реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Интеграция России в систему ГАТТ/ВТО

реферат

дополняют или изменяют предшествующие соглашения и договоренности в рамках

ГАТТ. Вряд ли можно считать большим преувеличением мнение генерального

директора ГАТТ П. Сазерленда о том, что “уругвайский” раунд стал

“определяющим моментом в современной истории”.[21] По предварительным

оценкам в результате договоренностей “уругвайского” раунда к 2005 году

объем мировой торговли будет на 745 млрд. Долларов выше того уровня,

который был бы достигнут в случае их отсутствия. Дополнительное ежегодное

увеличение совокупного мирового дохода составит от 213 млрд. До 274 млрд.

Долларов.

Весь “пакет” договоренностей, достигнутых в результате переговоров

“уругвайского” раунда ГАТТ можно разделить на три группы: исправленные и

уточненные положения Генерального Соглашения по тарифам и торговле,

получившие название ГАТТ 1994, новое Генеральное Соглашение по торговле

услугами (ГАТС) и новое Соглашение по торговым аспектам прав

интеллектуальной собственности. Характеризуя правила нового ГАТТ 1994,

выражающиеся в совокупности закрепленных в соглашении прав и обязанностей

стран-членов в области международных торговых отношений, следует отметить,

что они представляют собой систему взаимосвязанных норм, большинство из

которых - обновленные соглашения “токийского” раунда ГАТТ. В некоторых

случаях положения “токийского” раунда переговоров подверглись значительным

изменениям, как, например, в отношении субсидий, спорных вопросов,

механизма регулирования внешнеторговой политики. В отношении щекотливого

вопроса по торговле сельскохозяйственными товарами было разработано

детальное соглашение, предусматривающее согласованный механизм тарификации,

минимальные требования ГАТТ, касающиеся выхода стран-членов на внешний

рынок, обязательства стран-членов по снижению уровня субсидирования

сельскохозяйственного производства и государственной поддержки экспорта. К

ГАТТ 1994 и ГАТС прилагаются положения, детально описывающие требования,

предъявляемые к странам-участницам в отношении их внешнеторгового режима.

Кроме того, чтобы преодолеть трудности, связанные с иерархией обязательств,

принятых странами-членами в ходе “токийского” раунда, а также проблему

несоблюдения этих обязательств, было принято решение о том, что

Заключительный Акт “уругвайского” раунда многосторонних торговых

переговоров вступит в силу на основе принципа “все или ничего” - подписание

Заключительного Акта означает принятие всех соглашений и договоренностей,

достигнутых в ходе переговоров.

Таким образом, результаты “уругвайского” раунда переговоров в рамках

ГАТТ являются отражением значительных достижений в области многостороннего

регулирования международных торговых отношений и либерализации внешней

торговли. Заключение многосторонних соглашений по сельскохозяйственным

товарам, субсидиям, торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и

торговле услугами должно стать прочной базой для дальнейшего развития

внешней торговли в условиях открытой глобальной экономики. Некоторые из

этих соглашений по своей природе являются экспериментальными, а поэтому

потребуют продолжения переговорного процесса и дополнительного прояснения.

Действительно, опыт может показать, что какие-то соглашения недостаточно

эффективны в решении возлагаемых на них задач, однако, уже сейчас они имеют

большое значение, так как с одной стороны формируют основу для решения

острых, давно назревших проблем - торговля сельскохозяйственными товарами и

субсидии, - а с другой стороны устанавливают общие принципы недискриминации

и свободы торговли в новых быстро развивающихся областях - международный

обмен услугами и правами интеллектуальной собственности. Еще одним важным

достижением переговоров следует считать укрепление системы ГАТТ. Соглашения

по защитным мерам, торговле текстилем и одеждой свидетельствуют о том, что

в ходе “уругвайского” раунда переговоров эрозия основных принципов ГАТТ,

произошедшая в результате распространения так называемых “добровольных

ограничений экспорта” и других “оправданных” защитных мер, была преодолена.

