реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации

реферат

детских домов преобладают дети из семей, где родители лишены родительских

прав. Это свидетельствует о низком нравственном уровне многих тысяч

матерей и отцов, которые отказали своим детям в заботе и тепле.

Дети, воспитывающиеся в детских домах, по своему психическому

развитию, как правило, отстают от ровесников растущих в семье. Темп

развития этих детей замедлен. Их психическое и физическое здоровье имеет

ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях развития.

У многих дошкольников из детских домов выявляются пассивность во всех видах

деятельности, обедненная речь, слабое внимание, снижение памяти.

Многочисленные исследования показали, что у большинства воспитанников

интернатных учреждений, психическое развитие в той или иной степени

запаздывает относительно возрастной нормы.

Изучению особенностей развития детей, воспитывающихся в детских

учреждениях интернатного типа, посвящены, исследования психологов и

педагогов, таких как И.В.Дубровина, А.Г.Рузская, М.И.Лисина, Е.О.Смирнова,

А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Н.Н.Денисевич. (40, с.27)

Проведенные ими исследования показали, что дети испытывают дефицит

общения в интернатных учреждениях, что вызывает у них состояние психической

депривации.

Ряд ученых делают попытки классификации наиболее типичных проявлении

поведения детей в условиях ограничения основных жизненных стимулов. Они

выделяют разные типы детей, имеющих последствия психической депривации.

Так Н.Н.Денисевич, принимая во внимание тот факт, что ситуацию, где

помощь и поддержка ограничены и не удовлетворена потребность ребенка в

любви и признании, можно считать критической выделяет 3 типа детей с

психической депривацией личности:

а/ стремящиеся к компенсации,

б/ хорошо приспособленные,

в/ подавленные. (39, с.16)

А.Ярулов при разработке программы психолого-педагогического содействия

развитию личности ребенка, лишенного родительского попечения, основное

внимание уделяет индивидуальному подходу к каждому ребенку с учетом причин

его сиротства. Он условно делит детей-сирот на 4 группы.

П е р в а я группа - дети-примитивы, поступающие, как правило из

домов ребенка в 3-4 года, большинство из них не умеют играть, плохо

говорят, испытывают страх перед новыми людьми. Для них характерны малая

психическая активность, аффективные реакции на новое, пассивное поведение в

обществе.

В т о р а я группа - социально запущенные дети, выросшие в крайне

неблагоприятных семейных условиях. Они подвижны, умеют говорить, но

отягощены отрицательным жизненным опытом. Их речь часто пересыпана

нецензурными выражениями, им свойственно раннее половое любопытство. В

играх они, в основном, воспроизводят семейные пьяные сцены.

Т р е т ь я группа - дети, у которых родители умерли. Они, как

правило, превосходят своих сверстников в развитии и не требуют особых

коррекционных влияний.

Ч е т в е р т а я группа - дети с ЗПР и умственной отсталостью,

поступающие из домов ребенка и неблагополучных семей.

Они нуждаются в медико-психолого-педагогической помощи.

Специфические условия жизни в детском доме часто обуславливают

отставание в психическом развитии, детей по ряду существенных параметров. В

раннем возрасте у детей отмечается апатичность, она выражается в

эмоциональной невыразительности детей. Значительно позже они овладевают

речью, это сказывается неблагоприятно на развитии ранних форм мышления, на

контактах ребенка с окружающими людьми. У детей, воспитывающихся в детских

домах, узкий кругозор, они не знакомы с явлениями окружающего мира, с

предметами быта. Наглядно- образное мышление воспитанников, которое

формируется в дошкольном возрасте и является основой успешного обучения,

значительно отстает от возрастной нормы, вследствие обедненности

чувственной сферы. Кроме того, у многих детей выявлено значительное

недоразвитие способности, произвольно управлять своим поведением,

самостоятельно выполнять правила при отсутствии контроля со стороны

взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности. Эти дети

отличаются повышенной возбудимостью и утомляемостью, что обуславливается

постоянным пребыванием в кругу сверстников, досугом спланированным и

организованным взрослыми.

В сфере общения также обнаруживаются значительные отставания. Это

сниженная инициативность детей, бедность арсенала средств общения.

Общение далеко не единственная сфера, где обнаруживаются существенные

различия в воспитании ребенка вне семьи и в семье. Общение - это фактор,

который определяет многие вторичные различия. Дефицит общения порождает

отставание или отклонение в психическом развитии. Дефицит общения мешает

детям, воспитывающимся вне семьи, своевременно овладевать речью.

Воспитанник интернатных учреждений отличаются сниженной любознательностью,

вялостью и апатией при знакомстве с новыми впечатлениями. Для дошкольников,

живущих вне семьи, характерны двигательная расторможенность,

импульсивность, они не умеют планировать свои действия, не могут

сосредоточиться на. каком- либо занятии. Иными словами они плохо владеют

своим поведением и отстают по уровню произвольности. Низкий уровень

произвольности регуляции объясняется недостаточным развитием самосознания.

