в них рыночных отношений.
Всемирный банк (так часто называют МБРР) как специализированный
финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению
стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с
основными центрами мировой системы хозяйства.
Организационная структура МБРР. Руководящими органами МБРР являются Совет
управляющих и Директорат (исполнительный орган). Совет, состоящий из
министров финансов или управляющих центральными банками стран-членов,
собирается на свои сессии один раз в год, причем МБРР и МВФ проводят их
совместно. Членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ. Это
требование объясняется тем, что страны — члены Банка обязаны проводить свою
валютно-финансовую политику в соответствии с положениями Устава МВФ. Право
голоса в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале, т.е. здесь
применяется та же система «взвешенных» голосов, как и в МВФ.
Кредитная политика МБРР. Кредитная политика МБРР отвечает интересам
частного капитала, функционирующего в развивающихся странах. Это
проявляется в самой процедуре рассмотрения заявок стран-членов на
банковские кредиты. При решении вопроса о предоставлении средств Банк
требует широкой информации об экономическом и финансовом положении этих
стран, направляет туда свои экономические миссии. Такие миссии, состоящие в
основном из представителей промышленно развитых стран, проводят
обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на составление и
выполнение национальных программ их экономического развития. В
рекомендациях миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора
экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны.
Деятельность этих миссий не может не затрагивать суверенитет стран-членов.
Если рекомендации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то
зачастую он не предоставляется. Причем делаются попытки ограничить доступ и
к другим источникам международных кредитов, поскольку МБРР не только
координирует свою кредитную политику с другими международными валютно-
кредитными и финансовыми организациями, прежде всего с МВФ, но и
возглавляет большинство консорциумов и клубов помощи отдельным
развивающимся государствам, используемых развитыми странами-донорами для
более эффективного использования своей двухсторонней официальной помощи
развитию.
Общая сумма кредитов, представленных Банком за 47 лет его активной
деятельности, достигла 235 млрд. долл., причем более 1/3 этих ассигнований
(80 млрд. долл.) приходится на 1989—1993 гг. Тем самым МБРР осуществляет
воздействие на экономическое развитие развивающихся стран, особенно путем
регламентации инвестиционной политики стран-заемщиков, поскольку кредиты
Банка покрывают в среднем лишь около 30% общей стоимости кредитуемых
объектов, а остальная часть расходов по объекту должна обеспечиваться за
счет внутренних источников кредитования и финансирования или иных внешних
источников. Основная задача МБРР — кредитование конкретных объектов
(преимущественно инфраструктурных — транспорт, связь, энергетика) на основе
их тщательного отбора. С середины 70-х годов в кредитах Банка все большую
роль играют социальные аспекты развития, особенно борьба с бедностью.
Увеличиваются кредиты на развитие здравоохранения, образование,
планирование семьи, развитие сельского хозяйства. Особое внимание уделяется
охране окружающей среды и приватизации.
Большинство кредитов МБРР выдаются на срок 15—20 лет (льготный период — 5
лет), причем наименьшие сроки характерны для кредитования промышленности.
Зависимость МБРР от мирового финансового рынка негативно отражается на
стоимости его кредитов. Получая заемные средства под высокий процент. Банк
кредитует страны-члены по ставке, которая в среднем на 0,5% превышает
стоимость заемных средств и изменяется по полугодиям (с 1982 г., когда
кредитная ставка МБРР достигла рекордного уровня в 11,6% годовых). К
середине 1993 г. основная кредитная ставка МБРР равнялась 7.43% годовых.
Поэтому кредитами МБРР могут пользоваться далеко не все развивающиеся
страны, а лишь самые крупные или наиболее развитые из них: Мексика, Индия,
Бразилия, Индонезия, Турция, Китай. Филиппины, Аргентина, Южная Корея,
Колумбия.
Чтобы содействовать реализации программы урегулирования валютно-
финансовых проблем крупнейших стран-должников, выдвинутой бывшим министром
финансов США Дж. Бейкером и включавшей предложение наращивать кредиты МБРР
для структурной перестройки, Банк увеличил к началу 90-х годов долю таких
кредитов до 25% и более, тогда как в начале 80-х годов их доля в годовом
объеме кредитов MБРР составляла 10-12%. Таким образом, за короткий период
удельный вес приоритетного кредитования проектов, связанных со структурной
перестройкой экономики стран-заемщиков, увеличился более чем вдвое.
Международная ассоциация развития (MAP). Чтобы смягчить критику в свой
адрес и укрепить престиж среди развивающихся стран, МБРР при поддержке США
как главного пайщика в I960 г. создал свой филиал — MAP, которая имеет с
ним общие органы управления во главе с президентом Банка. MAP призвана
дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам
беспроцентные кредиты на срок 35—40 лет при льготном периоде 10 лет. взимая
комиссию на покрытие административных расходов. Развивающиеся страны,
естественно, заинтересованы в получении льготных кредитов MAP, но она не
может выдавать средства всем желающим. Поэтому льготные кредиты
предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения
не выше 650 долл. в год: к ним в начале 90-х годов относились 40 стран.