Кроме того, протоколы договоренностей стран-участниц переговоров о снижении

и отмене ставок таможенных тарифов и других ограничительных мер в отношении

импорта и экспорта товаров и услуг, а также более четкие и определенные

обязательства в области государственного участия во внешней торговле - все

это говорит о том, что процесс либерализации международной торговли

возобновлен с новой силой. Наряду с принципиально новыми направлениями в

деятельности ГАТТ в результатах “уругвайского” раунда нашли отражение и

традиционные вопросы. Так, были достигнуты договоренности по снижению

ставок таможенных тарифов развитыми государствами. После ратификации этих

договоренностей на национальном уровне многие сектора окажутся вообще

освобожденными от тарифных ограничений. Особого внимания заслуживает тот

факт, что именно на “уругвайском” раунде переговоров развивающиеся страны

впервые приняли на себя значительные обязательства.

В ходе переговоров многие статьи ГАТТ, в частности, касающиеся правил

определения происхождения товара, импортного лицензирования, таможенной

оценки товара, участия государства во внешнеторговых операциях и

технических барьеров в торговле получили новую интерпретацию. Суть

изменений этих статей является отражением процесса перехода от общих к

более конкретным, а, следовательно, более эффективным правилам и

процедурам. Заключение этих соглашений должно также обеспечить условия для

формирования обоснованного с юридической точки зрения, а не получившего

распространение политизированного, подхода к решению спорных вопросов.

Однако, наряду с очевидным успехом многосторонних торговых переговоров,

следует упомянуть о том, что некоторые проблемы так и не нашли разрешения в

контексте основополагающих принципов ГАТТ, провозглашающих открытый,

недискриминационный режим международной торговли и инвестирования. Так,

например, соглашения по экспортным субсидиям, по замене нетарифных

ограничений тарифными вряд ли можно в общем характеризовать как меры,

значительно либерализирующие режим международной торговли. Пересмотренные

положения антидемпингового кодекса равно как и новый кодекс по инвестициям

пока не способны обеспечить решение фундаментальной проблемы честной

конкуренции в рамках открытой мировой экономики - вероятность коллизии

между конкуренцией и торговой политикой все еще высока. Кроме того

соглашения по международным инвестициям не учитывают всей важности прямых

иностранных инвестиций для международной интеграции и экономического

развития. Вероятно, вопрос о создании кодекса по международным инвестициям,

в полной мере отражающего принцип недискриминации в этой сфере, должен

стоять на повестке дня будущих переговоров.

Таким образом, несмотря на некоторые неудачи, завершение в

многосторонних торговых переговоров “уругвайского” раунда в рамках

Генерального соглашения по тарифам и торговле стало одним из наиболее

значительных международных событий, основным результатом которого стало

создание прочной основы для существенного обновления и расширения системы

многосторонних торговых отношений.

Однако очевидно, что достигнутые договоренности являются лишь

юридическим закреплением новой системы международной торговли. Поэтому при

всей значимости результатов “уругвайского” раунда не меньшее значение

приобретает их практическое применение. В этой связи отдельного

рассмотрения заслуживает вопрос о превращении ГАТТ во Всемирную Торговую

Организацию (ВТО).

2.2. Создание ВТО

Принимая решение о создании ВТО, Договаривающиеся Стороны

руководствовались следующими общими соображениями: во-первых, особым

значением, которое придается развитию международной торговли с точки зрения

роста уровня благосостояния; во-вторых, своей приверженностью к принципам

справедливой и свободной торговли; и в-третьих, той исключительной ролью,

которую уже сыграли соглашения и договоренности ГАТТ в создании равных

возможностей для участников международной торговли.

Несмотря на все свое влияние, ГАТТ было раздроблено и с точки зрения

статуса несовершенно еще на самом начальном этапе, когда попытки создания

Международной Торговой Организации потерпели неудачу. Особенно явно этот

недостаток Генерального Соглашения проявлялся при возникновении проблем,

связанных с разрешением споров и соблюдением обязательств странами-членами

Соглашения.

