реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Роль финансовых организаций в регулировании валютно-кредитных отношений

реферат

финансов и мировой экономики:

. осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое

регулирование:

. совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой

валютной и кредитно-финансовой политики.

Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых

институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно

применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во

всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров

(США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному

американоцентризму. отражается в деятельности международных финансовых

институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам,

усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две

тенденции взаимоотношений трех центров — разногласия и партнерство по

глобальным проблемам международных финансов промышленно развитых

государств, развивающихся стран, России, СНГ, стран Восточной Европы.

Международный Валютный Фонд

МВФ (International Monetary Fund. IMF) — межправительственная

организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений

между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных

затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления

кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд —

специализированное учреждение ООН — практически служит институциональной

основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-

финансовой конференции ООН (1— 22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат

Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения (Articles of Agreement)

о МВФ, которое выполняет роль его Устава и вступило в силу 27 декабря 1945

г.; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 г.

В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав МВФ трижды

пересматривался: 1) в 1969 г. с введением системы СДР; 2) в 1976 г. с

созданием Ямайской валютной системы; 3) в ноябре 1992 г. с включением

санкции — приостановки права участвовать в голосовании — по отношению к

странам, не погасившим свои долги Фонду.

Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-

член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет.

Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение

Совета входит решение таких вопросов деятельности Фонда, как внесение

изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение

и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров.

Управляющие собираются на сессии один раз в год.

МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Поэтому возможность

каждого участника оказывать воздействие на его деятельность с помощью

голосования определяется долей в капитале. В соответствии с принципом

«взвешенного» количества голосов каждое государство имеет 250 «базисных»

голосов независимо от величины взноса в капитал и дополнительно по одному

голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его квоты. Решения в Совете

управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины)

голосов, а по наиболее важным вопросам — как оперативным, так и

экономическим и политическим — «специальным большинством» (соответственно

70% или 85% голосов стран-членов). В нынешнем Уставе выделены 53 подобных

вопроса (против 9 при создании МВФ) в интересах ведущих стран Запада.

Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают:

США — 17,7%; Германия — 5,5; Япония — 5,5; Великобритания — 4,9; Франция

— 4,9; Саудовская Аравия — 3,4; Италия — 3,1; Россия — 2,9%. Доля стран ЕС

— 26,2%. Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса

голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения

Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%).

Исполнительный совет МВФ назначает директора-распорядителя, который

возглавляет административный аппарат Фонда и ведает текущими делами.

Директор-распорядитель (с 1987 г.) — Мишель Камдессю (Франция), его

заместители (с 1994 г.) — Стэнли Фишер и другие (США).

Кредитная деятельность МВФ. В Уставе Фонда для идентификации его

кредитной деятельности используются два понятия: 1) сделка (transaction) —

предоставление валютных средств странам из его ресурсов; 2) операция

(operation) — оказание посреднических финансовых и технических услуг за

счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с

официальными органами — казначействами, центральными банками,

стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита

платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической

политики стран-членов.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase)

или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на

эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на

счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ

предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на

валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут

переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны

были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд

обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с

неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило,

предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог»

соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них

нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих

валют.

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными

условиями. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-

первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев,

предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму,

не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма

валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее

квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в

1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-

членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более

короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что

касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его

действие может приостанавливаться.

По истечении установленного периода времени страна-член обязана

произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув

ему средства в СДР или иностранных валютах. Как правило, эта операция,

означающая возмещение полученного ранее кредита, осуществляется в течение

срока от 3-4 до 5 лет со дня покупки валюты. Помимо того, страна-заемщик

обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере

улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если

находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим

государством- членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.

Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в

размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978

г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины

квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса

национальной валюты данной страны. При этом если Фонд использует часть

внесенной национальной валюты страны-члена для предоставления средств

другим странам, то резервная доля такой страны соответственно

увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках

дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию».

Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют резервную позицию

страны-члена в Фонде (Reserve Position in the Fund). В пределах резервной

позиции страны-члены могут получать средства в МВФ автоматически, по

первому требованию. Использование этой позиции не требует от страны

процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства

вернуть полученные валютные средства.

Механизм «кредитных долей». Средства в иностранной валюте, которые

могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% величины

квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная

сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного

использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее

квоты. МВФ предъявляет стране, прибегающей к кредиту, определенные

требования, причем степень их жесткости по мере перехода от одной кредитной

доли к другой постоянно нарастает. Обязательства страны-заемщицы,

предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических

мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях», направляемом в МВФ. Если

Фонд сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда»

или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью

прекратить кредитование страны. Использование первой кредитной доли может

быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной валюты, при

которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения

Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном

кредите. Такие соглашения стали практиковаться с 1952 г. Что же касается

выделения Фондом средств в счет верхних кредитных долей, то оно почти во

всех случаях производится посредством договоренностей со странами-членами о

резервных кредитах.

Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by

Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет

получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с

договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий.

Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной

линии. С начала 50-х и до середины 70-х годов соглашения о резервных

кредитах заключались на срок до года, с 1977 г. — до 18 месяцев и даже до 3

лет в связи с увеличением масштабов дефицита платежных балансов.

Главным назначением кредитов «стэнд-бай» является в настоящее время

кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ.

Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних

кредитных долей выдается определенными порциями (траншами) через

установленные промежутки времени в течение срока соглашения. Ход выполнения

этого соглашения страной-получателем кредита контролируется с помощью

специальных целевых критериев. Пока не зафиксировано достижение критериев,

предусмотренных в соглашении с Фондом, страна не может получить следующую

порцию валюты. Таким образом, механизм резервного кредита позволяет МВФ

оказывать экономическое давление на страны-заемщицы. Созданная в 1974 г.

система расширенного кредитования дополнила резервную и кредитные доли. Она

предназначена для предоставления валютных средств странам-членам на более

длительные периоды времени и в больших размерах по отношению к квотам, чем

это предусмотрено Уставом в рамках обычных кредитных долей.

Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита

в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение

равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в

области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о

расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости

и по просьбе стран-членов — до четырех лет. С ноября 1992 г. действуют

следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и

расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно): предоставление

кредитов на протяжении года — до 68% квоты страны-члена; кумулятивная,

включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам, предельная

величина — 300% квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом суммы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.