способом. При нормативном способе фактически израсходованные материалы
распределяются по видам продукции пропорционально расходу их по норме. При
коэффициентном способе основой распределения является коэффициент
содержания, показывающий соотношение потребления сырья и материалов по
каждому изделию.
28. Концепция бухгалтерской(финансовой) отчетности в России и международной
практике.
Концепция – это система взглядов, то или иное понимание явлений, процесса.
В нашем случае мы рассматриваем систему взглядов на финансовый учет и
отчетность. В международной практике преобладает концепция бухучета и
отчетности, разработанная в США в 1978-1985гг. и изложенная в документах –
Положения о концепциях финансового учета SFAC: 1. SFAC 1 -Цели финансовой
отчетности коммерческих предприятий; 2. SFAC 2 - Качественные
характеристики информации бухучета; 3. SFAC 6 – Элементы финансовых отчетов
коммерческих предприятий; 4. SFAC 6 – Признание и измерение показателей в
финансовых отчетах коммерческих предприятий. В них указаны принципы,
заложенные в основу стандартов учета и указывающие, какими эти стандарты
должны быть, исходя из каких критериев их следует разрабатывать. Но это еще
не сами стандарты и поэтому не имеют нормативно- правовой силы. Однако роль
концепций финансового учета, заложенных в основу его стандартов, нельзя
недооценивать: - они формируют логический костяк, на основе которого
составляются стандарты, - корректировка стандартов производится на их
основе, - концепции учета служат для пользователей гарантией соблюдения их
интересов в отчетности. Управление по международным стандартам финансовой
отчетности руководствуется при составлении Международных стандартов также
общими принципами их составления, которые изложены в едином документе
“Правила подготовки и составления финансовой отчетности. Данный документ
также не является стандартом, но выполняет следующую роль: - дает общие
подходы к содержанию МСФО, - помогает создавать национальные стандарты бух-
ой отчетности, помогает правильно интерпретировать стандарты МСФО. В России
концепция о бух-ой отчетности изложена в документе”Концепция бух-ого учета
в рыночной экономике России”. 27/н, одобренная 29.12.97 Методологическим
советом по бухучету при МФ РФ и Президентским советом Института
профессиональных бухгалтеров в России. Данный документ также не является
стандартом. В то же время он раскрывает общие подходы России к содержанию
российских стандартов бухучета и отчетности, помогает составителям и
пользователям финансовой отчетности, а также аудиторам правильно
пользоваться уже существующими стандартами. В концепции излагаются основные
цели финансовой отчетности и общие принципы, лежащие в основе их
составления и представления. Документ включает такие разделы, как цели
бухучета, основы организации бухучета, содержание и требования к
информации, формируемой в бухучете для внешних пользователей, критерии
признания и оценка активов, обязательств, доходов и расходов. В наиболее
общем виде взаимосвязь основных элементов, определяющих концептуальные
основы бух-ой отчетности, можно представить как: И>Ц>К>Э>Д>С>П, где И –
интересы пользователей учетной информацией, Ц – цели финансовой отчетности,
К – качественные характеристики, Э – элементы финансовой отчетности, Д-
принципы учета, С – стандарты отчетности, П – практика учета и отчетности.
Все эти элементы в той или иной степени отражают многовековой опыт учета и
отчетности. – цели финансовой отчетности – определение целей учета и
отчетности по требованию пользователей, - качественные характеристики –
указание качественных критериев, которым должны отвечать отчетные
показатели, - элементы отчетности - показатели финансовой отчетности, -
принципы учета – положения, лежащие в основе оценки операций и раскрывающие
их в такой форме, в которой они нужны пользователям, - стандарты отчетности
– общие решения практических проблем учета, - практика учета - средства
достижения основной цели отчетности.
29. Учет поступления и выбытия основных средств.
Основные средства – это часть имущества, используемая в качестве средств
труда при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для
управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или
обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. В соответствии с
ПБУ 6-01 при принятии к бухучету активов в качестве ОС необходимо
единовременное выполнение следующих условий: а) использование в
производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для
управленческих нужд организации; б) использование в течение длительного
времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12
месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; в)
организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов; г)
способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Сроком полезного использования является период, в течение которого
использование объекта основных средств приносит доход организации. Для
отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется
исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении),
ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
Синтетический учет наличия и движения ОС, принадлежащих предприятию на
правах собственности, осуществляется на сч.01”ОС”, 02”Амортизация ОС”,
91”Прочие доходы и расходы”. Поступление ОС на предприятии может
происходить различными путями: - создаваться на самом предприятии, -
приобретаться за плату, - получены безвозмездно, - поступать от учредителей
в виде вклада в УК. Все затраты, связанные с поступлением ОС, относятся в
начале в Д08 и отражаются в бухучете следующими проводками: 1.
Строительство, дооборудование, реконструкция: Д08 К02,70,69,10,60,76 и др.