В дошкольном возрасте дети уже начинают осознавать внутренне,

внеситуативные аспекты своего существования, отделять себя от своих

ситуативных проявлений. Это отделение происходит в двух основных,

направлениях: осознание своего отношения к окружающим /предпочтений,

желаний, стремлений/ и установление связи между прошлыми, и настоящими и

будущеми событиями и действиями. У дошкольников, живущих в детском доме,

осознание своих действий происходит через те моменты, которые организуются

и обозначаются, /еда, сон/, но эти моменты однообразны, примитивны и не

становятся, персональным достоянием самого ребенка, так как

распространяются на всю группу. Дошкольники не выделяют и не фиксируют в

сознании свои действия. Они не помнят, что делали, не знают, что будут

делать. Временный план собственных действий у них не развит.

Особенности психического развития по-разному и в неодинаковой степени

обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты

серьезными, последствиями для формирования личности ребенка.

Так, уже дети первого года жизни, воспитывающиеся в доме ребенка,

отличаются, от ровесников, растущих в семье: они вялы, апатичны, лишены

жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, упрощены

эмоциональные проявления. Те предличностные образования, которые возникают

у детей на первой году жизни и лежат в основе формирования личности

ребенка, у воспитанников дома ребенка деформированы. У них не возникает

привязанности к взрослому, они недоверчивы, замкнуты, печальны и пассивны.

У малышей второго и третьего года жизни, воспитывающихся в домах

ребенка, к перечисленным выше особенностям добавляются новые: пониженная

любознательность, отставание в развитии речи, задержка во владении

предметными действиями, отсутствие в развитии речи, задержка в овладении

предметными действиями, отсутствие самостоятельности. У дошкольников 3-7

лет из детских домов отмечаются пассивность во всех видах деятельности,

обедненная речь, слабое внимание, конфликты во взаимоотношениях со

сверстниками.

Психологически подготовленный к общению человек-это тот, кто хорошо

усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать,

чтобы оказать на партнера по общению хорошее впечатление и нужное влияние.

Что касается средств общения у воспитанников детского дома, то они не

соответствуют мотивам и потребностям, экспрессивно-мимические средства

общения также достаточно бедны и однообразны, доминирующее средство

общения- речь. Однако речь их отличается весьма, бедным содержанием и

лексико-грамматическим составом, да и контакты детей в детском доме

выражены слабее, чем в школе, семье. Воспитанники детского дома проявляют

значительно меньший интерес к сверстнику, чем дети из семей. Недостаток

общения с взрослыми приводит к обеднению отношений между сверстниками.

Сама по себе достаточно богатая возможность общения со сверстниками,

которую имеют дети в детском доме, не ведет к развитию содержательных и

эмоциональных контактов. Любопытство, восторг, радость, обиду, ожидание

дети из семьи не могут переживать в одиночку и непременно вовлекают в свои

переживания сверстника. Дети же из детского дома менее внимательны к

действиям и состояниям партнера, и часто не замечают обид, просьб и даже

слез своих товарищей.

Даже находясь рядом, они нередко ведут себя независимо друг от друга.

В интернатном учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же

достаточно узкой группой сверстников, причем сам он не властен предпочесть

ей какую- либо другую группу, как это способен сделать любой другой ученик

обычной школы, но одновременно его нельзя и исключить из нее.

Принадлежность к определенной группе сверстников становится как бы

безусловной. Это ведет к тому, что отношение между сверстниками

складывается не как, приятельские, дружеские, а по типу родственных. Такую

безусловность в общении со сверстниками в детском учреждении. с одной

стороны можно рассматривать как положительный факт, способствующий

эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников

выступает определенным аналогом семьи, с другой стороны, нельзя не увидать

и заметных издержек -подобные контакты не способствуют развитию навыков

общения со сверстниками, умения наладить равноправные отношения с

незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимо для

избирательного дружеского общения. У этих детей масса проблем, которые

неведомы ребенку в нормальной семье. Каждый ребенок, живущий в детском

доме, вынужден адаптироваться к большему числу сверстников. Его контакты с

ними поверхностны, нервозны, поспешны: он одновременно домогается внимания

и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в

любви, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в

соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения

приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную

позицию.

Сказанное подтверждается результатами програмированного наблюдения,

проведенного Р.Бернсом по Карте Скотта. (36, с.36).

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что вне семьи

развитие ребенка идет по особому пути, который не может интерпретироваться

как простое отставание в психическом развитии. Это явление должно

рассматриваться как многоуровневое, отражающее влияние неблагоприятных

социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее

поражение центральной нервной системы и на процесс развития в

целом/физический рост, созревание нервной системы, формирование психики/.

Эксперементальные данные убедительно доказывают, что для воспитанников

домов ребенка с различными проблемами в развитии характерны в большей мере,

чем для "домашних" детей, малая подвижность нервных процессов, преобладание

возбуждения над процессами торможения, трудности адаптации в развитии

познавательной деятельности, упрощение эмоциональной сферы. В первые

месяцы жизни последовательность и сроки формирования ориентировочных

реакций, умений и навыков у детей дома ребенка с различными нарушениями в

развитии и таких же детей, воспитывающихся в семье, как правило, не имеют

существенных различий. Развитие детей в этот возрастной период определяют

не социально-психологические, а биологические факторы риска, такие, как

выраженные нарушения мозгового кровообращения и ликвородинамики. Однако уже

к 3 месяцем у детей дома ребенка нарастает отставание в развитии

зрительных, слуховых реакций, эмоций и социального поведения. Одна из

причин - ограниченность новых впечатлений и отсутствие эмоционально

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.