понимания обращенной речи к воспитании потребности в словесном общении.
Фронтальные занятия с детьми проводилось 1 раз в неделю.
Длительность одного занятия от 10 до 15 минут. Фронтальные занятия
проводились тогда, когда большая часть детей имела уже достаточно развитое
зрительно- слуховое сосредоточение на предмете и не менее половины детей
группы имели активную речь. На фронтальных занятиях решались задачи
развития понимания и активной речи детей. Начало проведение фронтальных
занятий совпало со второй декадой формирующего эксперимента, так как именно
в это время у детей сформировалось зрительно- слуховое сосредоточение и
активная речь.
Фронтальные занятия проводились в групповой комнате, а
подгрупповые и индивидуальные - в логопедическое кабинете.
Главная задача на всех логопедических занятиях - развитие речи
детей в ее коммуникативной функции. Для успешного ее решения в занятия
включались еще несколько задач, подготавливающих основу для осуществления
главной задачи. Включение нескольких задач в одно занятие необходимо было
для смены видов деятельности.
Чтобы на одном занятии решать, несколько задач, игры упражнения
мы подбирали следующим образом:
- развитие зрительного или слухового сосредоточения. внимание к речи
взрослого и развитие целенаправленных действий./игра “ Скажи,
что звучит". " Угадай, кто это"./
- Привлечение внимания детей / к речи взрослого/ развитие ее
понимания. / Игра " Слушай и выполняй"/.
- развитие активной речи в сочетании с задачами, направленными на
воспитание внимания, выдержи, мелкой или общей моторики./ Игра
"Кто внимательней", игра "Запомни слова"/ (см. Приложение 5)
Основой планирования занятий для нас был тематический план. Занятия
по теме планировались последовательно одно за другим на протяжении трех
недель. ( см. Приложение 6).
Тема, выбранная для изучения с детьми, располагалась в виде
цепи последовательных занятий. На каждом последующем занятии уточняется или
закрепляется познавательный и речевой материал темы. Для изучения темы
включаются разные виды деятельности:
- ознакомление с предметом,
- выполнение детьми определенных действий с предметами,
- игры с предметами /сюжет/,
- дидактические игры на развитие различных анализаторов / сенсорики/,
- игры со строительным материалом, Задачи, связанные с развитием
речи, располагались в следующем порядке:
1. Ознакомление с новыми словами.
2. Уточнение лексических значений новых слов.
3. Закрепление лексических значений слов, связь слова с обозначаемым
предметом, признаком, действием.
4. Активизация новых слов в речи детей.
Данная программа была проведена с пятью детьми, находящимися в доме
ребенка. Детям было интересно, и они с удовольствием выполняли задания
предложенные нами.
Таким образом, данная коррекционная программа на протяжении всего
формирующего эксперимента выполнила поставленную перед ней цель и задачи.
Нами были соблюдены условия эффективности коррекционной работы, что и
позволило повысить уровень педагогической работы в Доме ребенка. Поскольку
игра для детей 3-4 лет является основным видом деятельности, то все занятия
индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, мы проводили с детьми в игровой
форме.
§ 3.
АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ.
Для подтверждения необходимости описанной выше программы для детей
раннего возраста, находящихся в условиях социально- психологической
депривации, и выявления степени ее эффективности нами был повторно
проведен контрольный срез с целью изучения динамики произошедших
изменений в развитии речи детей.
При проведении контрольного среза мы использовали ту же систему
методик. / см. Глава 2. §1/.
Оценка результатов, соответсвует количеству набранных ребенком
баллов. Приведем параметры баллов.
От 0 до 30 баллов - низкий уровень развития речи.
От 30 до 50 баллов - средний уровень развития речи.
От 50 и выше - высокий уровень развития речи.
Исследование охватило группу детей из девяти человек, принимавших
участие в формирующем эксперименте - экспериментальная группа. Нам
показалось целесообразным провести сражение уровня развития речи детей
экспериментальной группы / 9 детей Дома ребенка/, после констатирующего
эксперимента и по завершению формирующего эксперимента. Такое сравнение
результатов исследования позволяет нагляднее продемонстрировать динамику
произошедших изменений: фиксировать прогресс, или же напротив, регресс.
Итак, проанализируем полученные данные. Для большей достоверности и
наглядности постараемся сравнить данные двух срезов -исходного -/данные
констатирующего эксперимента/ и повторного / данные формирующего
эксперимента/.Сопоставим показатели диагностики уровня речи
экспериментальной группы до проведения, коррекционной работы, разработанной
нами специально для детей раннего возраста, находящихся в условиях
социально - психологической депривации, и по окончанию.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
Экспериментальная группа / до формирующего эксперимента/.
|Ф.И. |М.1 . |М.2. |M.3. |М.4 |Д.5. |М.6. |М.7. |Итог|
| | | | | | | | |о |
|1. Захаров 3. |11 |5 |9 |9 |3 |0 |3 |40 |
|2. Демидкин И. |12 |5 |4 |4 |2 |1 |3 |28 |
|3. Рябов С. |11 |5 |5 |8 |3 |5 |3 |40 |
|4. Касьянова Т.|8 |3 | 3 |7 |3 |2 |0 |29 |
|5. Письмен ко |4 |2 |1 |6 |2 |0 |0 |15 |
|М. | | | | | | | | |
|6. Джамаева М. |17 |5 |10 |10 |7 |2 |4 |57 |
|7. Сыщенко Н. |10 |3 |1 |3 |2 |1 |0 |23 |
|!8. Васильев 0.|9 |3 |2 |7 |3 |1 |2 |27 |
|9. Мосесьянс С.|13 |5 |10 |10 |8 |6 |4 |56 |
Экспериментальная группа / по окончанию формирующего эксперимента/.
