практике деятельности международных организаций для формирования органов ограниченного состава наиболее часто применяются следующие прин-ципы:* справедливого географического представительства (наиболее часто - например, в Совете Безопасности ООН);* специфических интересов;* равного представительства групп государств с несовпадающими интере-сами;* наибольшего финансового вклада;* политического представительства (например, учет представительства постоянных членов СБ в органах, где за ними не закреплено постоянное член-ство).Органы могут также различаться на главные и вспомогательные, на по-стоянные и сессионные и т.д.Решение международной организации - это волеизъявление государств-чле-нов в компетентном органе в соответствии с правилами процедуры и положе-ниями устава данной организации.Процесс формирования и принятия решения проходит в своем развитии несколько этапов:1. Процесс формирования решения начинается с проявления инициативы, которая может исходить как от государства, так от группы государств или долж-ностных лиц данной организации. Как правило, инициатор предлагает изучение определенной проблемы, но может внести и проект будущего решения. При этом широко применяется практика привлечения к проектам соавторов.2. Внесение проблемы в повестку дня органа, принимающего решение в соответствии с правилами процедуры (например, в ГА ООН предварительная повестка дня составляется за 60 дней до открытия очередной сессии, дополни-тельные пункты вносятся за 30 дней, новые срочные пункты - менее, чем за 30 или во время очередной сессии).3. После внесения вопроса в повестку дня он обсуждается либо в самом ор-гане, либо передается на рассмотрение специально создаваемых комиссий или комитетов. Обсуждение и в главных, и во вспомогательных органах имеет непо-средственное политическое значение и конкретный юридический результат: бу-дет ли поставлен на голосование проект решения или резолюции.4. После обсуждения во вспомогательных и специальных органах проект поступает на рассмотрение полномочного органа.5. Решающим этапом принятия решения является голосование в полномоч-ном органе. В подавляющем большинстве каждая делегация имеет один голос. Но могут существовать и “многоголосые” делегации (например, в финансовых организациях системы ООН каждое государство имеет количество голосов, про-порциональное его взносу). В правилах процедуры каждого органа устанавли-вается кворум, необходимый для принятия решений и составляющий чаще всего простое большинство членов органа.Решения могут приниматься единогласно, простым или квалифицирован-ным большинством. Принцип относительного единогласия требует положитель-ного голосования членов органа без учета отсутствующих или воздержи-вающихся от голосования членов (например, в Совете и Ассамблее Лиги Наций).Простое (обычный численный перевес голосов) и квалифицированное (специально определенный перевес голосов - 2/3, 3/5 и т.д.) большинство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное большинство требует учета всего количества членов органа, относительное большинство - только присут-ствующих и голосующих “за” или “против”.В некоторых случаях (чаще всего при решении процедурных вопросов) решения могут приниматься без голосования, путем аккламации или без возраже-ний.Существует также процедура принятия решения на основе консенсуса, ко-торая предполагает путь согласования позиций государств-членов органа на основе учета мнений и интересов всех и при общем согласии. Согласованный текст решения объявляется председателем органа без проведения голосования и при отсутствии возражений против принятия решения в целом.Понятие и система международной безопасности.На всем протяжении человеческой истории чрезвычайную актуальность имела проблема недопущения и прекращения войн. XX век, принесший две мировые войны, еще более обострил вопрос о средствах и путях разрешения во-оруженных конфликтов, о создании такого миропорядка, в котором не осталось бы места войнам и все государства в равной мере находились в полной безопас-ности. Со второй половины XX века постепенно вызрело убеждение в том, что в истории человеческой цивилизации ушло то время, когда государства могли рассчи-тывать защитить себя только созданием собственной мощной обороны. Характер современного оружия не оставляет ни одному государству надежды обеспечить свою безопасность лишь военно-техническими средствами, наращиванием вооруже-ний и вооруженных сил, поскольку уже не только саму ядерную войну, но и гонку вооружений таким образом выиграть нельзя. Ясно, что в ядерной войне, если она будет развязана, не будет победителей, а под угрозу будет поставлено существо-вание всей человеческой цивилизации.Таким образом, стало очевидно, что безопасность государств может быть обеспечена с помощью не военных, а политических и юридических средств. Роль международного права в создании всеобъемлющей системы мира и безопасности в конечном счете можно свести к решению единой задачи: * обеспечение эффективного функционирования того механизма поддержа-ния мира, которым мировое сообщество уже располагает, максимальное исполь-зование заложенного в действующих нормах потенциала, укрепление существую-щего международного правопорядка;* выработка новых международно-правовых обязательств, новых норм.Выполнение первой задачи связано с процессом правоприменения, второй - с процессом международного нормотворчества.Современное международное право - это право мира, а потому даже те его установления, которые, казалось бы, непосредственного отношения к предотвра-щению войны не имеют, должны способствовать укреплению международной без-опасности. Примером могут служить основные принципы международного права, направленные на обеспечение равноправного межгосударственного сотрудни-чества и международной защиты прав народов и человека (уважение государ-ственного суверенитета, невмешательство во внутренние дела, сотрудничество, равноправие и самоопределение народов и др.), и соответствующие конкретные международно-правовые нормы (посвященные, скажем, созданию нового между-народного экономического порядка или проблеме ликвидации задолженности развивающихся стран, экономической безопасности или борьбе с расизмом).Наряду с этим можно и нужно выделить также нормы международного права, играющие особо важную роль в создании условий, которые исключили бы возникновение войны. Совокупность этих норм и составляет право международ-ной безопасности. Право международной безопасности - совокупность правовых способов, соответствующих основным принципам международного права, направ-ленных на обеспечение мира и применяемых государствами коллективных мер про-тив актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов.