реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Ребенок грудного возраста

реферат

Табл. 4. Суточная потребность недоношенных детей в пищевых ингредиентах (на

1 кг массы тела)

|Пищевой |Количеств|Пищевой Количество в|

|ингредиент|о в |период ингредиент |

| |период |активного роста (со |

| |активного|2-й нед жизни до 1 |

| |роста (со|года) |

| |2-й иед | |

| |жизни до | |

| |1 года) | |

|Вода, мл 130—200 |Хлор, ммоль 2—3 |

|Белок, г 3—4 |Кальций, ммоль |

|Углеводы, г 12—15 |1,5—2,5 Фосфор, |

|Жиры,г 6—8 Натрий, |ммоль 1,1—2,2 |

|ммоль 2—3 Калии, |Магний, ммоль |

|ммоль 2—4 |0,25—0,5 Железо, мг |

| |1,5—2 |

диентах и энергических запасах (см. табл. 4), для них выпускаются

специальные смеси («Новолакт-ММ», «Препилтти», «Прегумана-0», «Энфалак» и

др.). Желательно включать в рацион и кисломолочные смеси (до 40 %

необходимого объема питания), с 1,5 —2-месячного возраста.

Если недоношенный ребенок вскармливается грудным материнским молоком, по

рекомендации ВОЗ (1993), до 4—6 мес он не нуждается в дополнительных

пищевых добавках и прикорме. Продолжительность грудного вскармливания

недоношенных — до 1,5—2 лет.

Последовательность введения и характер пищевых добавок и блюд прикорма у

недоношенных те же, что у доношенных.

Отличительные особенности питания на 1-м году жизни:

• пищевые добавки (соки, желток) и основные блюда прикорма (овощное пюре,

каши) недоношенным, родившимся с массой более 2000 г, вводят на 1 —2 нед

раньше, а при массе меньше 1500 г — на 1 — 2 мес позже, чем доношенным

детям;

• до 3 мес дают только осветленные со'ки, соки с мякотью и фруктовое пюре

можно вводить после 3 мес;

• печень и мясной фарш используют в питании с 5—5,5 мес (для профилактики

железодефицитной анемии);

• все новые продукты вводят в рацион очень осторожно, с малого количества

(соки с 3—5 капель, кашу и пюре — с 1/2 чайной ложки), порцию постепенно

увеличивают и доводят до нормы за 8—10 дней.

Примерный режим для недоношенных с различной массой тела при рождении — см.

табл. 5.

Суточный объем пищи недоношенного ребенка можно определить с учетом его

потребностей в килокалориях на 1 кг массы, которая составляет в 1-й день

30—35 ккал, к 5-м сут — 50, к 10-му дню — 100, в 2 нед —110—120, к 1 мес —

140—150 ккал. У детей старше 1 мес расчет питания проводят по потребностям

в основных ингредиентах и энергетических запасах (белки, жиры, углеводы и

килокалории) (см. табл. 4).

54

Табл. 5. Режим дня недоношенных детей первого года жизни (в зависимости от

массы тела при рождении)

|Возра|Масса тела, г |

|ст, | |

|мес | |

| |1000-1749 |1750-2500 |

|От 1 7 кормлений через 3 ч, днев- До |

|2—2,5 мес 7 кормле-до 3—4 ной сон по |

|2,5 ч 4 раза, ний, затем б кормлений |

От 3—4 6 кормлений через 3,5 ч, до б—7 дневной сон по 2—2,5 ч 4 раза,

бодрствование 30—40 мин, после 5 мес дневной сон по 2 ч 15 мин 4 раза,

бодрствование до 1 ч, ночной сон 6—7 ч

От 6—7 5 кормлений через 4 ч, до 9—10 дневной сон по 2 ч 3 раза,

бодрствование 1,5—2 ч, ночной сон 6—8 ч

От 9—10 5 кормлений через 4 ч, до 12 дневной сон по 2 ч 3 раза,

бодрствование 2ч — 2ч 15 мин, ночной сон 6—8ч

До 5 мес б кормлений через 3,5 ч, затем 5 — через 4 ч, дневной сон по 2,5 ч

3 раза, бодрствование до 1,5ч, ночной сон 6—7 ч

5 кормлений через 4 ч, дневной сон по 2 ч 3 раза, бодрствование до 2 ч,

ночной сон 6—8 ч

5 кормлений через 4 ч, дневной сон по 1.5—2 ч 3 раза, бодрствование 2,5 ч,

ночной сон 6—8 ч

Рекомендации по уходу

Практически здоровые недоношенные дети с массой при рождении более 2300 г

могут быть выписаны из родильного дома на 7—8-й день жизни. Менее зрелые и

больные недоношенные выхаживаются в специализированных отделениях при

детских больницах и выписываются домой в возрасте 1—3 мес. У большинства

недоношенных еще сохраняется функциональная незрелость нервной системы,

неустойчивость терморегуляции и низкий уровень иммунитета, что

обусловливает необходимость создания для них комфортных условий ухода,

заключающихся прежде всего в строгом соблюдении температурного и санитарно-

гигиенического режимов.

