на него распространяются все существующие тарифные льготы. Поэтому
вступающее в ГАТТ государство должно провести с другими странами
переговоры, выдвинув встречные предложения о снижении ставок собственного
таможенного тарифа. Затем эти тарифные уступки консолидируются в списке
тарифных уступок, который становится частью Генерального соглашения.
Статья V провозглашает свободу транзита через территорию каждой из
участвующих стран и освобождает транзитные товары от таможенных пошлин и
транзитных сборов.
За время существования ГАТТ статьи, касающиеся таможенно-тарифных
вопросов, значительно расширились за счет многочисленных поправок и
дополнений. Наиболее важные изменения связаны с включением новых статей
XXXVI и XXXVII, в которых признается право развивающихся стран повышать
таможенные пошлины для защиты своей экономики, а также фиксируется
обязательство развитых государств снижать пошлины на товары развивающихся
государств. Сессия ГАТТ на уровне министров (ноябрь 1982 года)
рекомендовала всем странам-участницам принять меры для скорейшего
применения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров для
тарифных и статистических целей.[8]
Антидемпинговые и компенсационные пошлины. Статья VI ГАТТ определяет
демпинг как торговую операцию, состоящую в том, что товары одной страны
поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной стоимости этих
товаров. Соглашения о толковании этой статьи (а также статей XVI, XXIII,
посвященных субсидиям) были подписаны в ходе “токийского” раунда ГАТТ
(Кодекс о субсидиях и Антидемпинговый Кодекс). Смысл рассматриваемой статьи
заключается в создании юридических оснований для принятия странами-
участницами защитных мер против “нечестной практики” компаний или
правительств стран экспортеров. При этом еще в период разработки
Генерального Соглашения было достигнуто понимание, что Статья VI ГАТТ
относится только к ценовому демпингу. В целях устранения демпинга, который
“причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности
Договаривающейся Стороны,[9]” любая страна-участница, осуществив
предварительное расследование факта демпинга, может налагать на любой
поступающий в порядке демпинга товар антидемпинговую пошлину в размере, не
превышающем демпинговую разницу. Последняя определяется как разница между
демпинговой ценой товара и его “нормальной ценой”, которая рассчитывается в
соответствии с положениями Антидемпингового Кодекса. Обычно это цена, по
которой аналогичный товар продается в стране-экспортере. Термин
“аналогичный товар” трактуется как “продукт, подобный во всех отношениях
рассматриваемому продукту, а в случае отсутствия такового, другой продукт,
свойства которого имеют близкое сходство со свойствами рассматриваемого
продукта, хотя и не подобны им во всех отношениях”.[10]
В соответствии со Статьей VI ГАТТ компенсационная пошлина может
налагаться на импортируемые товары в размере, эквивалентном дотации или
субсидии, которая представлена прямо или косвенно на производство или
экспорт этих товаров в стране происхождения или экспорта, причем в случае
явного применения экспортных субсидий Кодекс по субсидиям и компенсационным
пошлинам разрешает вводить компенсационные пошлины без доказательств
наличия или угрозы материального ущерба.
Статья VI запрещает квалифицировать освобождение от пошлин или сборов
аналогичных товаров, когда они предназначены для потребления в стране
происхождения или экспорта, как субсидирование, а, следовательно, и взимать
по этим причинам рассматриваемые пошлины.
Таможенная оценка. Статья VII касается оценки товаров для взимания
таможенных пошлин. Она устанавливает общие для всех стран-участниц принципы
определения таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товара
должна основываться на его фактической стоимости и не может определяться на
базе произвольных или фиктивных оценок или стоимости товара отечественного
происхождения. Под фактической стоимостью понимается цена, по которой этот
или аналогичный товар продается или предлагается к продаже в такое время и
в таком месте, которое определяется законами страны импортера.
