p align="left">Наиболее известна деятельность мэра Нью-Йорка Фьорелло Ла Гуардиа, который сразу после победы на выборах в 1933 г. объявил, что уничтожит мафию в своем городе. Чтобы не оказаться голословным, он, лично предводительствуя группой активистов и репортеров, разгромил несколько игорных домов. Этим он показал, что намерен исполнить свое обещание, после чего предпринял более серьезные шаги: занялся реформированием полицейских структур Нью-Йорка, провел «чистку» в администрации города, выгнав наиболее коррумпированных чиновников, и назначил на ключевые должности несколько деятелей, которые также готовы были на все, чтобы уничтожить разгул гангстеризма. Ла Гуардиа вошел в историю, как честный, порядочный политик и активный борец с преступностью. Его деятельность (надлежащим образом освещаемая в прессе) вызвала одобрение и поддержку населения. Также были события, связанные с выборами мэра Чикаго в 1929 г., когда представители администрации сумели нанести удар мафии на «ее» же территории - в городском управлении, которое сплошь состояло из коррумпированных чиновников. Накануне выборов мэра Чикаго в 1929 г. бесспорным лидером был действующий мэр Г. Томпсон - ставленник Аля Капоне. Однако федеральный прокурор Джонсон буквально за три дня до выборов обнародовал результаты расследования о коррупции в городском управлении, что не могло не привлечь внимания прессы и общественности; журналисты не только опубликовали предоставленные цифры, но и не постеснялись упомянуть влиятельных представителей администрации, включая мэра. В результате многие чиновники, находившиеся на жаловании у мафии, лишились работы, а мэром стал малоизвестный чешский эмигрант Д. Чермак. Еще дальше в политике развенчания ореола таинственности, неуязвимости, «круговой поруки» мафии пошли силовые структуры США. Они нередко привлекали к своей деятельности прессу и общественность. Эта политика была принципиально новой и непривычной: до сих пор в интересах расследования предпочиталось не обнародовать какие-либо факты о преступлениях, преступниках и ходе следствия. В течение многих лет официально даже отрицалось существование организованной преступности в США. Тем не менее, новая информационная политика принесла ощутимые плоды и убедила власти и спецслужбы в правильности сделанного ими выбора. Так, например, знаменитый специальный агент ФБР Элиот Несс, соблюдая все правила секретности и конспирации при проведении расследования и осуществлении операций, постоянно привлекал внимание прессы и общественности к достигнутым результатам - перехвату караванов нелегального спиртного, аресту тех или иных видных гангстеров. Когда Несу, наконец, удалось арестовать и добиться осуждения самого Аля Капоне (1931 г.), он и его коллеги привлекли к процессу внимание самых известных американских СМИ - газет «New York Times», «Sun», «Newsweek», «Washington Post», «Wall-street Journal», «Chronicle» и др., информационных агентств «Associated Press» и «United Press International», радиостанций «ABC», «NBC» и «CBS», которым дали право вести репортажи прямо из зала суда. Несс, привлекая внимание прессы и общественности к суду над Капоне и другими гангстерами, решил одновременно две задачи. Во-первых, он сумел довести до граждан информацию о том, что «король преступного мира» арестован и предстал перед судом - следовательно, имиджу неуязвимости мафии был нанесен серьезный удар. Во-вторых, столь пристальное внимание к процессу над Капоне делало практически невозможным «замятие» дела: любые попытки подкупа и угроз в данном случае были бы слишком очевидны, - судьи, присяжные и другие участники процесса не посмели бы на них пойти. В результате главный гангстер Чикаго не сумел добиться оправдания: он был осужден к 11 годам лишения свободы и крупному штрафу. Ту же политику привлечения прессы и общественности проводил другой известный борец с преступностью - специальный прокурор штата Нью-Йорк Томас Э. Дьюи, возглавивший «крестовый поход против мафии» (так назвали его деятельность в прессе). Он постоянно поддерживал контакты с прессой, информируя журналистов о результатах своей деятельности, и проводил показательные акции, направленные на непосредственное формирование общественного мнения. Так, первые же его действия были направлены на разгром нелегальных букмекерских контор и игорных домов - как раз тех заведений, которые были наиболее привлекательны для обывателей. В результате мафия лишилась значительной части прежних клиентов - добропорядочных граждан: нарушать закон, оставаясь незамеченными, они еще могли себе позволить, но стать жертвой полицейской