реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации

реферат

Выводы об уровне развития грамматического строя.

7-8 баллов - высокий уровень,

3-7 баллов - средний уровень,

0-2 баллов - низкий уровень.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В результате исследования каждый ребенок набрал определенное количество

баллов, что и определило уровень развития его речи. /Таблица 1/.

Сравнительный анализ результатов исследования по развитию речи детей

экспериментальной и контрольной групп./ График 1/.

В результате проведения эксперимента мы получили следующие данные

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА.

|Ф.И. |М 1. |М.2. |M.3. |М.4. |М.5. |М.6. |М.7. |Сумма |

| | | | | | | | |баллов |

|1. Захаров 3. |11 |5 |9 |9 |3 |0 |3 |40 |

|2. Демидкин И. |12 |5 |4 |4 |2 |1 |3 |28 |

|3. Рябов. С. |11 |5 |5 |8 . |3 |5 |3 |40 |

|4. Касьянова Т. |8 |3 |3 |7 |3 |2 |0 |29 |

|5. Письменно М. |4 |2 |1 |6 |2 |0 |0 |15 |

|6. Джаглаева М. |17 |5 |10 |10 |7 |2 |4 |57 |

|7. Сыщенко Н. |10 |3 |1 |3 |2 |1 |0 |23 |

|8. Васильев 0. |9 |3 |2 |7 |3 |1 |2 |27 |

|9. Мосесьянс С. |13 |5 |10 |10 |8 |6 |4 |56 |

КОНТРОЛЬНАЯ ПУППА 7

| |Ф.И. |М1. |М2. |М3. |М4. |М5. |М6. |М7.|Сумм|

| | | | | | | | | |а |

| | | | | | | | | |балл|

| | | | | | | | | |ов |

|1|Семенов С. |13 |5 |8 |10 |9 |4 |6 |55 |

|2|Афанасьев М. |15 |5 |10 |8 |8 |6 |5 |57 |

|.| | | | | | | | | |

|3|Петрова О. |14 |5 |7 |13 |7 |5 |7 |58 |

|.| | | | | | | | | |

|4|Яичко Д. |13 |5 |6 |8 |9 |5 |4 |50 |

|.| | | | | | | | | |

|5|Переверзева 0. |12 |5 |9 |10 |6 |5 |6 |53 |

|.| | | | | | | | | |

|6|Павелко А. |12 |5 |10 |8 |8 |5 |3 |51 |

|.| | | | | | | | | |

|7|Голубь В. |10 |4 |10 |13 |7 |5 |2 |47 |

|.| | | | | | | | | |

|8|Трусранова Н. |13 |4 |8 |13 |10 |5 |2 |55 |

|.| | | | | | | | | |

|9|Хохлов А. |13 |5 |10 |8 |8 |3 |3 |5С |

Для наглядности оформим полученные данные графически

График N 1

Результаты полученные во время констатирующего эксперимента.

Контрольная группа

Количество детей

50 и 30-50

30-0

Набранные баллы высокий, средний, низкий

Уровни оценки: 66,5 % - высокий уровень

33,5% - средний уровень

Экспериментальная группа

Количество детей

50 и 30-50

30-0

Набранные баллы Высокий средний низкий

Уровни оценки 22,5% - высокий уровень

22,5% - средний уровень

55% - низкий уровень

В ходе эксперимента было отмечено, что высокий уровень развития речи

был выявлен у 6 детей контрольной группы /66% / и 2 детей экспериментальной

/22%. Эти дети не испытывали никаких затруднений при выполнении задания.

Дети не испытывали смущения и проявляли явный интерес к заданиям. Уровень

понимания речи соответствует возрастной норме. Дети сосредоточенно

всматривались в предмет, брали его в руки, игрушки вызывали ответную

реакцию, дети улыбались и пытались локализовать свои действия, легко

вступали в контакт и понимали обращенную к ним речь. Также наблюдалось

соответствие возрастной норме по уровню объема активного словаря. Дети

безошибочно называли все картинки. Известно, что в 3-4 года

звукопроизношение еще не сформировано в норме, поэтому тот результат,

который продемонстрировали дети обеих групп, соответствовал норме. Дети

стали более общительными со сверстниками, речь детей проста для восприятия,

в речи детей наблюдалась последовательность и связь между содержанием

картинок. Иногда возникали трудности в ходе рассказа по опорным картинкам,

/см. Приложение 1/.

Как правило, они возникали у детей экспериментальной группы, которые

никогда не сталкивались с подобными ситуациями, и следовательно, не имели

представления о том, какое действие на ней изображено. Дети использовали с

нашей помощью различные фрагменты речи: существительные, глаголы, союзы,

наречия, местоимения и предлоги. Были отмечены хорошие показатели состояния

контексной речи. В речи детей наблюдались слова - существительные категории

единственного и множественного числа / Например: моет - вымыл/, и у

глаголов / например: пилит-пилят/, категории совершенного и несовершенного

вида. Дети пользовались предлогами, встречались в речи детей местоимения. В

целом речь детей приближена к связной. Состояние грамматического строя в

норме, что сказывается на свободное общении детей, и умении грамотно

строить предложения.

Средний уровень развития речи был отмечен у 3 детей контрольной

группы / что составило 33 % / и у 2 детей экспериментальной /22%.

