реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Реферат: Источники трудового права

реферат

всенародного го­лосования. День всенародного голосования 12 декабря 1993 г.

считается днем принятия Конституции Российской Федерации. Законы и другие

правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу

настоящей Конституции, применя­ются в части, не противоречащей Конституции

РФ. Отдельные нормативные положения Конституции РФ, как и она сама в це­лом,

действуют до принятия в установленном порядке новой Конституции либо до

принятия конституционного федерального закона, вносящего изменения и

дополнения в эти положения.

Федеральные законы о труде вступают в силу, как правило, с той даты, которая

определена органом, принявшим закон. Так, например, КЗоТ РСФСР принят

Верховным Советом РСФСР 9 декабря 1971 г., а введен в действие с 1 апреля

1972 г.; Поста­новлением Верховного Совета Российской Федерации от 17 июля

1992 г. введен в действие Закон РФ «О внесении изменений и до­полнений в

Кодекс законов о труде РСФСР» с момента его опуб­ликования.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке

опубликования и вступления в силу федеральных консти­туционных законов,

федеральных законов, актов палат Федераль­ного собрания»', если в федеральном

законе не предусмотрен срок введения его в действие, он вступает в силу на

всей террито­рии РФ одновременно по истечении 10 дней со дня его

опубли­кования. Опубликование этих законов производится в информа­ционном

бюллетене «Собрание законодательства Российской Фе­дерации». Кроме того,

федеральные законы публикуются в «Рос­сийской газете» и передаются для

внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра

правовой ин­формации «Система». Опубликования в указанных изданиях яв­ляются

официальными. Федеральные законы могут быть также опубликованы в иных

печатных изданиях, обнародованы по теле­видению и радио. Акты Президента

Российской Федерации в соот­ветствии с Указом от 23 мая 1996 г. «О порядке

опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации,

Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов, федеральных

органов исполнительной власти», если они имеют нормативный характер, вступают

в силу на всей террито­рии России одновременно по истечении 7 дней после их

опубли­кования в официальных изданиях. Указанные сроки вступления нормативных

актов в силу не применяются в тех случаях, когда при принятии установлен

другой срок введения их в действие. Вышеназванным Указом Президента РФ

установлено, что акты Правительства Российской Федерации вступают в силу со

дня их подписания Председателем Правительства РФ.

Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов центральных

органов государственного управления Российской Федерации. Он во многом

зависит от соблюдения таких условий, как государственная регистрация в

Минюсте РФ, официальное опубликование. Согласно Указу Президента РФ от 23 мая

1996 г. вышеназванные акты, затрагивающие права, свобо­ды и законные интересы

граждан или носящие межведомствен­ный характер и прошедшие государственную

регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Офици­альное

опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их

государственной регистрации.

Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные,

но не опубликованные в установленном по­рядке, не влекут за собой правовых

последствий как не вступив­шие в силу и не могут служить законным основанием

для регули­рования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни

было санкций к гражданам, должностным лицам и орга­низациям за невыполнение

содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при

разрешении споров.

Акты социального партнерства — Генеральные соглашения, отраслевые (тарифные)

соглашения и другие — вступают в силу с момента их подписания сторонами либо

со дня, установленного в соглашениях. Срок действия соглашений не может

превышать трех лет.

Локальные нормативные акты не имеют строго установленных временных границ

своего действия. Однако для некоторых актов трудовое законодательство все же

такие границы регламентирует. Так, в соответствии с Законом РФ «О

коллективных договорах и соглашениях» (в ред. 24 ноября 1995 г.) установлено,

что коллек­тивный договор вступает в силу с момента подписания его сторо­нами

либо со дня, установленного в коллективном договоре. Этот договор заключается

на срок от одного года до трех лет. По истече­нии установленного срока

коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключают новый

или не изменят и дополнят дейст­вующий. При смене собственника имущества

организации действие коллективного договора сохраняется в течение трех

месяцев.

По иным нормативным соглашениям действует общее прави­ло: они вступают в силу

с момента подписания сторонами, срок их действия определяется также сторонами

либо они действуют до принятия нового нормативного соглашения. Локальные

норма­тивные акты индивидуального характера (приказы руководителя

организации) вступают в силу с момента их подписания либо со дня, указанного

в этом акте, и действуют до их отмены либо до изменения или дополнения

руководителем (собственником) орга­низации.

Регламентация времени вступления в силу нормативных ак­тов в сфере труда

имеет существенное значение, ибо с этого мо­мента они подлежат обязательному

исполнению. Новые законы о труде и иные нормативные акты, являющиеся

источниками тру­дового права, распространяются только на те действия и

отноше­ния, которые возникают после вступления данных актов в силу. Они не

имеют обратной силы. Исключение из этого правила до­пускается лишь в случае,

если в законе или другом нормативном акте есть прямое указание об обратной

силе его действия. Важ­ным правилом действия нормативных актов по времени

является положение о том, что в случае коллизии одновидовых норматив­ных

актов подлежит применению акт, более поздний по времени вступления в силу.

Действие нормативных актов в пространстве. Правовое про­странство для

действия источников трудового права России тесно связано с понятием

«территория». Имеется в виду территория го­сударства — Российской Федерации;

территория субъектов Феде­рации; территория конкретной организации. В

соответствии с этим «свое» правовое пространство имеют федеральные норма­тивные

акты о труде, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты.

