чет интересов потребителей, мнений различных общественных, политических, религиозных, национальных, социальных, возрастных и иных групп населения при соблюдении общественных интересов;обеспечение объективности освещения происходящих процессов, разнообразия тематики распространяемой массовой информации путем передачи официальных сообщений, информационных, образовательных, религиозных, культурно-просветительских, развлекательных и спортивных программ, программ для детей и юношества, трансляции художественных фильмов и иных программ;создание необходимых условий для формирования высоких нравственных и моральных устоев в обществе, сохранения национальной культуры, обеспечения духовного и эстетического развития, сохранения и распространения отечественных культурных ценностей;содействие формированию правового государства, его институтов, уважения к законам, правам, свободам и законным интересам гражданина и человека, а также становлению мира и социального согласия в Российской Федерации;недопустимость использования телевидения в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, для распространения призывов к насильственному изменению конституционного строя, целостности государства и захвату власти, незаконному роспуску конституционных органов власти или приостановлению их деятельности, а также для разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны;право граждан на участие в обсуждении вопросов общественной жизни, на получение полной информации;свобода и независимость в пределах законодательства, недопустимость цензуры и монополии; свобода вещания несовместима со вседозволенностью телерадиожурналистов, навязыванием ими своего мнения аудитории, односторонним освещением событий, оскорблением или унижением телезрителей.Влиять на нравственный, духовный и эстетический уровень телепрограмм и самих работников ТВ должны Попечительские советы. Так что с принятием нового Закона должны уйти в прошлое те проявления "беспредела в эфире", о которых упоминалось во введении к настоящему учебнику - эксплуатация низменных инстинктов, смакование насилия.1 января 1993 г. на ранее свободном шестом частотном канале в Москве появились передачи телекомпании "ТВ-6 Москва".10 октября 1993 г. вышел в эфир канал НТВ. Его создатели предложили зрителям разные варианты расшифровки первой буквы: "негосударственное", "новое", "наше", "независимое". "Наше" вызывало нежелательные ассоциации с почти одноименной ура-патриотической программой А. Невзорова, о "независимости" говорить также не приходится: НТВ принадлежит медиа-магнату В. Гусинскому, аналитическая программа "Итоги" отражает его интересы. Тем не менее, информационные программы НТВ ("Сегодня"), куда перешли лучшие журналисты государственных каналов, с самого начала стали задавать высокие стандарты в этой важнейшей сфере вещания.С 1 апреля 1995 г. первый канал передан от "Останкина" новой структуре - акционерному обществу закрытого типа ОРТ, что расшифровывается как "общественное Российское ТВ". На дециметровых, менее доступных владельцам старых телеприемников каналах стали выходить программы компаний "Рен-ТВ" (получил название по имени основательницы Ирены Лесневской, выпускницы журфака МГУ), ТНТ, М-1, СТС, ("сеть телевизионных станций"), по кабелю ведутся передачи "Столица" и др. На третьем метровом канале формируется программа компании "ТВ-центр", имеющая перспективу распространения далеко за пределы столичного региона. Пятый канал (прежде санкт-петербургский) в 1997 г. отдан новому структурному подразделению Российской гостелерадиокомпании, получившему название "Культура". В соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 1998 г. созданы государственный медиа-холдинг на базе РТР, "РИА-новости" и 88 региональных государственных телекомпаний и технических телецентров. Таким образом, вновь выстраивается управленческая вертикаль "центр-регионы" в сфере ТВ, необдуманно разрушенная после распада СССР.