реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации

реферат

поднялись с низкого уровня, на средний. Благодаря коррекционной работе,

проводимой с детьми экспериментальной группы, результаты стали выше и

приблизились в к возрастной: норме, что отразилось в ответах детей.

Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень

развития, речи у детей, находящихся в условиях социально-психологической

депривации, необходима заметно отстает в развитии. Поэтому программа была

построена с целью развить речь детей раннего возраста и приблизить ее к

норме.

Мы видим, что отставание в развитии речи детей, находящихся в

условиях социально-психологической депривации, от речи детей,

воспитывающихся в домашних условиях, явные. Но все же коррекционная работа

дала положительный результаты.

Таким образом, подобный эффект обусловлен широким уровнем работы

персонала учреждения, но и немало важное значение имеет и коррекционная

работа с детьми, находящимися в условиях Дома ребенка. С введением в

действие предложенной работы программы возросла не только эффективность

логопедических занятий, но и значительно улучшился общий результат работы.

Объективно это подтверждается проведенным анализом состояния уровня

развития речи.

Следовательно можно утверждать, что разработанная нами

коррекционная программа, развивающая речь детей раннего возраста, в

условиях социальной депривации, является целесообразной, достаточно

эффективной и практически оправданной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Теоретический анализ проблемы целесообразности и необходимости

включения коррекционных мероприятий в комплекс логопедический мер по

преодолению отставания в развитии речи у детей рапного возраста,

находящихся в условиях социально- психологической депривации.

Изучив теоретический аспект онтогенеза речевого развития мы пришли к

выводу о том, что развитие речи возложено только в тесной связи с взрослым.

Недостаток такого общения существенно сказывается на развитии у детей речи

и психики. Эта проблема отражена в трудах отечественных и зарубежных

исследователей, в облаете педагогики и психологии. Такое ограниченное

общение прослеживается у детей, находящихся у в учреждениях интернатного

типа. Поэтому целью нашего исследования явилось определение психолого-

педагогических условий успешного речевого развития детей, воспитывающихся в

условиях дома ребенка. На базе Ставропольского Специализированного дома

ребенка, мы провели эксперимент, в котором участвовали дети 3-4 лет и

сравнили полученные данные с контрольной группой детей Детского сада .№1

"Журавушка", того же возраста. Предметом нашего исследования выступали

процессы речевого развития детей - сирот дошкольного возраста. Жизненная

обстановка, в которой воспитываются дети. Уход, отношение окружающих

взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность

ребенка в различных видах деятельности, имеет большое значение для развития

речи. В этой связи воспитательные воздействия должны, на наш взгляд,

проводиться постепенно:

и направляться на все стороны нервно - психического, педагогического и

психологического развития детей. Только при всестороннем развитии у них

будет своевременно формироваться речь.

В процессе изучения влияния социальной депривации на речевое

развитие детей мы лишние раз убедились в том, что у детей, находящихся в

учреждениях интернатного типа наблюдается сильное отставание в развитии.

Особенно это отражается на детях раннего возраста. В последние года

проблема психических лишений стала наиболее актуальной. Изученные нами

экспериментальные данные / 39.с72/ убедительно доказывают, что для

воспитанников дома ребенка с раз. личными отклонениями в развитии

характерны в большей мере, чем для " домашних" детей, малая подвижность

нервных процессов, преобладание возбуждения над торможением, трудности

адаптации в развитии познавательной деятельности, уплощение эмоциональной

сферы. Надо отметить, что чем раньше у воспитанников домов ребенка

диагностируется отставание в развитии и осуществляется необходимое

коррекционно-развивающее воздействие, тем меньше выражение степень

отставания на начальных этапах развития и тем большая вероятность того, что

дальнейшая коррекционная работа дает положительные результаты.

Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход

психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воздействие в

условиях дома ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и

личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение

потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании

предметного мира вокруг себя.

Ребенок, обучение которого, вследствие задержки в развитии,

происходит медленнее, формировать их будут организованно, наиболее

эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и. навыки в

повседневной жизни.

Для выявления уровня развития; речи детей раннего возраста, детей

социально дезадаптивных и констатации факта отставания от речи детей,

воспитывающихся в доме ребенка условиях, мы провели эксперимент.

В основу проведенных методик были положены следующие параметры:

выявление уровня восприятия речи взрослого, выявление понимание речи

взрослого, выявление объема активного и пассивного словаря, выявление

состояния звукопроизношения, определение состояния контексной речи и

грамматического строя. В своем эксперименте мы использовали 7 методик. В

результате исследования мы получили данные, доказывающее явное

отставание в развитии речи детей двух групп, что отразилось в

качественном и количественном анализе. Для отставания детей необходимо

разработать специальную коррекционную программу, которая всесторонне

развивала бы ребенка и, главным образом, активизировать

коммуникативную потребность.

