бор и анализ статистической информации с помощью типовых бланков, рассылаемых на места, берут свое начало в МВД России при первом министре внутренних дел В.П. Кочубее с 1807 года. В конце XIX века в русской сыскной полиции возникают и совершенствуются системы учетов, начинают применяться такие научные методы, как антропометрия, фотография и дактилоскопия. Первое антропологическое бюро, работа которого с первых месяцев существования дала положительные результаты, создается в 1890 году в Санкт-Петербурге. В 1907 году в связи с ростом объемов информации при Департаменте полиции было создано Центральное регистрационное бюро, собирающее информацию с мест. Для регистрации и опознания личности преступника служили: справки о судимости за два последних десятилетия; карты, составляемые в сыскных отделениях на всех лиц, задерживаемых в течение дня в различных частях города по обвинению в общеуголовных преступлениях и проступках. Причем регистрационные карты содержали максимальный объем информации - от фотографии и отпечатков пальцев, до адресов дальних родственников и любовниц.Начиная с 1917 года, когда на Народный комиссариат внутренних дел постановлением правительства "О рабочей милиции" были возложены задачи по созданию и формированию подразделений народной милиции, внедряются новые методы работы. Вместо картотечного учета преступлений и лиц, их совершивших, отчетов и опросных листов, применявшихся в полиции России, вводятся доклады с мест. Разрушается и почти теряется система учета преступлений и преступников. При разгроме сыскных отделений бывшие уголовники старались уничтожить все материалы регистрационных бюро. Лишь через год система начинает возрождаться, когда 25 июля 1918 года Советское правительство приняло Декрет о государственной статистике. Этим документом, были определены организационные основы статистических органов и задачи их деятельности. 23 сентября 1918 года решением Коллегии Народного комиссариата внутренних дел в структуре центрального аппарата создается информационное подразделение и утверждается "Положение о статистическом отделе комиссариата внутренних дел". Этот документ положил начало созданию информационной службы органов внутренних дел. В этом Положении было впервые записано: "Ст.2. Статистический отдел сосредоточивает у себя разработку всех статистических материалов, находящихся в ведении комиссариата внутренних дел, а именно: ... Статистику преступных случаев по родам и видам, раскрытых и нераскрытых преступлений, социального состава привлеченных к дознанию и т.п.".В момент образования статистический отдел НКВД, как орган, "выполняющий поручения" и "выдающий справки статистического свойства" Комиссариату внутренних дел и другим центральным учреждениям, использовал для сбора, обработки и выдачи информации одноканальную телеграфную, а также телефонную и фельдьегерско - почтовую связь, возможности которой были весьма ограничены.Среди невероятных трудностей и забот, связанных с революцией, Гражданской войной, интервенцией, борьбой с разрухой, голодом, детской беспризорностью, пристальное внимание уделялось делу учета и статистики в стране. С сентября 1918 года статистический отдел НКВД, территориальные аппараты статистики становятся постоянной составляющей системы органов внутренних дел.В органах внутренних дел работа с информацией практически всегда регламентируется правовыми актами либо государственными, либо ведомственными. Первое же информационное подразделение - регистрационное дактилоскопическое бюро создается 15 февраля 1919 года в составе Центрального управления уголовного розыска НКВД РСФСР. Вслед за этим вводится единая система регистрации преступлений и отчетность. Осознается и начинает подчеркиваться важность информационного обеспечения. Переломным моментом стал 1922 год, когда на Первом Всероссийском съезде работников милиции утверждается программа организации учетной и статистической работы. В 1923 году приказом начальника Центрального аналитического управления (ЦАУ) отменяются все ранее действовавшие в этой сфере нормативные акты и устанавливается новая отчетность. В апреле этого же года ГПУ в своем приказе по вопросу дактилоскопирования лиц, задержанных при нелегальных переходах государственной границы, лиц, арестованных по подозрению в контрабанде или бандитизме, предлагало для централизации всего дактилоскопического учета организовать при ОУР дактилоскопическое бюро. С упразднением ЦАУ в 1929 году создается Административно-организационное управление, в компетенцию которого входят и вопросы организации единой системы информации, которые должен был решать статистический отдел. Принятие инструкции, регламентирующей всю работу с информацией во всех подразделениях НКВД, становится важным этапом совершенствования как информационной работы, так и ее правового обеспечения. Стоит заметить, что в дальнейшем с сохранением "традиций" и по сегодняшний день редкий год проходит без изменения или полной замены отчетности в ОВД. С одной стороны, эта бурная деятельность говорит о внимании к информационному обеспечению, а с другой - раздражает людей, едва научившихся заполнять бланк отчетности и привыкших к нему за год, и поэтому ведет, особенно в первый период введения новых бланков отчетности, к ошибкам в их заполнении.