общепринятых в развитых странах стандартов банковского дела:
. гармонично сочетает реализацию задач, намеченных стратегией операций по
секторам, с непредусмотренными стратегией операциями, поддерживающими
инициативы частного сектора:
. сотрудничает с частными инвесторами, их консультантами, а также с
коммерческими банками:
. сотрудничает с правительствами в осуществлении долгосрочных планов
развития:
. осуществляет взаимодействие с международными валютно-кредитными и
финансовыми организациями:
. гармонично сочетает межгосударственный и региональный подходы:
. стремится обеспечить сохранение и улучшение окружающей среды.
При принятии решений ЕБРР руководствуется политикой в области основной
деятельности и стратегиями по странам, утвержденными Советом директоров.
Стратегии по странам включают обзор политических и экономических событий и
определяют приоритетные сферы деятельности. В ряде случаев выявленные
Банком потребности в помощи имеют общий характер для большинства стран
региона: объединяет эти стратегии стремление стимулировать производственные
инвестиции в каждой стране.
Кредитно-инвестиционная политика ЕБРР. В своей деятельности ЕБРР
использует следующие формы операций для предприятий частного и
государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования:
1) предоставление кредитов (включая совместное финансирование) на
развитие производства:
2) инвестирование в капитал;
3) гарантированное размещение ценных бумаг:
4) облегчение доступа на рынки капитала путем предоставления гарантий и
оказания содействия в других формах:
5) размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями,
определяющими их использование;
6) предоставление займов (включая совместное финансирование) и оказание
технического содействия под реконструкцию и развитие инфраструктуры (в том
числе природоохранительные программы).
ЕБРР не выдает гарантий по экспортным кредитам и не занимается
страхованием. В целом за период с момента образования ЕБРР до начала 1999
г. Совет директоров ЕБРР одобрил около 186 проектов на сумму свыше 18.7
млрд. долл. В качестве наиболее важных направлений кредитно-финансовой
политики ЕБРР выделяются финансовый сектор, энергетика,
телекоммуникационная инфраструктура, транспорт и агробизнес.
Банк Международных Расчетов
Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает
Банк международных расчетов (Базель). БМР был создан в 1930 г. на основе
межправительственного соглашения шести государств (Бельгии, Великобритании.
Германии, Италии, Франции, Японии) и конвенции этих государств со
Швейцарией, на территории которой функционирует Банк. Фактически он был
организован центральными банками этих стран. В 1931—1932 гг. к нему
присоединились 19 центральных банков стран Европы. Ныне в числе 33 членов
БМР все страны Западной Европы. 6 государств Восточной Европы, которые
вступили в довоенный период и остались его акционерами в силу
преемственности: США, Япония, Австралия, ЮАР и др.
Федеральный резервный банк Нью-Йорка, будучи корреспондентом БМР,
выполняет по его поручению операции на рынке ссудных капиталов США.
БМР организован в форме акционерного общества с капиталом в 1,5 млрд.
золотых франков (оплачено 19,7%). Несмотря на межгосударственные соглашения
о замене с 1978 г. этой международной счетной валютной единицы на СДР, БМР
продолжает использовать в этом качестве франк с золотым содержанием 0.290 г
чистого золота, введенный во Франции в 1799 г. и с 1865 г. служивший единой
валютой Латинского монетного союза. Органами управления БМР являются Общее
собрание акционеров и Совет директоров в составе управляющих 13 центральных
банков (в том числе Германии, Бельгии, Франции, Великобритании, Италии,
являвшихся основателями Банка). Остальные члены ограничиваются получением
дивидендов и статусом клиента.
На БМР по Уставу возложены две основные функции: 1) содействовать
сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные
условия для международных финансовых операций; 2) действовать в качестве
доверенного лица или агента по проведению международных расчетов своих
членов. Исходя из этих функций БМР выполняет следующие операции:
. куплю-продажу и хранение золота;
. депозитно-ссудные операции с центральными банками:
. прием правительственных вкладов по особым соглашениям:
. операции с валютой и ценными бумагами (кроме акций);
. операции на мировых рынках (валют, кредитов, ценных бумаг, золота) в
качестве агента или корреспондента центральных банков:
. заключение соглашений с центральными банками в целях содействия взаимным
международным расчетам.
Основной источник ресурсов БМР — краткосрочные вклады (до трех месяцев)
центральных банков в иностранной валюте или золоте. Для выплаты процентов
по ним Банк размещает их на рыночных условиях в других центральных банках,
международных организациях или в банках-корреспондентах. Основной активной
операцией БМР являются инвалютные кредиты центральным банкам. Кроме того,
БМР, будучи организатором сотрудничества центральных банков, выполняет ряд
специфических функций. В их числе совместное проведение международных
операций, взаимные консультации по валютно-финансовым вопросам, агентские
функции. Так, в 60-х годах БМР способствовал функционированию золотого пула
в целях стабилизации рыночной цены золота, участвовал в коллективной
поддержке фунта стерлингов, французского франка: с 70-х годов проводит
операции «своп» с центральными банками для регулирования курсовых колебаний
валют путем валютной интервенции.
Оставаясь в основном региональным западноевропейским международным банком
и валютно-финансовым центром «группы десяти», БМР фактически превратился в
международную валютно-кредитную организацию по составу участников и
характеру деятельности. Это обусловлено тем, что БМР является международным
банком центральных банков, агентом и распорядителем в различных
международных валютно-расчетных и финансовых операциях, центром
экономических исследований и форумом международного валютно-кредитного
сотрудничества.
