детских домов преобладают дети из семей, где родители лишены родительских
прав. Это свидетельствует о низком нравственном уровне многих тысяч
матерей и отцов, которые отказали своим детям в заботе и тепле.
Дети, воспитывающиеся в детских домах, по своему психическому
развитию, как правило, отстают от ровесников растущих в семье. Темп
развития этих детей замедлен. Их психическое и физическое здоровье имеет
ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях развития.
У многих дошкольников из детских домов выявляются пассивность во всех видах
деятельности, обедненная речь, слабое внимание, снижение памяти.
Многочисленные исследования показали, что у большинства воспитанников
интернатных учреждений, психическое развитие в той или иной степени
запаздывает относительно возрастной нормы.
Изучению особенностей развития детей, воспитывающихся в детских
учреждениях интернатного типа, посвящены, исследования психологов и
педагогов, таких как И.В.Дубровина, А.Г.Рузская, М.И.Лисина, Е.О.Смирнова,
А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Н.Н.Денисевич. (40, с.27)
Проведенные ими исследования показали, что дети испытывают дефицит
общения в интернатных учреждениях, что вызывает у них состояние психической
депривации.
Ряд ученых делают попытки классификации наиболее типичных проявлении
поведения детей в условиях ограничения основных жизненных стимулов. Они
выделяют разные типы детей, имеющих последствия психической депривации.
Так Н.Н.Денисевич, принимая во внимание тот факт, что ситуацию, где
помощь и поддержка ограничены и не удовлетворена потребность ребенка в
любви и признании, можно считать критической выделяет 3 типа детей с
психической депривацией личности:
а/ стремящиеся к компенсации,
б/ хорошо приспособленные,
в/ подавленные. (39, с.16)
А.Ярулов при разработке программы психолого-педагогического содействия
развитию личности ребенка, лишенного родительского попечения, основное
внимание уделяет индивидуальному подходу к каждому ребенку с учетом причин
его сиротства. Он условно делит детей-сирот на 4 группы.
П е р в а я группа - дети-примитивы, поступающие, как правило из
домов ребенка в 3-4 года, большинство из них не умеют играть, плохо
говорят, испытывают страх перед новыми людьми. Для них характерны малая
психическая активность, аффективные реакции на новое, пассивное поведение в
обществе.
В т о р а я группа - социально запущенные дети, выросшие в крайне
неблагоприятных семейных условиях. Они подвижны, умеют говорить, но
отягощены отрицательным жизненным опытом. Их речь часто пересыпана
нецензурными выражениями, им свойственно раннее половое любопытство. В
играх они, в основном, воспроизводят семейные пьяные сцены.
Т р е т ь я группа - дети, у которых родители умерли. Они, как
правило, превосходят своих сверстников в развитии и не требуют особых
коррекционных влияний.
Ч е т в е р т а я группа - дети с ЗПР и умственной отсталостью,
поступающие из домов ребенка и неблагополучных семей.
Они нуждаются в медико-психолого-педагогической помощи.
Специфические условия жизни в детском доме часто обуславливают
отставание в психическом развитии, детей по ряду существенных параметров. В
раннем возрасте у детей отмечается апатичность, она выражается в
эмоциональной невыразительности детей. Значительно позже они овладевают
речью, это сказывается неблагоприятно на развитии ранних форм мышления, на
контактах ребенка с окружающими людьми. У детей, воспитывающихся в детских
домах, узкий кругозор, они не знакомы с явлениями окружающего мира, с
предметами быта. Наглядно- образное мышление воспитанников, которое
формируется в дошкольном возрасте и является основой успешного обучения,
значительно отстает от возрастной нормы, вследствие обедненности
чувственной сферы. Кроме того, у многих детей выявлено значительное
недоразвитие способности, произвольно управлять своим поведением,
самостоятельно выполнять правила при отсутствии контроля со стороны
взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности. Эти дети
отличаются повышенной возбудимостью и утомляемостью, что обуславливается
постоянным пребыванием в кругу сверстников, досугом спланированным и
организованным взрослыми.
В сфере общения также обнаруживаются значительные отставания. Это
сниженная инициативность детей, бедность арсенала средств общения.
Общение далеко не единственная сфера, где обнаруживаются существенные
различия в воспитании ребенка вне семьи и в семье. Общение - это фактор,
который определяет многие вторичные различия. Дефицит общения порождает
отставание или отклонение в психическом развитии. Дефицит общения мешает
детям, воспитывающимся вне семьи, своевременно овладевать речью.
Воспитанник интернатных учреждений отличаются сниженной любознательностью,
вялостью и апатией при знакомстве с новыми впечатлениями. Для дошкольников,
живущих вне семьи, характерны двигательная расторможенность,
импульсивность, они не умеют планировать свои действия, не могут
сосредоточиться на. каком- либо занятии. Иными словами они плохо владеют
своим поведением и отстают по уровню произвольности. Низкий уровень
произвольности регуляции объясняется недостаточным развитием самосознания.