В последующий период (1930-1939 гг.) в связи с реорганизацией органов внутренних дел регистрационно-учетные аппараты были созданы при управлениях и самостоятельных отделах НКВД.В 1935 году в связи с реорганизацией ОГПУ и объединением в одном ведомстве НКВД СССР органов госбезопасности и милиции приказом от 2 июля 1935 г. объявляется проведение в лагерях, колониях и тюрьмах единовременной дактилоскопической регистрации заключенных. Инструкцией, объявленной этим приказом, предусматривалось, что органы НКВД в целях учета преступников и их преступной деятельности, ведут алфавитную и дактилоскопическую регистрацию. Таким образом, к середине 30-х годов сформировалось третье направление информационно-справочной работы, однако надо заметить, что все три направления - статистический, алфавитный и дактилоскопический учеты - развивались и совершенствовались самостоятельно.Существенным недостатком являлась разрозненность оперативных учетов, значительно затруднявшая борьбу с правонарушениями в стране. В мае 1941 года регистрационно-учетные аппараты в указанном звене были упразднены, а их функции переданы в 1-й спецотдел. В 1960 году функции 1-го спецотдела были переданы в оперативно - справочную картотеку, образованную при МВД. Однако поиск оптимальных орг. штатных структур, отвечающих требованиям времени, продолжался. В 1962 году оперативно-справочная картотека, в связи с переименованием министерства, преобразована в 1-й спецотдел.За период с 1918 по 1968 год подразделения информационной службы, совершенствуясь профессионально и структурно, прошли трудный путь, активно участвуя в борьбе с преступностью. своих живых и павших героев.Первое упоминание об информационном подразделении в Башкирии относится к 1919 г. Приказом № 1 от 03.10.1919 по Комиссариату внутренних дел Башкирской Советской республики на должность заведующего Информационно-Инструкторского отдела с 1 августа 1919 года назначается Каспранский. В штатах Информационно-Инструкторского подразделения в 1920 году уже было 64 сотрудника, правда кроме ведомственной статистики и криминалистических учетов на него было возложено и много других функций.По положению о Народном Комиссариате внутренних дел Башкирской Советской Социалистической республики на Информационно-Инструкторское управление возлагались:- выдача справок, как по народному Комиссариату Внутренних дел, так и по другим Комиссариатам:- регистрации служащих всех Народных Комиссариатов;- собирание и научная разработка сведений об организационной деятельности учреждений Башкирской Советской Республики, опубликование этих сведений, а также инструкций, приказов и т.п. материалов;- печатание различных изданий Комиссариата;- инструктирование и организация различных курсов по вопросам управления;- обследование положения дел на местах в учреждениях Народного Комиссариата. Для реализации этих функций сотрудники управления, выезжая в командировки получали мандаты: "Предъявитель сего командируется для ревизии волостных сельских советов и организации Информационно-Инструкторских отделов. Всем Контонным Ревкомам и Исполкомам вменяется в обязанность оказывать всякое содействие в проведении возложенных на него обязанностей, а также всем волостным сельским Советам предписывается командируемому доставлять подводы вне всякой очереди. За установленную плату по 1 руб. 50 коп. с версты".В последующие годы НКВД и Наркомат Внутренних дел неоднократно реорганизуются, меняется название и положение Информационных подразделений.Рост информации в органах внутренних дел и необходимость ее оперативной обработки привели и к использованию новых технических средств в информационной деятельности МВД. Первое машинно-счетное бюро было создано в начале 60-х годов в УВД Мосгорисполкома и примерно в это же время в МВД Казахской ССР.В этом же году функции 1-го спецотдела были переданы в оперативно-справочную картотеку, образованную при МВД. Однако поиск оптимальных организационно-штатных структур продолжался, и в 1962 году оперативно-справочная картотека в связи с переименованием министерства была преобразована в 1-й спецотдел.С внедрением в деятельность органов внутренних дел появившейся в стране вычислительной техники, начиная с 1968 года, создаются новые структурные подразделения - вычислительные центры, работавшие вначале в основном на машинах типа Минск-22, Минск-32. Единая структура информационной службы, объединившая информационно-статистические отделы органов внутренних дел с вычислительными центрами, появляется лишь в 1971 году, в связи с образованием при МВД СССР Главного информационного центра. Приказом МВД СССР от 17 мая 1971 года утверждается типовая структура информационных центров при МВД-УВД, а также их временных типовых штатов (отмененных в 1985 году).