реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Международное право

реферат
практике деятельности международных организаций для формирования органов ограниченного состава наиболее часто применяются следующие прин-ципы:

* справедливого географического представительства (наиболее часто - например, в Совете Безопасности ООН);

* специфических интересов;

* равного представительства групп государств с несовпадающими интере-сами;

* наибольшего финансового вклада;

* политического представительства (например, учет представительства постоянных членов СБ в органах, где за ними не закреплено постоянное член-ство).

Органы могут также различаться на главные и вспомогательные, на по-стоянные и сессионные и т.д.

Решение международной организации - это волеизъявление государств-чле-нов в компетентном органе в соответствии с правилами процедуры и положе-ниями устава данной организации.

Процесс формирования и принятия решения проходит в своем развитии несколько этапов:

1. Процесс формирования решения начинается с проявления инициативы, которая может исходить как от государства, так от группы государств или долж-ностных лиц данной организации. Как правило, инициатор предлагает изучение определенной проблемы, но может внести и проект будущего решения. При этом широко применяется практика привлечения к проектам соавторов.

2. Внесение проблемы в повестку дня органа, принимающего решение в соответствии с правилами процедуры (например, в ГА ООН предварительная повестка дня составляется за 60 дней до открытия очередной сессии, дополни-тельные пункты вносятся за 30 дней, новые срочные пункты - менее, чем за 30 или во время очередной сессии).

3. После внесения вопроса в повестку дня он обсуждается либо в самом ор-гане, либо передается на рассмотрение специально создаваемых комиссий или комитетов. Обсуждение и в главных, и во вспомогательных органах имеет непо-средственное политическое значение и конкретный юридический результат: бу-дет ли поставлен на голосование проект решения или резолюции.

4. После обсуждения во вспомогательных и специальных органах проект поступает на рассмотрение полномочного органа.

5. Решающим этапом принятия решения является голосование в полномоч-ном органе. В подавляющем большинстве каждая делегация имеет один голос. Но могут существовать и “многоголосые” делегации (например, в финансовых организациях системы ООН каждое государство имеет количество голосов, про-порциональное его взносу). В правилах процедуры каждого органа устанавли-вается кворум, необходимый для принятия решений и составляющий чаще всего простое большинство членов органа.

Решения могут приниматься единогласно, простым или квалифицирован-ным большинством. Принцип относительного единогласия требует положитель-ного голосования членов органа без учета отсутствующих или воздержи-вающихся от голосования членов (например, в Совете и Ассамблее Лиги Наций).

Простое (обычный численный перевес голосов) и квалифицированное (специально определенный перевес голосов - 2/3, 3/5 и т.д.) большинство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное большинство требует учета всего количества членов органа, относительное большинство - только присут-ствующих и голосующих “за” или “против”.

В некоторых случаях (чаще всего при решении процедурных вопросов) решения могут приниматься без голосования, путем аккламации или без возраже-ний.

Существует также процедура принятия решения на основе консенсуса, ко-торая предполагает путь согласования позиций государств-членов органа на основе учета мнений и интересов всех и при общем согласии. Согласованный текст решения объявляется председателем органа без проведения голосования и при отсутствии возражений против принятия решения в целом.

Понятие и система международной безопасности.

На всем протяжении человеческой истории чрезвычайную актуальность имела проблема недопущения и прекращения войн. XX век, принесший две мировые войны, еще более обострил вопрос о средствах и путях разрешения во-оруженных конфликтов, о создании такого миропорядка, в котором не осталось бы места войнам и все государства в равной мере находились в полной безопас-ности. Со второй половины XX века постепенно вызрело убеждение в том, что в истории человеческой цивилизации ушло то время, когда государства могли рассчи-тывать защитить себя только созданием собственной мощной обороны. Характер современного оружия не оставляет ни одному государству надежды обеспечить свою безопасность лишь военно-техническими средствами, наращиванием вооруже-ний и вооруженных сил, поскольку уже не только саму ядерную войну, но и гонку вооружений таким образом выиграть нельзя. Ясно, что в ядерной войне, если она будет развязана, не будет победителей, а под угрозу будет поставлено существо-вание всей человеческой цивилизации.

Таким образом, стало очевидно, что безопасность государств может быть обеспечена с помощью не военных, а политических и юридических средств. Роль международного права в создании всеобъемлющей системы мира и безопасности в конечном счете можно свести к решению единой задачи:

* обеспечение эффективного функционирования того механизма поддержа-ния мира, которым мировое сообщество уже располагает, максимальное исполь-зование заложенного в действующих нормах потенциала, укрепление существую-щего международного правопорядка;

* выработка новых международно-правовых обязательств, новых норм.

Выполнение первой задачи связано с процессом правоприменения, второй - с процессом международного нормотворчества.

Современное международное право - это право мира, а потому даже те его установления, которые, казалось бы, непосредственного отношения к предотвра-щению войны не имеют, должны способствовать укреплению международной без-опасности. Примером могут служить основные принципы международного права, направленные на обеспечение равноправного межгосударственного сотрудни-чества и международной защиты прав народов и человека (уважение государ-ственного суверенитета, невмешательство во внутренние дела, сотрудничество, равноправие и самоопределение народов и др.), и соответствующие конкретные международно-правовые нормы (посвященные, скажем, созданию нового между-народного экономического порядка или проблеме ликвидации задолженности развивающихся стран, экономической безопасности или борьбе с расизмом).

Наряду с этим можно и нужно выделить также нормы международного права, играющие особо важную роль в создании условий, которые исключили бы возникновение войны. Совокупность этих норм и составляет право международ-ной безопасности. Право международной безопасности - совокупность правовых способов, соответствующих основным принципам международного права, направ-ленных на обеспечение мира и применяемых государствами коллективных мер про-тив актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов.

