реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Роль финансовых организаций в регулировании валютно-кредитных отношений

реферат

предстоящего выкупа страной ее национальной валюты в течение срока

кредитного соглашения).

Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений. МВФ

осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего

Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной

системы.

Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные

средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения

официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного

баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может

приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту.

Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам

гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР

путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ учитывает

состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-

кредиторов. МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в

СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в

пределах двойной суммы ее лимита в СДР. т.е. пока сумма СДР на счете не

возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей

Фондом СДР.

После пересмотра в 70-е годы Устава МВФ расширены возможности стран

использовать СДР для более широкого круга операций со всеми признанными

Фондом владельцами этих резервных активов без его активного посредничества,

как это было прежде. Операции в СДР дают возможность странам в известной

мере покрывать дефицит их платежного баланса.

Предполагалось, что СДР будут выступать в роли альтернативы как золоту,

так и доллару, а также другим национальным валютам, исполняющим функцию

международного резервного средства. Намечалось также использовать единицу

СДР в качестве универсального стоимостного эталона для установления

паритетов денежных единиц стран-членов. Иными словами, ставилась цель

трансформировать СДР в основу международного валютного механизма. Пока нет

оснований говорить о реальном прогрессе на пути перестройки структуры

международной валютной ликвидности путем унификации резервных активов на

базе СДР. Продвижение этого процесса тормозят, в частности, США, поскольку

они не намерены отказаться от роли доллара как международного платежно-

резервного средства. Система СДР не решила проблему интернационализации

международной ликвидности и централизованного управления ею.

Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по

инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в

мировой валютной системе. Соглашение о создании МВФ отводило золоту важное

место в его ликвидных ресурсах. Согласно Статье III каждая страна при

вступлении в Фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25% ее квоты

либо 10% ее официальных золото-долларовых резервов в зависимости от того,

какая величина меньше. При увеличении капитала Фонда каждая страна была

обязана оплачивать золотом 25% подписки в соответствии с повышением ее

квоты. В соответствии со Статьей VII Соглашения МВФ предоставлялось право

использовать имеющееся у него золото для пополнения своих валютных

ресурсов, а это повышало степень ликвидности капитала Фонда.

Все страны-члены должны были выразить паритеты своих валют в определенном

количестве золота в качестве общего мерила стоимости (Статья IV, раздел 1

,а); фиксированное золотое содержание имела и единица стоимости СДР.

В соответствии со Статьей V. раздел 2.а. МВФ должен руководствоваться в

своих действиях «целью не допускать регулирования цены или установления

фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке золота как

обычного рыночного товара.

В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима

валютных курсов. В соответствии с Уставом, определившим принципы

Бреттонвудс-кой валютной системы, МВФ контролировал соблюдение странами-

членами принятых ими и утвержденных Фондом официальных золотых и валютных

паритетов, а также санкционировал их изменения. Легализация в обновленном

Уставе (с 1978 г.) режима плавающих валютных курсов не означает, что МВФ

вообще устранился от воздействия на валютную политику стран-членов. В

Статье IV измененного Устава МВФ зафиксирована обязанность каждой страны

«сотрудничать с Фондом и с другими странами-членами в целях обеспечения

упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной

системы валютных курсов». Страна-член должна, в частности, «избегать

манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой,

направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке

платежного баланса или получать несправедливые конкурентные преимущества

перед другими странами-членами».

Вторая серия поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам

возможность выбора: либо сохранять плавающий курс валюты, либо установить и

поддерживать фиксированный курс валюты (центральный курс), который может

быть выражен в единице СДР или иной международной счетной денежной единице.

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является

устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют

функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья

VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда

ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям

платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не

прибегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения

допускаются только в двух случаях:

1) на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать

новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность

которого не определена;

2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает

право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные

ограничения операций в этой валюте.

В-пятых, МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных

отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате

выполнения им функции координатора международного кредитования. Частные

коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально

высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной

деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической политике

и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются

частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому

даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной

реакции, открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынке

ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование

кредитной политики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как

государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов — с

другой.

МВФ наряду с другими международными организациями активно участвует в

урегулировании внешнего долга развивающихся стран, стран Восточной Европы,

России, других государств СНГ. Что касается ТНК и ТНБ, то они поддерживают

мероприятия МВФ лишь в той мере, в какой его кредитная политика отвечает их

собственным интересам, обеспечивая регулярность платежей стран-должников.

Поэтому эффективность регулирования спекулятивных перемещений краткосрочных

капиталов, координации процесса выравнивания диспропорций в международных

платежах, целенаправленного воздействия на международную ликвидность в ряде

случаев ослабляется противодействием частных компаний и банков.

В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за

макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики.

Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к

мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о

динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте

товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных

золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота,

размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом

другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены

обязаны беспрепятственно предоставлять Фонду эти сведения и

консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной

политики. МВФ осуществляет надзор за макроэкономической и валютной

политикой двумя путями. Одним из них являются предусмотренные Статьей IV

Устава консультации с правительственными учреждениями стран-членов. Другой

путь — это регулярные (дважды в год) обсуждения доклада «Мировой

экономический обзор». Такие обсуждения представляют собой анализ глобальной

экономической ситуации а многосторонней перспективе. МВФ занимается также

оказанием технической помощи странам-членам и предоставлением им

разнообразного набора консультационных услуг.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную

организацию, добился широкого признания в качестве главного

наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных

отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора

межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-

заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений

«семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном

формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной

координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд

зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом,

накопил большой и полезный опыт.

Группа Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР)

Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное влияние

на темпы и направление экономического развития большинства стран оказывает

группа МБРР, координирующая политику экономической помощи промышенно

развитых стран, воздействующая на деятельность других международных

экономических организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся

странам в разработке программ их экономического развития. Эта

межгосударственная инвестиционная группа, включающая МБРР и три его филиала

— Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую

корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство

(МИГА), превратилась в крупнейший мировой инвестиционный институт. На

группу МБРР постоянно приходится не менее половины общего годового объема

стредств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающимся

странам. В 1993 финансовом году (у группы МБРР финансовый год заканчивается

30 июня) МБРР ассигновал этим странам рекордную сумму кредитов — около 17

млрд. долл., а вместе со своими филиалами — около 26 млрд. долл.

Создание МБРР, цели и задачи. МБРР — это первый межгосударственный

инвестиционный институт, который был учрежден одновременно с МВФ в июле

1944 г. Соглашение о МБРР, ставшее одновременно его Уставом, официально

вступило в силу 27 декабря 1945 г., а свою деятельность Банк начал с 25

июня 1946 г. МБРР на первых порах был призван с помощью аккумулированных им

средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов

стимулировать частные инвестиции в западноевропейские страны, хозяйство

которых было подорвано второй мировой войной. Тем самым он содействовал

экономической и политической стабилизации в этих странах и распространению

влияния американского капитала на их экономику. В результате деятельность

Банка дополняла политику, которую США проводили посредством «плана

Маршалла», служившего финансово-экономической поддержкой их политического

курса в послевоенной Западной Европе.

С середины 50-х годов, когда положение в западноевропейских странах

стабилизировалось и начался распад колониальной системы, МБРР меняет

направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение

освободившихся государств в рамках мировой системы хозяйства путем развития

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.