Затруднения у этих детей возникали в основном в недостаточном понимании

речи. Дети справлялись с заданием частично. Не все дети внимательно сдували

задания логопеда, были пассивны и практически, не реагировали на вопросы,

обращенные к ним. В обиходном словаре детей не наблюдались обобщения,

понятий, а восприятие бытовой фразы и дифференцировка далеких звуков

наблюдалось в изолированном положении. Такие наблюдались отклонения

состояние звукопроизношения. Дети заменяли звуки при помощи последних,

которые уже имелись в речи. Иногда дети сокращали и слоговую структуру

слова. Также возникали трудности в употреблении прилагательных в

превосходной степени, а также в составлении сложных предложений и их

конструкций. Трудности наблюдались и в описании: рассказа. При диагностики

уровня контексной речи мы выявили ошибки, в употреблении местоимений, дети

путали "он-она", "я-он". Наблюдалось множество аграмматизмов. Речь детей

скудная, не выразительная, элементарная.

Низкий уровень развития речи был выявлен только у детей

экспериментальной группы - 5 детей /55%/., находящихся в условиях дома

ребенка сильно отставали от возрастной нормы. У них наблюдалось сильное

смущение при общении. Как правило, дети не понимали задаваемые вопросы,

поэтому необходимо было повторять задание несколько раз, но даже при этом в

нескольких ситуациях / по Методике N 1/ оно оставалось на выполненным.

Удовлетворительное понимание обращенной речи ведет к тому, что у детей

наблюдается ограниченный экспрессивный словарь, аграмматично построенные

фразы и отсутствует самостоятельный рассказ. Этот уровень характеризуется

очень сильным отставанием в развитии звукопроизношения. В речи детей

наблюдались сплошные аграмматизмы, речь трудна для восприятия.

У детей с низким уровнем наблюдается отсутствие интереса к предложенному

заданию. Дети не могли сосредоточиться, а также возникали трудности в

понимании инструкции. Каждая предъявленная картинка вызывала у данной

категории детей затруднения. Дети не могли сразу рассказать о том, что

видят. Только с помощью наводящих вопросов они могли описывать содержание

картинок. Некоторые дети не улавливали связи между изображенными на

картинках действиями, вследствии чего последовательности в рассказах не

наблюдалось.

Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень

развития речи детей раннего детского возраста, находящихся в условиях

социально-психологической депривации явно отстает от развития речи детей,

воспитывающихся в домашних условиях. Для таких детей необходимо разработать

специальную коррекционную программу, которая всесторонне развивала бы

ребенка и, главным образом, активизировала бы коммуникативные потребности.

§ 2.

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕКАЯ РАБОТА - ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ

ДОМА РЕБЕНКА.

Нами была разработана программа формирующего эксперимента. ЦЕЛЬ

формирующего эксперимента: развитие диалогической и монологической речи.

ЗАДАЧИ формирующего эксперимента:

1. Развитие словаря.

2. Формирование грамматической стороны речи.

3. Формирование разговорной / диалогической/ речи.

4. Обучение рассказыванию / монологической/ речи.

Основные направления программы:

1. Совершенствования предметного и глагольного словаря.

Совершенствование активного и пассивного словаря.

Обогащение словаря прилагательных, местоимений, наречий,

предлогов.

2. Развитие грамматического строя речи детей: рода, числа, падежных

окончаний.

2. Умение составлять простые, элементарные фразы.

Активное развитие диалогической речи.

4. Умение строить предложения.

Умение последовательно излагать какие-либо события.

Умения составлять план высказывания.

Осуществление программы предполагало следующие принципы

коррекционной работы:

1 . Принцип генетического хода развития психической деятельности.

в том числе, познавательной и практической.

2. Развивающий характер обучения. Развивающее обучение должно учитывать как

особенности возраста, так и особенности структуры нарушения. Оно должно

быть направленно на возможно более раннее коррекционно-воспитательное

направление процесса обучение, ускорение темпа развития и преодоление

отклонений в развитии.

Основные МЕТОДЫ обучения, как и содержание обучения, определяется

наглядно- действенным и наглядно- образным пилением детей раннего возраста.

Подбор приемов, составляющих метод обучения, осуществляется на основе учета

особенностей всех психических процессов данной возрастной группы детей:

необходимость опоры на наглядный материал, действенное участие в познании

предметов и явлений окружающего мира, т.е., вовлечение в процесс познания

всех или многих анализаторов ребенка, обязательное соотнесение слова с

обозначенным предметом, слова - с действием, слова - признаком,

многократность повторения нового слова взрослым, выполнение действий детьми

с предметами, которые обозначаются словом. Развитие речи детей

осуществляется в процессе ознакомления их с предметами окружающего мира.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.

Успех коррекционной работы прямо зависит от положительной эмоциональной

установки. В память поступают только те, что мы воспринимаем, а изменения

происходящие в восприятии, связаны с содержанием эмоций: отрицательное

эмоциональное состояние ведет к негативной установке. Поэтому необходимо

учитывать, что при некоторых условиях, положительные эмоции могут

способствовать, снижению уровня выполняемы заданий.

Тщательно разработанная программа должна основываться на точном

определении того, что может и чего не может делать ребенок с проблемами в

развитии. Хорошая программа та, которая даст ребенку возможность

продвинуться вперед и добиться успеха.

Слишком трудная программа не позволит ребенку проявить себя. Слишком

легкая не будет стимулировать его психическую активность. Программа должна

основываться на анализе данных из истории развития ребенка, на объективной

оценке» уровня и темпа развития ребенка, его поведенческих реакций.

Коррекционная программа в условиях дома ребенка должна решать

задачи адаптации малыша к новым условиям воспитания; профилактики раннего

отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных

психической депривацией; ранней коррекцией отклонений в развитии на основе

создания оптимальных условий для развития личностного и интеллектуального

потенциала ребенка.

Таким образом, адекватный выбор приоритетной задачи является главным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.