реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации

реферат

отрицательных эмоций являлось присутствие и поведение взрослых. Наибольшее

лишение для детей представляя недостаток удовлетворения потребности в

социальной связи. Присутствие других детей являлось, однако, для них

скорее неприятным. Больше всего радости им приносило непосредственное

общение со взрослыми, больше всего их опечаливало , когда, данное общение

прекращалось.

Исследования М.Дамборской вылилось затем в моног графию об

эмоциональной жизни и развитии речи у грудных детей в коллективных

учреждениях /1963/. (36, с.25).

Й.Кох /1961/ сравнивает развитие грудных детей в семьях с развитием

детей в 9 наших учреждениях для грудных детей и приходит к заключению, что

на 5 месяце критериям развития соответствует 90% детей из семей и лишь 70%

из учреждений для грудных детей.

На основании подробного наблюдения за детьми в определенный

ограниченный период можно было показать, что у других детей в семье 75%

периода бодрствования приходится на общение с людьми и активную игру,

тогда как 25% на слежением за людьми и на состояние бездействия. У грудных

детей в учреждении непосредственное общение с людьми занимает относительно

наименьшее время, при этом пассивное слежение за взрослыми бывает

значительно чаще. Кроме этого было установлено, что примечательные различия

в приведенных показателях имеются и между отдельными учреждениями. Так

например, в "наилучшем" учреждении дети находятся в контакте с взрослыми в

два раза чаще, чем в "наихудшем". Такое же соотношение отмечается при

"слежении за взрослыми", а в случае "состояний подавления" соотношение

представляет даже 1:4. Автор констатирует, что период в течение которого

дети остаются в состояниях подавления, представляет показатель уровня

воспитания в учреждении. Одновременно можно, однако, отметить, что и

отдельные дети в том же помещении и с той же самой сестрой, обеспечивающей

заботу, получают совершенно иные стимулы. Так, например, "наиболее

привлекательный ребенок в группе находился, в контакте в три раза чаще, чем

менее привлекательный ребенок, который в шесть раз чаще находился в

состоянии подавления. "Лучшие" учреждения: уже теперь предоставляют детям в

некоторых областях воспитания приблизительно столько, сколько предоставляет

средняя семья, а "любимые" дети почти во всех учреждениях развиваются почти

так же, как дети в семьях. В наших возможностях еще достаточно резервов,

которые, как считает автор, дают нам право предсказывать, что происходящее

сегодня с отдельными детьми и в отдельных учреждениях может завтра

превратиться в явление общего характера.

Общий обзор развития детей в восьми дошкольных детдомах привела

М.Новикова/1957/, (38, с.31), исходившая из результатов 2126

психологических исследований, осуществленных в 1953-1.954гг. Она заключает,

что запаздывание развития в учреждениях для грудных детей бывает заметным

приблизительно у половины детей. До возраста 6 месяцев данное запаздывание

является сравнительно незначительным, однако после 6 месяцев оно явно

углубляется, поражая развитие по всем компонентам, нагляднее же всего речь

и спонтанную деятельность ребенка. В учреждениях для грудных детей с

запаздыванием отличались уже две трети всех детей, причем степень задержки

соответствовала в общих чертах одной фазе развития. Наиболее заметным

является запаздывание речи. У детей в возрасте между 3 и 6 годами уже

заметна тенденция к урегулированию развития, что бывает наиболее быстрым

между 5 и 6 годами. несмотря на это, при поступлении в школу эти дети не

достигают, по всей видимости, "школьной зрелости" нормальной детской

популяции.

На дальнейшем этапе исследования внимание сосредоточилось на период

развития, который оказался особенно "угрожаемым", т.е. на возраст между 1 и

3 годами. В лонгитюдинальном исследовании в одном учреждении для ползунков

нами проводились в течений пяти лет наблюдение за всеми детьми. Они

подвергались исследованию, осуществляемому одним и тем же психологом и

потому же методу / по методу Гезелла/. Окончательная фаза исследования

охватывала в целом 82 ребенка. Исследования должны были показать

соотношение отдельных компонентов развития в их протекании во времени, а

также их зависимость от некоторых известных и контролируемых факторов

среды. Результаты, показали, что дети из учреждений в данном возрасте при

данных условиях больше отстают в весе тела, чем в росте, далее, что

запаздывание двигательного развития не является еще значительным, тогда как

запаздывание интеллектуальных способностей представляется уже серьезным, а

запаздывание в социальном поведении и в развитии речи снимает их до уровня,

который вообще приходилось бы оценивать, как граничащий с дебильностью.

Запаздывание по всем показателям углубляется, на втором году жизни ребенка,

причем к концу третьего года уже четко просматривается снова тенденция к

возрастанию. Таким образом, запаздывание является наибольшим, во первых, в

тех областях, развитие которых больше всего нуждается в эмоциональном

контакте ребенка со взрослым, и во-вторых, в тот период , когда при

нормальных обстоятельствах стремление ребенка к такому контакту остро

развивается. Наличие данного сочетания считается особенно важным.

При разделении группы, находящейся под наблюдением, на две подгруппы,

из которых первую составляли дети, воспитывавшиеся в учреждении с грудного

возраста, а вторую подгруппу дети, поступившие из семей лишь после первого

года своей жизни, оказалось, что кривые развития в обеих группах

примечательно тождественны, причем тождественной является и очередность, в

которой запаздывают отдельные компоненты развития. Начальные данные детей

при поступлении из семей были, однако, в среднем явно более высокими,

сохраняясь таковыми в течение всего периода наблюдения, причем к третьему

году они отличались более четкой тенденцией к достижению средних данных,

чем данные детей, воспитывавшихся в учреждении с грудного возраста.

