поднялись с низкого уровня, на средний. Благодаря коррекционной работе,
проводимой с детьми экспериментальной группы, результаты стали выше и
приблизились в к возрастной: норме, что отразилось в ответах детей.
Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень
развития, речи у детей, находящихся в условиях социально-психологической
депривации, необходима заметно отстает в развитии. Поэтому программа была
построена с целью развить речь детей раннего возраста и приблизить ее к
норме.
Мы видим, что отставание в развитии речи детей, находящихся в
условиях социально-психологической депривации, от речи детей,
воспитывающихся в домашних условиях, явные. Но все же коррекционная работа
дала положительный результаты.
Таким образом, подобный эффект обусловлен широким уровнем работы
персонала учреждения, но и немало важное значение имеет и коррекционная
работа с детьми, находящимися в условиях Дома ребенка. С введением в
действие предложенной работы программы возросла не только эффективность
логопедических занятий, но и значительно улучшился общий результат работы.
Объективно это подтверждается проведенным анализом состояния уровня
развития речи.
Следовательно можно утверждать, что разработанная нами
коррекционная программа, развивающая речь детей раннего возраста, в
условиях социальной депривации, является целесообразной, достаточно
эффективной и практически оправданной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Теоретический анализ проблемы целесообразности и необходимости
включения коррекционных мероприятий в комплекс логопедический мер по
преодолению отставания в развитии речи у детей рапного возраста,
находящихся в условиях социально- психологической депривации.
Изучив теоретический аспект онтогенеза речевого развития мы пришли к
выводу о том, что развитие речи возложено только в тесной связи с взрослым.
Недостаток такого общения существенно сказывается на развитии у детей речи
и психики. Эта проблема отражена в трудах отечественных и зарубежных
исследователей, в облаете педагогики и психологии. Такое ограниченное
общение прослеживается у детей, находящихся у в учреждениях интернатного
типа. Поэтому целью нашего исследования явилось определение психолого-
педагогических условий успешного речевого развития детей, воспитывающихся в
условиях дома ребенка. На базе Ставропольского Специализированного дома
ребенка, мы провели эксперимент, в котором участвовали дети 3-4 лет и
сравнили полученные данные с контрольной группой детей Детского сада .№1
"Журавушка", того же возраста. Предметом нашего исследования выступали
процессы речевого развития детей - сирот дошкольного возраста. Жизненная
обстановка, в которой воспитываются дети. Уход, отношение окружающих
взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность
ребенка в различных видах деятельности, имеет большое значение для развития
речи. В этой связи воспитательные воздействия должны, на наш взгляд,
проводиться постепенно:
и направляться на все стороны нервно - психического, педагогического и
психологического развития детей. Только при всестороннем развитии у них
будет своевременно формироваться речь.
В процессе изучения влияния социальной депривации на речевое
развитие детей мы лишние раз убедились в том, что у детей, находящихся в
учреждениях интернатного типа наблюдается сильное отставание в развитии.
Особенно это отражается на детях раннего возраста. В последние года
проблема психических лишений стала наиболее актуальной. Изученные нами
экспериментальные данные / 39.с72/ убедительно доказывают, что для
воспитанников дома ребенка с раз. личными отклонениями в развитии
характерны в большей мере, чем для " домашних" детей, малая подвижность
нервных процессов, преобладание возбуждения над торможением, трудности
адаптации в развитии познавательной деятельности, уплощение эмоциональной
сферы. Надо отметить, что чем раньше у воспитанников домов ребенка
диагностируется отставание в развитии и осуществляется необходимое
коррекционно-развивающее воздействие, тем меньше выражение степень
отставания на начальных этапах развития и тем большая вероятность того, что
дальнейшая коррекционная работа дает положительные результаты.
Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход
психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воздействие в
условиях дома ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и
личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение
потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании
предметного мира вокруг себя.
Ребенок, обучение которого, вследствие задержки в развитии,
происходит медленнее, формировать их будут организованно, наиболее
эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и. навыки в
повседневной жизни.
Для выявления уровня развития; речи детей раннего возраста, детей
социально дезадаптивных и констатации факта отставания от речи детей,
воспитывающихся в доме ребенка условиях, мы провели эксперимент.
В основу проведенных методик были положены следующие параметры:
выявление уровня восприятия речи взрослого, выявление понимание речи
взрослого, выявление объема активного и пассивного словаря, выявление
состояния звукопроизношения, определение состояния контексной речи и
грамматического строя. В своем эксперименте мы использовали 7 методик. В
результате исследования мы получили данные, доказывающее явное
отставание в развитии речи детей двух групп, что отразилось в
качественном и количественном анализе. Для отставания детей необходимо
разработать специальную коррекционную программу, которая всесторонне
развивала бы ребенка и, главным образом, активизировать
коммуникативную потребность.