Международный Банк Экономического Сотрудничества.
МВЭС учрежден странами—членами Совета Экономической Взаимопомощи 22
октября 1963 г. для осуществления многосторонних расчетов в переводных
рублях, содействия экономическому сотрудничеству стран — членов СЭВ с
другими государствами, выполнения их взаимных обязательств по товарным
поставкам, укрепления плановой и расчетной дисциплины. В 1963 г. членами
МВЭС являлись Болгария. Венгрия. ГДР. Монголия, Польша, СССР. Чехословакия,
с 1974 г. — Куба, с 1977 — Вьетнам. После образования единого немецкого
государства (ФРГ) из состава Банка в 1990 г. выбыла ГДР; в 1993 г. —
Венгрия. После раздела ЧСФР членами Банка стали Чехия и Словакия. МВЭС -
открытая организация: в члены Банка могут вступать страны, признающие его
Устав. Создание МВЭС было вызвано объективной необходимостью развития
народного хозяйства и экономического сотрудничества заинтересованных стран.
В 1949 г. шесть восточноевропейских стран, СССР и Монголия создали СЭВ. Эта
международная экономическая организация должна была способствовать
дальнейшему развитию экономических связей между странами-членами на основе
взаимовыгодного разделения труда, равенства и взаимопомощи.
Банк проводил принятые в мировой банковской практике операции в
переводных рублях и конвертируемой валюте. Банк осуществлял кредитную
эмиссию переводного рубля, решив тем самым вопрос о независимом источнике
средств для расчетов и кредитования.
Основным видом деятельности Банка являются расчеты и кредитование
взаимного товарооборота стран-участников. МБЭС проводил так же операции в
конвертируемых валютах на мировом валютном рынке (кредиты, депозиты,
арбитраж). Банк пользовался доверием, имел широкую сеть банков-
корреспондентов, в том числе крупнейших банков США, Великобритании,
Франции, Германии, Японии, Швейцарии, Италии, а также центральных и
внешнеторговых банков стран-членов. Банк осуществлял тесное сотрудничество
с органами СЭВ: Секретариатом, Постоянными комиссиями по валютно-финансовым
вопросам, торговле. Комитетом по плановой деятельности. С участием Банка
разрабатывались многие важные документы СЭВ по вопросам экономического и
валютно-финансового сотрудничества стран-членов СЭВ и МБЭС. Было подписано
соглашение об отношениях между этими организациями как независимыми
сторонами, хотя и созданная одними и теми же странами. Для участия в МБЭС
странам было необязательно участвовать в СЭВ. Так, Республика Вьетнам
вступила в члены МБЭС раньше, чем в СЭВ. МБЭС заключил соглашение о
сотрудничестве с МИБ.
Средства МИБ в переводных рублях хранились в МВЭС, который обслуживал МИБ
при проведении банковских операций в этой валюте.
По своей сути МБЭС осуществлял уникальную возможность поддержания и
регулирования внешнеэкономических валютно-финансовых и кредитных отношений
между странами – участниками.
Региональные Банки Развития
Региональные банки развития созданы в 60-х гг. в Азии, Африке, Латинской
Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества
развивающихся стран этих регионов.
Межамериканский банк развития (МаБР, Вашингтон, создан в 1959 г.).
Африканский банк развития (АфБР, Абиджан, образован в 1963 г.) и
Азиатский банк развития (АзБР, Манила, создан в 1965 г.) преследуют единые
цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов,
кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является
существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит
значительная часть капитала банков и они составляют примерно 1/3 их членов.
В региональных банках развития установлен одинаковый принцип формирования
ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, проводится
кредитная политика во многом по образцу группы МБРР.
Вместе с тем существуют различия в деятельности региональных банков
развития. Они определяются разным уровнем экономического, культурного
развития стран трех континентов — Латинской Америки. Азии и Африки,
особенностями их исторических традиций.
Региональные валютно-кредитные и финансовые организации
западноевропейской интеграции представляют собой составную часть ее
институциональной структуры. Они преследуют цель укрепления интеграции и
создания экономического и валютного союза (ЕС) в соответствии с
Маастрихтским договором 1993 г., проведение согласованной политики по
отношению к развивающимся странам, ассоцированным с ЕС.
К основным региональным организациям ЕС относится:
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, Люксембург), предоставляет кредиты
на срок от семи до двадцати лет, а развивающимся странам — до сорока лет.
Цель ЕИБ — развитие отсталых регионов стран ЕС, реконструкция предприятий,
создание совместных хозяйственных объектов, развитие приоритетных отраслей;
Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 г.) проводит коллективную политику
ЕС по отношению к развивающимся странам, координирует двусторонние
программы официальной помощи развитию этих стран;
Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969
г.) содействует созданию общего аграрного рынка («Зеленая Европа»);
Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, 1975 г.) предоставляет
кредиты за счет средств совместного бюджета ЕС с целью выравнивания
региональных диспропорций в странах-членах, поскольку там насчитывается 25
беднейших районов, уровень жизни в которых в 2,5 раза ниже, чем в 25
наиболее процветающих;
Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфурт-на-Майне. 1994 г.) заменил
Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в 1973 г. — это
наднациональный орган в составе управляющих двенадцати центральных банков,
осуществляющий координацию денежной и кредитной политики этих банков,
содействует созданию системы европейских центральных банков и переходу к
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|