|Ф. И. |М.1 . |М.2 |М7 |М.4. |М.5. |М.6. |М.7. |сумм|
| | | | | | | | |а |
|1 . Захаров 3. |12 |5 |10 |9 |4 |2 |3 |45 |
|2. Демидкин И. |12 |5 |5 |4 |3 |2 |3 |34 |
|З.Рябов С. |11 |5 |5 |8 |4 |5 |3 |41 |
|4.Касьянова Т. |9 |4 |4 |7 |3 |3 |1 |31 |
|5.Письменко М. |5 |3 |2 |6 |3 |1 |1 |21 |
|6.Джамаева М. |17 |5 |10 |10 |8 |3 |4 |57 |
|7.Сыщенко.H |11 |3 |2 |3 |2 |2 |6 |27 |
|8. Васильев О |9 |3 |3 |7 |3 |2 |2 |29 |
|9.Мосесьянс С |13 |5 |10 |10 |8 |6 |4 |5 |
График 2.
Сравнительный анализ экспериментальных данных
Итоги констатирующего
эксперимента.
Количество детей
50 и выше 30-50 30-0
Набранные баллы высокий, средний, низкий
Уровни оценки: 22,5 % - высокий уровень
22,5% - средний уровень
55% - низкий уровень
Итоги формирующего эксперимента
Количество детей
50 и выше 30-50 30-0
Набранные баллы Высокий средний низкий
Уровни оценки 33% - высокий уровень
44% - средний уровень
23% - низкий уровень
Данные констатирующего эксперимента:
5 детей - низкий уровень развития речи, 55%
2 детей - средний уровень, 22,5%
2 детей - высокий уровень, 22,5%
Данные формирующего эксперимента:
3детей – низкий уровень, 33,5%
4детей – средний уровень, 44%
2детей - высокий уровень, 22,5%
Дети находившиеся на высоком уровне развития речи по окончанию
формирующего эксперимента показали те же результаты. Двое детей,
находящиеся на низком уровне повысили результаты, и перешли на средний
уровень развития речи.
По результатам этих данных мы пришли к выводу о том, что уровень
развития речи детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил
качественную результативность. Дети стали сосредоточеннее, внимательнее,
активнее, вырос объем активного и пассивного словаря, в речи детей чаще
стали появляться фрагменты речи: существительные, глаголы, местоимения,
предлоги.
Теперь сравним результаты уровня развития, речи детей
экспериментальной группы / 9 детей дома ребенка/ и контрольной группы / 9
детей /, с которыми не проводилась вышеописанная нами коррекционная
программа.
Таблица 3, График 3.
Экспериментальная группа:
3 детей - низкий уровень развития речи, 33,5%
4 детей - средний уровень развития речи, 44%
2 детей - высокий уровень, 22,5%
Контрольная группа:
6 детей - высокий уровень, 65%
3 детей - средний уровень, 35%
Таблица 3.
|Ф.И. |М.1. |М.2. |M.3. |М.4. |М.5 |М.6. |М.7 |Сум |
|1 .Захаров 3. |12 |5 |10 |9 |4 |2 |3 |45 |
|2.демидкин И. |12 |5 |5 |4 |3 |2 |3 |34 . |
|З.Рябов С. |11 |5 |5 |8 |4 |5 |3 |41 |
|4.Касьянова Т. |9 |4 |4 |7 |3 |3 |1 |31 |
|5.Письменно М. |5 |3 |2 |6 |3 |1 |1 |21 |
|б.Джамаева М. |17 |5 |10 |10 |8 |3 |4 |57 . |
|7. Сыщенко Н. |11 |3 |2 |3 |2 |2 |6 |27 |
|8. Васильев 0. |9 |3 |3 |7 |3 |2 |2 |29 |
|9.Мосесьянс С. |13 |5 |10 |10 |8 |6 |4 |56 |
|— | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|Ф.И. |М.1. |М.2, |M.3 |М.4. |М.5. |М.6. |М.7 |Сумма|
|1Семенов С. |13 |5 |8 |10 |9 |4 |6 |55 |
|2.Афанасьев М. |15 |5 |10 |8 |8 |6 |5 |57 |
|З.ПетроваО. |14 |5 |7 |13 |7 |5 |7 |58 |
|4.Пичко.дд. |13 |5 |6 |8 |9 |5 |4 |50 |
|5.Переверзева 0. |12 |5 |9 |10 |6 |5 | 6 |53 |
|б.Павелко А. |12 |5 |10 |8 |8 |5 |3 |51 |
|7.Голубь В. |10 |4 |10 |13 |7 |5 |2 |47 |
|б.Труфанова Н. |13 |4 |8 |13 |10 |5 |2 |55 |
|9.Хохлов А. |13 |5 |10 |8 |8 |3 |3 |50 |
График 3.
Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп.
Экспериментальная группа.
Количество детей
50 и выше 30-50 30-0
Набранные баллы высокий, средний, низкий
Уровни оценки: 22,5 % - высокий уровень
44 % - средний уровень
33,5 % - низкий уровень
Контрольная группа
Количество детей
50 и выше 30-50 30-0
Набранные баллы Высокий средний низкий
Уровни оценки 66,5% - высокий уровень
33,5% - средний уровень
Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень
развития речи у детей, находящихся
Эти данные лишний раз доказывают, что детям, находящимся
в условиях социально-психологической депривадии, необходима программа,
которая развивала бы их всесторонне. Дети экспериментальной группы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|