Юридическую основу современного права международной безопасности со-ставляют прежде всего такие основные принципы, как принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения.

Нормативный характер носят и специальные принципы права международной безопасности. Среди них особо следует выделить принципы равенства и одинако-вой безопасности, ненанесения ущерба безопасности государств и т.д. Равная без-опасность понимается в юридическом смысле: у всех государств существует равное право на обеспечение своей безопасности.

К средствам обеспечения международной безопасности относятся:

* коллективная безопасность (всеобщая и региональная);

* разоружение;

* мирные средства разрешения споров;

* меры по ослаблению международной напряженности и прекращению гонки вооружений;

* меры по предотвращению ядерной войны;

* неприсоединение и нейтралитет;

* меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;

* самооборона;

* действия международных организаций;

* нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз;

* создание зон мира в различных регионах земного шара;

* меры по укреплению доверия между государствами.

Подавляющее большинство перечисленных средств - меры мирного свойства, однако некоторые из них предусматривают возможность правомерного применения силы (например, принудительные меры по постановлению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии, са-мооборона).

В ряду вышеперечисленных средств обеспечения международной безопас-ности самое главное место отводится первым трем.

Коллективная безопасность - система совместных мероприятий государств, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления ак-тов агрессии или других нарушений мира.

Система коллективной безопасности имеет два основных признака в качестве общей характеристики. Первый признак - принятие государствами-участниками системы по крайней мере трех обязательств, обращенных как бы “внутрь” си-стемы:

* не прибегать в своих взаимоотношениях к силе;

* разрешать все споры мирным путем;

* активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру.

Второй признак - наличие организационного единства государств-участни-ков системы. Это или организация, выступающая в качестве “классической” формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное выражение единства: учреждение консультативных или координационных органов (например, Движение неприсоединения), обеспечение систематических встреч, совещаний (например, ОБСЕ). Система коллективной безопасности оформляется договором или системой договоров.

Различают два вида системы коллективной безопасности: всеобщую (универсальную) и региональную.

В настоящее время универсальная коллективная безопасность основывается на функционировании Организации Объединенных Наций, в преамбуле Устава которой зафиксирована главная задача ее существования - “избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе”.

В механизме обеспечения универсальной безопасности на первый план вы-двигаются не принудительные, а мирные меры. Это, во-первых, обязательства госу-дарств-членов:

* проявлять терпимость и жить в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединять силы для поддержания международного мира и безопасности;

* создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и ува-жение к международным обязательствам;

* принимать коллективные меры для предотвращения угрозы миру и для его укрепления, проводить улаживание международных споров или ситуаций мир-ными средствами;

* развивать дружественные отношения между нациями;

* не допускать вмешательства в дела по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;

* воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против террито-риальной неприкосновенности или политической независимости любого госу-дарства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.

Во-вторых, указание на правовые способы (средства), с помощью которых члены ООН самостоятельно (без участия ООН) могут разрешать споры и ситуа-ции мирным путем (гл.VI).

В-третьих, четкая регламентация действий органов ООН по применению коллективных мер мирного характера для улаживания международных споров (гл. V, VI VIII).

В-четвертых, укрепление доверия между государствами-членами путем развития сотрудничества в самых различных областях отношений (ст IV, IX и др.).

В-пятых, содействие осуществлению практических мер в области ограниче-ния вооружений и разоружения (ст.11, 26, 47).

Устав ООН предусматривает и меры принудительного характера, которые должны применяться в исключительных случаях, когда мир уже нарушен (совершена агрессия) или создана реальная угроза нападения на то или иное госу-дарство. В этом случае на первые роли выходит СБ ООН, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст.24). Он является единственным органом ООН, который обладает правом опера-тивно принимать:

* превентивные действия по предупреждению и ограничению конфликтов;

* принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил;

* принудительные меры безопасности с применением вооруженных сил.

Действия СБ ООН в области поддержания мира начинаются с квалификации ситуации. В соответствии со ст.39 СБ должен определить, имеет ли он дело с угро-зой миру, нарушением мира или актом агрессии.

Квалификация СБ является юридической базой для его дальнейших дей-ствий по поддержанию мира. Устав ООН дает ему право прибегнуть к временным мерам по ст.40 для того, чтобы предотвратить дальнейшее обострение ситуации. Как правило к временным мерам относятся: прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной территории, проведе-ние временной демаркационной линии, создание демилитаризованной зоны и т.д.

Если ситуация продолжает ухудшаться, СБ вправе принять как меры, не свя-занные с использованием вооруженных сил, так и с их применением. Первые пред-усмотрены в ст.41 Устава. Они могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений (эконом. Блокада), железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а также разрыв дипломатиче-ских отношений. СБ неоднократно прибегал к невооруженным санкциям по ст.41. Последние случаи - в 1991 г. в отношении Югославии (рез.713 и последующие: эм-барго на поставки оружия, экономические санкции); в 1992 г. в отношении Ливии (рез.748: воздушное эмбарго, эмбарго на поставки оружия).

Применение мер с использованием вооруженных сил регулируется ст.42 в случае, если меры, предусмотренные в ст.41 окажутся недостаточными. На прак-тике СБ ни разу не прибегал к применению вооруженных сил в соответствии со ст.42.

Тем не менее вооруженные силы используются в рамках ООН для проведения операций по поддержанию мира. Они обычно делятся на две категории: миссии воен-ных наблюдателей, состоящие из невооруженных офицеров, и силы по поддержанию мира, включающие контингенты войск, имеющие легкое оружие, используемое только для самообороны.

Для большинства операций ООН были общими следующие задачи:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.