Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость
оборачиваемости средств организации, укрепление договорной и расчетной
дисциплины и улучшение финансового состояния. Кроме того, правильная
(рациональная) организация расчетных операций, правильность постановки их
учета предупреждают негативные последствия по этим операциям. Поэтому
аудиторской проверке подвергаются все расчетные операции организации-
заказчика – различными приемами и методами контроля.
Проверка состояния законности и целесообразности включает расчеты с
поставщиками и подрядчиками (сч. 60). Кроме того, проверке подвергаются
субсчета и аналитические счета по указанным синтетическим счетам.
При проверки расчетных операций аудитор должен учитывать особенность
организации, использующие рабочий план счетов.
Целесообразно сначала выявить наличие, соответствие данных
бухгалтерского учета и отчетности остаткам той или иной задолженности,
затем установить дату и характер ее возникновения. Законность и реальность,
а также пути своевременного погашения задолженностей и укрепления расчетно-
платежной дисциплины определяются посредством проведения фактического и
документальных форм контроля.
Источником контрольных данных для проведения аудиторских проверок
являются записи по соответствующим счетам бухгалтерского учета в учетных
регистрах и первичных документах, а также в Главной книге и отчете. Поэтому
аудитор должен установить: имеется ли в организации нормативная база
данных, которой должен пользоваться бухгалтер данного участка учета;
перечень применяемых первичных документов, порядок их возникновения,
система нумерации, заполнения всех реквизитов в первичных документах,
наличие регистрационных журналов; наличие оборотных ведомостей, состояние
аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету
расчетных операций от приема до сдачи в архив; как организован и насколько
эффективен внутрихозяйственный контроль расчетных операций; состояние
системы бухгалтерского учета расчетных операций.
Проверку состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками
рекомендуется начинать (по мере необходимости) с инвентаризации, если они
имеются к моменту проведения проверки. В процессе такой проверки необходимо
установить, нет ли пропуска сроков исковой давности по расчетам с
поставщиками и подрядчиками, реальность, причины и виновность лиц в
пропуске сроков исковой давности; тождество расчетов с банками,
вышестоящими органами, с бюджетом, внебюджетными фондами; правильность и
обоснованность списания сомнительных долгов, если таковые имеются, а также
числящихся на балансе сумм других задолженностей; достоверность
предъявленных к дебиторам претензий, подтверждаются ли претензии
договорными обязательствами, предъявлены ли иски на взыскание этих
задолженностей в судебном порядке.
Аналитическое исследование материалов инвентаризации расчетов даст
аудитору возможность сосредоточить внимание на более тщательной проверке
расчетных операций, где выявлены: отсутствие внутреннего контроля;
расхождения; неувязки; сомнительность в законности или реальности операций.
2.1. Источники информации для проверки и методы сбора аудиторских
доказательств
Источниками информации для проверки расчетов с поставщиками и
подрядчиками являются: договоры поставки продукции (выполнения работ,
оказания услуг), накладные, счета-фактуры, акты сверки расчетов, протоколы
о зачете взаимных требований, акты инвентаризации расчетов, векселя, копии
платежных документов, книга покупок, книга продаж, учетные регистры
(журналы-ордера, ведомости) по счету 60, Главная книга, бухгалтерская
отчетность, Положение об учетной политике предприятия и др.
В ходе аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками должны быть решены
следующие задачи:
- проверка правильности оформления первичных документов по прибытию
товарно-материальных ценностей и получению услуг с целью подтверждения
обоснованности возникновения кредиторской задолженности;
- подтверждение своевременности погашения и правильности отражения
бухгалтерского учета кредиторской задолженности;
- проверка правильности оформления первичных документов по поставке и
оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения
дебиторской задолженности;
- подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на
счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;
Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками предусматривает,
прежде всего, изучение договоров поставки товаров и других хозяйственных
договоров на оказанные предприятию услуги, выполненные работы. Эти договоры
должны отвечать требованиям Гражданского кодекса РФ (часть 1, главы 9 -
18). К числу важнейших требований при осуществлении сделок на поставку
товаров (работ, услуг) помимо соблюдения формы договора относятся также
полнота и своевременность исполнения сторонами обязательств вне зависимости
от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без
соблюдения установленной Гражданским кодексом РФ формы, не в полном объеме
или несвоевременно, считаются ничтожными (недействительными).
Аудитор установливает наличие договоров поставки по проведенным
сделкам, правильность их оформления, дату возникновения и причину
образования просроченной задолженности. Далее, как правило, выборочно
проверяются расчетные операции с поставщиками по данным расчетно-платежных
документов и учетных регистров по счету 60 "Расчеты с поставщиками и
подрядчиками". В состав выборки включаются поставщики, расчетные операции с
которыми осуществляются систематически, или суммы расчетов с которыми
существенны. В процессе проверки выясняется дата проведения и характер
операций, правильность применения цен по поступившим ценностям, полнота их
оприходования, обоснованность выделения НДС.