Основной целью создания ВТО стала замена старой, раздробленной системы

ГАТТ новой, интегрированной международной организацией, наделенной

полномочиями для действенного проведения в жизнь принципов и правил

международной торговли, согласованных в ходе торговых переговоров.

Соглашение об учреждении ВТО сводит в единую, подведомственную этой

организации, систему все соглашения и договоренности, достигнутые в

результате многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ. С юридической

точки зрения практическое применение результатов “уругвайского” раунда,

учитывая всю совокупность положений ГАТТ и, особенно, договоренностей

“токийского” раунда, было бы значительно затруднено, если не невозможно.

Поэтому участниками переговоров было принято решение о том, что все

договоренности, достигнутые в ходе многосторонних торговых переговоров,

являются неотъемлемой частью Генерального Соглашения - а, следовательно, и

ВТО - и страны, участвующие в Соглашении, принимают на себя все

содержащиеся в нем обязательства.

Система ВТО призвана выполнять следующие функции:

- она действует как комплекс согласованных на многосторонней основе

правил, регулирующих поведение правительств стран-членов в торговле. По

существу, это правила поведения государств и их торгующих субъектов на

мировых рынках;

- она выполняет роль форума для торговых переговоров, направленных на

либерализацию торговли и обеспечение ее большей предсказуемости либо путем

открытия национальных рынков, либо путем укрепления и расширения самих

правил;

- она выполняет роль международного суда, позволяющего правительствам

стран-членов ВТО разрешать споры между собой.

До создания ВТО в систему ГАТТ входили 125 государств, на которые

приходилось около 90% мирового товарооборота. Из крупных стран лишь Россия

и Китай находились вне ее рамок, однако Китай, бывший одним из основателей

ГАТТ, сейчас добивается восстановления своего членства в этой организации.

Кроме того примерно 25 стран, по разным причинам оказавшихся в стороне,

также ведут переговоры по присоединению к ГАТТ/ВТО.[22]

Подводя итог, следует подчеркнуть, что система ГАТТ/ВТО занимает

центральное место в регулировании системы международных экономических

отношений, а устанавливаемые ГАТТ/ВТО нормы являются, по существу,

международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства,

не будучи членом этой организации, любая страна обрекает себя на положение

аутсайдера в международной торговле, ибо к ней не применяются общие

правила. Это побуждает присоединяться к системе ГАТТ/ВТО.

Глава 3. РОССИЯ И ВТО

3.1. Цели вступления в ВТО.

На фоне вышеизложенного можно сфокусировать внимание на том, чем для

России привлекательно присоединение к системе ВТО. Конечно она не сможет

пользоваться всеми привилегиями ВТО до тех пор, пока не будет являться

полноправным членом системы. Но даже не начальной стадии положительный

эффект очевиден. “Как приливная волна раскачивает все без исключения лодки,

так и российские предприниматели наравне со всеми получат шанс извлекать

пользу из роста (и большей стабильности) мировых рынков в результате

“уругвайского” раунда”.[23] Улучшение атмосферы мировой торговли должно

стимулировать продолжение перестройки производства с целью извлечения

наибольшей пользы из конкуренции.

Что касается сельского хозяйства, то российские природные преимущества

смогли бы вновь сделать эту отрасль ведущей силой в экспортной торговле

России, как только этот сектор сможет осознать свой потенциал. Эти

преимущества станут еще более ценными, как только реализация реформ,

начатых в результате “уругвайского” раунда, снизит негативные эффекты от

субсидирования.

Сектор сферы обслуживания в настоящее время является одной из крупнейших

областей роста российской экономики, чей потенциал по части экономического

подъема и создания рабочих мест только начинает проявляться. Как и в случае

с сельским хозяйством, более стабильная международная среда может лишь

ускорить развитие внутри страны.

Когда же Россия станет полноправным членом ВТО, эти сектора, как и

другие, получат дополнительные возможности расширенного доступа к рынку и

юридической защищенности. Став членом ВТО Россия сможет воспользоваться

всеми предоставляемыми членам ВТО торговыми преимуществами, одобренными

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.