Нами была разработана программа формирующего эксперимента, в котором
принимали участие дети 3-4 лет, находящиеся в доме ребенка, с рождения.
Целью формирования эксперимента было развитие диалогической и
монологической речи. Для достижения поставленной цели мы решали следующие
задачи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи,
формирование разговорной речи, обучение рассказыванию. Воспитание детей в
домах ребенка, предполагало решение простейших, но очень важных задач,
благодаря которым постепенно закладывались предпосылки физического,
умственного, нравственного и эстетического воспитания. Одной из главных
задач умственного воспитания явилось развитие речи детей.
В ходе формирования формулирующего эксперимента нами были ей,
проведены индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
В результате данная коррекционная программа на протяжении всего
формирующего эксперимента выполняла, поставленную перед ней цель и задачи.
Нами были соблюдены условия эффективности коррекционной работы, что и
позволило повысить уровень педагогической работы в доме ребенка.
Анализ экспериментальных данных подтвердил необходимость данной
программы.
Нами был проведен контрольный срез. где № использовали ту же систему
методик.
Дети экспериментальной группы повысили уровень развития речи
и дали результаты, подтверждающие эффективность разработанной нами
программы.
Для наглядности мы также сопоставили результаты экспериментальной
группы и контрольной. Конечно, контрольная группа в своем развитии заметно
превосходит экспериментальную, но тем, не менее коррекционная работа дала
положительные результаты. С введением в действие предложенной программы
взросла не только эффективность логопедический занятий, но и значительно
улучшился общий результат работы. Объективно это подтверждается проведенным
анализом состояния уровня развития речи.
Следовательно, можно утверждать, что разработанная нами коррекционная
программа, развивающая речь детей раннего возраста, находящихся в условиях
социальной депривации, является целесообразной, достаточно эффективной и
практически оправданной.
ЛИТЕРАТУРА:
1 Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. -М., 1991.
2.Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии,-
М., 1994.
3. Баранов А. Реальная угроза будущему нации.// Народное образование, 1996.
N 6, с . 18-28.
4.Белякова Л.И. Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при
заикании.// Вопросы психологии. N 3, 1993. с.88-94.
5.Буянов М.М. Ребенок из неблагоприятной семьи. -М, 1988.
6.Бородич А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М., 1998.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. -М., 1982.
8. Гальперин П.Я. Методы обучения и. умственное развитие ребенка. -М.,
1967.
9. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.-М., 19827
10.Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи.- М., 1994.
11. Динкин Н.И. Механизмы речи.-М., 1958.
12. Зимняя И.А. Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.
13. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. -М., 1982,с.81.
14. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М.,
1998.
15. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в
обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1991.
16. Лангеймейер В.Й, Матейчек 3. Психическая депривация в дошкольном
возрасте. Прага, 1984, с.5-19, 26-40.
17. Левина. Р.Е. Заикание у детей // В кн: Преодоление заикания у детей.
Под ред. Левиной Р.Е.- М., 1975. - с. 3-22.
18. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого
высказывания. - М.. 1969.
19. Лисина. М.И. Проблема онтогенеза общения.-М.. 1986.
20. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции детей. - М., 1978.
21. Лурия А.Р. . Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка.
- М, 1956.
22. Материнская депривация,- Хейир, Пикола.-1979.
23. Миронова С. А. развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.-
1991.
24. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях
интернатного типа // Вопросы психологии. 1989 N1.
25. Манова - Томова B.C., Пирьев Г.Д., Пенушлиева, Психологическая
реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.
26. Нарушение речи у дошкольников. //Под. ред.Р.А. Белова-Давыдова,- М.,
1997.
27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. -М.. 1995.
28. Организация логопедической работы с детьми в домах ребенка.-М 1987.
29. Правдина О.В. Логопедия.- М., 1973.
30. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред.
Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Мйхаиленко . -М., 1987,с.56.
31. Психология детей дошкольного возраста. // Под . ред.
Запорожца А.В., Эльконкна Д.Б.-М., 1964.
32. Психическое развитие воспитанников детского дог/а. // Под ред.
И. В. Дубровиной, А.Г. Рузской.-М., 1990.
33. Психическая, реабилитация при нарушениях поведения, в детском возрасте.
// Под. ред. B.C. Манова - Тожва, Г.Д. Пирова. Р.Д. Пенушлиева.- С., 1981.
34. Психолингвистика и современная логопедия. // Под ред. Л.Б. Халиловой.,
-М., 1997.