При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены
расчетные документы (неотфактурованные поставки), устанавливается, не
числятся ли эти поcтупившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути
(дебиторская задолженность). Определяется также, проводилась ли
инвентаризация и сверка расчетов, предъявлялись ли штрафные санкции к
поставщикам при нарушении договорных обязательств, обоснованность
начисленных или полученных сумм штрафных санкций. При необходимости может
быть проведена контрольная инвентаризация ценностей и расчетов, встречная
сверка документов и регистров учета на проверяемом предприятии и у
поставщиков.
Следует проконтролировать правильность корреспонденции счетов,
указанной в учетных регистрах.
Кредитовые записи по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками”
сверяют с дебетовыми записями по счетам 08 “Вложения во внеоборотные
активы”, 10 “Материалы”, 15 “Заготовление и приобретение материальных
ценностей”, 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”,
41 “Товары”, 44 “Расходы на продажу” и др.
Дебетовые записи по счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”
сверяют с кредитовыми записями по счетам 50 “Касса”, 51 “Расчетные счета” и
др.
Данные синтетического учета подтверждаются аналитическими данными.
Итоговые записи по оборотам и остаток по счету 60 "Расчеты с поставщиками и
подрядчиками" сверяются с данными Главной книги и бухгалтерским балансом.
Полнота оприходования поступивших от поставщиков товарно-материальных
ценностей, обоснованность возмещения по ним НДС контролируется с помощью
таких приемов, как прослеживание, сопоставление и др.
На основе изучения данных первичных документов и регистров
аналитического учета аудитор должен установить, погашается ли задолженность
поставщикам и подрядчикам в пределах сроков, указанных в договорах, выявить
случаи просроченной кредиторской задолженности и проверить обоснованность
списания такой задолженности на счет 91-1 “Прочие доходы”. Должно быть
проверено, не списываются ли с кредита счета 60 “Расчеты с поставщиками и
подрядчиками” в затраты на производство суммы, не относящиеся к
производственной деятельности предприятия.
Обнаруженные в ходе аудита ошибки и нарушения аудиторы регистрируют в
рабочей документации и определяют их количественное влияние на показатели
бухгалтерской отчетности.
Наиболее распространенные методы получения аудиторских доказательств,
применяемые на конкретных участках аудита:
1) проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) заключается в
проверке арифметической точности источников документов и бухгалтерских
записей и в выполнении независимых подсчетов.
Как правило, пересчет осуществляется выборочно. При проведении
аудиторской выборки аудиторская организация обязана следовать установленным
правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка»
требованиям.
ООО «Провиант-Опт» ведет бухгалтерский учет с применением
компьютерных средств, аудиторская организация может осуществлять проверку
расчетов, применяя ПК.
2) инвентаризация расчетов - прием, который позволяет получить точную
информацию о наличии имущества предприятия и ориентировочную информацию о
его состоянии.
До начала проведения инвентаризации расчето в ООО «Провиант-Опт»
аудиторская организация обязана:
• выяснить, как часто проводилась инвентаризация расчетов и финансовых
обязательств;
• проверить бухгалтерскую документацию по ранее проводившимся в ООО
«Провиант-Опт» инвентаризациям;
• ознакомиться с номенклатурой и объемами товарно-материальных
ценностей;
• проанализировать систему учета товарно-материальных ценностей и
систему контроля ООО «Провиант-Опт», выявить слабые и сильные стороны таких
систем;
• обратить внимание на задолженность с истекшим сроком исковой
давности.
3) проверка соблюдения правил учета отдельных
хозяйственных
операции позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за
учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, проверка правильности
составления кореспонденции счетов;
Полученная информация считается достоверной только в том случае, если
она получена непосредственно в момент исследования этих операций.
4) подтверждение - получение информации о реальности остатков в кассе
путем снятия остатков денежных средств и сверка с кассовой книгой, счетов
расчетов по актам сверки взаиморасчетов, счетов дебиторской и кредиторской
задолженности аудиторская организация должна получить подтверждение в
письменной форме, в том числе в кредитной организации, в которых открыты
банковские счета.
Запросы на подтверждение рекомендуется готовить в виде документа от
имени руководства ООО «Провиант-Опт» в адрес независимой (третьей) стороны.
В них должно содержаться требование предоставить необходимую информацию
непосредственно аудиторской организации.
При необходимости аудиторская организация может самостоятельно
установить непосредственный контакт с независимой (третьей) стороной,
которой был направлен запрос на подтверждение.
Аудиторская организация, получив от независимой (третьей) стороны
информацию, которая расходится с учетными данными ООО «Провиант-Опт»,
должна применить дополнительные аудиторские процедуры для выяснения причин
расхождения.
5) устный опрос персонала, руководства ООО «Провиант-Опт» и
независимой (третьей) стороны может проводиться на всех этапах аудиторской
проверки.
Результаты устных опросов записываются в виде протокола или краткого
конспекта, в котором обязательно указываются фамилия аудитора, проводившего
опрос, а также фамилия, имя, отчество опрошенного лица.
Для проведения типовых опросов аудиторская организация готовит бланки
с перечнями вопросов. На этих бланках отмечаются ответы опрошенных лиц.
Письменная информация по итогам устных опросов приобщается аудиторской
организацией к другим рабочим документам аудиторской проверки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|