В дошкольном возрасте дети уже начинают осознавать внутренне,
внеситуативные аспекты своего существования, отделять себя от своих
ситуативных проявлений. Это отделение происходит в двух основных,
направлениях: осознание своего отношения к окружающим /предпочтений,
желаний, стремлений/ и установление связи между прошлыми, и настоящими и
будущеми событиями и действиями. У дошкольников, живущих в детском доме,
осознание своих действий происходит через те моменты, которые организуются
и обозначаются, /еда, сон/, но эти моменты однообразны, примитивны и не
становятся, персональным достоянием самого ребенка, так как
распространяются на всю группу. Дошкольники не выделяют и не фиксируют в
сознании свои действия. Они не помнят, что делали, не знают, что будут
делать. Временный план собственных действий у них не развит.
Особенности психического развития по-разному и в неодинаковой степени
обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты
серьезными, последствиями для формирования личности ребенка.
Так, уже дети первого года жизни, воспитывающиеся в доме ребенка,
отличаются, от ровесников, растущих в семье: они вялы, апатичны, лишены
жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, упрощены
эмоциональные проявления. Те предличностные образования, которые возникают
у детей на первой году жизни и лежат в основе формирования личности
ребенка, у воспитанников дома ребенка деформированы. У них не возникает
привязанности к взрослому, они недоверчивы, замкнуты, печальны и пассивны.
У малышей второго и третьего года жизни, воспитывающихся в домах
ребенка, к перечисленным выше особенностям добавляются новые: пониженная
любознательность, отставание в развитии речи, задержка во владении
предметными действиями, отсутствие в развитии речи, задержка в овладении
предметными действиями, отсутствие самостоятельности. У дошкольников 3-7
лет из детских домов отмечаются пассивность во всех видах деятельности,
обедненная речь, слабое внимание, конфликты во взаимоотношениях со
сверстниками.
Психологически подготовленный к общению человек-это тот, кто хорошо
усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать,
чтобы оказать на партнера по общению хорошее впечатление и нужное влияние.
Что касается средств общения у воспитанников детского дома, то они не
соответствуют мотивам и потребностям, экспрессивно-мимические средства
общения также достаточно бедны и однообразны, доминирующее средство
общения- речь. Однако речь их отличается весьма, бедным содержанием и
лексико-грамматическим составом, да и контакты детей в детском доме
выражены слабее, чем в школе, семье. Воспитанники детского дома проявляют
значительно меньший интерес к сверстнику, чем дети из семей. Недостаток
общения с взрослыми приводит к обеднению отношений между сверстниками.
Сама по себе достаточно богатая возможность общения со сверстниками,
которую имеют дети в детском доме, не ведет к развитию содержательных и
эмоциональных контактов. Любопытство, восторг, радость, обиду, ожидание
дети из семьи не могут переживать в одиночку и непременно вовлекают в свои
переживания сверстника. Дети же из детского дома менее внимательны к
действиям и состояниям партнера, и часто не замечают обид, просьб и даже
слез своих товарищей.
Даже находясь рядом, они нередко ведут себя независимо друг от друга.
В интернатном учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же
достаточно узкой группой сверстников, причем сам он не властен предпочесть
ей какую- либо другую группу, как это способен сделать любой другой ученик
обычной школы, но одновременно его нельзя и исключить из нее.
Принадлежность к определенной группе сверстников становится как бы
безусловной. Это ведет к тому, что отношение между сверстниками
складывается не как, приятельские, дружеские, а по типу родственных. Такую
безусловность в общении со сверстниками в детском учреждении. с одной
стороны можно рассматривать как положительный факт, способствующий
эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников
выступает определенным аналогом семьи, с другой стороны, нельзя не увидать
и заметных издержек -подобные контакты не способствуют развитию навыков
общения со сверстниками, умения наладить равноправные отношения с
незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимо для
избирательного дружеского общения. У этих детей масса проблем, которые
неведомы ребенку в нормальной семье. Каждый ребенок, живущий в детском
доме, вынужден адаптироваться к большему числу сверстников. Его контакты с
ними поверхностны, нервозны, поспешны: он одновременно домогается внимания
и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в
любви, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в
соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения
приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную
позицию.
Сказанное подтверждается результатами програмированного наблюдения,
проведенного Р.Бернсом по Карте Скотта. (36, с.36).
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что вне семьи
развитие ребенка идет по особому пути, который не может интерпретироваться
как простое отставание в психическом развитии. Это явление должно
рассматриваться как многоуровневое, отражающее влияние неблагоприятных
социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее
поражение центральной нервной системы и на процесс развития в
целом/физический рост, созревание нервной системы, формирование психики/.
Эксперементальные данные убедительно доказывают, что для воспитанников
домов ребенка с различными проблемами в развитии характерны в большей мере,
чем для "домашних" детей, малая подвижность нервных процессов, преобладание
возбуждения над процессами торможения, трудности адаптации в развитии
познавательной деятельности, упрощение эмоциональной сферы. В первые
месяцы жизни последовательность и сроки формирования ориентировочных
реакций, умений и навыков у детей дома ребенка с различными нарушениями в
развитии и таких же детей, воспитывающихся в семье, как правило, не имеют
существенных различий. Развитие детей в этот возрастной период определяют
не социально-психологические, а биологические факторы риска, такие, как
выраженные нарушения мозгового кровообращения и ликвородинамики. Однако уже
к 3 месяцем у детей дома ребенка нарастает отставание в развитии
зрительных, слуховых реакций, эмоций и социального поведения. Одна из
причин - ограниченность новых впечатлений и отсутствие эмоционально
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|