после 17

августа 1998 г. Опять-таки падение курсов валют, как и в нашей ситуации,

резко увеличивало внутреннее финансовое бремя долга, выраженного в долларах

и других твердых валютах. Вслед за финансовым кризисом произошло падение

производства и доходов. В пяти странах АСЕАН (Южная Корея, Таиланд,

Филиппины, Малайзия, Сингапур) совокупный индекс промышленного производства

с ноября 1997 г. по июнь 1998 г. снизился примерно на 10%.

Перспективы азиатских стран в 1999-2000 гг. во многом зависят от

положения дел в Японии, которая переживает значительный экономический спад

и собственный банковский кризис. Вторая промышленная держава мира в

нелегком положении, но ее проблемы принципиально отличаются от проблем

остальных азиатских стран.

МВФ, взявший на себя "вытягивание" азиатских стран из пропасти, настроен

сравнительно оптимистично. С. Фишер, второй человек в МВФ, писал в

лондонском "Экономисте" в октябре1998 г., что Корея и Таиланд добились

серьезных успехов в стабилизации своих валют и снижении процентных ставок,

а также приступили к реструктуризации банковской и корпоративной

задолженности.

Фишер надеется, что в Корее и Таиланде не позже, чем через год,

возобновится рост, причем на более здоровой основе, чем до финансового

кризиса. Его прогноз для Индонезии менее оптимистичен, но и в этой стране

он отмечает прогресс. При поддержке Мирового банка она отменяет крайне

обременительные общие субсидии, которые поддерживали низкие цены на

продовольствие, и переходит к "адресной" помощи беднейшим семьям.

Индонезийская рупия стабилизировалась на нынешнем низком уровне, отлив

капиталов прекратился. Впрочем, обострение социально-политической ситуации

в декабре-январе может перечеркнуть эти тенденции.

По мировой экономике в целом прогнозы МВФ и ООН (программа "Линк")

предвидят в 2000 г. слабое оживление при том, что сохранятся негативные

тенденции в мировой торговле и не произойдет существенного восстановления

сырьевых цен. Весьма умеренный оптимизм опирается на три главных факта. Во-

первых, хотя рост экономики США уже замедлился, спада ВВП в ближайшем

будущем не предвидется. Во-вторых, как отмечает другой лауреат Лоренс

Клейн, "в Западной Европе в 2000 г. тоже вероятно замедление, хотя и менее

явное, чем в Америке, но и оно непохоже на начало рецессии". В-третьих,

пока отмечаются относительно благополучные экономические показатели в Китае

и Индии, двух самых населенных странах мира.

К осени 1998 г. стало ясно, что вслед за странами Азии и Россией

ближайшим кандидатом на крупномасштабный кризис является Бразилия. МВФ

попытался извлечь уроки из накопленного опыта и остановить кризис, не

дожидаясь взрыва. В середине ноября было объявлено, что Фонд Мировой банк.

Межамериканский банк развитие и правительства 20 стран сформировали пакет

помощи Бразилии в сумме 41 млрд. долл. Это почти вдвое превышает сумму,

обещанную России до событий 17 августа. Примерно вдвое больше и размеры

займов, которые Бразилия может использовать немедленно - свыше 9 млрд.

Бразилия, подобно России, имеющая огромный краткосрочный внешний долг,

начала переговоры с иностранными кредиторами (прежде всего - американскими

банками) о переоформлении кредитов Имеется в виду так называемый ролловер -

получение новых кредитов для погашения прежних.

Правительство Бразилии стремится восстановить доверие внутренних и,

особенно, внешних кредиторов и инвесторов. Оно обещает Фонду, что сократит

дефицит бюджета, что будет проведена реструктуризация долгов.

Фонд практикует в последние годы формирование крупных кредитных пакетов,

включающих деньги других международных организаций, правительств развитых

стран и коммерческих банков. Такой пакет позволил Мексике пережить тяжелый

кризис в 1994-1995 гг. Это помогает Фонду экономить свои большие, но все же

жестко ограниченные ресурсы, главным источником которых являются взносы

развитых стран во главе с Соединенными Штатами. Конгресс США все неохотнее

идет на очередное увеличение квот, величина которых определяет размеры

взносов, а для стран-должников служит мерой использования кредитов МВФ.