Однако чтобы участвовать в MAP и получить доступ к ее льготным кредитам,
необходимо вступить в МБРР.
Хотя часть средств направляется в развивающиеся страны почти бесплатно, в
целом кредитная деятельность двух основных учреждений группы МБРР
рентабельна, так как средневзвешенная кредитная ставка не ниже 5% годовых.
Международная финансовая корпорация. МФК создана в 1956 г. по инициативе
США с целью стимулирования частных инвестиций в промышленность молодых
государств, создания и расширения там частного сектора. МФК кредитует
только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых развивающихся
странах. Это обусловлено, в частности, относительно высокой стоимостью ее
кредитов, которая выше среднегодовых ставок на основных рынках ссудных
капиталов. Срок кредитов МФК не превышает, как правило, 15 лет, а средний
срок — 7—8 лет.
МФК выполняет функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом
и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя
имеет общие со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность МФК
заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не
требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и MAP при
предоставлении кредитов предприятиям иди организациям. Это ограждает
частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит
интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся
стран.
Другим существенным отличием МФК является то, что с 1961 г. она получила
особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно
осуществлять инвестиции в акционерный капитал строящихся или расширяющихся
предприятий с последующей перепродажей их акций частным инвесторам. При
этом МФК, как и МБРР, не только не конкурирует с частными инвесторами, а
наоборот, должна стимулировать внедрение частного капитала в развивающуюся
экономику.
Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА). Ни один орган
группы МБРР не мог обеспечить максимальных гарантий для частных инвесторов
в условиях возросших некоммерческих рисков, что в значительной мере
сдерживает приток иностранного капитала во многие страны-члены. Именно МИГА
как третий филиал МБРР, учрежденный в 1988 г., служит такой специальной
цели, как поощрять инвестиции в акционерный капитал и другие направления
прямых капиталовложений в развивающихся странах посредством их страхования
от некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие: отмена
конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия в
переводе прибылей в страну инвестора: экспроприация имущества инвестора;
военные действия; перевороты и последующие изменения в социально-
политической обстановке; невыполнение контракта вследствие
правительственного решения.
Для выполнения поставленной цели МИГА не только предлагает гарантии
против перечисленных некоммерческих рисков, но и консультирует
правительственные органы развивающихся стран-членов относительно разработки
и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся
иностранных инвестиций, устраивает встречи и переговоры между
международными деловыми кругами и местными органами власти заинтересованных
стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет необходимые
информационные услуги. Срок гарантий, предоставляемых МИГА, обычно
составляет 15 лет, но возможно до 20 лет.
Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР)
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — международная
организация, созданная на основании Соглашения от 29 мая 1990 г.
Учредителями ЕБРР были 40 стран — все европейские страны (кроме Албании),
США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия,
Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк
(ЕИБ). Впоследствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между
возникшими в результате их распада новыми государствами. Его членами могут
быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. На I января 1994 г.
акционерами ЕБРР являлись 57 стран (в том числе все европейские страны), а
также ЕЭС (ныне ЕС) и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Статус,
привилегии и иммунитеты ЕБРР и связанных с ним в Великобритании лиц
определены в Соглашении о штаб-квартире между правительством Великобритании
и Северной Ирландии и ЕБРР, подписанном после начала операций ЕБРР 15
апреля 1991 г.
Основные задачи и цели деятельности ЕБРР. Главная задача ЕБРР —
содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой,
ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и
предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования ЕБРР
являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а
также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с
международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении
инвестиций в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами
в предоставлении кредитов и гарантий, а также инвестировании средств в
акционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кредитованием
инфраструктуры или других проектов в государственном секторе, которые
ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет
региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать
несколько стран.
С начала своей деятельности в апреле 1991 г. ЕБРР определил стоящие перед
ним задачи. Наиболее важной из них стало содействие в создании новых
экономических условий в странах, где действует ЕБРР. в период изменения
политической системы: при этом считается необходимым предотвратить
возникновение нетерпимых социальных условий, которые могли бы привести к
полному распаду общества в этих странах и поставить под угрозу безопасность
их соседей. Другие задачи относятся к сфере бизнеса (поощрение инвестиций,
совершенствование коммерческой практики. приватизация и структурная
перестройка), инфраструктуры (восстановление, модернизация и расширение
сетей связи, энергетических систем, муниципальных служб и жилищного
хозяйства) и экологии (совершенствование политики и прямые инвестиции в
восстановление окружающей среды).
Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР:
. использует разнообразные инструменты для гибкого кредитования на основе
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|