ринципиальная особенность Суда ЕС состоит в том, что истцами в нем могут выступать все субъекты права ЕС, а именно органы ЕС, государства-члены ЕС, их юридические и физические лица, национальные судебные органы.В состав суда входят 13 судей и 6 генеральных адвокатов, избираемых на шесть лет. Судопроизводство состоит из письменной и устной стадий. Дела об-суждаются на закрытых заседаниях. Решения оглашаются на открытых заседаниях и приобретают обязательную для сторон силу с момента вынесения.Европейский суд по правам человека является главным судебным органом Совета Европы. Он уполномочен рассматривать споры между участниками Евро-пейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. по поводу толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней. Обязательная юрисдикция Европейского суда распространяется также на право Суда рассматривать индивидуальные петиции о нарушении прав человека.Однако отдельные лица и неправительственные организации не имеют не-посредственного доступа в Европейский суд. Предварительно петиции рассматри-ваются в Европейской комиссии по правам человека, которая и выносит решение относительно того, надлежит ли принимать эти петиции к рассмотрению в Евро-пейском суде или нет.Решения Европейского суда носят обязательный характер для государства или государств, против которых эти решения направлены. Права человека: понятие, классификация и стандарты в международном праве.Термин “права человека” появился в международной политической лек-сике после американской войны за независимость и Великой французской револю-ции. В Декларации независимости США, Декларации прав человека и гражданина и других документах того времени говорилось о правах человека и гражданина. В современных международно-правовых актах, и в первую очередь, в Уставе ООН, о правах гражданина уже не говориться.Подавляющее количество прав человека носят универсальный международ-ный характер, однако существуют права человека. которые связаны с националь-ным гражданством (например, политические).Устав ООН содержит положения о правах человека и основных свободах. В общем понимании эти термины - однотипные явления. И право, и свобода - гаран-тированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. Разница заключается в том, что порядок реализации права в той или иной степени регла-ментируется, а свободу иногда рассматривают как область человеческого поведе-ния, в которую государство обязуется не вмешивается.В международно-правовых документах традиционно сохраняется классифи-кация прав человека в соответствии с их содержанием. В этой связи выделяют:1. Гражданские права: - право на жизнь;- право на неприкосновенность личности;- свобода личности;- свобода передвижения;- равенство перед судом;- право на презумпцию невиновности, пока виновность не будет доказана;- право на безопасность личности;- право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания;- право на гласное с соблюдением всех требований справедливости рассмот-рение дела независимым и беспристрастным судом;- право на свободу о произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции- право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания;- право на свободу совести, мысли и религии и другие.2. Политические права:- право на участие в управлении своей страной;- право на равный доступ к государственной службе в своей стране;- право на свободу убеждений и свободное выражение их;- право на свободу мирных ассоциаций и собраний и другие.3. Экономические права:- право на владение имуществом;- право на право народа свободно распоряжаться своими естественными ре-сурсами и другие.4. Социальные права:- право на труд и свободный выбор профессии;- право на равную оплату за равный труд;- право свободно создавать профессиональные союзы;- право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечи-вающее достойное человека существование;- право на вступление в брак и создание семьи;- право на защиту материнства и детства;- право на отдых и досуг;- право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище и медицинский уход);- право на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инва-лидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к су-ществованию по не зависящим от человека обстоятельствам и другие.5. Культурные права:- право на защиту моральных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов автора;- право на образование;- право на участие в культурной жизни;- право на пользование результатами научного прогресса и их практиче-ского применения и другие.Весьма широкое распространение получила классификация прав человека в соответствии с хронологическими критериями, которая получила в междуна-родно-юридической литературе название “концепции трех поколений прав чело-века”. В соответствии с ней права человека делятся на три основные группы:1. Первое поколение - гражданские и политические права, осознание и де-кларация которых начинается с периода Великой Французской революции.2. Второе поколение - социально-экономические и культурные права, кото-рые нашли отражение в международно-правовых актах сразу после второй миро-вой войны (Всеобщая декларация прав человека) после разворачивания процессов демократизации, выхода на историческую сцену еще в первой половине XX в. ши-роких слоев народных масс и успехов социалистических движений, а также соци-альных преобразований в СССР.3. Третье поколение - право на мир, право на здоровую жизненную среду, право на развитие, право на разоружение - с 60-х гг. XX в. после массового осво-бождения от колониальной зависимости народов Африки, Азии и Латинской Америки, а также формирования новой мировой силы - совокупности разви-вающихся государств. Третье поколение прав человека тесно связано также с осо-знанием человечеством своих глобальных проблем, которые ставят под сомнение само выживание планетарной цивилизации.Еще одной общепринятой классификацией прав человека является деление их на коллективные права (права народов) - право на самоопределение, право на профсоюзы, право на развитие и т.д.; индивидуальные права (права личности) Исторически существовало большое количество концепций прав человека: религиозная, естественная, позитивная и т.д. В настоящее время постепенно на основе общего международного права формируется универсальная концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Ее костяк состав-ляют важнейшие уже признанные принципы международного гуманитарного права:* Принцип неделимости прав человека, означающий невозможность проти-вопоставления какой-либо группы прав человека другой, понимание прав чело-века как единого комплекса, системы взаимосвязанных элементов, в которой су-ществует своя иерархия прав человека (например, важнейшим правом признается человеческое право на жизнь).