реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Управление продажей образовательных услуг

реферат

рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая

службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и

аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации

образовательных учреждений и предприятий, специализированные

образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному

продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции,

как информирование, консультирование, участие в организации сбыта

образовательных услуг и ресурсной поддержки образования.

Кроме того, отличительная особенность рынка образовательных услуг

заключается в значительной роли государства и его органов управления. В

частности к их специфическим функциям в сфере образования относятся:

o создание, поддержка и укрепление благоприятного общественного мнения,

позитивного имиджа образовательных институтов;

o гарантирование гуманистичности образования, единства федерального

культурного и образовательного пространства, общедоступности и адаптивности

образования, его светского характера, свободы и плюрализма, демократизма

управления и автономности образовательных учреждений;

o финансирование образования и предоставление гарантий для долгосрочных

инвестиций других субъектов в эту сферу;

o применение налоговых льгот и иных форм регулирования рынка в целях

развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки

специалистов, образования в целом;

o лицензирование и аттестация образовательных учреждений и программ по

ассортименту и качеству услуг;

o информационное обеспечение образовательных учреждений и др.

В заключение главы приведем несколько фактов, характеризующих

современный российский рынок образовательных услуг.

За последние годы в структуре платных услуг населению наблюдается

устойчивый рост доли социально-культурных услуг и, в частности, услуг

системы образования. За 1994-1996 годы их доля выросла с 2,3 до 3%, а

среднегодовой темп роста объема образовательных услуг в этот период

составил 273,3% [39].

Исследования[2] показывают, что основными потребителями

образовательных услуг в России являются представители т.н. среднего

класса[3]: в 2001 году расходы по статье «Образование» имели около 60%

семей среднего класса - от 4 до 6 миллионов семей. Средний уровень

расходов на образование в этих семьях составил 800 – 900 долларов в год, а

общие расходы на образование только россиян среднего класса,

соответственно, - 3,2 – 5,4 миллиарда долларов. Даже, если предположить,

что на средний класс приходится 90% всех расходов россиян на цели получения

образования, объем рынка образовательных услуг в 2001 году можно оценить в

3,5 - 6 миллиардов долларов, что в 2-3 раза превышает официальные данные

Государственного Комитета по Статистике [5].

Расходы на образование составляют около 5% совокупных потребительских

расходов россиян среднего класса (для сравнения: у семей американского

среднего класса - около 2%, у малообеспеченных американцев, также как у

малообеспеченных россиян - около 1%). Москвичи тратят на образование в

среднем на 40% больше денег, чем жители других мегаполисов и почти в два

раза больше, чем жители Санкт-Петербурга.

1.2. Классификация образовательных услуг

По причине отсутствия в литературных источниках общепризнанной

классификации образовательных услуг, попытаемся выделить их основные виды,

воспользовавшись Законом Российской Федерации «Об образовании» и

комментариями к нему.

Вышеупомянутый Закон в качестве одной из компонент системы образования

называет образовательную программу, которая, как уже было сказано в

предыдущем параграфе, по мнению некоторых исследователей, является

комплексом образовательных услуг, которые в виде специфического товара

предлагаются на рынке.

Все образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и

профессиональные, каждая из которых, кроме основной, может иметь и

дополнительную программу. Изучение всего объема предметов основной

программы является обязательным, а дополнительные программы создаются, как

правило, по факультативным дисциплинам и отражают особенности определенного

образовательного учреждения или региона.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования

общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание

основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных

программ и реализуются в дошкольных образовательных учреждениях,

образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего

(полного) общего образования.

К этой группе относят следующие виды программ:

o дошкольного образования;

o начального общего образования;

o основного общего образования;

o среднего (полного) общего образования.

Важно отметить, что Закон РФ «Об образовании» указывает на возможность

общеобразовательных учреждений «по договорам и совместно с предприятиями,

учреждениями, организациями проводить профессиональную подготовку

обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных

услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид

деятельности» (ст. 19).

Профессиональные программы направлены на решение задач

последовательного повышения профессионального и общеобразовательного

уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и реализуются

в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих

государственную аккредитацию.