В результате “токийского” раунда ГАТТ появилось Соглашение о применении
Статьи VII ГАТТ (Кодекс по таможенной оценке). Его положения широко
применяются в международной торговле. Принцип таможенной оценки, положенный
в основу этого Соглашения, заключается в использовании так называемой цены
сделки. Цена сделки - это цена, которая реально уплачена за импортируемый
товар. В эту цену может включаться ряд дополнительных расходов покупателя
(комиссионные, брокерские, расходы на лицензионное вознаграждение,
стоимость упаковки, оплата услуг, предоставляемых экспортером). В случае
невозможности определения цены сделки для таможенных целей могут
последовательно применяться четыре других способа: 1) цена идентичного
товара; 2) цена аналогичного товара; 3) цена за единицу идентичного или
аналогичного товара, везенного в то же время; 4) расчетная цена товара.
Статья IX Соглашения указывает на необходимость использования курса
валют, опубликованного компетентными органами страны-импортера, который
должен, насколько это возможно, реально отражать соотношение паритетов
валют по текущим коммерческим операциям.
Количественные ограничения. В соответствии со Статьей XI ГАТТ общим
правилом является отказ от применения “любых запретов или ограничений, будь
то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме
таможенных пошлин, налогов и других сборов”.[11] Это общее правило, однако,
сопровождается целым рядом исключений и оговорок, разрешающих применение
количественных ограничений: 1) в случае ограничения экспорта в целях
предотвращения нехватки продовольствия; 2) в случае ограничений в связи с
применением стандартов и правил о классификации, сортировке и реализации
товаров, обращающихся в международной торговле; 3) в случае ограничений на
импорт любого сельскохозяйственного товара или продукта рыболовства,
необходимых для проведения правительственных мероприятий по корректировке
положения на соответствующих рынках отечественных товаров (в целях
устранения перепроизводства); 4) в случае ограничений в целях равновесия
платежного баланса.[12]
Важным является положение ГАТТ, закрепленное в Статье XIII, которое
устанавливает недискриминационное применение количественных ограничений, то
есть в отношении количественных ограничений применяется режим наибольшего
благоприятствования.
Субсидии. ГАТТ в принципе отвергает практику субсидирования как
производства так и экспорта. Хотя в Соглашении не содержится прямого
запрета на применение субсидий, оно увязывается с определенными
требованиями.
Во-первых, каждая страна-участница обязана письменно уведомлять о любых
субсидиях, которые оказывают воздействие на масштабы торговли прямо
(субсидирование экспорта) или косвенно (субсидирование производства), а
также консультироваться по вопросам применения субсидий, если того требуют
другие участники Соглашения. Во-вторых, страны не должны применять субсидии
на экспорт сырьевых товаров таким образом, чтобы в результате их применения
страна получила необоснованно высокую долю на мировом рынке данного товара.
Как и в ряде других статей ГАТТ для оценки величины обоснованной доли
используются данные за предшествующий период, а также принимаются во
внимание такие факторы, как повышение производительности, улучшение
качественных характеристик.
В ходе переговоров “токийского” раунда ГАТТ было разработано Соглашение
о толковании и применении статей VI, XVI и XXIII ГАТТ (Кодекс о субсидиях),
часть II которого целиком посвящена субсидиям. В частности,
конкретизированы критерии, дающие основания договаривающимся сторонам
требовать отмены субсидий, применяемых одной из них, более подробно
разработана процедура консультаций, урегулирования споров и применения
ответных мер в случае, когда доказано, что субсидия не соответствует
положениям Статьи XVI. К числу запрещенных субсидий Кодексом, в частности,
отнесены: прямые правительственные субсидии фирме или отрасли
промышленности, зависящей от экспортных заказов; программы удержания валюты
или любая аналогичная практика, которая предусматривает надбавки (премии)
за экспорт; обеспеченные или санкционированные правительством льготные
транспортные или фрахтовые расходы; предоставление правительством на
льготных условиях (по сравнению с производством на внутренний рынок)
товаров и услуг, необходимых для производства товаров на экспорт; различные
виды льгот при налогообложении; предоставление экспортных кредитов по
заниженным ставкам.
