дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по
стоимости его изготовления (фактические затраты, связанные с производством
объекта имущества).
В состав фактически произведенных затрат включаются, в частности, затраты
на приобретение самого объекта имущества, уплачиваемые проценты по
предоставленному при приобретении коммерческому кредиту, наценки
(надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые
снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины
и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку,
осуществляемые силами сторонних организаций.
Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены,
действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на
данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть
подтверждены документально или экспертным путем.
Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты,
связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных
средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других
затрат на изготовление объекта имущества.
Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по
операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых
путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской
Федерации, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные
записи производятся в валюте расчетов и платежей.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций
допускается вести в суммах, округленных до целых рублей. Возникающие при
этом суммовые разницы относятся на финансовые результаты у коммерческой
организации или увеличение доходов (уменьшение расходов) у некоммерческой
организации либо увеличение (уменьшение) финансирования (фондов) у
бюджетной организации (далее под бюджетной организацией понимается
некоммерческая организация, основная деятельность которой финансируется за
счет средств бюджета).
ПРИМЕРЫ - Правила оценки статей бухгалтерской отчетности:
1. Незавершенные капитальные вложения – отражаются в бухгалтерском
балансе по фактическим затратам для застройщика (инвестора).
2. Финансовые вложения – (инвестиции организации в государственные ценные
бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций в уставные
(складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим
организациям займы) - принимаются к учету в сумме фактических затрат для
инвестора. По долговым ценным бумагам разрешается разницу между суммой
фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока
их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода
относить на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение
расходов у некоммерческой организации либо уменьшение финансирования
(фондов) у бюджетной организации.
Объекты финансовых вложений (кроме займов), не оплаченные полностью,
показываются в активе бухгалтерского баланса в полной сумме фактических
затрат их приобретения по договору с отнесением непогашенной суммы по
статье кредиторов в пассиве бухгалтерского баланса в случаях, когда к
инвестору перешли права на объект. В остальных случаях суммы, внесенные в
счет подлежащих приобретению объектов финансовых вложений, показываются в
активе бухгалтерского баланса по статье дебиторов.
Вложения организации в акции других организаций, котирующиеся на фондовой
бирже, котировка которых регулярно публикуется, при составлении
бухгалтерского баланса отражаются на конец отчетного года по рыночной
стоимости, если последняя ниже стоимости, принятой к бухгалтерскому учету.
На указанную разность производится образование в конце отчетного года
резерва под обесценение вложений в ценные бумаги за счет финансовых
результатов у коммерческой организации или увеличение расходов у
некоммерческой организации.
3. Основные средства:
Основные средства – отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной
стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и
изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации, а у бюджетной
организации - по первоначальной стоимости.
Стоимость основных средств организации погашается путем начисления
амортизации в течение срока их полезного использования.
Начисление амортизации объектов основных средств производится независимо
от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде
одним из следующих способов:
линейный способ;
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ,
услуг);
способ уменьшаемого остатка;
способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного
использования.
4. Нематериальные активы:
Нематериальные активы – отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной
стоимости, т.е. по фактическим затратам на приобретение, изготовление и
затратам по их доведению до состояния, в котором они пригодны к
использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации,
а у бюджетной организации - по первоначальной стоимости.
Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления
амортизации в течение установленного срока их полезного использования.
По объектам, по которым производится погашение стоимости, амортизационные
отчисления определяются одним из следующих способов:
линейный способ исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока
их полезного использования;
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).
Начисление амортизации нематериальных активов производится независимо от
результатов деятельности организации в отчетном периоде.
5. Сырье, материалы, готовая продукция и товары отражаются в бухгалтерском
балансе по их фактической себестоимости.
Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или
нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты,
связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья,
материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на
производство продукции либо по прямым статьям затрат.
Товары в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в
бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения.
При учете организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным
ценам разница между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам
(скидки, накидки) отражается в бухгалтерской отчетности отдельной статьей.
3. Принципы(допущения, требования и правила) по ведению бухучета: их
содержание и назначение в соответствии с РСБУ и МСФО.