За короткий срок отечественное телевидение проделало гигантский путь преобразований: вырвалось из-под диктата большевистской доктрины, одновременно покончив с таким позорным явлением, как государственная политическая цензура; перестало быть партийно-государственной монополией, опробовав почти все формы собственности (акционерную, частную и проч.); произошло разделение телекомпаний на программо-производителей (продюсерские фирмы) и вещателей (появились даже посредники между первыми и вторыми - дистрибьюторы); в результате возник рынок программ - конкуренция в этой области должна способствовать насыщению рынка зрительских интересов. Если все классификационное "разнообразие" советского телевидения сводилось к делению на центральное и местное вещание, то к середине 90-х годов российское ТВ требовало значительно более сложной классификации:1. По способу трансляции:эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);спутниковое (например, "Космос-ТВ" - совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце 1996 г. открыли 4 телеканала НТВ плюс);кабельное (компания "КТВ-1", кабельные сети в городах России).2. По типу деятельности:вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, среди которых иногда встречаются компании, лишь ретранслирующие другие станции, - та же "Космос-ТВ", но в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);программопроизводящие (продюсерские фирмы);дистрибьюторы.3. По охвату аудитории: - общероссийские;региональные ("Юг России");местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).4. По форме собственности:государственные;негосударственные, среди которых все разнообразие дозволенных законом форм собственности: частные, акционерные общества открытого и закрытого типа, общества с ограниченной ответственностью, товарищества с ограниченной ответственностью.Можно встретить и другие названия: корпорация ("Видеофильм"), киноассоциация (DIXI - создатель знаменитой программы "Куклы" на НТВ), продюсерский центр ("Московский стиль" - производство программ "Момент истины", "Маски-шоу"; "Джентльмен-шоу"), концерн ("Красная площадь" - основатель, продюсер и директор Валерий Комиссаров, программы "Мужские и женские истории", "Моя семья"), независимая телестудия;смешанные компании с участием зарубежных инвесторов.Дальнейшее развитие "экономического плюрализма" ведет к подлинной многопрограммности. В Москве, кроме шестиметровых каналов, повсеместно принимают еще один-два кабельных, четыре-пять в дециметровом диапазоне. Кроме того, можно подписаться на просмотр (без установки "тарелки" - антенны спутникового телевидения) пакета программ из 9 или 16 зарубежных каналов, среди которых английская Би-би-си, французская ТВ 5, германская ПРО 7, американский Суперчэнел, Евро-спорт, Евроньюз, Си-эн-эн, МТБ и др.Что же касается владельцев спутниковых антенн, то специалисты утверждают, что в Москве и ее окрестностях можно принимать более ста телеканалов. Спутники Intersat транслируют 5 телепрограмм Италии, 4 - Норвегии, 3 - Англии. Спутники Astra позволяют принимать 9 программ телевидения Германии, Англии, США.9 турецких телеканалов транслирует спутник Turksat. После запуска принципиально нового спутника Hot Bird (Жар-Птица) в Москве можно принимать при помощи "тарелки" диаметром всего 90 см 16 телеканалов со всего света.Таким образом, мировидение становится реальностью, и российская телеаудитория постепенно приобщается к общемировому информационному телеобмену. А это, в свою очередь, влечет за собой дифференциацию, профилирование российских телевизионных каналов:по тематическому признаку - пример: спутниковые каналы НТВ плюс ("Наше кино" - отечественный кинематограф, "Мир кино" - зарубежные фильмы, круглосуточная спортивная и музыкальная программы);по аудиторному (адресному) признаку - для детей, молодежи, женщин, пенсионеров и т.д.; безусловный лидер среди молодежной аудитории - "ТВ-6";по учредителю - это может быть "мэрский" или "президентский" канал, канал творческих союзов;по национальному признаку - республиканская программа, программа для национальных групп населения, проживающих вне территории своих национальных образований;по территориальному признаку - общегосударственная и местная программы, межгосударственная (телерадиокомпания "Мир") и объединенная региональная (Средняя Волга, Западная Сибирь и т.д.);наконец, по источнику финансирования:государственный (бюджетный) телеканал;платный - функционирующий за счет абонентной платы телезрителей, либо подписной по аналогии с печатной периодикой;общественный - существующий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц;коммерческий - самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы;арендный - политическая партия, общественная организация, частное лицо или продюсерская телефирма арендует время у вещательной организации.Рассмотрим теперь более подробно некоторые характеристики ведущих российских телекомпаний и телесетей. Большинство местных вещателей, особенно в малых городах, работают не в "автономном" режиме, а являются членами ассоциаций (телесетей) - к этому побуждают выгоды совместной рекламной деятельности, дефицит качественных программ, преимущество кооперации при закупке фильмов.