Несмотря на то, что за неправомочное применение субсидий ГАТТ
предусматривает определенные санкции, вопросы субсидирования являются
наиболее острыми в переговорной практике участников Соглашения.
Чрезвычайные меры в отношении импорта отдельных товаров. Статья XIX ГАТТ
устанавливает правила использования “защитных мер” при импорте отдельных
товаров. Она предусматривает, что “если в результате непредвиденных
обстоятельств и выполнения взятых на себя какой-либо Договаривающейся
Стороной обязательств, включая тарифные уступки, какой-либо товар
импортируется на территорию этой Договаривающейся Стороны в таких возросших
количествах и при таких условиях, что они причиняют или угрожают причинить
серьезный ущерб отечественным производителям аналогичных или
непосредственно конкурирующих с ним товаров, Договаривающаяся Сторона имеет
право в отношении этого товара приостановить обязательство полностью или
частично, или аннулировать уступку, или внести в нее изменения в такой
степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для предотвращения
или устранения ущерба”.[13] Реализация права стран-участниц на чрезвычайные
меры в отношении импорта отдельных товаров должна осуществляться на основе
принципа наибольшего благоприятствования.
Общие исключения. Статьи XX и XXI ГАТТ образуют группу исключений общего
для всех стран-участниц характера. Применяя их страны должны соблюдать два
условия: во-первых, такие меры должны применяться на недискриминационной
основе, и во-вторых, они не должны иметь характер скрытых ограничений
торговли. При соблюдении этих условий ничто в Соглашении не должно
трактоваться как препятствие принятию или осуществлению какой-либо страной-
участницей мер: необходимых для защиты общественной морали; необходимых для
охраны жизни и здоровья человека, животных и растений; относящихся к
импорту или экспорту золота и серебра; необходимых для обеспечения
соблюдения законов и постановлений (не находящихся в противоречии с
положениями ГАТТ), в том числе о выполнении таможенного законодательства,
законодательства о торговых монополиях, об охране патентов, торговых марок
и авторских прав; относящихся к товарам, производимым трудом лиц,
находящихся в заключении; принимаемых для охраны национальных сокровищ
художественной, исторической или археологической ценности; относящихся к
предотвращению истощения природных ресурсов, если подобные меры проводятся
одновременно с ограничением внутреннего производства и потребления;
связанных с ограничением экспорта отечественных материалов, необходимого
для обеспечения этими материалами отечественной обрабатывающей
промышленности; существенных для приобретения или распределения товаров,
дефицитных для отдельных районов или повсеместно.
Важное значение для обеспечения национальной безопасности стран-участниц
ГАТТ имеют положения Статьи XXI.[14]
Ничто в ГАТТ не должно быть истолковано:
- как требование к какой-либо стране-участнице предоставлять такую
информацию, раскрытие которой она может рассматривать как противоречащее
интересам ее безопасности, или
- как требование к какой-либо стране-участнице, препятствующее
предпринимать такие действия, которые она считает необходимыми для охраны
существенных интересов своей безопасности а) в отношении расщепляемых
материалов или материалов, из которых они получаются, б) в отношении
торговли оружием, боеприпасами и военной техникой, в) если эти действия
предпринимаются в военное время или других чрезвычайных обстоятельствах,
или
- как требование к какой-либо стране-участнице, препятствующее
предпринимать какие-либо действия во исполнение ее обязательств на
основании Устава ООН для сохранения международного мира и безопасности.
Таможенные союзы и зоны свободной торговли. Статья XXIV ГАТТ
устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться страны-участницы
Соглашения, создавая таможенные союзы и зоны свободной торговли. Статья
определяет таможенный союз как замену нескольких таможенных территорий
одной при полной отмене таможенных пошлин внутри таможенного союза и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|