* Несмотря на то, что вопрос о взаимоотношениях государства и граждан - проблема внутригосударственной компетенции и внутреннего права, междуна-родное право признает в качестве руководящего правила недопустимость такой модели регулирования отношений между любым государством и его населения, которое означает произвол и насилие. Именно поэтому существует три возмож-ные направления регулирования подобной ситуации: обсуждение международ-ными органами вопросов, касающихся индивидуальных нарушений прав человека в соответствии с доброй волей заинтересованных государств на основе междуна-родного договора; рассмотрение вопросов нарушений прав человека на междуна-родном уровне на внедоговорной основе, даже без согласия заинтересованного государства (правда здесь не существует четко разработанных механизмов и кри-териев); рассмотрение в международных органах частных жалоб на нарушение прав человека. * Область уважения прав человека в международном праве понимается как сфера, в которой недопустимо ис-пользовать полемику идеологий, руководствоваться политическими интересами, ради которых подчас допускается искажение действительной ситуации внутри от-дельных государств с уважением прав человека.В некоторых случаях допускаются те или иные ограничения прав и свобод, о которых идет речь в отдельных стандартах. Так, в ряде положений Междуна-родного пакта о гражданских и политических правах (например, ст.4) предусмат-ривается, что соответствующие права и свободы могут быть подвергнуты только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравствен-ности населения, т.е. в таких случаях, когда речь идет о потенциально возможном наступлении такой ситуации, когда права человека будут нарушаться и ущем-ляться в несоизмеримо больших размерах. Международно-правовые стандарты обычно закрепляются в различного рода документах, как являющихся источниками международного права (см. выше), так и носящих морально-политический характер.Система межгосударственного сотрудничества в области прав человека.Отдельные вопросы межгосударственного сотрудничества затрагивались в практике международных отношений еще в XVIII в. - например, веротерпимость в определенных границах. После первой мировой войны были заключены ряд до-говоров о меньшинствах.Только с созданием ООН началось широкомасштабное межгосударственное сотрудничество в области прав человека, которое в своем развитии проходит два основных этапа:Международные механизмы и процедура в области прав человека можно разделить на две группы: * консенсусные - основанные на общем согласии участников, преимуще-ственно договорные (могут быть также не договорными, если документы. их предусматривающие носят политический характер);* неконсенсусные - созданные на основе резолюций международных органи-заций, которые не предполагают единогласия.Международные контрольные механизмы в области прав человека могут быть коллективными органами (комитеты, группы, и т.д.) и единоличными (специальные докладчики). Коллективные органы принимают свои решения либо консенсусом, либо большинством голосов. Юридическая природа их решений различна. Обычно они не носят обязательного характера, выражая мнение соот-ветствующего органа по рассматриваемому вопросу (включая рекомендации, об-щие или конкретные). Реже они являются обязательными для заинтересованных сторон (решения Европейского суда по правам человека). В конечном итоге все зависит от мандата, которым наделен данный орган.Международные контрольные механизмы в области прав человека бывают универсальными и региональными.Центральное место в этой области занимает ООН в совокупности своих ор-ганов и организаций. В компетенцию ООН, согласно ее Уставу, входит всесторон-нее рассмотрение проблем в области прав человека.Главная роль в этом деле принадлежит ГА ООН. Как устанавливает ст.13 Устава ООН, ГА организует исследования и делает рекомендации в целях содей-ствия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав чело-века и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии. Боль-шая часть вопросов по правам человека предварительно рассматривается Третьим комитетом Ассамблеи (социальные, гуманитарные и культурные вопросы), кото-рый готовит по ним проекты резолюций, принимаемые ГА в конце ее очередной сессии. Она создает также вспомогательные органы по тем или иным проблемам в области прав человека (например, Специальный комитет по деколонизации, Спе-циальный комитет против апартеида и т.д.)Наряду с ГА ответственность за выполнение функций ООН в области прав человека несет ЭКОСОС. Он делает рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод, подготавливает проекты конвен-ций, созывает в соответствии с правилами Организации международные конфе-ренции (ст.62 Устава).Основная работа ЭКОСОС в этой области осуществляется с помощью его вспомогательных органов. В соответствии со ст.68 Устава ООН Совет в 1946 г. создал две функциональные комиссии:1). Комиссия по правам человека состоит из представителей 53 государств, избираемых ЭКОСОС. Она собирается на ежегодные сессии, принимает большин-ством голосов решения по вопросам прав человека. 2).Комиссия по правам женщин подготавливает рекомендации и доклады для ЭКОСОС по вопросу о защите прав женщин в политической, экономической, гражданской и социальной областях и в области образования.В рамках Секретариата ООН создан еще один орган - Центр ООН по пра-вам человека (штаб-квартира - в Женеве). В его функции входит координирование деятельности специальных органов по защите прав человека в рамках всей си-стемы ООН. Центр возглавляется заместителем Генерального секретаря ООН, ко-торый с 1993 г. получил официальный специальный статус Верховного Комиссара ООН по правам человека. Существует также ряд органов, юридически независимых от ООН и других международных организаций, которые созданы многосторонними конвенциями по правам человека с целью контроля за осуществлением участниками их положе-ний.* Комитет по правам человека (состоит из 18 экспертов в личном качестве) создан на основании ст.28 Международного пакта о гражданских и политических правах. Он рассматривает предоставляемые государствами-участниками Пакта доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в нем.* Большую работу проводит Комитет по ликвидации расовой дискримина-ции (состоит из 18 экспертов в личном качестве), созданный на основании ст.8 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. Государства-участники Конвенции представляют на рассмотрение Комитета доклады о принятых законодательных, судебных, административных и других ме-рах, с помощью которых реализуются положения конвенции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|