p align="left">Нештатный пресс-центр не обеспечивал в полной мере формирования устойчивого позитивного общественного мнения об органах внутренних дел. В 1992 году руководство МВД стало серьезно рассматривать вопрос о создании целого штата, который бы регулировал взаимодействие милиции со средствами массовой информации. Именно с этой целью в 1993 году в составе Службы организации управления был создан подотдел по взаимодействию со СМИ, позже переименованный в отдел информации и общественных связей. Первым руководителем подразделения был В. П. Куранов. Сотрудникам отдела удалось установить контакты с российскими и зарубежными журналистами, редакциями, творческими и общественными объединениями. Они стали оказывать необходимую методическую и организационную помощь в работе над материалами о деятельности органов внутренних дел, проводить информационно-аналитическую работу, при необходимости готовить опровержение недостоверной информации. В этом же году во всех службах ГУВД и городских районах образованы нештатные пресс-группы. При Управлении охраны общественного порядка ГУВД края практически на штатной основе была создана пресс-группа под руководством опытного милицейского журналиста С. Д. Рассказова. На штатной основе работают пресс-группы Управлений ведомственной охраны и ГИБДД, Штатные должности инспекторов по взаимодействию со СМИ введены во всех органах внутренних дел г. Красноярска, а также в УВД городов Норильска, Канска, Минусинска, Ачинска, Шарыпово, Лесосибирска. Сотрудниками отдела информации и общественных связей наработан опыт подготовки собственных документальных фильмов о деятельности Красноярской милиции. В 1996 году в штате ГУВД была введена должность режиссера. В этом же году состоялась первая попытка создания собственных видеофильмов. Попытка оказалась успешной - на краевом телевидении вышло два фильма «Синдром стеклореза». Со следующего года по указанию начальника ГУВД созданию видеофильмов стало уделяться еще большее внимание. Пресс-службой было подготовлено около 10 фильмов: «Рысь выходит на тропу», «Выстрел, оплаченный кровью», «Четыре красных гвоздики» и многие другие. Фильмы представлялись на Всероссийский конкурс «Общество и правопорядок». С 1997 по 2001 годы в эфир выходила собственная передача ГУВД «Милицейский объектив». Идейным организатором и создателем ее была Н. И. Иванова, работающая когда-то над тележурналом «02». В течение года сотрудниками ОВД совместно с журналистами готовится около 12 тысяч материалов на правоохранительную тематику, проводится более 70 пресс-конференций и брифингов, «круглых столов», «прямых линий», теле-радио-эфиров. При активном участии сотрудников милиции выходит газета «Юридические диалоги», в эфире краевого телевидения готовятся передачи «Закон и диалог», «Родительский час» и другие. С 1999 по 2002 годы сотрудники отдела информации и общественных связей четырежды выезжали в командировки в Чеченскую республику для освещения работы красноярских милиционеров. По результатам поездки создано два документальных видеофильма. С 2003 года сотрудникам отдела информации и общественных связей пришлось осваивать новое направление в работе - связи с общественными организациями. Активное взаимодействие в этом направлении ведется с прокуратурой, управлением юстиции, епархией, комитетом по делам национальностей и религий администрации края, политическими партиями и общественными организациями. Архивы ГУВД Красноярского края Поскольку большое количество документации и информации в милиции носят гриф секретности и не допускают разглашения, то для успешной работы в пресс-службе силовых структур требуется детальное знание нормативно-правовых актов, регламентирующих указанные отношения. Данные нормативные акты хранятся в архивах пресс-службы и инспекторы по СМИ регулярно к ним обращаются. Сотруднику пресс-службы УВД необходимо знать следующие нормативно-правовые акты: 1. Федеральный Закон от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации». 2. Федеральный Закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». 3. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях». 4. Федеральный Закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». 5. Федеральный Закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». 6. Закон Красноярского края от 15.12.2003 № 8-1592 «О выборах депутатов законодательного собрания Красноярского края». 7. Федеральный Закон от 28.12.2004 № 176-ФЗ «О ратификации договора о сотрудничестве государств-участников содружества независимых государств в борьбе с терроризмом». 8. Федеральный Закон от 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом». 9. Федеральный Закон от 28.06.2004 № 88-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». 10. Федеральный Закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Большим недостатком в работе пресс-службы милиции является отсутствие правовой программы. В отделе существует специальная папка, где хранятся указанные выше нормативно-правовые акты, но их, на наш взгляд, необходимо обобщить в специальный документ, где будут прописаны именно те статьи, которые имеют отношение к пресс-службе УВД непосредственно и регламентируют деятельность именно сотрудников информационно-аналитического отдела. Также дипломант считает, что необходимо регулярно проводить проверку на знание инспекторами по взаимодействию со СМИ указанных выше нормативных актов с помощью семинаров по правовой подготовке. В последние несколько лет, когда страну захватила волна террористических актов, милиция ведет активную работу по борьбе с экстремистской деятельностью, в том числе и работники информационно-аналитического отдела: В соответствии со ст. 5 Федерального Закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. На основании ст. 8 указанного закона запрещено осуществление средством массовой информации экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству. В соответствии со ст. 16 закона при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности. Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения. Об указанной ответственности организаторы массовой акции до ее проведения предупреждаются в письменной форме органами внутренних дел Российской Федерации», а также «при проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов. Как сказано в ст. 13 указанного закона, материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, не подлежат распространению на территории Российской Федерации. Лица, виновные в незаконных изготовлении, распространении и хранении в целях дальнейшего распространения указанных материалов, привлекаются к административной либо уголовной ответственности. Федеральный Закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Таким образом, необходимость информирования населения о задачах и результатах деятельности органов внутренних дел, фактах появления сотрудниками мужества и героизма, задержании преступников и т. д. появилась еще в начале 20-х годов XX века. В 90-е годы, когда перестала существовать цензура, появилась особая необходимость в создании штатного пресс-центра, который бы в полной мере регулировал взаимодействие милиции со средствами массовой информации. Именно с этой целью в 1993 году был создан отдел информации и общественных связей. Деятельность пресс-службы УВД города регламентируется большим количеством нормативно-правовых актов. Но большим недостатком является отсутствие специальной правовой программы, составленной именно для инспекторов пресс-службы УВД. Также инспекторы по взаимодействию со СМИ нуждаются в проведении семинаров по правовой подготовке. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРЕСС-СЛУЖБЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ г. КРАСНОЯРСКА 2.2. Структура и основные направления работы пресс-службы УВД города В управлении внутренних дел г. Красноярска несут службу около 500 сотрудников. В прямом подчинении УВД города находятся 7 РУВД (районных управлений внутренних дел) и 4 строевых подразделения УВД: ПОЛК ППСМ (полк патрульно-постовой службы), ОБ ДПС ГИБДД (отдельный батальон дорожно - постовой службы государственной инспекции безопасности дорожного движения), ОБКСМ (отдельный батальон конвойной службы милиции), ОБММ (отдельный батальон муниципальной милиции). В каждом РУВД имеется инспектор по взаимодействию со СМИ и два инспектора по пропаганде. Непосредственно в самой пресс-службе УВД города работает 2 сотрудника (старший инспектор и инспектор по взаимодействию со СМИ). В ГУВД Красноярского края иная ситуация. Там есть начальник пресс-службы ГУВД и 8 сотрудников, каждый из которых выполняет четко свои обязанности (инспекторы не взаимозаменяемы, как это происходит в УВД). В УВД города и РУВД нет разделения обязанностей и мало сотрудников, поэтому инспектор по взаимодействию со СМИ выполняет полностью все аспекты деятельности специалиста по связям с общественностью. В милиции существует очень четкая иерархическая система подчинения. Доступ к начальнику УВД города имеют только его заместители. Остальные милиционеры контактируют с начальником УВД исключительно через своих начальников. Система же подчинения инспекторов по СМИ вышестоящему руководству является неоднозначной. Это можно увидеть в приведенной ниже схеме. Рисунок 1 - Схема подчинения инспекторов по взаимодействию со СМИ вышестоящему руководству подчинения инспекторов по взаимодействию со СМИ вышестоящему То есть, с одной стороны, инспекторы по СМИ УВД города подчинены начальнику пресс-службы ГУВД, а с другой стороны, они подчинены руководителям УВД города. ГУВД контролирует работу по изучению мнения населения о правоохранительных органах, которая ведется в УВД города. В ГУВД отсылаются из УВД города справки и обзоры, связанные с этой проблемой. Также в УВД края предоставляется информация в виде отчетов, справок и обзоров о количестве упоминаний в СМИ УВД города и информация о том, были эти материалы положительными, отрицательными или критическими. Кроме этого ГУВД осуществляет контроль за проведением встреч сотрудников пресс-службы УВД города с лидерами различных общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и т. д. Инспектор пресс-службы УВД регулярно проводит встречи с лидерами данных объединений, сообщает им их права и обязанности и отвечает на интересующие их вопросы. Начальник и заместитель начальника информационно-аналитического отдела УВД города также следит за своевременностью, правильностью составления и сдачи справок, отчетов, обзоров. Начальник штаба УВД города контролирует организацию пресс-службой всех мероприятий с участием как УВД города в целом, так и его представителей (профессиональные праздники, брифинги, пресс-конференции, прямые линии на радио), ответы на письма граждан, посылаемые в УВД. Также каждое утро старший инспектор по СМИ после прочтения свежей прессы относит данные материалы с пометками сначала начальнику штаба, а затем особенно важные публикации начальнику УВД города. Такая сложная система подчинения приносит определенные сложности работникам пресс-службы. Но ее преимуществом является открытость дверей всех начальников для инспекторов по СМИ в любое время, что особенно необходимо в критических ситуациях. То есть, чтобы срочно добиться личной встречи с начальником УВД Красноярска, когда необходимы комментарии для СМИ по какому-либо вопросу, работнику пресс-службы не надо предварительно идти к руководителю информационно-аналитического отдела или к начальнику штаба. Основные виды деятельности, которые осуществляет сотрудник пресс-службы УВД города Красноярска: 1. Мониторинг печатных изданий, материалов, вышедших на радио и телевидении. Работа с критическими материалами. Доклад руководству. Проведение служебной проверки по указанным материалам силами УВД города. Подготовка ответа в СМИ. Ежедневно работа инспектора по СМИ в УВД города начинается с изучения материалов газет, распространяемых для широкой аудитории в данный день, а также с просмотра видеозаписей телевизионных новостей и аналитических передач. Все материалы, где хоть как-то упоминаются ОВД города, инспектору необходимо разделить на следующие группы: положительный отзыв, негатив, критика, скрытая критика. Такие материалы затем необходимо отнести на просмотр к начальнику штаба УВД города и к начальнику УВД города. Если материал в СМИ не является положительным отзывом, то инспектор по СМИ пишет рапорт о проверке подразделения ОВД, которое упоминается в негативном свете. После проведения проверки в пресс-службу из РОВД приходит отчет о проверке. По данному отчету УВД готовит и отсылает в СМИ ответ, в котором сообщает о проведении служебной проверки и наказании работников ОВД.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|