источники средств организации) в течение документально
обоснованного срока в соответствии с разработанными в организации
расчетами и учетной политикой.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия
имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии
с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации
в следующем порядке:
1. основные средства, материальные ценности, денежные средства и
другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию
и зачислению соответственно на финансовые результаты у
организации или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной
организации с последующим установлением причин
возникновения излишка и виновных лиц;
2. убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном
законодательством порядке, списывается по
распоряжению руководителя организации соответственно на
издержки производства и обращения у организации или на
уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.
Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления
фактических недостач.
3. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх
норм. При выявлении такого результата инвентаризации,
сотрудникам правоохранительного органа, в частности ОБЭП,
необходимо принять все необходимые и предусмотренные
законодательством меры к установлению виновных лиц, привлечению
их к ответственности и возмещению нанесенного материального
ущерба.
Также, на взгляд автора, особенности проведения контрольных
мероприятий предприятий и организаций достаточно полно отражены в
методических рекомендациях по проведению таможенного контроля (в том числе
проверок финансово - хозяйственной деятельности участников ВЭД) с
использованием методов аудита (приложение к распоряжению ГТК России от
01.11.2001 № 1025-р).
Указанные методические рекомендации разработаны исходя из
положений раздела V Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК
России), раздела V Налогового кодекса Российской Федерации (НК России),
Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 25.11.96, N 48, ст.
5369), Приказа Минфина России "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского
учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и
инструкции по его применению" от 31.10.2000 N 94Н.
Для целей проведения контроля (в том числе проверок финансово -
хозяйственной деятельности) с использованием методов аудита (далее -
Проверка) контрольными органами самостоятельно, а при необходимости во
взаимодействии с другими государственными контролирующими органами
Российской Федерации осуществляется комплекс контрольно -
инспекционных мероприятий. Комплекс контрольно - инспекционных
мероприятий включает в себя документальную и фактическую
проверку обоснованности и соответствия отражения организацией
в бухгалтерском учете и отчетности хозяйственных и финансовых
операций, а именно:
- проверку документов и сведений о деятельности организации,
- имеющихся у контролирующих и правоохранительных органов;
- проверку бухгалтерских документов организации (первичных
- учетных документов, сводных учетных документов, регистров
бухгалтерского учета, данных бухгалтерской отчетности);
- проверку сведений о финансово - хозяйственной
деятельностиорганизации, полученных от третьих лиц, с которыми
организацияимеет хозяйственные связи для установления
достоверностиинформации, отраженной в первичных документах
организации, либо вслучае отсутствия у нее надлежащих первичных
документов (встречнаяпроверка);
- проверку финансовых требований и обязательств организации, а
- также другие контрольно - инспекционные мероприятия,
- предусмотренные законодательством Российской Федерации.
По результатам Проверки делается заключение о соблюдении
организацией требований законодательства, контроль за исполнением
которого возложен на правоохранительные органы Российской Федерации.
Результаты проверки незамедлительно сообщаются проверяемому лицу.
Проверка осуществляется по следующим этапам:
- планирование и подготовка;
- непосредственное проведение (при необходимости с
привлечением экспертов, специалистов);
- документирование;
- обобщение результатов, составление акта.
Планирование и подготовка проверки заключаются в проведении
информационно - аналитической работы, определении ее основных
направлений, вопросов, объема, составлении общего плана (некоторые
положения общего плана Проверки при необходимости могут быть
пересмотрены в ходе ее проведения), в разработке программы и
конкретных методов проведения Проверки, в том числе методов
аудита, характера (сплошная или выборочная), сроков по каждому
направлению работы.
Проверяющие должны знать организационно - правовую форму,
наименование, юридический и фактический адреса проверяемой
организации, ее дочерних и зависимых организаций, фамилии
руководителей, способы связи с ними, виды деятельности
организации. При необходимости направляются запросы в
территориальные налоговые инспекции, органы налоговой полиции,
учреждения банков и другие государственные органы. Проверяются
финансовые и банковские реквизиты организации, в том числе
фактическое наличие счетов и функционирование банка, другие
необходимые сведения, а также проводится анализ деятельности
организации.