.Данную группу образовательных программ составляют:

o программы начального профессионального образования имеют целью подготовку

работников квалифицированного труда по основным направлениям общественно-

полезной деятельности на базе основного общего образования, наиболее часто

осуществляются профессиональными училищами и профессиональными лицеями;

o программы среднего профессионального образования предназначены для

подготовки специалистов среднего звена, удовлетворения потребностей

личности в углублении и расширении образования, осуществляется техникумами,

колледжами, техникумами-предприятиями;

o программы высшего профессионального образования, освоение которых

необходимо для выполнения высококвалифицированного, преимущественно

умственного труда в различных сферах, реализуются в высших учебных

заведениях: университетах, академиях и институтах;

o программы послевузовского профессионального образования предоставляют

возможность повышения уровня образования, научной, педагогической

квалификации после окончания вуза в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре.

Образовательные программы могут предоставляться образовательными

учреждениями в следующих формах:

o очной,

o очно-заочной (вечерней),

o заочной.

Допускается также сочетание различных форм получения образования.

Стоит отметить, что получение ряда профессий и специальностей в вечерней и

заочной формах не разрешается (например, стоматология, актерское искусство,

ветеринария, пожарная безопасность).

Помимо классификации, данной в Законе РФ «Об образовании», можно

выделить следующие виды образовательных услуг.

По длительности предоставления:

o долгосрочные (обучение в общеобразовательной школе, вузе и т.п.);

o среднесрочные (повышение квалификации, переподготовка кадров и т.п.);

o краткосрочные (например, отдельные курсы, лекции, тренинги, инструктажи).

По используемым методам обучения:

o традиционные,

o программы проблемного обучения,

o программы, основанные на анализе деловых ситуаций и т.п.

По способу оплаты услуг:

o платными;

o условно бесплатными.

В этой связи важно отметить, что согласно Закону РФ «Об образовании»

образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут

быть:

o государственными,

o муниципальными,

o негосударственными: частными, учреждениями общественных и религиозных

организаций (объединений).

В зависимости от того, к какому из вышеперечисленных типов относится

образовательное учреждение, по-разному регулируется сфера предоставления им

платных образовательных услуг. Так в ст. 45 сказано: «Государственное и

муниципальное образовательное учреждения вправе оказывать … платные

дополнительные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными

программами и государственными образовательными стандартами». Виды платных

образовательных услуг учреждение определяет самостоятельно, фиксируя их в

своем уставе. Интересно, что согласно законодательству доход от указанной

деятельности государственного (муниципального) образовательного учреждения

за вычетом доли учредителя должен реинвестируется в него же.

Предоставление платных образовательных услуг негосударственными

образовательными учреждениями регламентируется ст. 46 Закона РФ «Об

образовании»: «негосударственное образовательное учреждение вправе взимать

плату с обучающихся … в т.ч. за обучение в пределах государственных

образовательных стандартов». Подобная деятельность не рассматривается как

предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на

возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в т.ч. на

заработную плату), его развитие и совершенствование. Негосударственное

образовательное учреждение, реализуя свое право, заключает письменный

договор с обучающимся (или его родителями), в котором определяются уровень

образования, сроки обучения, размер платы, права, обязанность и

ответственность сторон и т. д.

1.3. Услуги дополнительного образования

Как уже было сказано выше, как общеобразовательные, так и

профессиональные программы могут быть основными и дополнительными.

Остановимся подробнее на услугах дополнительного образования, поскольку

именно на их предоставлении специализируется образовательное учреждение,

являющееся объектом исследования в данной дипломной работе.

В Комментариях к Закону РФ «Об образовании» находим определение

дополнительной образовательной услуги – «деятельность по оказанию

педагогической помощи в обучении и воспитании за пределами основных

образовательных программ государственных образовательных стандартов».

Согласно Закону РФ «Об образовании» дополнительные образовательные

услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных

потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня

профессионального образования основной задачей дополнительного образования

является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего,

специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных

стандартов. Наряду с повышением общекультурного уровня гражданина, его

профессиональной, научной, педагогической квалификации дополнительное

образование возможно также в специализированных сферах: экономики, права,

менеджмента и т.п.

Дополнительное образование осуществляется посредством ряда

образовательных программ, выходящих за пределы основных образовательных

программ и государственных образовательных стандартов. Повышение

квалификации предусматривается в рамках каждого из четырех уровней

профессионального образования. По существу, это «надбазовое», а зачастую и

последипломное образование.

Услуги дополнительного образования различной направленности могут

предоставляться:

o в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях

профессионального образования за пределами определяющих их статус

основных образовательных программ;

o в образовательных учреждениях дополнительного образования:

. в учреждениях повышения квалификации,

. в институтах усовершенствования специалистов,

. в центрах повышения квалификации,

. на курсах различной направленности,

. в центрах профессиональной ориентации,

. в музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского

творчества,

. в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.