реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Ребенок грудного возраста

реферат

Ребенок грудного возраста

ОБСЛУЖИВАНИЕ РЕБЕНКА ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

Основы физиологии

Грудной период длится от 29-го дня жизни до 1 года. Основные процессы

адаптации к внеутробной жизни уже завершены, сформирован механизм грудного

вскармливания, налаживается наиболее тесный контакт матери с ребенком,

происходит очень интенсивное физическое, психомоторное, интеллектуальное

развитие.

В первый год жизни закладывается фундамент, в значительной мере

определяющий уровень физического развития и состояния здоровья в

последующие возрастные периоды.

Для грудного периода характерны следующие особенности.

Быстрый темп развития. К моменту рождения у ребенка еще не закончено

морфологическое и функциональное созревание ни одной из систем организма.

Развитие идет гетерохронно, по мере созревания функциональных систем и

механизмов их саморегуляции. Факт продолжающегося развития и созревания

свидетельствует о высокой пластичности организма ребенка, что позволяет

соответствующими воздействиями быстро ликвидировать появившиеся отклонения

в развитии и состоянии здоровья. Максимальный в постнаталь-ном периоде темп

физического развития приходится на 2—4-й мес жизни. Он обеспечивается

высоким уровнем обмена веществ с преобладанием анаболических процессов, а

относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза

превышает таковую у взрослого человека. В то же время в функциональном

отношении органы пищеварения еще недостаточно зрелы, чем и объясняются

нередкие желудочно-кишечные заболевания у грудных детей. Поэтому в первое

время единственной пищей для ребенка является грудное мо-

61

локо. Неадекватное же питание может быть причиной задержки физического,

психомоторного и интеллектуального развития.

Тесная взаимосвязь и взаимозависимость физического и нервно-психического

развития с состоянием здоровья ребенка. В раннем возрасте оптимальный

уровень нервно-психического развития — один из компонентов и хорошего

физического развития. Отклонения в состоянии здоровья в свою очередь

приводят к снижению функциональных возможностей организма: у больного

ребенка, например с гипотрофией, снижена работоспособность корковых клеток,

что отражается и на уровне психомоторного развития.

Первый год жизни — период быстрого психомоторного развития. За год ребенок

проходит очень большой путь — от полной беспомощности на первом месяце

жизни до понимания речи взрослого и умения говорить первые слова, ходить,

играть, самостоятельно пить из чашки и др. к концу года. Нервно-психическое

развитие ребенка 1-го года жизни представлено в табл. 17 (с. 102).

.

За первый год длина тела увеличивается на 50 %, масса тела — втрое. В

первые месяцы жизни также заметно увеличивается подкожный жировой слой,

который достигает максимума к 9 мес. Интенсивный рост скелета обусловливает

повышенную его ранимость и делает понятной большую частоту рахита у детей

этого возраста.

Работоспособность нервной системы у детей 1-го года жизни еще мала.

Длительность бодрствования увеличивается медленно — от ,30—40 мин в 1 мес

до 2—3 ч к 1 году. К 1 мес у ребенка формируется суточный ритм

бодрствования и сна, а к 2—3 мес — дневной ритм и правильная

последовательность сна, кормления и бодрствования. У годовалого ребенка

общая продолжительность сна составляет 15—16 ч в сутки. И.Н. Усов (1986)

предложил формулы расчета часов сна в сутки:

для детей первого года жизни:

22 - (1/2 х m), где m— число месяцев жизни;

для детей старше года:

16 - (1/2 х n), где n — число лет жизни.

В первые месяцы жизни ребенок спит днем 3—4 раза по 1,5—2 ч, с 9—10 мес — 2

раза по 2—2,5 ч, с 1,5—2 лет — 1 раз в течение 2,5—2 ч.

На всех возрастных этапах сон ребенка проходит циклически, т. е.

последовательные стадии медленного сна завершаются фазой быстрого сна. В

течение ночи отмечается несколько полных циклов, длительность которых с

возрастом меняется. В первые годы жизни ребенка фаза быстрого сна занимает

около 50 % всего времени сна, после 3—5 лет — 22—30 %. Фазе быстрого сна

свойственны физиологические миоклонии — мелкие быстрые подергивания

отдельных мышечных пучков и групп с незначительным движением в мелких

суставах. В стадии медленного сна миоклонии существенно меньше.

