за последние 10 лет в собственность граждан и юридических лиц передано
более 130 млн. га земель и 45 миллионов человек получили в собственность
земельный участок; только в 1999 году совершено 5,2 миллиона сделок с
земельными участками (90% из них - аренда земли, находящейся в
государственной и муниципальной собственности, 10% - купля-продажа участков
между гражданами).
Поэтому в современных условиях возникла острая потребность в
своевременном обновлении и совершенствовании профессиональных знаний (в
т.ч. технических, технологических, экономических, юридических и т.д.) в
области управления земельными отношениями.
Важнейшим элементом в процессе стратегического управления является
анализ финансовых, материальных и кадровых ресурсов организации. В этой
связи необходимо отметить следующую специфическую особенность деятельности
Учебного Центра.
Как уже было отмечено выше, Учебный Центр является структурным
подразделением государственного унитарного предприятия и в настоящее время
большую часть (около 80%) образовательных услуг предоставляет на договорной
основе в соответствии с государственным заказом со стороны Росземкадастра с
финансированием за счет средств федерального бюджета. Договора на
подготовку и переподготовку Учебным Центром специалистов системы
Росземкадастра предусматривают согласование сметы расходов и нормирование
прибыли в размере, не превышающем 12%.
В то же время Положение об Учебном Центре предусматривает возможность
ведения предпринимательской деятельности «в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, если это осуществляется не в ущерб
его основной деятельности». Однако в настоящее время эта возможность
Учебным Центром используется весьма слабо – около 20% деятельности, что,
соответственно, приводит к упущению дополнительной прибыли.
Таким образом, преобладающая часть материальных и финансовых ресурсов
Учебного Центра формируется за счет бюджетных средств, что обеспечивает
достаточно стабильное положение организации в рамках ограниченного
коллектива сотрудников и имеющейся учебной базы, однако, практически не
дает возможности для стратегического развития, совершенствования учебных
процессов, методик и технологий обучения.
Что касается кадровой структуры Учебного Центра, то в ней условно
можно выделить две части: собственно штатный персонал (руководство,
методисты, менеджер) и привлекаемые на договорной основе преподаватели. В
числе последних: преподаватели ведущих специализированных вузов,
государственные чиновники, руководящие работами в данной области и
способные дать наиболее актуальную информацию из первых рук,
непосредственные разработчики нормативных правовых документов, а также
специалисты-практики. В этом отношении тесные связи со структурой
Росземкадастра являются значительным конкурентным преимуществом Учебного
Центра, поскольку они позволяют привлекать к преподаванию людей,
непосредственно участвующих в формировании нового типа земельных отношений
в стране и соответствующего законодательного и нормативного правового
обеспечения.
С учетом вышесказанного сформулируем основные конкурентные
преимущества Учебного Центра, выявленные в результате анализа его
деятельности:
o высокая степень востребованности профессиональных знаний в области
земельных отношений и недвижимости (в настоящее время и, что
чрезвычайно важно, в перспективе), которые являются специализацией
Учебного Центра;
o возможность привлечения высококвалифицированного преподавательского
состава;
o связи с государственными органами власти и управления (в частности, с
Федеральной службой земельного кадастра России);
o частичное финансирование за счет бюджетных средств;
o положительная репутация в определенных кругах,
o разветвленная региональная сеть учебных центров,
o связи с ведущими учебными заведениями (Российская академия
государственной службы при Президенте Российской Федерации,
Государственный университет по землеустройству),
o близость к разработчикам нормативной правовой и методической базы
отношений в области земли и недвижимости, что дает возможность
обеспечивать актуальность преподаваемых материалов,
o использование дистанционной формы обучения.
С учетом всех отмеченных выше обстоятельств, в настоящей дипломной
работе предлагается использовать следующую общую бизнес-стратегию развития
Учебного Центра:
o На фоне устойчивого финансирования за счет бюджетных ассигнований
накопить опыт работы, укрепить материальный, финансовый и кадровый
потенциал, развить необходимые связи, создать благоприятный имидж,
укрепить репутацию, добиться известности в соответствующих кругах и
т.д. В частности: на современном уровне оснастить учебные классы,
обеспечить стабильный выход в Интернет, закупить необходимую технику
(компьютерную и презентационную), оборудование, учебно-методическую
литературу (учебники, методические пособия, раздаточные материалы);
наладить устойчивые деловые связи с высококвалифицированными
преподавателями, образовательными учреждениями, федеральными и
местными органами власти и управления, кадровыми и рекламными
агентствами и т.п.; повысить квалификацию штатных сотрудников;
активизировать PR, рекламную и промоушен деятельность и т.д.
o В то же время разработать новый, конкурентоспособный набор платных
образовательных услуг (курсов, методик, учебных программ и технологий
обучения), с которыми выйти на свободный рынок.
Осуществление указанных стратегических направлений развития позволит
Учебному Центру увеличить доходную часть бюджета и создать условия для
расширения объемов предоставляемых услуг, повышения их качества,
совершенствования материального и кадрового обеспечения и т. п.