В ноябре 1971 года на базе ГИЦ создан Главный научно- исследовательский центр управления и информации МВД СССР, введено в действие Положение о ГНИЦУИ (административно-управленческом и научно-исследовательском учреждении, организующем службу оперативной информации и обеспечивающем научную разработку проблем совершенствования системы управления и информации в органах внутренних дел на основе комплексной автоматизации, внедрения средств вычислительной техники и автоматизированных систем розыскного назначения).В органах внутренних дел Башкирии информационный центр создан Приказом МВД СССР от 05.03.1973 года, в 1978 году была получена, а в 1979 году запущена в эксплуатацию ЭВМ "Минск-22".В соответствии с Законом "О милиции", к компетенции МВД отнесены функции по формированию справочно-информационных фондов, оперативного и криминалистического учетов. Выполнение этих функций осуществляется ГИЦ МВД РФ, ИЦ МВД, УВД республик, краев и областей РФ во взаимодействии с подразделениями криминальной милиции, милиции общественной безопасности, пенитенциарными учреждениями, другими правоохранительными органами. Вычислительный центр обеспечивает эксплуатацию автоматизированных систем в интересах всех служб и подразделений МВД, решает ряд задач во исполнение программы компьютеризации ОВД, ведет компьютеризация служб министерства и ОВД.Приказом МВД СССР № 316 Главный информационный центр, включивший в себя и научные подразделения, переименовывается в Главный научно-исследовательский центр управления и информации Министерства внутренних дел СССР. В январе 1972 года Приказом МВД СССР утверждается перспективный план МВД СССР и перспективный план совершенствования деятельности органов внутренних дел РСФСР на 1971-1975 годы, где по сути дела впервые говорится о возможности использования вычислительной техники в деятельности органов внутренних дел. В марте 1972 года Приказом МВД СССР объявляется о создании автоматизированной системы анализа данных об умышленных убийствах и покушениях на убийства, позднее вводится в опытную эксплуатацию автоматизированная информационно-поисковая система всесоюзного учета паспортов разыскиваемых лиц и утраченных паспортов. Однако заметим, что только в 1989 году в Приказе МВД СССР №319 оговаривается необходимость обучения личного состава органов внутренних дел работе с компьютерной техникой, что, несомненно, ограничивало информатизацию органов внутренних дел.Период 70-х годов характерен активизацией разработок и внедрения в ГУИД МВД СССР автоматизированных систем управления типа "Труд-122", "Производство-222", "Лес-322"; успешно эксплуатируется автоматизированная система оперативного анализа и ежедневного контроля выполнения плана по расширенному перечню номенклатуры производства Главка. Целесообразность и эффективность использования в те годы этих АСУ были доказаны временем, однако интенсивное развитие вычислительной техники и программных средств требовало постоянного их совершенствования и в конечном счете замены. На это обращалось внимание и в литературе.Несмотря на то, что ЭВМ начинают использоваться в МВД в конце 60-х - начале 70-х годов, внедрение вычислительной техники в деятельность органов внутренних дел вплоть до июля 1991 года, когда Приказом МВД России была утверждена Программа компьютеризации органов внутренних дел РСФСР, велось бессистемно. Приоритет отдавался приобретению и внедрению ЭВМ в деятельность органов внутренних дел без учета как уровня решаемых задач, так и имевшегося программного обеспечения. В результате этого даже информационные центры, не говоря уже об органах, исполняющих наказания, оснащались разнотипной, несовместимой вычислительной техникой, порой списанной в других организациях и устаревшей. В 1992 году из 160 МВД, УВД только в 120 созданы вычислительные центры, имеющие в эксплуатации 54 ЕС и 166 СМ ЭВМ 17 различных модификаций. Эта техника, разработанная еще 10-15 лет назад, морально и физически устаревшая, была уже тогда оперативно и технически бесперспективна. Более того, 45% вычислительной техники ИЦ МВД, УВД к концу 1992 года выработало свой ресурс и подлежало замене. За прошедший период вычислительные центры работали на полную нагрузку, разрабатывая персональное программное обеспечение, несовместимое с программным обеспечением других вычислительных центров МВД, и едва успевали за быстро меняющейся статистической отчетностью. Положительной стороной этого процесса было то, что рос профессиональный уровень сотрудников вычислительных центров. С другой стороны, это приводило к неоправданному удорожанию разработок, дублированию существующего программного обеспечения, а, следовательно, и к нерациональной трате финансовых средств. В разработках практически не использовались такие достижения в области компьютеризации, как сетевые структуры, интегрированная обработка данных и т.п. Автоматизированные системы были разрознены и не взаимосвязаны, отчетность в ГИЦ до сих пор передается на перфолентах, магнитных лентах и дискетах. Создаваемое на вычислительных центрах МВД программное обеспечение обычно уступало лучшему из существовавшего в стране и тем более в мировой практике, но были и разработки на уровне мировых стандартов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
|