Дивизионная структура.
Дивизионная структура – разделение организации на блоки и элементы по видам
товаров, группам потребителей или регионам, характерна для крупных
производств.
Преимущества:
1. Оперативное реагирование на изменение внешних условий.
2. Сближение стратегических и текущих задач управления.
3. Высокая степень координации управленческих действий в рамках одного
подразделения.
Недостатки:
1. Наличие внутренней конкуренции за ресурсы и управляемый персонал
2. Сложность разделения накладных расходов, связанных с производством
продукции.
3. Сложность согласования интересов власти и стратегических целей
организации.
Адаптивная структура.
Особенность – быстрая модификация отдельных структур, отсутствие жёстких
связей.
Создаются подразделения, решающие конкретные проблемы, и расформировываются
после решения проблем – это способ существования организации,
приспосабливающейся к внешним условиям.
29. Типы организационных структур: функциональная, линейно – штабная,
программно – целевая, структура единого стратегического бизнеса.
Функциональная структура.
Особенность – пересечение взаимосвязей. У каждого подразделения может быть
несколько руководителей. Подразделения разделены по функциональному
признаку.
Преимущества:
1) Высокая специализация персонала.
2) Дифференциация и делегирование текущих управл-х задач.
Недостатки:
1) Трудности координации деятельности подразделений.
2) Ограниченные возможности в росте квалификации деятельности.
3) Узкая специализация персонала.
Линейно – штабная структура.
Основана на линейной структуре.
Штабы не имеют нижестоящих подразделений и сами решения не принимают. В их
задачу входит анализ вариантов решений и их последствий для конкретного
руководителя.
Виды штабных групп:
1) Консультативные
2) Обслуживающие
3) Личные
Преимущества:
1) Эффективность использования централизованного аппарата управления.
2) Повышенный контроль
3) Увязка интересов управленческих подразделений
4) Оперативность и обоснованность принятия решений.
Программно – целевая структура.
Программно – целевая структура – временно построенное подразделение
подчинённости и отдельных сотрудников, ориентированное на решение
конкретной управленческой проблемы. Структура временная.
Для неё характерно:
1) Специфические цели
2) Вытекающий из цели состав предприятия.
3) Сроки функционирования структуры.
4) Ресурсное обеспечение.
Преимущества: высокая степень реализации предусмотренной программы.
Структура единого стратегического бизнеса.
Предусматривает концентрацию в производственных структурах только линейных
управленческих подразделений всеобеспечивающей функции (а, в, с),
концентрируется общей структурой при генеральном директоре – управление,
ориентированное на общие цели организации, характерна для крупного,
поточного производства.
30. Организационные структуры Генри Минцберга.
Классификация организационных структур:
1) Простая (линейная) – имеет небольшой штат сотрудников, 1-2 уровня
управления.
2) Машинная бюрократия – большое количество уровней управления, жёсткая
централизация власти, высокая степень стандартизации процесса управления.
3) Профессиональная бюрократия – небольшое количество уровней управления,
сочетание самостоятельности и высокой квалификации работников.
4) Дивизионная структура – объединение квазиавтономных объектов с высокой
степенью самостоятельности.
5) Adhoc – кратия – сочетание жёсткой управленческой функциональной и
гибкой производственной структур.
31. Бюрократическая структура Макса Вебера.
М. Вебер дал характеристику «идеальной» (бюрократической) структуры
управления.
В организационную структуру должны включаться:
1) Высокая степень разделения труда.
2) Развитая иерархия управления.
3) Регламентированные цепочки команд от высшего до низшего уровня
управления.
4) Многочисленные правила и нормы поведения персонала.
Недостатки:
1) Неспосбности к нововведению.
2) Недостаточная степень мотивации сотрудников.
3) Преувеличение значимости стандартов и норм.
4) Отсутствие гибкости внутри организации при взаимоотношениях сотрудников.
32. Понятие корпоративной культуры управления.
Термин «корпоративная культура управления» был введён в Японии – это образ
мысли, образ действия, поведения и существования.
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных
человеческим обществом.
Организационная культура – это:
V Комплекс разделяемых компанией мнений, эталонов поведения, символов,
правил ведения бизнеса, обуславливающих индивидуальность компании.
V Выражение ценностей, которые отражены в организационной структуре
управления и кадровой политике компании.
Составляющие организационной культуры:
1) Философские положения и идеи, принятые в компании.
2) Принятые церемонии и ритуалы компании.
3) Форма проведения заседаний.
4) Внутренние стандарты и правила.
5) Выдающиеся деятели и примеры для подражания.
Формирование организационной культуры можно сформулировать в виде следующих
положений:
1) Полное процветание невозможно без процветания ближнего.
2) Время от времени нужно ставить себя выше утилитарного расчёта.
3) Отношения между управляющим и рабочим должны развиваться в
диалектической форме.
4) Не нужно делать вид, что начальники и подчинённые находятся в равном
положении.
5) Наилучший способ не отстранение, а максимальное привлечение работников к
делам фирмы.
6) Нужно всем давать право голоса в управлении компанией и вести постоянный
конструктивный диалог.
33. Социально – экономические концепции формирования организационной
культуры управления:
1) Концепция рационального человека – теория Х – Тэйлор.
Особенности:
V Человек является придатком производства и не имеет самостоятельного
значения.
V Средний человек по своей природе ленив.
V Средний человек предпочитает, чтобы им руководили.