Наконец, вся исследуемая группа по временному признаку. Отдельно были

обработаны исследования за первые три года, когда не предпринимались

особые усилия в смысле исправления, и за последующие два года, когда

исправлению уделялось интенсивное внимание. Результаты данных усилий весьма

благоприятно отразились на развитии адаптивного поведения и на развитии

моторики, однако уже менее на социальном поведении и едва заметно на

развитии речи. Различия между наиболее и наименее зрелыми, компонентами

возросла в среднем еще больше.

Данный результат четко свидетельствует о том, что посредством

материальных, технических и организационных мероприятий можно добиться в

условиях учреждений весьма ценного прогресса в развитии детей и что надо,

следовательно, подобные мероприятия разрабатывать дальше и углублять. Для

достижения полного успеха надо было бы еще, по-видимому, улучшить и

углубить эмоциональные отношения между ребенком и воспитателем в

учреждении. Наконец, высказывается мнение, что слишком большой диапазон в

развитии отдельных психических функций у наших детей из учреждения в

ползунковом возрасте / моторика и адаптивное поведение стоят лишь

незначительно ниже среднего, тогда как речь отличается весьма тяжелой

задержкой/ является - как вообще всякая дисгармония - источником

определенного внутреннего напряжения, а, тем самым, и повышенной

раздражимости, беспокойства, агрессивности и боязливо-тревожных проявлений

у детей из учреждений. Занимаемые социальные и трудовые отношения

отличаются затем при этих: условиях тенденцией развиваться "с отклонением,

с особенностями", так что у ребенка нет возможности хорошо применять

способности своего интеллекта, хотя они, в сущности, и развились

нормально.

Если рассмотреть результаты всех многочисленных работ о развитии детей

в учреждениях, то можно отметить, во-первых, что их совершенно

преобладающее большинство тождественно указывает на невыгодные стороны

учреждения как воспитательной среды для ребенка. Сравнение развития детей

из учреждений, в области интеллекта, чувств и характера. В исследованиях во

всех случаях однозначно приводится, что неблагоприятная среда учреждений

затрагивает, в особенности, детей самого раннего, возраста - до 3 или, до 5

лет. Дети, воспитывавшиеся значительно больше, чем те дети, которые

поступают в учреждение только в школьном возрасте.

Если однако, продвинуться дальше этих общих определений, то отмечается

уже значительно меньше тождества в конкретных данных о размерах,

серьезности, форме и длительности поражений. Было подтверждено, что

определенное число детей, воспитываемых в учреждениях с раннего возраста в

течение длительного времени, остается в психическом отношении если не

полностью, то хотя бы частично хорошо приспособленных в социальном и

индивидуальном отношениях. Степень поражения среднего ребенка из

учреждений в действительности весьма различна, она видоизменяется в

зависимости от возраста детей, от условий жизни в отдельных учреждениях,

проявляясь различно при различных компонентах развития. Предполагается

однородность группы "детей из учреждений", описанная Голдфарбом или Боулби,

(36, с.43), как "бесчувственный характер" растворилась в дальнейших

исследовательских работах, показавших дифференциацию клинических признаков

уже у грудных детей и ползунков, тогда как в более позднем возрасте

наличествуют уже весьма разнообразные формы.

Тот факт, что у детей, вырастающих в тождественных депривационных

условиях, также устанавливаются различные формы депривационных последствий,

указывает несомненно на то , что следует серьезно считаться с

индивидуальными факторами, вносимыми самим ребенком в депривационную

ситуацию /свойства конституции, пол , возраст, возможно и патологические

признаки/. В каком соотношении стоят, основные индивидуальные предпосылки к

определенным депривационным условиям или констелляциям условий, остается

пока" открытым вопросом.

Исследовательские работы хотя и сходятся на том, что при обычных

условиях существующих в учреждениях, развитие детей задерживается более

всего в области речи/особенно, в ее экспрессивном компоненте/ и в

социальном поведении, однако это не относится абсолютно ко всем случаям,

здесь бывают отклонения как в связи с возрастом, так и с возможностью

учения, как это доказывают некоторые советские исследовательские работы

Кольцовой, Лурия и других, о физиологических основах развития речи. В

последние годы, также повторно подтверждалась возможность, далеко идущей

регуляции поражений и задержек развития в лучших условиях, причем либо

спонтанно, либо после направленного вмешательства. Новые работы в целом

подтверждают принципиальное значение отсутствия постоянного личного

отношения воспитателя к ребенку в этиологии нарушений у детей из

учреждений, как это подчеркивали Шпиц, Боулби и другие авторы. Одновременно

эти работы, однако, вновь указали также на значение недостаточной

сенсорной стимуляции и вообще на влияние разнообразных жизненных условий

ребенка, в учреждении.

Сведения, полученные в работах Шпица, Боулби , Обри и др., (36, с.45),

снискали широкую популярность и признание. Конференция экспертов

/педиатров, психологов, педопсихиатров и социальных работников/, устроенная

в 1954 г. в Стокгольме Всемирной Организацией Здравоохранения, пришла почти

единодушно к заключению, что госпитализация ребенка, а это является

наиболее частой ситуацией, при которой развивается дальнейшая сепарация

ребенка от семьи, может представить опасность для здорового психического

развития ребенка.

Ребенок, который растет и воспитывается не в семье, всегда

нежелательное противоестественное явление. В современных условиях при

низком уровне материальной обеспеченности большинства слоев нашего общества

в дома ребенка, детские дома, приюты и интернаты постоянно поступают дети,

переходящие на попечение государства по воле родителей. Среди воспитанников

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.