Комитет против пыток (состоит из 10 экспертов) предусмотрен Конвен-цией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоин-ство видов обращения и наказания 1984 г.* Комитет по правам ребенка (состоит из 10 экспертов) предусмотрен Кон-венцией о правах ребенка 1989 г.Иногда один и тот же орган является одновременно и плодом соответ-ствующего международного договора в области прав человека, и инициативой международной организации. Так, например, в 1985 г. ЭКОСОС учредил Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, состоящий из 18 экспертов, избираемых им из числа кандидатов, представленных участниками Пакта об эко-номических, социальных и культурных правах 1966 г.Сходная ситуация возникла при учреждении Группы трех - контрольного механизма за осуществлением Международной конвенции о пресечении преступ-лений апартеида и наказании за него 1973 г. Согласно Конвенции Группа назнача-ется ежегодно Председателем Комиссии по правам человека из числа членов Ко-миссии, которые являются также представителями государств-участников Кон-венции.Из региональных контрольных механизмов в области прав человека прежде всего необходимо отметить Европейскую комиссию по правам человека и Евро-пейский суд по правам человека, созданный в соответствии с положениями Евро-пейской конвенции прав и основных свобод человека 1950 г. (ст.19). Положитель-ным в ней является то, что эти органы полномочны рассматривать вопросы по жалобам отдельных физических лиц о нарушениях прав человека. В рамках ОАГ действует Межамериканская комиссия по правам человека, однако ее деятельность практически незаметна.Международные контрольные процедуры в области прав человека - поря-док и методы изучения соответствующей информации и реагирования на резуль-таты такого изучения. В рамках одного и того же контрольного механизма могут использоваться разные процедуры. Основными принципами контрольных проце-дур являются:- гласность;- объективное установление фактов;- участие общественности в защите прав человека;- основанием деятельности является международный договор;- осуществление только международными органами.Международные процедуры в области прав человека по методам и источни-кам сбора информации можно разделить на следующие категории:* рассмотрение докладов государств о выполнении ими своих обязательств в этой области, по результатам которых ежегодно составляются доклады Гене-ральному Секретарю ООН;* рассмотрение претензий государств друг к другу по поводу нарушения обязательств в данной области;* рассмотрение в политическом, административном, квазисудебном или су-дебном порядке жалоб и сообщений отдельных лиц, групп или неправительствен-ных организаций на нарушения их прав государствами;* изучение (расследование, исследование) ситуаций, связанных с предпола-гаемыми или установленными нарушениями прав человека;* политическая процедура дачи рекомендаций органам государства, исклю-чение из международной организации, применение других политических санкций в случае массового нарушения прав человека каким-либо государством.В настоящее время международные контрольные механизмы и процедуры в области прав человека не всегда справляются со стоящими перед ними задачами. Они иногда дублируют друг друга, приводят к принятию необъективных решений и т.д. Поэтому на первый план в настоящее время выдвигается задача их рациона-лизировать и усовершенствовать.Ответственность в международном праве.Международно-правовая ответственность - это юридическая обязан-ность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, нанесенного другому субъекту международного права в результате совершенного правонару-шения. Международные правонарушения подразделяются на международные де-ликты и международные преступления.Субъектами международно-правовой ответственности являются только субъекты международного публичного права. Физические и самостоятельные юридические лица не несут такой ответственности за обычные правонарушения, поскольку в этих случаях ответственность является гражданско-правовой. Госу-дарство за свои действия отвечает в принципе всем своим национальным достоя-нием, а физические и юридические лица - лишь в пределах своего имущества. Го-сударство несет ответственность за деятельность своих органов и должностных лиц даже в случаях, когда последние превысили свои полномочия, установленные внутригосударственным правом, или нарушили инструкции, касающиеся их дея-тельности. Поведение отдельного лица или группы лиц рассматривается как дея-ние государства, если установлено, что это лицо или группа лиц фактически дей-ствовали от имени данного государства или осуществляли прерогативы государ-ственной власти в случае отсутствия соответствующих возможностей для офици-альных властей и при обстоятельствах, которые оправдывали осуществление та-ких прерогатив.Форма международно-правовой ответственности - способ, посредством ко-торого осуществляются неблагоприятные для нарушителя последствия, вследствие совершенного им международного правонарушения. Различают две формы меж-дународно-правовой ответственности - нематериальную и материальную.Нематериальная (политическая, моральная) ответственность может осу-ществляться в виде сатисфакции, репрессалий, коллективные санкции. Сатисфак-ция - удовлетворение государством-правонарушителем явно выраженных им под-разумеваемых требований, выдвигаемых потерпевшим государством и выходящих за рамки простого восстановления (ресторации). Обычно это может выражаться в заверении пострадавшей стороны о недопущении повторения правонарушения, принесение извинения и т.д.Репрессалии - ответные насильственные действия, осуществляемые постра-давшим субъектом (напр. задержание иностранного рыболовного судна за браконьерство).От репрессалии следует отличать реторсию - ответную акцию в связи с не-дружественными действиями, не составляющими правонарушения (напр. отзыв посла в ответ на недружественное заявление).Коллективные санкции в отношении международного правонарушителя могут приниматься только на основании решения СБ ООН. Они могут выра-жаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций, в применении вооруженной силы, временном ограничении суверенитета.Если в отношении репрессалий действует принцип соразмерности, то на санкции они не распространяются. Материальная ответственность выражается в обязанности возместить мате-риальный ущерб. Это может реализоваться в виде репарации (реституции, субсти-туции, ресторации). Репарация - возмещение материального ущерба деньгами, товарами, услугами и т.д. Возмещению подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается. Рести-туция - полное восстановление всего (приведение в первоначальное положение).Субституция - замена неправомерного или поврежденного имущества, зданий, произведений искусства и т.