V Средний человек проявляет низкий уровень способностей – необходимо
максимально упрощать работу на основе разделения труда, чёткой
регламентации и подробнейшими инструкциями.
Подход создаёт агрессивную среду в организации, делает сотрудников
безыдейными и безынициативными.
2) Концепция социального человека – теория Y – МакГрегор.
V Труд – естественная потребность человека.
V Высший контроль и материальное поощрение не являются единственным
побудительным средством сотрудника к действиям для достижения цели
организации.
V Определяющее значение принадлежит таким мотивам трудовой деятельности,
как удовлетворённость трудом, радость успеха, чувство признания.
V Средний человек при соответствующих условиях не только учится принимать
на себя ответственность, но и стремится к ней.
V Средний человек имеет сравнительно высокий уровень творческих
способностей.
V В условиях современной индустриальной жизни интеллектуальные способности
среднего человека используются только частично.
3) Концепция социального человека как открытой системы – теория Z .
V Вовлечённость человека в организационные структуры является смыслом его
жизни.
V Человек стремится к конструктивным действиям, не ожидая указаний.
V Внешний контроль не имеет серьёзного значения: подчинённые сами
контролируют свои действия.
34. Содержание организационной культуры управления.
Модель содержания орг. Культуры сформулировал Геерте Хофштеде – голландский
учёный.
Организационную культуру можно описать, используя 4 характеристики:
Сопоставление «индивидуализм – коллективизм».
Отношение к власти.
V Ориентированные на исключение неравноправия.
V Культуры, где отдельный индивидум осознаёт неравноправие и считает это
нормальным положением вещей.
Отношение к неопределённости - указывает на степень стремления людей
избежать ситуаций, в которых они чувствуют себя неуверенно.
V Культура, лишённая восприятия неопределённости.
V Культура, которая характеризуется большой свободой и терпимостью к чужим
мнениям.
Мужественность – женственность.
V Мужская линия поведения: тщеславие, самоуверенность, стремление к успеху.
V Женская линия поведения: способность к восприятию малого, слабого и
медлительного – преобладают качественные характеристики.
35. Организационная культура японской модели управления.
1. Практика пожизненного найма на работу.
2. Постепенная оценка и продвижение кадров.
3. Продвижение по службе как поощрение за преданность фирме.
4. Практика постоянного горизонтального перемещения работников.
5. Практика оплаты труда по результатам работы группы и по служебному
стажу.
6. Коллективное управление.
7. Коллективное принятие управленческих решений.
8. Основное качество руководителя – умение осуществлять координацию
действий всех сотрудников.
36. Корпоративная культура американской модели.
1. Краткосрочный найм на работу.
2. Быстрая оценка и продвижение кадров.
3. Продвижение по службе обуславливается личными результатами.
4. Практика узкой специализации деятельности.
5. Оплата труда по индивидуальным достижениям.
6. Формальные механизмы управления.
7. Принятие решений в узком кругу.
8. Главное качество руководителя – профессионализм и инициатива.
37. Управленческие решения и их классификация.
Решение – это выбор альтернатив.
Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования,
оптимизации, экономического обоснования альтернативы из множества вариантов
достижения конкретной цели системы управления.
Классификация:
По цели:
o Коммерческие
o Некоммерческие
По рангу управления:
o У. Р. Низшего
o У. Р. Среднего
o У. Р. Верхнего уровней управления.
Масштабность:
o Комплексные (охватывают проблему в целом)
o Частные (частные стороны вопроса).
Продолжительность действия управленческого решения
o Стратегические
o Текущие
o Оперативные
Объект действия:
o Внутренние
o Внешние
Сфера действия управленческого решения:
o Экономические
o Социальные
o Политические и др.
Методы формализации:
o Текстовые
o Графические
o Математические
По формам отражения:
o Программа
o План
o Приказ
o Распоряжение
o Указание и др.
По способам передачи решения:
o Письменные
o Вербальные (устные)
o Электронные
По сложности:
o Стандартные
o Нестандартные
Стадии жизненного цикла товаров:
o Разработка
o Совершенствование
o Завершение
Учитывая индивидуальные характеристики человека, все решения можно
разделить:
> Уравновешанные – менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своей
работе.
> Импульсивные – люди легко генерируют идеи, но не в состоянии их оценить,
проверить и организовать.
> Инертные – контролирующие и уточняющие действия преобладают над всеми
остальными.
> Рисковые – авторам решений не нужно обоснование решения.
> Осторожные – тщательность обоснования.
38. Алгоритм принятия управленческого решения.
Этапы операции принятия управленческого решения:
1. Выявление управленческой проблемы.
2. Предварительная постановка целей.
3. Сбор исходной информации.
4. Анализ информации.
5. Определение исходных характеристик проблемы с учётом ограничений.
6. Уточнение цели и критерия управления.
7. Обоснование и построение формализованной модели в проблемной ситуации.
8. Разработка альтернативных вариантов решений.
9. Выбор метода решения.
10. Экономическое обоснование вариантов.
11. Согласование вариантов с органами управления и исполнителями.
12. Окончательное утверждение решения.
13. Организация выполнения решения.
14. Стимулирование качества работ, экономии ресурсов и сроков.
15. Контроль выполнения решения.
16. Установление обратной связи и при необходимости корректировка цели.
Алгоритм принятия управленческого решения.
Все управленческие процессы делятся на:
o Основные – операции, направленные на изменение управленческого предмета
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|