35. Ниаже I.. Речь и мышление ребенка. -М., -Л., 1932.
36. Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А.В., Лисиной
М.И. - М., 1963.
37. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред.
А.В. Запорожца, Я.З.Неверович.- М., 1986. с.32.
38. Расстройство речи у детей. - М., 1969.
39. Розенгарб - Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста.- М.,
1963.
40. Руководство для врачей яслей и домов ребенка...- М., 1954. Дети с
задержкой психического развития. -М., 1984.
41. Сенсорное воспитание дошкольников./Под ред. А.В. Запорожца. А.П.
Усовой.-М., 1963,с.69.
42. Селиверстов В.... .Речевые игры с детьми. -М., 1994, с.32,35,39, 40.
43. Сидорова. Л. К. " Программ "Дети России"- надежды к реальность //
Народное образование. 1996. В 6., с. 10-17.
44. Слепович Е.С. Психологическая структура ЗПР в дошкольной возрасте: Авто
реферат,-М., 1994.
45. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе.
-М., 1985. с.29.
46. Стребелева Е.А., Катаева А.А. Дошкольная, олигофренопедагогика.-м.,
1988.
47. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития:
методы исследования. -К., 1992.
48. Чистович Л.А., Венцов А.В., Грансгрем М.Н. Физиология речи. Восприятие
речи человеком. - Л. ,1976.
49. Шиницина Л.М., Иванов E.G., Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л.,
Крючкова Л.Л. / Развитие личности ребенка- в условиях материнской
депривации,- Санк.-Петер, 1997, с. 5-10.
50. Щелованов Н.М. Предисловие// Ш.Бюлер, Г.Гетцер. Диагностика нервно-
психического развития детей раннего возраста. -М.,1935,с.15-16.
51. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте// Под ред. Д.И.
Фельдштейна - М., -В., 1995.
52. Якобсон С.Г., Прокина Н.Ф. Организованность и условия ее формирования у
младших дошкольников. - М.. 1967, с. 27-29.
ПРИЛОЖЕНИЕ N2
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРШТИЯ.
1 этап- развитие у детей слухового внимания и слуховой памяти.
Предлагается послушать звуки за окном: "Что шумит? - Деревья. Что
гудит? - Машина. Кто кричит? - Мальчик."
Игра:
Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг
другу колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за чьей спиной
звенел колокольчик.
2 этап - различение высоты, силы и тембра голоса, ориентируясь на одни и
те же звуки, звукосочетания, слова.
Игра:
Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно
послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко/громко/, и
как, когда далеко / тихо/. Затем произносит " мяу"' меняя силу голоса,
а/дети отгадывают, близко или далеко находится мяукающий котенок.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3.
План индивидуальных занятий.
1-е занятие. Развитие восприятие речи в процессе ознакомления ребенка с
новыми предметами окружающей действительности.
Цель: развитие зрительного и слухового сосредоточения на
предмете.
Материал для занятия: погремушки или другие звучащие игрушки.
2-е занятие. Развитие восприятия речи в процессе эмоционального
общения.
Цель: вызывание голосовых реакций путем подражания.
Материал: образные или звучащие игрушки.
3-е занятие. Развитие восприятия речи в процессе непроизвольных
действий детей с предметами.
Цель: узнавание знакомых предметов, развитие указательного жеста.
На более ранних стадиях развития - переведение взгляда с одного
предмета на другой. Материал: образные игрушки.
4-е занятие. Развитие восприятия неречевых звуков.
Цель: развитие слуховых реакций на неожиданно возникающие звуки.
Материал для занятия: звучащие игрушки, инструменты,
5-е занятие. Развитие зрительного восприятия.
Цель: развитие зрительных реакций, прослеживание
движений предмета взглядом. Материал для занятия: ярко окрашенные
игрушки.
ПРИЛОЖНИЕ N 4.
План фронтального занятия
Тема: Развитие коммуникативной деятельности.
Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Задачи: 1. развитие словаря.
2. развитие фразовой речи. Ход занятия:
1. Организационный момент. Знакомство с темой занятия.
2. Знакомство с новыми еловами в процессе игровой деятельности.
3. Дидактическая игра "Кто что услышит?"
Оборудование: ширма, разные звучащие предметы, звонок, молоток, трещотка с
камешками или горохом, труба.
Описание игры: логопед за ширмой стучит молотком, звонит в звонок, а дети
должны отгадать каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные
и контрасные.
4. дидактическая игра " Скажи, что ты слышишь".
Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи. Описание игры: Логопед
предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие
звуки они услышали/ щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа,
разговор прохожих/. Игра проводилась на прогулке.