При проведении Проверки проверяющие непосредственно
осуществляют контрольно - инспекционные мероприятия, в ходе
которых из нескольких источников и разными методами получают
данные, свидетельствующие о наличии признаков нарушения
организацией законодательства Российской Федерации.
Под данными, свидетельствующими о признаках преступления либо
правонарушения или их отсутствии, понимаются информация, документы,
сведения, полученные в ходе проверки как от проверяемой организации,
так и от третьих лиц (в том числе от таможенных, налоговых и других
контролирующих и правоохранительных органов), а также информация,
полученная в результате анализа таких сведений, документов, позволяющие
оценить достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности
организации и их соответствие требованиям законодательства
Российской Федерации.
Особое внимание уделяется достоверности данных, полученных от
проверяемой организации. Источниками получения таких данных могут
являться:
- первичные документы, регистры бухгалтерского учета
организации и третьих лиц;
- результаты предыдущих проверок финансово - хозяйственной
деятельности организации;
- бухгалтерская отчетность;
- результаты сопоставления различных документов организации, а также
сопоставления ее документов с документами третьих лиц;
- результаты инвентаризации имущества организации;
- другие источники в рамках действующего законодательства
Российской Федерации.
Этап документирования заключается в отражении имеющейся информации
в рабочей документации проверки (совокупность материальных
носителей информации, которую составляют сами проверяющие,
сотрудники проверяемой организации и третьи лица до начала, в ходе и
по завершении Проверки), в которой должны содержаться сведения,
необходимые для подготовки и составления акта Проверки.
Документированию подлежат основные этапы проведенной работы,
сделанные выводы и другие существенные аспекты, имеющие значение
для обобщения результатов Проверки и составления ее акта. Выводы,
сделанные проверяющими, должны быть обоснованными, содержать ссылки
на действующие нормативные правовые акты Российской Федерации.
К рабочей документации Проверки могут быть отнесены:
- планы и программы проведения Проверки;
- объяснения, пояснения, заявления организации;
- заверенные должным образом копии документов организации и третьих
лиц (в том числе документов об организационно - правовой форме и
организационной структуре организации, учредительных документов,
внешнеторговых контрактов, договоров и т.д.);
- описания организации бухгалтерского учета и отчетности
организации и третьих лиц (в том числе материалы анализа
хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета,
существенных показателей деятельности организации и третьих лиц,
копии бухгалтерской и другой финансовой документации и т.д.);
- аналитические документы проверяющих;
- переписка проверяющих с организацией и третьими лицами в связи с
проведением проверки;акты об отдельных действиях проверяющих
(инвентаризации, осмотра и т.д.).
По результатам Проверки (итогам ее определенного периода)
проверяющие оценивают достоверность (недостоверность)
бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и соответствие
(несоответствие) финансово - хозяйственной деятельности
организации требованиям законодательства Российской Федерации, контроль
за исполнением которых возложен на органы внутренних дел Российской
Федерации, делают выводы о наличии признаков правонарушения либо
преступления, дают им количественную и качественную
характеристику, делают вывод о принятии решения по материалам проверки.
При проведении документального контроля используются методы
формально - правовой проверки документов, которые заключаются в проверке
соблюдения правил составления и подлинности оформления документов.
В соответствии с требованиями Положения по ведению
бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации,
утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н,
первичные учетные документы, в том числе полученные с помощью
средств вычислительной техники, должны содержать следующие
обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы, дату
составления, наименование организации, от имени которой составлен
документ, содержание хозяйственной операции, параметры хозяйственной
операции (в натуральном и денежном выражении), наименование
должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной
операции и правильность ее оформления, личные подписи и их
расшифровки. В зависимости от характера операции, требований
нормативных правовых актов Российской Федерации, методических
указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной
информации в первичные документы могут быть включены дополнительные
реквизиты. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не
допускается. В остальные первичные документы исправления могут
вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими
эти документы, что должно быть подтверждено их подписью с указанием
даты внесения исправлений. Подлинность подписей проверяется по
образцам, находящимся в бухгалтерии, и по другим документам (заявление
о приеме на работу, трудовое соглашение и т.д.), наличие печатей,
штампов, подписей в получении ценностей и т.п. Проверяется также
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|