реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Интеграция России в систему ГАТТ/ВТО

реферат

политики, постоянным институтом должна была стать МТО. Устав МТО включал в

себя детально разработанные положения о конференциях МТО, исполнительном

органе, комиссиях, Генеральном директоре и об оплачиваемом персонале. Кроме

того Устав предусматривал продуманную процедуру разрешения споров. Что же

касается Генерального Соглашения, то оно не обладало тогда учредительными

положениями ни в отношении постоянных органов, ни в отношении

урегулирования разногласий.

Но когда стало ясно, что усилия по созданию МТО не увенчаются успехом

(что и подтвердилось отказом США в 1950 ратифицировать Гаванскую хартию), в

рамках ГАТТ были созданы практически все предусмотренные Уставом органы и

разработан механизм разрешения споров.

Высшим органом ГАТТ была определена Сессия Договаривающихся Сторон.

Собирались Сессии, как, правило, ежегодно, каждая страна-участница имела на

них один голос, однако решения обычно принимались на основе консенсуса, а

не путем голосования. Первая Сессия была созвана в марте 1948 года

Генеральным Секретарем ООН; в дальнейшем же, с 1949 года, право созывать

Сессии, руководить их работой получил Председатель (Ответственный

Секретарь) Сессии Договаривающихся Сторон, избираемый странами-

участницами.[4]

Сессия Договаривающихся Сторон осуществляет нормотворческие функции.

Высший орган ГАТТ обладает исключительной компетенцией давать авторитетные

толкования положений Соглашения. В компетенцию этого органа входит также

предоставление странам-участницам права “временно и в исключительных

случаях” приостанавливать то или иное обязательство по Генеральному

Соглашению. Сессия Договаривающихся Сторон обладают исключительными

полномочиями выносить решения о проблемах, возникающих между странами-

участницами, о соответствии их торговой политики нормам ГАТТ. В сферу

компетенции высшего органа ГАТТ вошло также утверждение бюджета ГАТТ.

В 1954 году была окончательно оформлена и преобразована в Секретариат

Временная Комиссия МТО, действовавшая с марта 1948 года и осуществлявшая

организационно-техническое обслуживание деятельности ГАТТ. Состоящий в

первые годы из трех-четырех специалистов Секретариат со временем

превратился в крупный орган, имеющий структурные подразделения

(юридический, экономический отделы, аналитические подразделения и др.). На

секретариат была возложена подготовительная работа, распространение среди

стран-участниц всей необходимой информации, изучение и прогнозирование

экономического развития и торговой политики стран-участниц.

В 1951 году был создан Межсессионный Комитет, в функции которого входило

обсуждение и составление повестки дня Сессии, рассмотрение срочных и

непредвиденных вопросов, проведение консультаций по платежно-балансовым

проблемам. В связи с растущей нагрузкой в 1958 году третья функция

Межсессионного Комитета была передана специально созданному Комитету по

платежному балансу. Однако, несмотря на существование Межсессионного

Комитета, определенный межсессионный “вакуум” в ГАТТ в тот период еще

сохранялся. Поэтому, в соответствии с решением Договаривающихся Сторон от 4

июня 1960 года, вместо Межсессионного Комитета был создан Совет

Представителей ГАТТ.

Совет стал оперативно-представительным органом, который собирался около

девяти раз в год в период между Сессиями для решения неотложных задач и

выполнения всей текущей работы. Совет состоял из представителей всех стран-

участниц Соглашения, а его председатель избирался на 1 год на Сессии

Договаривающихся Сторон. Среди полномочий Совета следует выделить

следующие: определение состава повестки дня для Сессии Договаривающихся

Сторон, учреждение вспомогательных органов и определение условий их

деятельности, наблюдение и контроль за работой различных комитетов, групп и

других вспомогательных органов.

С самого начала деятельности ГАТТ получила распространение практика

формирования временных рабочих групп в составе нескольких человек для

изучения конкретных проблем и подготовки соответствующих докладов. Кроме

того, для углубленного рассмотрения важных вопросов и обычно на постоянной

основе создавались специальные комитеты. В большинстве случаев членство в

них открыто для всех Договаривающихся Сторон. Следует упомянуть некоторые

из них, действующие на постоянной основе: Комитет по торговым ограничениям,

Комитет по торговым уступкам, Бюджетный комитет. С введением в ГАТТ Раздела

IV был также учрежден комитет “Торговля и развитие”. Комитеты по торговым

переговорам создавались временно для наблюдения за ходом многосторонних

торговых переговоров.

Особое значение имеет жюри экспертов, также входящее в организационную

структуру ГАТТ, основная задача которого - осуществление профессионального

наблюдения за процессом разрешения споров в ГАТТ.

В 1965 году вместо существовавшей до этого должности Ответственного

Секретаря была учреждена новая должность Генерального Директора ГАТТ.

Генеральный директор стоит во главе Секретариата и руководит работой этого

органа. Он является главным должностным лицом, назначаемым

Договаривающимися Сторонами, выступает своеобразным арбитром в спорах меду

сторонами, в случае неуспешных переговоров по мирному урегулированию

возникших споров.

Таким образом, Генеральное соглашение по торговле и тарифам, являясь

многосторонним межправительственным договором, как международно-правовой

инструмент включает первоначальный текст Соглашения вместе с приложениями и

списками тарифных уступок; многочисленные протоколы и решения

договаривающихся сторон, изменяющие, дополняющие и уточняющие

первоначальный текст Соглашения; кроме того, ряд соглашений, появившихся в

1979 году в итоге многосторонних торговых переговоров “токийского” раунда,

интерпретируют его отдельные статьи, распространяют действие положений ГАТТ

на новые области или конкретизируют их. Большую роль в развитии правовой

системы ГАТТ играет практика прецедентов.

