Проверяющий должен дать четкие ответы на конкретно поставленные вопросы:
определить документальную обоснованность суммы предъявленного иска,
выяснить круг должностных лиц, ответственных за сохранность товарно-
материальных ценностей и денежных средств, ставших объектом хищений.
Подлежит также установлению круг должностных ли по действующему
законодательству были обязаны обеспечить выполнение требований
бухгалтерского учета и контроля, несоблюдение которых явилось одной из
причин вскрытых злоупотреблений.
Аудит бухгалтерской отчетности заключается в выражении достоверности
такой отчетности. Он осуществляется в рамках предпринимательской
деятельности на основе договора между аудиторской организацией и клиентом.
Аудит проводится независимым экспертом, предполагает равноправные отношения
сторон, сотрудничество между ними. Он направлен на выявление причин
искажения бухгалтерской отчетности, факторов, ухудшающих финансовое
положение предприятия. По результатам проверки формулируется аудиторское
заключение и рекомендации для клиента, обеспечивается конфиденциальность
информации.
Несмотря на существенные различия между аудитом бухгалтерской
отчетности и ревизией целый ряд ревизорских методов, приемов, подходов к
проверке рационально используется в аудите. В свою очередь, аудитор может
быть привлечен по поручению государственного органа в эксперта-бухгалтера
для проведения ревизии или экспертизы. При этом он как
высококвалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и
контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как несет
ответственность за обоснованность своих выводов.
Деятельность аудиторов, как правило, не ограничивается только
проверкой бухгалтерской отчетности предприятия, но и предполагает оказание
своим клиентам на договорной основе различных дополнительных услуг.
Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"
определяет
аудиторскую деятельность как предпринимательскую деятельность
по
независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской)
отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою
деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные
аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.
Под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание следующих услуг:
- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета,
составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское
консультирование;
- налоговое консультирование;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и
индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое
консультирование;
- управленческое консультирование, в том числе связанное с
реструктуризацией организаций;
- правовое консультирование, а также представительство в судебных и
налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
- автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных
технологий;
- оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных
комплексов, а также предпринимательских рисков;
- разработка и анализ инвестиционных проектов, составление
бизнес-планов;
- проведение маркетинговых исследований;
- проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в
области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их
результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
- обучение в установленном законодательством Российской Федерации
порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
- оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
При оказании сопутствующих аудиту услуг аудиторская организация
должна действовать в соответствии с заданием, согласованным с заказчиком,
планировать и документировать выполняемые работы. Если для выполнения
части задания привлекаются сторонние организации или сотрудники, то должны
быть четко разграничены их обязанности и ответственность. По итогам
проведенных работ должен быть подготовлен документ, отражающий результаты и
выводы аудиторской организации. Если аудиторская организация систематически
оказывает сопутствующие услуги, то должна быть организована система
контроля качества этих услуг, подготовлены и применяться типовые формы
отчетности по ним.
Таким образом, понятие "аудиторская деятельность" шире понятия "аудит
бухгалтерской отчетности" и помимо него включает сопутствующие аудиту
услуги.
В нашей стране Кодекс профессиональной этики аудиторов сформулирован и
утвержден на общем собрании Аудиторской палаты России в 1996 г. Он основан
на международных этических нормах, разработанных Международной федерацией
бухгалтеров. В Кодексе обобщены этические нормы профессионального поведения
независимых аудиторов, определены нравственные, моральные ценности, которые
утверждает в своей среде аудиторское сообщество: независимость, честность,
объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность,
профессиональное поведение.
При оказании аудиторских услуг аудитору необходимо соблюдать
профессиональную компетентность. Принимая обязательство оказать
определенные профессиональные услуги, аудитор должен быть уверен и своей
компетентности в данной области, обладать достаточным объемом знаний и
навыков, чтобы добросовестно выполнить обязательства, гарантировать клиенту
аудиторские услуги, основанные на современных методиках и учитывающие
положения всех, в том числе новейших нормативных актов. Для этого аудитору
следует постоянно обновлять свои знания в области бухгалтерского учета,
налогообложения, финансовой деятельности, законодательства и других
вопросах.
Аудитор обязан неукоснительно соблюдать налоговое законодательство
во всех аспектах. При оказании профессиональных услуг по налогообложению
аудиторы руководствуются интересами клиента. Однако он не должен
способствовать фальсификации с целью уклонения клиента от уплаты налогов и
обмана налоговой службы. Обо всех выявленных в ходе проверки ошибках в
расчетах и уплате налогов аудиторам следует проинформировать администрацию
экономического субъекта. Рекомендации и советы по налогообложению аудиторы
обязаны представлять клиенту только в письменном виде. При этом они должны
стремиться не обнадеживать клиента в том, что его рекомендации исключат
любые проблемы с налоговыми органами, а также предупредить, что
ответственность за составление и содержание налоговой отчетности лежит на
самом клиенте.
Соблюдение указанных этических норм профессионального поведения
гарантируется высокими моральными качествами и профессиональной
ответственностью аудиторов, объективной необходимостью поддерживать в
общественном мнении уважение и доверие к профессии аудитора. Нарушители
норм профессиональной этики проявляют неуважение ко всему аудиторскому
сообществу, наносят ему моральный и материальный ущерб.
1. Внешний аудит и его значение
Внешний аудит проводиться на договорной основе внешними аудиторскими
фирмами или индивидуальными аудиторами с целью установления состояния
финансово-хозяйственной деятельности объективной оценки достоверности
финансовой отчетности проверяемого экономического субъекта.
Внешний аудит в Российской Федерации с точки зрения направлений
аудиторской деятельности и отраслевых особенностей подразделяется на общий
аудит, страховой аудит, аудит банков, аудит бирж, внебюджетных фондов и
инвестиционных институтов и осуществляется в соответствии с Федеральным
законом от 07 августа 2001г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с
изменениями от 14 декабря, 30 декабря 2001г.) Принят Государственной Думой
13 июля 2001года, Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года, другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению
аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Федеральным законом.
Внешний аудит не подменяет государственного контроля достоверности
финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с
законодательством Российской Федерации уполномоченными органами
государственной власти.
Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности,
могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые
не должны противоречить настоящему Федеральному закону и иным федеральным
законом. Также регулироваться правилами (стандартами) аудиторской
деятельности это единые требования к порядку осуществления аудиторской
деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему
услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации,
которые подразделяются на:
- федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
- внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие
в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты)
аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
(в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ).
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются
обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а
также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых
указано, что они имеют рекомендательный характер.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются
Правительством Российской Федерации.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать
собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут
противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности
аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже
требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и
внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального
аудиторского объединения, членами которого они являются (п. 6 в ред.
Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ).
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с
требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе
самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением
планирования и документирования аудита, составления рабочей документации
аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с
федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Отличительной особенностью внешнего аудита является также то, что
аудиторы, проводящие проверку, не имеют на проверяемом экономическом
субъекте никаких интересов — не являются учредителями, собственниками,
акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого
экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение требований
к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также не состоят в родстве
(родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери) с руководством
организации и не связаны с ним служебными отношениями.
Внешняя аудиторская проверка не может проводиться аудиторскими фирмами
в отношении экономических проверяемых субъектов, которые являются их
учредителями, филиалами, представителями, а также оказывающими данному
экономическому субъекту услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского
учета и составлению финансовой отчетности.
Сокрытие указанных обстоятельств может стать основанием для
аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
Внешний аудит также может быть проведен согласно договору с целью
разработки различного рода рекомендаций по улучшению постановки
бухгалтерского учета, оптимизации финансов, налогооблагаемых баз,
организации и управления деятельностью проверяемого субъекта и его
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|