Осмотр здорового ребенка

См. Обслуживание новорожденного ребенка.

Питание и кормление

Грудное вскармливание

Лучшей, наиболее физиологичной пищей для ребенка первого года жизни

является материнское молоко, так как основные пищевые вещества — белки,

жиры и углеводы в нем находятся в идеальном для усвоения детским организмом

соотношении 1:3:6 (в коровьем 1:1,2:1,4). Важно и то, что оно поступает от

матери к ребенку при температуре тела, почти стерильным, содержащим

бактерицидные вещества. Все основные ингредиенты женского молока абсолютно

не-антигенны по отношению к ребенку. Вскармливание грудью способствует

формированию контакта ребенка с матерью.

Состав и количество грудного молока во многом зависят от состояния здоровья

матери, ее режима и диеты.

Диета и режим кормящей матери

Суточный рацион кормящей грудью женщины должен содержать 100—130 г белка,

100 г жира, 400—500 г углеводов, необходимое количество минеральных солей,

особенно кальция, фосфора, а также витаминов. Потребление жидкости кормящей

женщиной составляет до 2 л в сутки. Полноценное питание кормящей матери

может быть обеспечено при ежедневном употреблении в пищу 180—200 г мяса, 50

r масла, 1 яйца, 800 г овощей и фруктов, не более 500 г хлеба. Особенно

важно включать в рацион фрукты, овощи, свежую зелень, ягоды, овощные и

фруктовые соки и соблюдать режим питания в течение дня. Следует помнить,

что избыточное потребление кормящей матерью молока или молочных продуктов

(более 0,5 л в сутки) может вызвать сенсибилизацию организма ребенка к

белку коровьего молока!

Полноценное питание необходимо сочетать с правильным режимом. Кормящая

мать должна находиться в спокойной обстановке, достаточно отдыхать,

выполнять умеренную физическую работу, гулять на свежем воздухе и спать не

менее 8—9 ч в сутки. Совершенно недопустимы курение и употребление спиртных

напитков. Кормящая мать по возможности не должна принимать лекарства, так

как некоторые из них могут передаваться с молоком и неблагоприятно

воздействовать на организм ребенка (см. Общие проблемы терапии).

Правильное питание и соблюдение кормящей женщиной режима во многом

предупреждают гипогалактию. Однако она нередко развивается и у женщин,

придерживающихся режима и рационального питания.

Гиполактия бывает первичной и вторичной. Первичная гипога-лактия обычно

возникает на фоне общей инфантильности матери и плохо поддается лечению. В

таких случаях необходимо своевременно назначить ребенку докорм. •

Женщины, особенно первородящие, нередко страдают от предположения, что у

них мало молозива или молока, из-за повышенной чувствительности сосков или

ощущения переполненности грудных желез на 4—5-й день после родов.

Чувствительность сосков — одна из проблем первого периода кормления грудью.

Основной причиной болезненности и трещин сосков является неправильное

сосание, обусловленное неумелым прикладыванием ребенка к груди. При

кормлении необходимо менять положение ребенка, чтобы изменить силу давления

на разные участки соска. Другая причина — недостаточное питание, в

результате которого голодный ребенок сосет более активно и, возможно,

неправильно. В этом случае не нужно ограничивать продолжительность

кормления. Лучше кормить ребенка чаще, предотвращая тем самым как чрезмерно

интенсивное сосание, так и застой молока в груди.

Чтобы избежать появления трещин и болезненности сосков, кормящая мать

должна правильно ухаживать за молочной железой:

• избегать излишнего мытья желез, особенно с мылом;

• не пользоваться кремами и аэрозолями;

• после кормления оставлять несколько капель молока на сосках, чтобы они

высохли на воздухе;

• держать соски на открытом воздухе столько, сколько можно, по крайней

мере ночью;

• следить за тем, чтобы соски всегда были сухими.

Если ребенок сосет нормально и в правильном положении, а соски остаются

чувствительными, следует искать другие причины. Возможно, у ребенка

молочница, тогда соски матери могут инфицироваться и появится их

болезненность. В этом случае необходимо лечить и мать и ребенка. Может

иметь место психосоматическая болезненность сосков, особенно у первородящих

женщин, если мать испытывает чувство беспокойства и неуверенности в

способности кормить ребенка грудью.