облавы, попасть в участок или в газетное сообщение - так рисковать они не собирались. Подобно Э. Несу, Дьюи стремился развенчать с помощью СМИ образ неуязвимости мафии, показать, что с ней можно и удается эффективно бороться. Судебный процесс над еще одним «королем преступного мира» Лаки Лучано (1936) привлек не меньшее внимание СМИ и общественности, чем дело Аля Капоне. Следует отметить, что Томас Дьюи, взаимодействуя с прессой и общественностью, сумел решить не только задачу развенчания образа мафии: одновременно он привлекал внимание и к собственной персоне, что имело два следствия. Во-первых, он стал слишком заметной фигурой, и любые попытки покушения на него вызвали бы слишком большой резонанс в обществе, что прекрасно понимали и руководители мафии; поэтому, когда у одного главаря гангстеров идея убить Дьюи превратилась в манию, тот же Лаки Лучано предпочел ликвидировать самого Шульца. Во-вторых, Дьюи зарабатывал себе политический имидж честного и непримиримого борца с преступностью, которым впоследствии с успехом воспользовался: сначала стал губернатором штата Нью-Йорк, затем дважды баллотировался в президенты США и едва не обошел Г. Трумэна на выборах 1948 г. В дальнейшем власти и силовые структуры нашли новые способы борьбы с мафией, в т. ч. и в области общественных связей. Наиболее эффективными стали два метода. Первый - это разработка программы защиты свидетелей, в результате которой многие граждане перестали бояться давать свидетельские показания против гангстеров. Второй - это распространение информации об организованной преступности, которую предоставляли либо работавшие под прикрытием агенты, либо сами мафиози, решившие пойти на сотрудничество с властями. Настоящий фурор произвели воспоминания простого «боевика» Д. Валачи, который в 1960-е г.г. в обмен на помилование рассказал о структуре, деятельности и обычаях мафии. Десятилетием позже поступила еще более важная информация: на этот раз один из боссов мафии Д. Боннано опубликовал книгу «Человек чести», благодаря которой немало главарей мафии попало на скамью подсудимых. Эти сведения были не только использованы властями и спецслужбами в борьбе с преступностью, но и опубликованы в прессе и в виде отдельных книг, разошедшихся большими тиражами: мафия перестала быть таинственным и загадочным «спрутом», что нанесло ей, пожалуй, больший урон, чем арест главарей или разгром принадлежащих ей заведений. Таким образом, методы связей с общественностью в борьбе с организованной преступностью в США наравне с другими привели к тому, что влияние мафии в стране если и не сошло на нет, то оказалось весьма серьезно подорванным. Конечно, о полной ликвидации организованной преступности в США говорить не приходится, но ситуация с 1930-х г.г. существенно изменилась. Почекаев Р. Ю. PR против организованной преступности // PR-диалог. - январь-февраль 2003. - № 1 (24). С. 79-80. В России после перестройки наблюдалась практически та же проблема, что и в США 30-х г.г. На телевидении часто высказывалась мысль, что быть бандитом прибыльно и довольно-таки престижно. Преступники представлялись борцами за правду. Страну поглотила волна сериалов и фильмов, где главные герои-бандиты представлены в исключительно в положительном свете. Сериалы про милицию не могли сравниться по популярности с кинофильмом «Бригада». В результате целое поколение людей выросло на том, что быть преступником - это в рамках морали. Но, к сожалению, в России так победить мафию, как в Америке, пока не получилось. В связи с различиями в менталитете и разной экономической и политической ситуацией в США и России, не все PR технологии, которые были применены в Америке при борьбе с организованной преступностью, могут быть использованы в нашей стране. Но ситуация может измениться в лучшую сторону, если российские СМИ будет освещать не всемогущее преступников, а показывать, что с мафией можно и нужно бороться. В общем, на наш взгляд, России может пригодиться опыт США в решении вопроса борьбы с организованной преступностью. Международный терроризм на сегодняшний день - это гигантская составляющая мировой организованной преступности. Методы, которые использовались в борьбе с мафией, в какой-то мере применимы в борьбе с международным терроризмом. Конечно, следует учитывать существенные различия между этими двумя явлениями - цели, масштабы, методы деятельности. Но основной принцип - информирование общественности, развенчание образа врагов общества как кого-то загадочного, неуязвимого и постоянно ускользающего от возмездия, - сохраняется. Людям следует знать, кто является их врагом и привыкнуть к мысли, что бороться с ним можно и нужно, и что для этой борьбы в той или иной мере может понадобиться и их участие. Таким образом, в США в 30-х г.