– в сумме фактических затрат, Д01 К08 – на первоначальную стоимость при
принятии на учет. 2. Приобретение у поставщика: Д08 К60 и Д19НДС К60. Д01
К08 – на первоначальную стоимость при принятии на учет 3. Внесение
учредителями в УК: Д08 К75/1 – на согласованную стоимость; Д01 К08 – на
первоначальную стоимость при принятии на учет. 4. Безвозмездное получение
от других организаций: Д08 К98”Доходы будущих периодов” субсчет
“Безвозмездные поступления” – Д 01 К08 – на первоначальную стоимость,
Д20,25,26,44 К02 – на сумму ежемесячно начисленной амортизации в течении
срока полезного использования Д98 К91. НДС уплаченный при приобретении ОС
списывается в уменьшение задолженности бюджету Д68 К19. Организация
списывает с бухучета объекты ОС при их выбытии по различным причинам: - при
продаже, - безвозмездной передаче, - передаче по договору мены, - списании
с баланса, в случае морального или физического износа, - ликвидации в
результате аварий, стихийных бедствий, - передаче объектов в виде вклада в
УК других организаций. Для обобщения информации о выбытии ОС и определении
финансового результата от данных операций используется сч. 91. По Д
отражаются: остаточная стоимость ОС Д91 К01, НДС –Д91 К68, - затраты по
выбытию Д91 К70,69,60. По К отражаются: выручка от продаж Д50,51 К91, -
стоимость оприходованных предметов, лома( по рыночной стоимости) Д10 К91.
Финансовый результат – прибыль или убыток определяют путем сопоставления
Дебетового и Кредитового оборотов. Превышение по Д – убыток, превышение по
К – прибыль. Сальдо по сч. 91 списывают на сч.99”Прибыли и убытки”. При
любой причине выбытия списание объекта с баланса отражается проводками: 1.
На сумму начисленной амортизации Д02 К01. 2. На сумму остаточной стоимости
Д91 К01.
30. Учет кредитов и займов, их отличие. Источники уплаты процентов по
заемным средствам (ПБУ 15).
Учет кредитов организуется в соответствии с ПБУ 15/01”Учет займов и
кредитов и затрат по их обслуживанию”. Кредиты банка, обеспечивая хоз-ую
деятельность предприятий, содействуют их развитию, увеличению объемов
производства продукции, работ и услуг. Кредит – это система экономических
отношений, возникающая при передаче имущества в денежной или натуральной
форме от одних организаций или лиц другим на условиях последующего возврата
денежных средств или иной оплаты стоимости переданного имущества и, как
правило, с уплатой процентов за временное пользование переданным
имуществом. Различают банковский и коммерческий кредит(займ). Банковский
кредит – это выданные банком организациям и физическим лицам денежные
средства на определенный срок и определенные цели, на возвратной основе и
обычно с уплатой процентов. Коммерческий кредит предоставляется одними
организациями другим обычно в виде отсрочки уплаты денежных средств за
проданные товары. В зависимости от целевого назначения и сроков
предоставления различают краткосрочный и долгосрочный кредиты.
Краткосрочный кредит выдается на нужды текущей деятельности и
предоставляется на срок до одного года. Долгосрочный кредит используется на
цели производственного и социального развития организации и выдается на
срок свыше одного года. Для учета операции по получению и погашению
кредитов и займов используют счет 66”Расчеты по краткосрочным кредитам и
займам” и 67”Расчеты по долгосрочным кредитам и займам”. Начисленные
проценты за пользование кредитами и займами должны быть учтены в
соответствии с ПБУ 10\99 в составе операционных расходов по Д91. Иногда
предприятию срочно требуются деньги всего на несколько дней. Для решения
этой проблемы предназначен овердрафтный кредит. Суть такого кредита
заключается в том, что банк выделяет компании краткосрочный кредит и
проводит платеж, а затем по мере поступления денег на счет списывает с него
сумму кредита и процентов. Организации могут получать краткосрочные и
долгосрочные займы путем выпуска и продажи акций трудового коллектива,
акций и облигаций предприятия, а также под векселя и другие обязательства.
Поступление средств от продажи акций трудового коллектива, акций и
облигаций отражается по Д денежных средств или сч.70 и К 66,67. Если ЦБ
проданы организацией по цене, превышающей из номинальную стоимость, то
разницу отражают по К98, а затем равномерно на протяжении всего срока займа
списывают сД98 в К91. Если облигации размещаются по цене ниже номинальной
их стоимости, то разница доначисляется равномерно в течение срока обращения
облигаций. На сумму доначислений дебетуют сч.91 и кредитуют 66,67. Расходы
связанные с выпуском акций и распространением ЦБ учитываются по Д91 с
кредита соответствующих счетов. При погашении и возврате ЦБ они
списываются в Д66,67 с кредита денежных счетов. Поступившие денежные
средства или иное имущество по договору займа денежных средств или иных
вещей отражают по Д счетов учета денежных средств или соответствующего
имущества(07,10 и др.) с кредита сч.66,67. Возврат денежных средств
оформляют по Д66,67 и К50,51,52,07,10 и др. Полученные заимодавцем проценты
являются его операционным доходом и подлежат обложению налогом на прибыль и
НДС. Начисленный НДС по процентам отражают по Д91 и К68.Прекращение
обязательств по договору займа может быть оформлено в виде отступного или
новации. В этом случае поступление денежных средств к заемщику
рассматривается в качестве не подлежащих обложению. С момента заключения
соглашения об отступном взаимоотношения сторон регулируются правилами
договоров купли-продажи или возмездного оказания услуг. При возврате
заемщиком займов в натуральной форме могут возникнуть стоимостные разницы в
оценке имущества, полученного в качестве займа, и имущества, передаваемого
для погашения. Возникающие разницы отражаются у заемщика в качестве
операционных расходов(Д91 К66,67) или операционных доходов (Д66,67 и К91).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|