Нами была разработана программа формирующего эксперимента, в котором

принимали участие дети 3-4 лет, находящиеся в доме ребенка, с рождения.

Целью формирования эксперимента было развитие диалогической и

монологической речи. Для достижения поставленной цели мы решали следующие

задачи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи,

формирование разговорной речи, обучение рассказыванию. Воспитание детей в

домах ребенка, предполагало решение простейших, но очень важных задач,

благодаря которым постепенно закладывались предпосылки физического,

умственного, нравственного и эстетического воспитания. Одной из главных

задач умственного воспитания явилось развитие речи детей.

В ходе формирования формулирующего эксперимента нами были ей,

проведены индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

В результате данная коррекционная программа на протяжении всего

формирующего эксперимента выполняла, поставленную перед ней цель и задачи.

Нами были соблюдены условия эффективности коррекционной работы, что и

позволило повысить уровень педагогической работы в доме ребенка.

Анализ экспериментальных данных подтвердил необходимость данной

программы.

Нами был проведен контрольный срез. где № использовали ту же систему

методик.

Дети экспериментальной группы повысили уровень развития речи

и дали результаты, подтверждающие эффективность разработанной нами

программы.

Для наглядности мы также сопоставили результаты экспериментальной

группы и контрольной. Конечно, контрольная группа в своем развитии заметно

превосходит экспериментальную, но тем, не менее коррекционная работа дала

положительные результаты. С введением в действие предложенной программы

взросла не только эффективность логопедический занятий, но и значительно

улучшился общий результат работы. Объективно это подтверждается проведенным

анализом состояния уровня развития речи.

Следовательно, можно утверждать, что разработанная нами коррекционная

программа, развивающая речь детей раннего возраста, находящихся в условиях

социальной депривации, является целесообразной, достаточно эффективной и

практически оправданной.

ЛИТЕРАТУРА:

1 Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. -М., 1991.

2.Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии,-

М., 1994.

3. Баранов А. Реальная угроза будущему нации.// Народное образование, 1996.

N 6, с . 18-28.

4.Белякова Л.И. Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при

заикании.// Вопросы психологии. N 3, 1993. с.88-94.

5.Буянов М.М. Ребенок из неблагоприятной семьи. -М, 1988.

6.Бородич А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М., 1998.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь. -М., 1982.

8. Гальперин П.Я. Методы обучения и. умственное развитие ребенка. -М.,

1967.

9. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.-М., 19827

10.Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи.- М., 1994.

11. Динкин Н.И. Механизмы речи.-М., 1958.

12. Зимняя И.А. Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.

13. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. -М., 1982,с.81.

14. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М.,

1998.

15. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в

обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1991.

16. Лангеймейер В.Й, Матейчек 3. Психическая депривация в дошкольном

возрасте. Прага, 1984, с.5-19, 26-40.

17. Левина. Р.Е. Заикание у детей // В кн: Преодоление заикания у детей.

Под ред. Левиной Р.Е.- М., 1975. - с. 3-22.

18. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого

высказывания. - М.. 1969.

19. Лисина. М.И. Проблема онтогенеза общения.-М.. 1986.

20. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции детей. - М., 1978.

21. Лурия А.Р. . Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка.

- М, 1956.

22. Материнская депривация,- Хейир, Пикола.-1979.

23. Миронова С. А. развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.-

1991.

24. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях

интернатного типа // Вопросы психологии. 1989 N1.

25. Манова - Томова B.C., Пирьев Г.Д., Пенушлиева, Психологическая

реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.

26. Нарушение речи у дошкольников. //Под. ред.Р.А. Белова-Давыдова,- М.,

1997.

27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. -М.. 1995.

28. Организация логопедической работы с детьми в домах ребенка.-М 1987.

29. Правдина О.В. Логопедия.- М., 1973.

30. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред.

Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Мйхаиленко . -М., 1987,с.56.

31. Психология детей дошкольного возраста. // Под . ред.

Запорожца А.В., Эльконкна Д.Б.-М., 1964.

32. Психическое развитие воспитанников детского дог/а. // Под ред.

И. В. Дубровиной, А.Г. Рузской.-М., 1990.

33. Психическая, реабилитация при нарушениях поведения, в детском возрасте.

// Под. ред. B.C. Манова - Тожва, Г.Д. Пирова. Р.Д. Пенушлиева.- С., 1981.