Наконец, следует отметить одну из важнейших тенденций развития ГАТТ - ее

институционализацию, создание разветвленной сети постоянных органов, что в

значительной мере способствовало превращению ГАТТ, несмотря на

первоначально временный статус, в действенный многосторонний механизм

регулирования международной торговли.

1.2. Основные принципы ГАТТ.

Исходной посылкой, на которой строится договорная система ГАТТ, является

стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать

экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки,

предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках

и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической

сферы.[5] Достижение этих целей обеспечивается соблюдением ряда принципов и

норм, лежащих в основе Генерального соглашения:

- недискриминация в торговле, которая обеспечивается взаимным

предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в

отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними

таможенных пошлин и сборов, а с другой - национального режима, т.е. равного

подхода к импортным и отечественным товарам в отношении внутренних налогов

и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

- использование преимущественно тарифных средств защиты национального

рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер;

- прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически

проводимых раундов многосторонних торговых переговоров (МТП) и их

юридически оформляемое закрепление на согласованном уровне;

- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

- разрешение торговых споров путем проведения консультаций и

переговоров, а в случае невозможности достижения согласия - путем

рассмотрения споров в специально создаваемых третейских группах, решения

которых обязательны для договаривающихся сторон ГАТТ.

Остановимся кратко на некоторых статьях ГАТТ, в которых закреплены

изложенные выше принципы, а также другие основополагающие положения.

Режим наибольшего благоприятствования. Статья I ГАТТ, носящая во многом

ключевой характер в Соглашении, провозглашает, что страны-участницы должны

предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования. Это

положение распространяется на экспортные, импортные и транзитные торговые

операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным

операциям. Режим наибольшего благоприятствования действует также в

отношении таможенных пошлин и любых сборов, взимаемых в связи с

внешнеторговыми операциями, а также всех правил и формальностей, с ними

связанных. Кроме того, положение о режиме наибольшего благоприятствования

(вместе с национальным режимом) распространяется на внутренние налоги и

сборы и на внутренние правила и законы, регулирующие покупку и продажу

товаров на внутренних территориях стран-участниц.

Режим наибольшего благоприятствования, сформулированный в Статье I,

носит безусловный характер, и страны, вступившие в ГАТТ, обязаны применять

эту статью в ее полном объеме: “В отношении таможенных пошлин и сборов

всякого рода, налагаемых на ввоз или вывоз, или в связи с ними, или на

перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении

метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил

регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом, любое

преимущество, льгота, привилегия или изъятие из-под действия законов,

предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару,

происходящему из любой другой страны и предназначенному для любой другой

страны, должны немедленно и безусловно предоставляться аналогичному товару,

происходящему из всех других стран-участниц, или предназначенному для всех

других стран-участниц”.[6]

ГАТТ содержит ряд исключений из режима наибольшего благоприятствования.

Крупнейшее из них - это разрешение создавать зоны свободной торговли и

таможенные союзы, не распространяя льготы, предоставляемые а рамках этих

образований, на неучаствующие страны. Другое важное положение - это

разрешение развивающимся странам пользоваться на постоянной основе в виде

исключения из принципа наибольшего благоприятствования четырьмя категориями

торговых льгот (тарифные преференции по общей системе преференций; тарифные

преференции, действующие в отношениях между развивающимися странами; более

льготные дифференцированные условия, сформулированные в ряде соглашений,

заключенных в ходе “токийского” раунда; специальный режим в отношении

наименее развитых стран).

Национальный режим. Принцип национального режима сформулирован в Статье

III ГАТТ, которая устанавливают равные условия конкуренции импортных и

национальных товаров, требуя от стран-участниц предоставления товарам

иностранного происхождения того же режима, что и национальным товарам в

области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных

законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю. Особенно

подробно в этой статье регламентируется использование в торгово-

политических целях внутренних налогов и сборов. Трактовка и развитие целого

ряда положений, касающихся национального режима, содержится в протоколах о

присоединении к ГАТТ и в Соглашении о режиме государственных закупок,

появившемся в итоге ”токийского” раунда.

Таможенно-тарифное регулирование. При создании ГАТТ предполагалось, что

основным, а в перспективе единственным инструментом регулирования экспорта

и импорта стран-участниц будут таможенно-тарифные средства (хотя на

практике это еще не всегда так). Статья XI ГАТТ оговаривает, что “ни одна

из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с

территории другой страны-участницы или на ввоз или продажу для экспорта

любого товара, предназначаемого для территории другой страны-участницы,

никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или

экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или

других сборов”[7].

ГАТТ содержит ряд положений, регулирующих на многосторонней основе

таможенно-тарифную политику. В Соглашении прежде всего говорится о

намерении стран, подписавших его, добиваться путем переговоров снижения

таможенных пошлин и других ограничений в международной торговле. Статья I

Соглашения устанавливает, что в отношении таможенных пошлин и формальностей

страны-участницы будут применять режим наибольшего благоприятствования.

Статья II в общей форме говорит о том, что страны-участницы должны

согласовывать списки тарифных уступок.

Правила проведения переговоров о снижении таможенных пошлин, а также

процедура подготовки и изменения списков тарифных уступок определяются

статьями XXVII и XXVIII. Когда какое-либо государство присоединятся к ГАТТ,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.