Особого внимания заслуживает реакция мирового финансового сообщества в

лице международных экономических организаций (МВФ, МБРР, ОЭСР, ВТО и

других), на международный финансовый кризис. В ходе многочисленных

совещаний были проанализированы причины, которые привели к международному

финансовому кризису, и согласован совместный план действий. Суть его

состоит в том, чтобы, по выражению М. Камдессю, создать "новую архитектуру

мирового финансового рынка" в соответствии с требованиями глобализации.

Основные пункты плана:

• Обеспечение максимальной информационной прозрачности, что является

главным условием стабильности финансового рынка. Требование раскрытия

информации должно распространяться на всех участников - международные

экономические организации, государства, частные структуры. Исчерпывающая и

достоверная информация даст возможность принимать обоснованные решения,

оптимальные для инвесторов и заемщиков, государственных регулирующих

органов и международных организаций. Она позволит минимизировать риски,

существенно ослабить деструктивный характер спекулятивных операций.

• Усиление роли международных стандартов и внедрение их во все страны.

Предполагается расширить само понятие "международные стандарты", включив в

него, в частности, кодексы в отношении финансовой и денежно-кредитной

политики, критерии, обеспечивающие надежность финансового сектора,

стандартизировать управление корпоративными финансами, бухгалтерский учет,

процедуры проведения банкротств и т.д. Разработка и применение единых

международных стандартов, в свою очередь, повысят прозрачность финансового

рынка и эффективность действий регулирующих органов.

• Подключение частного сектора к разрешению международного кризиса.

Подразумевается, что все члены делового сообщества несут ответственность за

состояние дел на мировом финансовом рынке. Проведение в жизнь принципа

равной ответственности позволит исключить ситуации, когда частный капитал

стремится "убежать" в период опасности, в то время как международные

организации и официальные институты напрягают все силы для поддержания

стабильности на рынках. Предполагается, в частности, разработать механизмы

предоставления частным сектором ресурсов странам, испытывающим затруднения

с ликвидностью, реструктурировать внешнюю задолженность при участии и

должников и кредиторов.

Наряду с перечисленными прорабатываются меры по укреплению и повышению

надежности национальных банковских и финансовых систем, что требует

дополнительного надзора за деятельностью участников рынка и создания

механизмов принуждения к выполнению установленных норм; по созданию

механизмов, препятствующих распространению кризисных процессов; усилению

контроля за трансграничными переливами капиталов и т.д.

Нерешенной остается проблема оптимального курсового режима, имеющая

ключевое значение для перспектив интеграции национальных финансовых рынков.

Без ее решения трудно рассчитывать на то, что процесс формирования

глобального финансового рынка будет проходить без болезненных срывов.

Нынешний кризис наиболее остро проявился в странах, практиковавших режим

гибко-фиксированного валютного курса. Из этого можно сделать вывод, что

наиболее устойчивым может быть режим либо плавающего, либо жестко

фиксированного (currency board) курса. Сейчас мировая валютная система

находится в положении, когда однозначный выбор того или иного варианта не

представляется возможным. С одной стороны, режим плавающего валютного курса

допускает слишком значительные курсовые колебания, которые дестабилизируют

финансовый рынок. С другой, режим фиксированного курса слишком подвержен

риску спекулятивных атак.

"Новая финансовая архитектура" требует также существенного укрепления и

усиления роли международных организаций, в первую очередь Международного

валютного фонда. Речь идет не только о его финансовых возможностях, но и о

создании правовых и организационных рамок, разработке правил и процедур, в

соответствии с которыми МВФ мог бы принять на себя большую ответственность

за обеспечение стабильности мировой финансовой системы.

Нетрудно заметить, что цель перечисленных направлений деятельности -

устранить основную опасность для мировой финансовой системы, которая

состоит в том, что методы регулирования финансового рынка перестают

соответствовать возрастающему уровню развития и интеграции финансовых

рынков. Подтверждением тому стал и нынешний международный финансовый

кризис.

Финансовые рынки по своей природе нестабильны. Усиливающееся их

взаимодействие и возрастающие масштабы перелива капитала усиливают риск

дестабилизации национальных рынков и ее распространения на другие. В этих

условиях особое значение приобретает деятельность государственных органов

регулирования. Их роль на финансовом рынке усиливается с ростом объема

финансовых потоков, расширением инструментов рынка, появлением новых его

участников.

Международный финансовый кризис показал, что даже в США, где система

регулирования операций на фондовых рынках имеет давнюю историю, хорошо

разработана и находится под жестким контролем Федеральной комиссии по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.