Данная схема развития тем более имеет смысл и значение в связи со
следующим обстоятельством. Как уже было отмечено выше, в настоящее время
Учебный Центр проводит курсы обучения в соответствии с Федеральной целевой
программой (ФЦП), которой на него возложена задача подготовки 23 000
специалистов органов и учреждений различных министерств и ведомств.
Соответственно, в рамках данной ФЦП осуществляется и финансирование
деятельности Учебного Центра, что придает ей определенную стабильность и
сравнительную уверенность в завтрашнем дне. Однако ФЦП рассчитана на 5 лет
и в 2007 году, по окончании ее действия, у Учебного Центра появится
возможность (или необходимость) выхода на рынок дополнительных
образовательных услуг в качестве полностью самостоятельного субъекта,
выживающего только за счет получаемой прибыли.
Определяющим условием успешной реализации предложенной бизнес-
стратегии в части активизации деятельности по предоставлению платных
образовательных услуг является правильный выбор их конкретного вида,
призванного стать базисом стратегического развития Учебного Центра. Для
этого необходимо проанализировать структуру спроса и предложения на рынке
услуг дополнительного профессионального образования в сфере земельных
отношений. Приводимые ниже результаты подобного исследования, проведенного
в рамках данной дипломной работы, позволяют сделать вывод, что в настоящее
время наиболее востребованными являются курсы подготовки и переподготовки
кадров в области современного земельного законодательства.
Сложившийся к настоящему моменту устойчивый спрос на услуги
дополнительного профессионального образования в области современного
земельного законодательства обусловлен появлением целого ряда новых законов
и других нормативных правовых актов, повлекшим за собой коренные изменения
земельных отношений в стране. Кроме того, спрос на образовательные услуги
указанного профиля получил дополнительный импульс в связи с принятием в
2001 г. нового земельного кодекса, который явился определяющим базисом
всего современного земельного законодательства.
Как уже было сказано выше, огромное количество нормативно-правовых
актов, изданных в целях реформирования земельных отношений в Российской
Федерации, привело к тому, что к 2001 году земельное законодательство
представляло собой совокупность несистематизированных нормативно-правовых
актов различного уровня, содержащих несоответствующие, а иногда и
противоречащие, друг другу нормы. Для исправления данной ситуации был
разработан проект нового Земельного кодекса, призванного упорядочить и
унифицировать нормы земельного законодательства, ранее содержащихся в
нормативных актах разного уровня, а также закрепить законодательно ряд
принципиально новых положений. Более того, принятие нового Земельного
кодекса естественным образом вызвало необходимость в разработке
значительного количества новых нормативных правовых актов, в т.ч. не менее
четырнадцати Федеральных законов, и внесении соответствующих изменений как
минимум в 60 – 70 действующих нормативных и законодательных документов.
Все эти условия обусловили появление устойчивой потребности
определенных категорий потенциальных потребителей образовательных услуг в
постоянной актуализации своих профессиональных знаний.
Таким образом, целевую аудиторию данного вида образовательных услуг
можно сегментировать следующим образом.
o По роли и месту на рынке земли и иного недвижимого имущества:
. Участники рынка - юридические лица, как субъекты земельных отношений:
собственники, арендаторы, безвозмездные пользователи, концессионеры
земли и иных видов недвижимости, а также налогоплательщики;
. Профессионалы, обслуживающие рынок:
- государственные предприятия и учреждения, органы
исполнительной власти, их территориальные органы и созданные ими
организации;
- государственные регистраторы прав на недвижимое имущество и
сделок с ним;
- риэлторские компании;
- оценочные компании;
- дивелоперские компании;
- ипотечные компании (в т.ч. банковские структуры);
- агентства недвижимости;
- специалисты по формированию объектов недвижимости (в т.ч. по
инвентаризации и межеванию земель);
- нотариусы;
- юридические службы компаний;
- самостоятельные юридические фирмы;
- специализированные адвокаты;
- преподаватели различных учебных заведений.
o По субъекту потребностей и источнику финансирования:
. Юридические лица (предприятия и организации), заинтересованные в
подготовке и переподготовке своего персонала и оплачивающие обучение
централизовано за счет предприятия;
. Отдельные физические лица (граждане), стремящиеся получить
дополнительные профессиональные знания и повысить свой образовательный
уровень в целях более успешного карьерного роста. Эта группа
потребителей оплачивает обучение самостоятельно из личного бюджета.
В рамках предлагаемой стратегии развития Учебного Центра, исходя из
указанного сегментирования спроса, формируется как стратегия
ценообразования на образовательные услуги (гибкая ценовая политика в
зависимости от категории потенциальных потребителей услуг), так и формы их
предоставления (очная, заочная и дистанционная).
Важно отметить, что количество потенциальных потребителей данных
образовательных услуг будет увеличиваться по мере развития формируемого
рынка земли и иного недвижимого имущества и возникающих вокруг него
производных направлений финансовой и коммерческой деятельности (ипотечное
кредитование, капитализация недвижимости и т.д.).
Указанная выше специфика спроса в данном сегменте рынка резко сужает
возможный круг предложения. Особенностью указанного контингента является
практическая невозможность использовать традиционные схемы высшего или
второго высшего образования, требующих, как правило, достаточно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|