Комфортный температурный режим предусматривает следующее:

• температура воздуха в квартире должна поддерживаться в пределах 22—24°С.

Кроватка ребенка размещается в максимальном отдалении от окон и балконных

дверей;

• детям 1-го мес жизни требуется дополнительное обогревание (с помощью

источника лучистого тепла) при пеленании, подмывании и

55

других манипуляциях. Белье ребенка перед пеленанием также должно быть

согрето;

• гигиенические ванны проводят ежедневно, температура воды для

новорожденных — 38—37,5°С, к 2 мес снижается до 37—Зб°С, продолжительность

— 5—7 мин. При раздражениях на коже и до эпи-телизации пупочной ранки

используют отвары трав (ромашка, шалфей, зверобой, череда из расчета 2—3

столовые ложки на 1 л воды), которые вливают в ванну с кипяченой водой; в

течение первого года недоношенных детей купают ежедневно;

• прогулки в летнее время и сон на воздухе можно проводить сразу после

выписки из стационара, начиная с 20—30 мин и постепенно увеличивая до 2—3

ч, 3 раза в день. Весной и в осенне-зимний период выносить ребенка на улицу

можно при массе тела 2500—3000 г, продолжительность первой прогулки — 10—15

мин при температуре воздуха не ниже +10°С. В дальнейшем прогулки проводят

ежедневно с увеличением длительности до 1—2 ч в день при температуре до

-10°С.

Некоторые закаливающие процедуры (воздушные ванны, упражнения в воде) и

массаж в настоящее время начинают проводить у практически здоровых

недоношенных в отделениях выхаживания недоношенных детей уже с 2—3 нед,

обучая методике их проведения матерей. В домашних условиях эти процедуры

следует продолжать. Воздушные ванны проводят в 1,5—3 мес по 1—3 мин 3—4

раза в день, при сочетании с массажем — до 10—15 мин.

Контрастные обливания после купания, общие и местные влажные обтирания

разрешаются со второй половины первого года жизни.

В 3 нед—1 мес ребенка выкладывают на живот, начиная с 2—3 мин 1—2 раза,

затем 3—4 раза в день. С 1—1,5 мес проводят поглаживающий массаж.

Растирания, разминания, пассивные движения начинают проводить после 2—3 мес

детям, родившимся массой более 2 кг, при массе менее 1,5 кг — после 5—6

мес. С 7—9 мес массаж и гимнастика проводятся по тем же комплексам, что и у

доношенных детей.

Для стимуляции развития психомоторных навыков рекомендуется уделять

внимание мелкой моторике пальцев рук, так как это стимулирует речевые

области коры головного мозга. Детям в возрасте 3—7 мес проводят ежедневный

массаж и гимнастику кистей и пальцев рук (пассивное сгибание-разгибание).

После 8—9 мес для развития речи важно включать манипуляции с мелкими

предметами (перебирание коточек на счетах, нанизывание колец на палочки).

Строгое соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима

предусматривает:

• проведение не менее 2 раз в день влажной уборки помещения (1 раз с

применением мыльного раствора) и его проветривание (2—3 раза в день);

• обязательную смену уличной одежды и мытье рук перед контак-' том с

ребенком, частую (2—3 раза в неделю) смену одежды, в которой мать ухаживает

за младенцем;

56

• ограничение посещений семьи посторонними людьми и родственниками;

• строгую изоляцию ребенка от заболевших членов семьи;

• аккуратное и тщательное проведение утреннего и текущего туалета малыша.

Методика его проведения такая же, как у доношенных (см. уход за

новорожденным в разделе «Обслуживание новорожденного ребенка»);

• медицинское наблюдение за недоношенными детьми на дому в первые 3—4 мес и

в периоды эпидемических вспышек ОРЗ;

• создание охранительного режима с ограничением чрезмерных внешних

раздражителей (громкая речь, крики, громкая музыка, яркий свет и др.).

Проблемы недоношенных детей

Медицинские проблемы. Недоношенные дети относятся к группе высокого риска

по заболеваемости, смертности, инвалидизации.

Преждевременно рожденные дети болеют в 10—20 раз чаще, чем доношенные,

заболевания у них протекают тяжелее, с более высокой (в 20—25 раз)

летальностью. Риск смерти недоношенного ребенка в 34—37 раз выше, чем

доношенного, и в структуре неонатальной смертности составляет более 55 %.

Самые высокие показатели смертности регистрируются у новорожденных, имеющих

массу тела при рождении менее 1500 г, особенно меньше 1000 г.