г. и в России 90-х г.г. XX века сложилась очень похожая ситуация, когда образ мафии позиционировался как положительный и большая часть вины за это лежит на СМИ. В нашей стране ситуация пока практически не изменилась, а в США общественные связи внесли огромный вклад в деятельность по развенчанию положительного образа преступности. Методы связей с общественностью, которые применялись в США в связи с данной проблемой, могут также помочь и при борьбе с международным терроризмом, и при борьбе с организованной преступностью в России. Главный инструмент борьбы в решении данного вопроса - средства массовой информации. 2.2. Развитие пресс-службы УВД в Красноярском крае В апреле 2003 года Министром внутренних дел Российской Федерации подписан приказ № 240, определяющий 10 июня днем пресс-служб и подразделений общественных связей в органах внутренних дел. В 2005 году этим подразделениям исполнилось 20 лет со дня образования. Основное направление работы пресс-службы (отдела информации и общественных связей) - это раскрытие опасных преступлений. Эта задача перед органами внутренних дел ставилась еще в двадцатых годах прошлого века. В 30-х годах XX века в Красноярском крае возникла реальная необходимость в создании печатного издания, которое освещало бы работу органов внутренних дел. В 1935-м году в политотделе Управления Наркомата внутренних дел по Красноярскому краю введена должность редактора газеты, на которую был назначен И. Ф. Победаш. Для сотрудников милиции создание газеты было новым и непростым делом. Существенно не хватало профессионализма, и первоначально работа строилась преимущественно на энтузиазме. Скоро на четырех полосах еженедельного издания «Советская милиция» стали выходить материалы о борьбе с бандитизмом, раскрытии преступлений и хищениях. Особое внимание уделялось публикациям о лучших сотрудниках, интервью с вновь назначенными начальниками подразделений. А на последней странице публиковались стихи, написанные сотрудниками милиции в свободное от работы время. Уже тогда стали проводиться конкурсы на лучшие материалы о правоохранительной тематике в средствах массовой информации. Эта традиция сохранилась по сей день. В 1960-м году газета «Советская милиция» сменила название и вышла на качественно новый профессиональный уровень. Об этом говорит уже тот факт, что теперь в милицейской газете «На службе народу» работало более 300 корреспондентов и 31 внештатный сотрудник. В то же время редакторский коллектив, под руководством М. В. Сучкова, наладил активное взаимодействие с радиокомитетом, телестудией, с редакторами местных газет. Просуществовала газета 35 лет. Но середина 60-х годов ознаменовалась временем мощного толчка в развитии телевидения, не желая отставать от новых веяний времени. И сотрудники милиции решили завоевывать симпатии уже телевизионной аудитории. Тогда появилась часовая программа «02» во главе с ее автором и ведущим Ю. А. Никотинным. Главной задачей программы было воспитание у молодого поколения патриотизма и любви к Родине, в чем оказывали помощь ветераны Великой Отечественной войны и пенсионеры МВД. Передача выходила в прямом эфире. Уже в то время безопасность на дорогах была одной из основных проблем общественной жизни края. Поэтому отделением агитации и пропаганды ГАИ через средства массовой информации велась активная работа по профилактике нарушений правил дорожного движения, особенно среди детей. В тот период выходила еженедельная телепрограмма «Пешеход, водитель, дорога» и газета «Дорога и мы». Информационно-пропагандистская работа в органах внутренних дел совершенствовалась из года в год. В 1983 году в УВД образовался внештатный пресс-центр, в задачи которого входила организация работы со средствами массовой информации. 90-е годы внесли переломный момент в работу не только всероссийских, но и краевых СМИ. Перестала существовать цензура, количество негосударственных средств массовой информации увеличивалось с каждым годом. Однако изменилось не только количество СМИ, существенно изменилась и их роль в обществе. И если раньше основная задача средств массовой информации сводилась к пропаганде партийных догм, то теперь свобода слова позволяла говорить на любые темы. Однако подобная ситуация имела и негативную сторону. Журналисты не слишком большое внимание стали уделять достоверности предоставляемой информации, а также должному этическому уровню материалов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|