Основные правила ведения бухучета определены ФЗ”О бухучете” N 129-ФЗ и
Положением по ведению бухучета и отчетности в РФ N 34-н. Эти правила
следующие: - обязательность двойной записи хоз-ых операций на счетах
рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утвержденного
Минфином РФ, - учет объектов осуществляется в рублях и на русском языке, -
в бухучете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и
оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными
и финансовыми вложениями, - обязательность документирования хоз-ых
операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения
хоз-ых операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать
обязательные реквизиты и составляться по типовым формам или формам,
утвержденным руководителем организации, - для систематизации и накопления
информации, содержащейся в учетных документах, используются учетные
регистры, формы которых разрабатываются Минфином РФ, органами, которым
предоставлено право регулирования бухучета, федеральными органами
исполнительной власти, - объекты учета подлежат оценке в денежном
выражении, - обязательность проведения инвентаризации имуществ и
обязательств, - для ведения бухучета в организации формируются учетная
политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями.
Допущения имущественной обособленности означает, что имущество и
обязательства организации существуют обособленно от имущества и
обязательств собственника и имущества других юридических лиц. Стоимость
владения имуществом находящимся во владении организации но не принадлежащее
ей учитывается на забалансовых счетах. Допущение непрерывности деятельности
организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в
обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или
существенного сокращения деятельности. Допущение последовательности
применения учетной политики означает, что выбранная учетная политика
применяется последовательно от одного года к другому. Изменение политики
возможно в случае изменения законодательства РФ или нормативных актов по
бухучету. Допущение временной определенности фактов хоз-ой деятельности
означает, что они отражаются в бухучете и отчетности того периода, в
котором совершены, независимо от фактического времени поступления или
выплаты денежных средств, связанных с этим фактом. Например, начисленная
з\п относится на издержки того месяца, в котором она начислена. Требование
полноты означает необходимость отражения в бухучете всех фактов хоз-ой
деятельности. Требование своевременности означает необходимость
своевременного отражения в бухучете и отчетности фактов хоз-ой
деятельности. Требование осмотрительности означает большую готовность к
учету потерь(расходов) и пассивов, чем возможных доходов и
активов.(создание резервов). Требование приоритета содержания перед формой
означает, что в бухучете факты хоз-ой деятельности должны отражаться исходя
не только из их правовой формы, но и их экономического содержания фактов и
условий хозяйствования. Например, сам по себе факт выдачи крупных сумм
руководителям организации не является незаконным. Однако если выдача этих
сумм осуществляется в период неустойчивого финансового состояния
организации, то данную хоз-ую операцию следует признать неправомерной.
Требование непротиворечивости обуславливает необходимость тождества данных
аналитического учета с оборотом и остатком по синтетическим счетам на 1
число каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности данным
синтетического и аналитического учета, а также показателям отчетности на
начало и конец периода. Требование рациональности означает необходимость
рационального и экономного ведения бухучета, исходя их условий хоз-ой
деятельности и величины организации. В соответствии с Первым международным
стандартом основополагающими бухгалтерскими принципами являются метод
начисления и непрерывность деятельности. Метод начисления- это когда
результаты операций признаются по факту их совершения. Они отражаются в
учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым
относятся. Непрерывность деятельности предполагает, что организация не
собирается и не нуждается в ликвидации или существенном сокращение своей
деятельности. Качественными характеристиками финансовой отчетности являются
понятность, уместность, надежность и сопоставимость.
Билет 4. Балансовое обобщение как элемент метода бухучета.
Баланс (фр. balance - весы) означает равновесие, уравновешивание или
количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности.
Балансовое обобщение информации широко применяется в учете, анализе
финансово-хозяйственной деятельности, для обоснования и принятия
соответствующих управленческих решений, ориентации предприятий, организаций
в рыночной экономике.
Балансовое обобщение характеризуется двойственным характером отражения
объектов, заключающемся в том, что объекты показываются в балансе дважды и
рассматриваются с двух точек зрения, в двух аспектах, которые зависят от
вида баланса.
Существуют различные виды балансов: бухгалтерский, денежных доходов и
расходов населения, баланс доходов и расходов предприятия, межотраслевой
баланс, баланс основных фондов, материальный баланс, баланс платежный,
баланс трудовых ресурсов и т. д.
Так, материальный баланс характеризует производство и потребление
конкретных видов продукции, материалов.
Баланс платежный показывает соотношение поступивших и произведенных
страной платежей за границей за определенный период. Два аспекта
балансового обобщения означают, что две совокупности показателей баланса
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|