Федеральные законы и другие нормативные акты о труде имеют одинаковую силу на

территории всех субъектов Россий­ской Федерации. Законы о труде и иные

нормативные акты субъ­ектов Российской Федерации действуют лишь на их

территории (республики, края, области и т.п.). При расхождении закона

субъ­екта Федерации с федеральным законом действует закон Россий­ской

Федерации. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях коллизии иных

одновидовых нормативных актов.

Отдельные федеральные нормативные акты и нормативные акты субъектов Федерации

распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории,

не всегда совпа­дающей с территорией субъектов Федерации. К ним, например,

относятся нормативные акты о труде для работников Крайнего Севера и

приравненных к ним местностей, для работников пус­тынных, полупустынных и

высокогорных районов и т.п.

Характерной особенностью локальных нормативных актов о труде является то, что

они распространяются в пределах конкретной организации.

Говоря о пространственном действии нормативных актов РФ I о труде, следует

иметь в виду, что они распространяются также на I территории посольств,

представительств, торговых судов под флагом России и другие территориальные

образования РФ за рубежом, ибо понятие «территория Российской Федерации» не

исчерпывается только земельно-территориальными, морскими и 1 воздушными

границами, а определяется также и международно-правовыми актами. Далее

необходимо отметить, что некоторые нормативные акты о труде РФ могут

распространяться на граждан, работающих в других странах, если это, например,

предусмотрено международными соглашениями в области внешней трудовой

миграции.

Действие нормативных актов о труде по категориям работников. Трудовое

законодательство России, как известно, характеризует принцип единства и

дифференциации, из которого следует, что правовые нормы в сфере труда делятся

на две большие группы: а) общие нормы, распространяющиеся на всех работников

наемного труда; б) специальные нормы, которые распространяются на от­дельные

категории работников (женщин; подростков; лиц, заня­тых в отдельных отраслях

народного хозяйства; работников бюд­жетной сферы; лиц, работающих на тяжелых и

вредных работах; временных и сезонных работников и т.п.).

Дифференциация трудового законодательства по категориям работников объективно

выражается либо в виде выделения осо­бых глав в КЗоТ РФ (например, глава XI

«Труд женщин», глава XII «Труд молодежи»), либо в виде общей главы XVIII

«Особен­ности регулирования труда отдельных категорий работников», ли­бо,

наконец, путем принятия особого нормативного акта (напри­мер, Указ Президента

РФ «О должностных окладах в органах го­сударственной власти» от 7 июля 1994

г. Постановление Прави­тельства РФ «О повышении должностных окладов

работников отдельных организаций бюджетной сферы» от 24 августа 1995 г.).

Конкретное содержание дифференциации по категориям ра­ботников сводится к

тому, что специальными нормами для них устанавливаются: особый, по сравнению

с общим, порядок прие­ма на работу и увольнения; особенности регулирования

рабочего времени и времени отдыха; льготы и преимущества в оплате тру­да;

повышенная дисциплинарная и материальная ответственность и ряд других

особенностей. Так, например, ст.250 КЗоТ РФ уста­новила, что в районах

Крайнего Севера и приравненных к ним местностях работодатель не вправе без

согласия профкома отка­зать рабочему или служащему по истечении срока

договора (кон­тракта) в заключении договора (контракта) на новый срок или

неопределенный срок, если численность или штат работников не сокращается;

ст.251 КЗоТ РФ закрепила перечень льгот в области груда для работников

Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, включающий надбавки к

заработной плате, предос­тавление дополнительных отпусков, доплаты к пособиям

по соци­альному страхованию, льготные условия выхода на пенсию по возрасту и

т.п.

Дифференциация норм трудового права по категориям работ­ников предполагает,

однако, не только наделение их дополнитель­ными правами, льготами и

преимуществами. В ряде случаев такая дифференциация определяется необходимостью

повысить требо­вания к выполнению трудовых обязанностей (например, для

ра­ботников транспорта) и установить более высокую ответствен­ность за

правонарушения в сфере труда. Так, например, ст. 254 КЗоТ РФ устанавливает

дополнительные основания для прекра­щения трудового договора (контракта)

некоторых категорий ра­ботников (руководителей организаций, их заместителей;

работников, обслуживающих денежные или товарные ценности; работников,

вы­полняющих воспитательные функции), а ст. 255 КЗоТ РФ — воз­можность

повышения пределов материальной ответственности при определенных условиях.

1

ЗАКОН О КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРАХ И СОГЛАШЕНИЯХ КАК ИСТОЧНИК ТРУДОВОГО ПРАВА

Настоящий Закон устанавливает правовые основы разработки, заключения

и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействия

договорному регулированию социально - трудовых отношений и согласованию

социально - экономических интересов работников и работодателей. (в

ред. Федерального закона от 24.11.95 N 176-ФЗ)

Действие Закона распространяется на всех работодателей, работников,

представителей работодателей и представителей работников, а также органы

исполнительной власти и органы местного самоуправления. (в ред.

Федерального закона от 24.11.95 N 176-ФЗ)1

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социаль­но-трудовые

отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с

работодателем. Его роль и значение в регулировании труда неоднократно

менялись в зависимости от изменений экономической и социальной жизни общества.

Ста­новление и развитие рынка труда в современной России и новых по своему

характеру общественных связей в кооперации труда обусловили очередное изменение

содержания и сущности коллек­тивного договора. Он становится основной

разновидностью соци­ально-партнерского регулирования трудовых отношений

непо­средственно в организациях.

Современный коллективный договор все более явственно приобретает черты

локально-правового нормативного акта, при­званного служить своеобразным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.