финансов и мировой экономики:
. осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое
регулирование:
. совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой
валютной и кредитно-финансовой политики.
Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых
институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно
применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во
всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров
(США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному
американоцентризму. отражается в деятельности международных финансовых
институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам,
усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две
тенденции взаимоотношений трех центров — разногласия и партнерство по
глобальным проблемам международных финансов промышленно развитых
государств, развивающихся стран, России, СНГ, стран Восточной Европы.
Международный Валютный Фонд
МВФ (International Monetary Fund. IMF) — межправительственная
организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений
между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных
затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления
кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд —
специализированное учреждение ООН — практически служит институциональной
основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-
финансовой конференции ООН (1— 22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат
Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения (Articles of Agreement)
о МВФ, которое выполняет роль его Устава и вступило в силу 27 декабря 1945
г.; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 г.
В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав МВФ трижды
пересматривался: 1) в 1969 г. с введением системы СДР; 2) в 1976 г. с
созданием Ямайской валютной системы; 3) в ноябре 1992 г. с включением
санкции — приостановки права участвовать в голосовании — по отношению к
странам, не погасившим свои долги Фонду.
Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-
член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет.
Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение
Совета входит решение таких вопросов деятельности Фонда, как внесение
изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение
и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров.
Управляющие собираются на сессии один раз в год.
МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Поэтому возможность
каждого участника оказывать воздействие на его деятельность с помощью
голосования определяется долей в капитале. В соответствии с принципом
«взвешенного» количества голосов каждое государство имеет 250 «базисных»
голосов независимо от величины взноса в капитал и дополнительно по одному
голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его квоты. Решения в Совете
управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины)
голосов, а по наиболее важным вопросам — как оперативным, так и
экономическим и политическим — «специальным большинством» (соответственно
70% или 85% голосов стран-членов). В нынешнем Уставе выделены 53 подобных
вопроса (против 9 при создании МВФ) в интересах ведущих стран Запада.
Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают:
США — 17,7%; Германия — 5,5; Япония — 5,5; Великобритания — 4,9; Франция
— 4,9; Саудовская Аравия — 3,4; Италия — 3,1; Россия — 2,9%. Доля стран ЕС
— 26,2%. Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса
голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения
Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%).
Исполнительный совет МВФ назначает директора-распорядителя, который
возглавляет административный аппарат Фонда и ведает текущими делами.
Директор-распорядитель (с 1987 г.) — Мишель Камдессю (Франция), его
заместители (с 1994 г.) — Стэнли Фишер и другие (США).
Кредитная деятельность МВФ. В Уставе Фонда для идентификации его
кредитной деятельности используются два понятия: 1) сделка (transaction) —
предоставление валютных средств странам из его ресурсов; 2) операция
(operation) — оказание посреднических финансовых и технических услуг за
счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с
официальными органами — казначействами, центральными банками,
стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита
платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической
политики стран-членов.
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase)
или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на
эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на
счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ
предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на
валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут
переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны
были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд
обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с
неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило,
предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог»
соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них
нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих
валют.
Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными
условиями. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-
первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев,
предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму,
не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма
валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее
квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в
1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-
членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более
короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что
касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его
действие может приостанавливаться.
По истечении установленного периода времени страна-член обязана
произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув
ему средства в СДР или иностранных валютах. Как правило, эта операция,
означающая возмещение полученного ранее кредита, осуществляется в течение
срока от 3-4 до 5 лет со дня покупки валюты. Помимо того, страна-заемщик
обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере
улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если
находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим
государством- членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.
Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в
размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978
г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины
квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса
национальной валюты данной страны. При этом если Фонд использует часть
внесенной национальной валюты страны-члена для предоставления средств
другим странам, то резервная доля такой страны соответственно
увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках
дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию».
Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют резервную позицию
страны-члена в Фонде (Reserve Position in the Fund). В пределах резервной
позиции страны-члены могут получать средства в МВФ автоматически, по
первому требованию. Использование этой позиции не требует от страны
процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства
вернуть полученные валютные средства.
Механизм «кредитных долей». Средства в иностранной валюте, которые
могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% величины
квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная
сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного
использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее
квоты. МВФ предъявляет стране, прибегающей к кредиту, определенные
требования, причем степень их жесткости по мере перехода от одной кредитной
доли к другой постоянно нарастает. Обязательства страны-заемщицы,
предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических
мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях», направляемом в МВФ. Если
Фонд сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда»
или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью
прекратить кредитование страны. Использование первой кредитной доли может
быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной валюты, при
которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения
Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном
кредите. Такие соглашения стали практиковаться с 1952 г. Что же касается
выделения Фондом средств в счет верхних кредитных долей, то оно почти во
всех случаях производится посредством договоренностей со странами-членами о
резервных кредитах.
Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by
Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет
получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с
договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий.
Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной
линии. С начала 50-х и до середины 70-х годов соглашения о резервных
кредитах заключались на срок до года, с 1977 г. — до 18 месяцев и даже до 3
лет в связи с увеличением масштабов дефицита платежных балансов.
Главным назначением кредитов «стэнд-бай» является в настоящее время
кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ.
Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних
кредитных долей выдается определенными порциями (траншами) через
установленные промежутки времени в течение срока соглашения. Ход выполнения
этого соглашения страной-получателем кредита контролируется с помощью
специальных целевых критериев. Пока не зафиксировано достижение критериев,
предусмотренных в соглашении с Фондом, страна не может получить следующую
порцию валюты. Таким образом, механизм резервного кредита позволяет МВФ
оказывать экономическое давление на страны-заемщицы. Созданная в 1974 г.
система расширенного кредитования дополнила резервную и кредитные доли. Она
предназначена для предоставления валютных средств странам-членам на более
длительные периоды времени и в больших размерах по отношению к квотам, чем
это предусмотрено Уставом в рамках обычных кредитных долей.
Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита
в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение
равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в
области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о
расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости
и по просьбе стран-членов — до четырех лет. С ноября 1992 г. действуют
следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и
расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно): предоставление
кредитов на протяжении года — до 68% квоты страны-члена; кумулятивная,
включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам, предельная
величина — 300% квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом суммы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|