Итак, ОРТ - закрытое акционерное общество, 51% акций которого принадлежит государству, а остальные распределены между крупными коммерческими структурами России. Число штатных сотрудников - 1300 человек. ОРТ имеет 31 корпункт на территории России и 42 за ее пределами. Программы доступны почти 99% населения нашей страны и, кроме того, через спутниковую систему "Москва-глобальная" - жителям всех континентов Земли, за исключением Антарктиды. Территория России разделена на 5 вещательных зон, для каждой из которых передается свой аналог московской программы, - со сдвигом по времени. Собственными силами ОРТ производит новости, аналитическую еженедельную программу и отдельные передачи (например, новогодние шоу, ролики социальной рекламы "Русский проект" и др.). Другие программы приобретаются у продюсерских компаний ВиД, АТВ, "Класс" и многих более мелких телепроизводителей. Главным критерием при закупке служит ожидаемый высокий рейтинг и прибыль от рекламы (которая приносит ОРТ 35 тыс. долларов за минуту в прайм-тайм) - что приводит к преимущественному наличию на канале развлекательных, игровых передач, сериалов. Тем не менее, традиционно сохраняются программы публицистические, познавательные: "Час пик", "Тема", "Чтобы помнили... ", "Загадки истории", "Человек и закон", "Взгляд", "Пока все дома", детские передачи.Основу программы второго канала - РТР - составляют информационные, общественно-политические, музыкально-развлекательные программы, но, по причине крайне скудного государственного финансирования, РТР вынуждено также встать на путь коммерции, что приводит к "вымыванию" серьезных программ из вещательной сетки. Как и ОРТ, Российское ТВ охватывает практически всю территорию страны, с разделением на 5 вещательных зон.Потенциальная аудитория программ "ТВ-6 Москва" превышает 90 млн. человек - программы распространяются в 370 городах России, стран СНГ и Балтии. Примерно половина программ - собственного производства. Сделана ставка на молодежную аудиторию. Наиболее популярны "Я сама", "Обозреватель", "Акулы пера", "Профессия", "Кинескоп", "Сделай шаг", "Скандалы недели", "Знак качества", "Те, кто". С 1998 г. стали выходить информационные программы, производимые компанией ТСН, а с октября 1999 г. - собственные теленовости.Также 90 млн. человек могут смотреть программы "НТВ". Кроме того, компания реализует планы создания платных спутниковых каналов, расширения сети корпунктов. "Фирменными" являются информационные программы. "НТВ-холдингу" принадлежит сеть ТНТ ("Твое новое телевидение").НВС (независимая вещательная система) образовалась в 1993 г. и объединяет 62 телестанции России, охватывающие вещанием 95 городов. "Головной" считается московская телекомпания "Рен-ТВ".В 1996 г. в мировом телеэфире появился "Всемирный русский канал", работающий на русскоязычную аудиторию всех континентов. Обзоры событий и проблем, произведения русской культуры и искусства составляли основу 12-часового вещания. Заявлено о широком использовании продукции региональных телекомпаний. Их программы должны знакомить мир с традициями, нравами, обычаями, повседневной жизнью разных уголков России. Создатели канала сразу же отказались от таких фильмов и передач, которые могли бы "нанести ущерб духовно-нравственному здоровью нации". Декларируется "возвращение к истокам русской народности, русской идее, русскому космизму", связь с именами русских подвижников "от Рублева и Аввакума до академика Сахарова". Однако ВРК с этой программой не справился и был лишен лицензии на вещание.Еще одна общероссийская спутниковая телесеть называется "Прометей-АСТ". Наполнение - информация, публицистика, концерты, спорт, кино.Сеть телевизионных станций СТС - самая молодая. Поскольку она учреждена совместно с американской телекомпанией, значительное место в эфире занимают американские передачи и фильмы, а техническое оборудование по качеству и удобству, по степени автоматизации превосходит все имевшееся до сих пор в России. Планируется строительство телецентра для съемки российских сериалов и ток-шоу. Сетевые договоры подписали около 100 телекомпаний, отношения с которыми строятся на основе взаимовыгодного партнерства: из 10 минут, отведенных под рекламу из каждого часа вещания, 7 заполняются центральной сетевой рекламой, а 3 отдаются местной рекламе. Запись и передача программ ведется на цифровом оборудовании, робот с механической "лапой" сам меняет кассеты в соответствии с заложенной программой - расписанием передач для 4 зон.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41
|