Мать может чувствовать себя неловко, если ей приходится кормить ребенка в

открытой палате или в присутствии других лиц. Тревожное настроение женщины

может быть связано и с тем, что она беспокоится о происходящем в ее

отсутствие дома, о будущем уходе за малышом.

Одной из важнейших проблем при вскармливании детей первого года жизни

является развитие у матери вторичной гипогалактии. При ее возникновении

применяются облучение молочных желез ртутно-кварцевой лампой, УВЧ,

стимуляция ультразвуком, витамины А, Е, РР, глутаминовая кислота, апилак,

гидролизат сухих пивных дрожжей.

Кормление ребенка материнским молоком может быть противопоказано по

причинам, связанным со здоровьем матери и ребенка.

Абсолютные противопоказания к грудному вскармливанию:

• септические состояния;

• активная форма туберкулеза;

64

• тиф и малярия;

• злокачественные новообразования, лейкемия;

• болезни почек, сопровождающиеся почечной недостаточностью с азотемией;

• врожденные нарушения метаболизма у ребенка (галактоземия,

фенилкетонурия, болезнь кленового сиропа);

• послеродовые психозы, тяжелые формы неврозов;

• прием матерью в период лактации лекарственных препаратов, обладающих

токсическим действием на организм новорожденного.

Относительные противопоказания к грудному вскармливанию:

• болезни сердца с недостаточностью кровообращения;

• выраженные формы гипертиреоза;

• хроническая недостаточность питания у матери;

• гнойный мастит.

В первые 6 мес жизни основные пищевые вещества поступают в организм

ребенка с грудным молоком. В практике широко пользуются объемным методом

расчета питания ребенку первого года жизни. По этому методу суточный объем

молока со 2-й нед до 2 мес жизни составляет 1/5 массы тела, в 2—4 мес —

1/6, в последующем — не более 1 л.

Дети первого года жизни вскармливаются 6—7 раз в сутки с перерывом между

кормлениями 3—3,5 ч с 6—6,5-часовым ночным перерывом. В возрасте от 1 до 5

мес дети в основном должны получать питание 6 раз через 3,5 ч с 6,5-часовым

ночным перерывом. С 5 до 12 мес ребенку дают пищу 5 раз в сутки через 4 ч с

8-часовым ночным перерывом. Детей после года обычно кормят 4 раза в день.

Кормление ребенка строго по часам обеспечивает ритмичную деятельность

органов пищеварения, в результате чего вырабатывается условный рефлекс на

время, устойчивый аппетит и лучше усваивается пища. Ночью кормить ребенка

нецелесообразно, а в случае беспокойства можно дать ему несколько чайных

ложек кипяченой воды.

Наряду с этим в последнее время признается целесообразность свободного

вскармливания. При этом строгое дозирование пищи необязательно и возможны

отклонения во времени приема до 30 мин в ту или другую сторону, что дает

возможность индивидуализировать режим питания. Кроме того, замечено, что в

различные часы суток ребенок высасывает неодинаковое количество молока и,

находясь на свободном режиме, может полностью удовлетворить свои

потребности, хорошо прибавлять в массе.

В промежутках между кормлениями грудью нужно давать детям кипяченую воду

(неподслащенную) по 30—50 мл, а в жаркое время года до 100 мл в сутки. Со 2-

го мес в рацион ребенка вводят фруктовые соки с 1/2 чайной ложки,

постепенно увеличивая их количество, которое должно равняться числу

месяцев, умноженному на десять, например в 5 мес — 50 мл.

В первое время лучше использовать яблочный или черносмородиновый сок, а с

3—3,5 мес можно дать клюквенный, сливовый, абрико-

65

совый, вишневый, морковный. Малиновый, клубничный, цитрусовый, гранатовый,

томатный соки вводят осторожно детям после 4 мес. Очень терпкие и кислые

соки разводят кипяченой водой и слегка подслащивают. Виноградный сок детям

грудного возраста не рекомендуется из-за повышенного содержания глюкозы,

которая усиливает процессы брожения в кишечнике.

Детям с неустойчивым стулом полезны вишневый, гранатовый,

черносмородиновый, черничный соки, а при склонности к запорам — оранжевые

соки (морковный, томатный, абрикосовый), а также сливовый, свекольный.

Наряду с натуральными можно использовать и консервированные соки,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.