Юридическую основу современного права международной безопасности со-ставляют прежде всего такие основные принципы, как принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения. Нормативный характер носят и специальные принципы права международной безопасности. Среди них особо следует выделить принципы равенства и одинако-вой безопасности, ненанесения ущерба безопасности государств и т.д. Равная без-опасность понимается в юридическом смысле: у всех государств существует равное право на обеспечение своей безопасности. К средствам обеспечения международной безопасности относятся:* коллективная безопасность (всеобщая и региональная);* разоружение;* мирные средства разрешения споров;* меры по ослаблению международной напряженности и прекращению гонки вооружений; * меры по предотвращению ядерной войны;* неприсоединение и нейтралитет;* меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;* самооборона;* действия международных организаций;* нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз;* создание зон мира в различных регионах земного шара;* меры по укреплению доверия между государствами.Подавляющее большинство перечисленных средств - меры мирного свойства, однако некоторые из них предусматривают возможность правомерного применения силы (например, принудительные меры по постановлению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии, са-мооборона).В ряду вышеперечисленных средств обеспечения международной безопас-ности самое главное место отводится первым трем.Коллективная безопасность - система совместных мероприятий государств, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления ак-тов агрессии или других нарушений мира.Система коллективной безопасности имеет два основных признака в качестве общей характеристики. Первый признак - принятие государствами-участниками системы по крайней мере трех обязательств, обращенных как бы “внутрь” си-стемы:* не прибегать в своих взаимоотношениях к силе;* разрешать все споры мирным путем;* активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру.Второй признак - наличие организационного единства государств-участни-ков системы. Это или организация, выступающая в качестве “классической” формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное выражение единства: учреждение консультативных или координационных органов (например, Движение неприсоединения), обеспечение систематических встреч, совещаний (например, ОБСЕ). Система коллективной безопасности оформляется договором или системой договоров.Различают два вида системы коллективной безопасности: всеобщую (универсальную) и региональную.В настоящее время универсальная коллективная безопасность основывается на функционировании Организации Объединенных Наций, в преамбуле Устава которой зафиксирована главная задача ее существования - “избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе”.В механизме обеспечения универсальной безопасности на первый план вы-двигаются не принудительные, а мирные меры. Это, во-первых, обязательства госу-дарств-членов:* проявлять терпимость и жить в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединять силы для поддержания международного мира и безопасности;* создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и ува-жение к международным обязательствам;* принимать коллективные меры для предотвращения угрозы миру и для его укрепления, проводить улаживание международных споров или ситуаций мир-ными средствами; * развивать дружественные отношения между нациями;* не допускать вмешательства в дела по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;* воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против террито-риальной неприкосновенности или политической независимости любого госу-дарства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.Во-вторых, указание на правовые способы (средства), с помощью которых члены ООН самостоятельно (без участия ООН) могут разрешать споры и ситуа-ции мирным путем (гл.VI).В-третьих, четкая регламентация действий органов ООН по применению коллективных мер мирного характера для улаживания международных споров (гл. V, VI VIII).В-четвертых, укрепление доверия между государствами-членами путем развития сотрудничества в самых различных областях отношений (ст IV, IX и др.).В-пятых, содействие осуществлению практических мер в области ограниче-ния вооружений и разоружения (ст.11, 26, 47).Устав ООН предусматривает и меры принудительного характера, которые должны применяться в исключительных случаях, когда мир уже нарушен (совершена агрессия) или создана реальная угроза нападения на то или иное госу-дарство. В этом случае на первые роли выходит СБ ООН, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст.24). Он является единственным органом ООН, который обладает правом опера-тивно принимать:* превентивные действия по предупреждению и ограничению конфликтов;* принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил;* принудительные меры безопасности с применением вооруженных сил.Действия СБ ООН в области поддержания мира начинаются с квалификации ситуации. В соответствии со ст.39 СБ должен определить, имеет ли он дело с угро-зой миру, нарушением мира или актом агрессии.Квалификация СБ является юридической базой для его дальнейших дей-ствий по поддержанию мира. Устав ООН дает ему право прибегнуть к временным мерам по ст.40 для того, чтобы предотвратить дальнейшее обострение ситуации. Как правило к временным мерам относятся: прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной территории, проведе-ние временной демаркационной линии, создание демилитаризованной зоны и т.д.Если ситуация продолжает ухудшаться, СБ вправе принять как меры, не свя-занные с использованием вооруженных сил, так и с их применением. Первые пред-усмотрены в ст.41 Устава. Они могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений (эконом. Блокада), железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а также разрыв дипломатиче-ских отношений. СБ неоднократно прибегал к невооруженным санкциям по ст.41. Последние случаи - в 1991 г. в отношении Югославии (рез.713 и последующие: эм-барго на поставки оружия, экономические санкции); в 1992 г. в отношении Ливии (рез.748: воздушное эмбарго, эмбарго на поставки оружия).Применение мер с использованием вооруженных сил регулируется ст.42 в случае, если меры, предусмотренные в ст.41 окажутся недостаточными. На прак-тике СБ ни разу не прибегал к применению вооруженных сил в соответствии со ст.42.Тем не менее вооруженные силы используются в рамках ООН для проведения операций по поддержанию мира. Они обычно делятся на две категории: миссии воен-ных наблюдателей, состоящие из невооруженных офицеров, и силы по поддержанию мира, включающие контингенты войск, имеющие легкое оружие, используемое только для самообороны.Для большинства операций ООН были общими следующие задачи:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|