У 50—60 % выживших детей этой группы в последующие годы жизни отмечается

отставание в физическом или нервно-психическом развитии, а у 20—30 % —

неврологические заболевания, приводящие к инвалидности (детский

церебральный паралич, гидроцефалия, эпилепсия, глухота). В связи с этим за

недоношенными детьми первого года жизни должно быть организовано тщательное

диспансерное наблюдение.

Основные задачи диспансерного наблюдения:

• максимально длительное сохранение грудного вскармливания;

• контроль за выполнением режима дня и питания;

• повышение иммунитета путем регулярного закаливания (прогулки, водные

процедуры, общий массаж);

• профилактика рахита (неспецифическая и специфическая) — витамин dz по

500—1000 ME в день в течение 2 лет (кроме летних месяцев) — и

железодефицитной анемии (см. Рахит, Анемии);

• проведение профилактических прививок по индивидуальному графику.

Социальные проблемы заключаются прежде всего в том, что для выхаживания

недоношенных детей требуются очень большие материальные затраты. Создание

перинатальных центров, специализированных отделений I и II уровней

выхаживания, совершенствование реанимационной помощи недоношенным детям

способствовали повышению процента выживания недоношенных с очень низкой и

крайне низкой массой тела. Вместе с тем это привело к увеличению коли-

57

чества детей с тяжелой патологией (врожденные аномалии, неврологические

нарушения, глухота и т.д.) и инвалидов (до 20 %) и возникновению новой

проблемы — необходимости длительной реабилитации этих детей.

Основным критерием оценки отдаленных последствий у недоношенных детей

является частота нервно-психических нарушений — умственные или личностные

дефекты, которые мешают им адаптироваться в окружающей среде (детский

церебральный паралич, дефекты слуха и зрения, требующие обучения в

специальных школах). Неблагоприятный исход зависит не только от массы тела,

гестационного возраста, осложнений беременности и родов, но и от социально-

экономического статуса семьи. С учетом тяжести перина-тальной патологии и

условий жизни ребенка должна быть разработана индивидуальная программа

комплексной реабилитации — медикаментозной, физической, психосоциальной. К

реабилитации ребенка с самых ранних ее этапов должна активно подключаться

семья, прежде всего мать. При дефиците внимания к ребенку установлено

снижение показателей умственного развития начиная с 1—2-летнего возраста.

В реализации последовательной реабилитационной программы важная роль

принадлежит семейному врачу, в задачи которого входит:

• строгое выполнение рекомендаций стационара по продолжению лечения

недоношенного на дому;

• налаживание тесного психоэмоционального контакта с семьей ребенка, умение

дать полную информацию родителям о его развитии и прогнозе и в то же время

убедить их, что при выполнении назначений и рекомендаций специалистов

неблагоприятный исход не предопределен;

• постоянный контроль за физическим и нервно-психическим развитием ребенка,

знание нормативов развития недоношенных детей с различной массой при

рождении (табл. 6 и 7), своевременная коррекция возникающих нарушений

(совместно с профильными специалистами);

• ранняя диагностика и лечение заболеваний (рахит, анемия, ОРЗ и др.).

Табл. 6. Средние месячные прибавки массы тела (г) у недоношенных в

зависимости от массы тела при рождения

|Месяц |Прибавка массы |

| |при массе тела |

| |при рождении, г |

| |2500—1500|1499-1|

| |г |000 г |

|1-й 400 2—10-й |300 |

|700 11—12-й 500 |600 |

| |400 |

Табл. 7. Некоторые показатели (время появления, мес) психомоторного

развития у недоношенных детей первого гола жизни в зависимости от массы

тела при рождении

|Показатели |Время |массе тела |

| |появления |при рождении |

| |(мес) при > |(г) |

| |До КЮО |1501— 2001— |

| |1001-1500 |2000 2500 |

Зрительно-слуховое

сосредоточение 2—3 2—2,5 1.5—2 1_1,5

Удерживает голову в

|3-^ |3-4 |2 |

|6,5—7|6—7 |5—6 |

|,5 | | |

|7,5-8|7—8 |6—7 |

|,5 | | |

|9—12 |8—10 |7-« |

|11—12|11—12 |9—10|

|14—15|14—15 |11—1|

| | |3 |

вертикальном положении 3—4 3—4 2 1,5_2

Поворачивается со

спины на живот 6,5—7,5 6—7 5—6 5_5,5

Поворачивается с

живота на спину 7,5—8,5 7—8 6—7 6—7

Самостоятельно:

садится 9—12 8—10 7—8 6—7

стоит 11—12 11—12 9—10 9

ходит 14—15 14—15 11—13 11—12

Начинает произносить

слова 12—14 12 11—12 11—12

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.