п. сходными и равноценными предметами. Ресторация - восстановление государ-ством-правонарушителем прежнего состояния и несение связанных с этим любых неблагоприятных последствий. Ранее была известная такой вид материальной от-ветственности как контрибуция - взимание победителем в войне с побежденного своих военных издержек. Исключительно на основе договоров возникает такая разновидность мате-риальной ответственности как абсолютная или объективная ответственность. Речь идет об ответственности, возникающей вне зависимости от вины причинителя ущерба, то есть за ущерб, причиненный в процессе правомерной деятельности. Пострадавшей стороне необходимо доказать лишь непосредственную причинную связь между действием (бездействием) и ущербом. При этом в договорах обычно фиксируются ограничения ответственности (максимальная компенсационная сумма).Юридические основания ответственности - совокупность юридически обя-зательных предписаний международно-правовых актов, на основе которых опре-деленный вариант поведения квалифицируется как международное правонаруше-ние. Источниками юридических оснований ответственности являются любые пра-вомерные международно-правовые акты (договоры), предписания которых фик-сируют юридически обязательные для государств правила поведения; междуна-родный обычай; решения международных судов и решения международных орга-низаций, имеющие обязательную силу; односторонние акты, адресованные другим государствам, положения которого устанавливают обязательные правила поведе-ния для государства, издавшего этот акт. Нематериальная и материальная ответственность могут возникать одно-временно в результате одного и того же правонарушения: нематериальная - за сам факт нарушения права, материальная - за возникший при этом ущерб.Освобождение от ответственности - это снятие с субъекта обязанности лик-видации последствий совершенного им деликта, породившего ответственность. К обстоятельствам, освобождающим от ответственности традиционно относятся:* вина самой пострадавшей стороны (совершение действий с намерением вызвать наступление материального ущерба вследствие противоправного дей-ствия другого субъекта, грубая небрежность и т.д.);* форс-мажор (непреодолимая сила), т.е. не поддающиеся контролю не-предвиденные внешние события чрезвычайного характера (стихийные явления, эпидемии и т.д.);* состояние крайней необходимости, когда совершение тех или иных дей-ствий продиктовано угрозой жизненным интересам субъекта-делинквента. Международные преступления относятся к тягчайшим международно-про-тивоправным деяниям, посягающим на основы существования государств и наро-дов, подрывающим основные принципы международного права, угрожающим международному миру и безопасности.Существует большое количество многосторонних актов, в которых пред-усмотрена ответственность за международные преступления (Конвенции о пред-упреждении геноцида и наказании за него 1948 г.),Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. и т.д.). В на-стоящее время Комиссия международного права разработала проект Кодекса пре-ступлений против мира и безопасности человечества, в который вошли следующие преступления: агрессия; угроза агрессии; колониальное господство и другие формы иностранного господства; вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; геноцид; расовая дискриминация; апартеид; систематические и массовые нарушения прав человека; исключительно серьезные военные преступ-ления; преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде; международный терроризм; незаконный оборот; незаконный обороти наркотических средств.Субъектами международных преступлений и ответственности за них могут быть субъекты международного права, а также физические лица. Государства и другие субъекты международного права несут нематериальную и материальную ответственность, а физические лица - индивидуальную уголовную ответствен-ность. Официальный статус лица (главы государства или правительства) не осво-бождает его от уголовной ответственности.Для наказания лиц применяется как национальная, так и международная юрисдикция. После окончания второй мировой войны для суда над главными во-енными преступниками были созданы два Международных военных трибунала: в Нюрнберге и Токио. В 1993 г. СБ ООН принял решение о создании Международ-ного трибунала для осуждения лиц, виновных в совершении преступлений на тер-ритории бывшей Югославии после 25 июня 1991 г. Если по соответствующему со-глашению не создано специального международного суда, государство, на терри-тории которого находится преступник, обязано либо предать его суду, либо вы-дать другому государству.Международное сотрудничество в борьбе с преступностью При подходе к этой теме сразу же возникает вопрос, правомерно ли говорить о международной борьбе с преступностью в то время, когда преступления совершаются на территории определенного государства и подпадают под юрисдикцию этого государства. В самом деле, борьба с преступностью в каком-либо государстве не является международной в буквальном смысле этого слова. Действует юрисдикция данного государства, компетенция его правоохранительных органов. Точно так же под юрисдикцию государства подпадают преступления, совершенные вне его территории, например в открытом море на морских судах, плавающих под флагом этого государства. С учетом того, что во всех случаях в отношении преступления действует принцип юрисдикции того или иного государства, под международной борьбой с преступностью подразумевается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных индивидами. Развитие сотрудничества государств в этой области прошло длительный путь. Вначале использовались самые простые формы, например достижение договоренности о выдаче лица, совершившего преступление, либо о каких-либо других действиях, связанных с тем или иным преступлением. Затем возникла необходимость обмениваться информацией, причем объем этой информации постоянно расширялся. Если раньше она касалась отдельных преступников и преступлений, то постепенно она наполняется новым содержанием, затрагивает практически все сферы борьбы с преступностью, включая статистику и научные данные о причинах, тенденциях, прогнозах преступности и т. п. На определенном этапе возникает необходимость обмениваться опытом. По мере развития научно-технического прогресса сотрудничество в этой сфере также видоизменяется и играет все более существенную роль в отношениях между государствами. То же самое происходит и с оказанием правовой помощи по уголовным делам, включая розыск преступников, вручение документов, допрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и другие следственные действия. В последнее время заметное место в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие государства испытывают острую нужду в оснащении своих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью. Например, для обнаружения взрывчатых веществ в багаже авиапассажиров требуется весьма сложная и дорогостоящая аппаратура, обзавестись которой в состоянии далеко не все государства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|