5. Подведение итогов занятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 5.
ИГРА " СКАЖИ. ЧТО ЗВУЧИТ".
ЦЕЛЬ. Развитие слухового внимания.
Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети сидят на стульях полукругом. Логопед сначала
знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по
очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно
ввести дополнительный музыкальные инструменты, например, треугольник,
металлофон, бубен.
ИГРА. " УГАДАЙ . КТО ЭТО".
ЦЕЛЬ. Воспитание слухового внимания.
Описание игры. ДЕТИ стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга,
закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не
натолкнется на одного из детей, , который .должен подать голос
заранее условленным образом: " ку-ку-ре-ку", " ав-ав" или "мяу".
Водящий должен угадать, кто их детей кричал. Если угадает, то
становится в круг.
ИГРА. " СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ".
Оборудование. Различные мелкие предметы или игрушки.
Описание игры.
Вариант 1-. Педагог называет 2-3 раза несколько различных
движений/ одно- пять/, не показывая их. Ребенку нужно
проделать движения в той последовательности, в какой они
были названы. А затем самому перечислить последовательность
проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение
задания ребенок поощряется: за каждое правильное выполненное
действие-очко. Набравший большее количество очков -
победитель.
Вариант 2. Логопед дает одновременно двум- трем детям задания":
"Петя, побегай", "Ваня, пойди в зал, открой там форточку. Коля,
подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды". Остальные
дети следят за правильностью выполнения. Неправильно
выполнивший задание отдает полученный балл.
ИГРА "Запомни слова".
Цель. Накопление словаря, развитие памяти.
Описание игры. Ведущий называет пять-шесть слов, играющие
должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка
считается проигрышем. В зависимости от возможностей детей слова подбираются
разной сложности.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 6.
План фронтальных занятий
1-е занятие: Развитие речи детей в процессе ознакомления их с предметами
окружающего мира.
Цель: сообщение новых знаний о предмете, ознакомление с новыми словами.
Материал: кошка / желательно живая/.
2-е занятие: Развитие речи детей в процессе выполнения действий с
предметами.
Цель: уточнение знаний детей о кошке, уточнение лексических
значений новых слов.
Материал для занятия: игрушечные кошки, машина грузовая,
кукольная мебель.
3-е занятие: Развитие речи в игре с предметами.
Цель: закрепление новых слов и их значений.
Материал : игрушечная кошка/ резиновая, или пластмассовая, вода,
мыло, полотенце.
4-е занятие: Развитие речи на занятиях с дидактическими игрушками.
Цель: развитие конструктивных умений детей, закрепление новых
слов, их активизация.
Материал для занятия: разные картинки, чудесный мешочек, знакомые игрушки и
в их числе - кошка.
5-е занятие : Развитие речи в играх со строительным материалом
Цель: развитие конструктивных умений, моторики, закреплене слов и их
активизация.
Материал для занятия: кирпичики /до рожа/, игрушечная кошка / идет
по дорожке:, "топ-топ"./
ПРИЛОЖЕНИЕ N 7.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНОЙ ИНТОНАЦИИ.
1. На слове "мама" в произвольном порядке.
МАМА! МАМА!
МАМА! МАМА?
МАМА? МАМА.
Упражнения, направленные на воспроизведение разной интонации на словах:
НА, НЕТ, НУ, НО.
НА - сердито, резким движением вытянуть руки вперед/что-то даю/.
НА - Мягким, плавным движением вытянуть руки вперед. Логопед
произносит слова с просительной и сердитой интонацией, повернувшись к детям
спиной, рассчитывая на их слуховое восприятие. Дети повторяют с
соответствующей интонацией.
НЕТ - жалостно, правая рука согнута на уровне груди, локоть опущен.
Отрицательный жест рукой перед собой, одновременно плавным, мягким
движением покачивать головой.
НЕТ - отрицательно, резкий отрицательный жест правой рукой , перед
собой.
2. Упражнение на различение интонаций в этих словах с опорой на слуховое
восприятие детей. Дети воспроизводят слова НА, НЕТ с соответствующей
интонацией.
На более позднем этапе в работу включаются предложения, короткие
фразы:
Например:
Сказала тетя: - повествователнно,
Фи, футбол! - восклицательно, с оттенком брезгливости.
Сказала мама: - повествовательно,
Фу,футбол! - восклицательно, с оттенком пренебрежения,
Сестра сказала: повествовательно,
Ну, футбол! - восклицательно, с оттенком растерянности,
А я ответил: - повествовательно,
Во, футбол! - восклицательно, радостно.
-----------------------
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|