34. Психолингвистика и современная логопедия. // Под ред. Л.Б. Халиловой.,

-М., 1997.

35. Ниаже I.. Речь и мышление ребенка. -М., -Л., 1932.

36. Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А.В., Лисиной

М.И. - М., 1963.

37. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред.

А.В. Запорожца, Я.З.Неверович.- М., 1986. с.32.

38. Расстройство речи у детей. - М., 1969.

39. Розенгарб - Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста.- М.,

1963.

40. Руководство для врачей яслей и домов ребенка...- М., 1954. Дети с

задержкой психического развития. -М., 1984.

41. Сенсорное воспитание дошкольников./Под ред. А.В. Запорожца. А.П.

Усовой.-М., 1963,с.69.

42. Селиверстов В.... .Речевые игры с детьми. -М., 1994, с.32,35,39, 40.

43. Сидорова. Л. К. " Программ "Дети России"- надежды к реальность //

Народное образование. 1996. В 6., с. 10-17.

44. Слепович Е.С. Психологическая структура ЗПР в дошкольной возрасте: Авто

реферат,-М., 1994.

45. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе.

-М., 1985. с.29.

46. Стребелева Е.А., Катаева А.А. Дошкольная, олигофренопедагогика.-м.,

1988.

47. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития:

методы исследования. -К., 1992.

48. Чистович Л.А., Венцов А.В., Грансгрем М.Н. Физиология речи. Восприятие

речи человеком. - Л. ,1976.

49. Шиницина Л.М., Иванов E.G., Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л.,

Крючкова Л.Л. / Развитие личности ребенка- в условиях материнской

депривации,- Санк.-Петер, 1997, с. 5-10.

50. Щелованов Н.М. Предисловие// Ш.Бюлер, Г.Гетцер. Диагностика нервно-

психического развития детей раннего возраста. -М.,1935,с.15-16.

51. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте// Под ред. Д.И.

Фельдштейна - М., -В., 1995.

52. Якобсон С.Г., Прокина Н.Ф. Организованность и условия ее формирования у

младших дошкольников. - М.. 1967, с. 27-29.

ПРИЛОЖЕНИЕ N2

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРШТИЯ.

1 этап- развитие у детей слухового внимания и слуховой памяти.

Предлагается послушать звуки за окном: "Что шумит? - Деревья. Что

гудит? - Машина. Кто кричит? - Мальчик."

Игра:

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг

другу колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за чьей спиной

звенел колокольчик.

2 этап - различение высоты, силы и тембра голоса, ориентируясь на одни и

те же звуки, звукосочетания, слова.

Игра:

Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно

послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко/громко/, и

как, когда далеко / тихо/. Затем произносит " мяу"' меняя силу голоса,

а/дети отгадывают, близко или далеко находится мяукающий котенок.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3.

План индивидуальных занятий.

1-е занятие. Развитие восприятие речи в процессе ознакомления ребенка с

новыми предметами окружающей действительности.

Цель: развитие зрительного и слухового сосредоточения на

предмете.

Материал для занятия: погремушки или другие звучащие игрушки.

2-е занятие. Развитие восприятия речи в процессе эмоционального

общения.

Цель: вызывание голосовых реакций путем подражания.

Материал: образные или звучащие игрушки.

3-е занятие. Развитие восприятия речи в процессе непроизвольных

действий детей с предметами.

Цель: узнавание знакомых предметов, развитие указательного жеста.

На более ранних стадиях развития - переведение взгляда с одного

предмета на другой. Материал: образные игрушки.

4-е занятие. Развитие восприятия неречевых звуков.

Цель: развитие слуховых реакций на неожиданно возникающие звуки.

Материал для занятия: звучащие игрушки, инструменты,

5-е занятие. Развитие зрительного восприятия.

Цель: развитие зрительных реакций, прослеживание

движений предмета взглядом. Материал для занятия: ярко окрашенные

игрушки.

ПРИЛОЖНИЕ N 4.

План фронтального занятия

Тема: Развитие коммуникативной деятельности.

Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Задачи: 1. развитие словаря.

2. развитие фразовой речи. Ход занятия:

1. Организационный момент. Знакомство с темой занятия.

2. Знакомство с новыми еловами в процессе игровой деятельности.

3. Дидактическая игра "Кто что услышит?"

Оборудование: ширма, разные звучащие предметы, звонок, молоток, трещотка с

камешками или горохом, труба.

Описание игры: логопед за ширмой стучит молотком, звонит в звонок, а дети

должны отгадать каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные

и контрасные.

4. дидактическая игра " Скажи, что ты слышишь".

Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи. Описание игры: Логопед

предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие

звуки они услышали/ щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа,

разговор прохожих/. Игра проводилась на прогулке.

5. Подведение итогов занятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 5.

ИГРА " СКАЖИ. ЧТО ЗВУЧИТ".

ЦЕЛЬ. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети сидят на стульях полукругом. Логопед сначала

знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по

очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно

ввести дополнительный музыкальные инструменты, например, треугольник,

металлофон, бубен.

ИГРА. " УГАДАЙ . КТО ЭТО".

ЦЕЛЬ. Воспитание слухового внимания.

Описание игры. ДЕТИ стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга,

закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не

натолкнется на одного из детей, , который .должен подать голос

заранее условленным образом: " ку-ку-ре-ку", " ав-ав" или "мяу".

Водящий должен угадать, кто их детей кричал. Если угадает, то

становится в круг.

ИГРА. " СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ".

Оборудование. Различные мелкие предметы или игрушки.

Описание игры.

Вариант 1-. Педагог называет 2-3 раза несколько различных

движений/ одно- пять/, не показывая их. Ребенку нужно

проделать движения в той последовательности, в какой они

были названы. А затем самому перечислить последовательность

проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение

задания ребенок поощряется: за каждое правильное выполненное

действие-очко. Набравший большее количество очков -

победитель.

Вариант 2. Логопед дает одновременно двум- трем детям задания":

"Петя, побегай", "Ваня, пойди в зал, открой там форточку. Коля,

подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды". Остальные

дети следят за правильностью выполнения. Неправильно

выполнивший задание отдает полученный балл.

ИГРА "Запомни слова".

Цель. Накопление словаря, развитие памяти.

Описание игры. Ведущий называет пять-шесть слов, играющие

должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка

считается проигрышем. В зависимости от возможностей детей слова подбираются

разной сложности.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 6.

План фронтальных занятий

1-е занятие: Развитие речи детей в процессе ознакомления их с предметами

окружающего мира.

Цель: сообщение новых знаний о предмете, ознакомление с новыми словами.

Материал: кошка / желательно живая/.

2-е занятие: Развитие речи детей в процессе выполнения действий с

предметами.

Цель: уточнение знаний детей о кошке, уточнение лексических

значений новых слов.

Материал для занятия: игрушечные кошки, машина грузовая,

кукольная мебель.

3-е занятие: Развитие речи в игре с предметами.

Цель: закрепление новых слов и их значений.

Материал : игрушечная кошка/ резиновая, или пластмассовая, вода,

мыло, полотенце.

4-е занятие: Развитие речи на занятиях с дидактическими игрушками.

Цель: развитие конструктивных умений детей, закрепление новых

слов, их активизация.

Материал для занятия: разные картинки, чудесный мешочек, знакомые игрушки и

в их числе - кошка.

5-е занятие : Развитие речи в играх со строительным материалом

Цель: развитие конструктивных умений, моторики, закреплене слов и их

активизация.

Материал для занятия: кирпичики /до рожа/, игрушечная кошка / идет

по дорожке:, "топ-топ"./

ПРИЛОЖЕНИЕ N 7.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНОЙ ИНТОНАЦИИ.

1. На слове "мама" в произвольном порядке.

МАМА! МАМА!

МАМА! МАМА?

МАМА? МАМА.

Упражнения, направленные на воспроизведение разной интонации на словах:

НА, НЕТ, НУ, НО.

НА - сердито, резким движением вытянуть руки вперед/что-то даю/.

НА - Мягким, плавным движением вытянуть руки вперед. Логопед

произносит слова с просительной и сердитой интонацией, повернувшись к детям

спиной, рассчитывая на их слуховое восприятие. Дети повторяют с

соответствующей интонацией.

НЕТ - жалостно, правая рука согнута на уровне груди, локоть опущен.

Отрицательный жест рукой перед собой, одновременно плавным, мягким

движением покачивать головой.

НЕТ - отрицательно, резкий отрицательный жест правой рукой , перед

собой.

2. Упражнение на различение интонаций в этих словах с опорой на слуховое

восприятие детей. Дети воспроизводят слова НА, НЕТ с соответствующей

интонацией.

На более позднем этапе в работу включаются предложения, короткие

фразы:

Например:

Сказала тетя: - повествователнно,

Фи, футбол! - восклицательно, с оттенком брезгливости.

Сказала мама: - повествовательно,

Фу,футбол! - восклицательно, с оттенком пренебрежения,

Сестра сказала: повествовательно,

Ну, футбол! - восклицательно, с оттенком растерянности,

А я ответил: - повествовательно,

Во, футбол! - восклицательно, радостно.

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.