реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Реферат: Источники трудового права

реферат

которые содержат право­вые нормы — общеобязательные правила поведения. Указы,

не содержащие нормативных положений, обычно носят персонифи­цированный

характер и источниками права не являются. К их числу можно отнести, например,

указы о награждении работни­ков орденами, о присвоении работникам классных

чинов, почет­ных званий и т.п.

Постановления Правительства Российской Федерации как ис­точники трудового

права издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных

указов Президента РФ. Они представляют собой акты исполнительной власти

Российской Федерации, носящие подзаконный характер. В юридической иерар­хии

источников права постановления Правительства стоят вслед за законами РФ и

указами Президента нормативного значения.

В отличие от указов Президента РФ как источников права, принимаемых единолично,

Постановления Правительства — акты коллегиального органа, поскольку

Правительство состоит из Пред­седателя Правительства, его заместителей и

федеральных минист­ров. Процедура коллективного принятия постановлений

Прави­тельства, как и порядок его деятельности вообще, определяется федеральным

конституционным законом.

Постановления Правительства Российской Федерации обяза­тельны к исполнению на

всей территории России всеми ее граж­данами. В случае их противоречия

Конституции РФ, федераль­ным законам и указам Президента РФ они, как

указывалось вы­ше, могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

В системе источников трудового права постановления Прави­тельства РФ занимают

весьма заметное место. Они, по существу, охватывают весь круг общественных

отношений, составляющих предмет трудового права. Обычно постановления

Правительства принимаются во исполнение законов РФ и указов Президента в

целях их конкретизации, уточнения и реального проведения в жизнь. Однако,

будучи нормативными актами, принятыми в раз­витие действующего

законодательства, а нередко и по прямому указанию закона и указа Президента,

постановления Правитель­ства РФ не теряют своего значения как источника

трудового пра­ва, ибо содержат новые нормы, которые, не противореча законам и

указам, развивают их. К числу таких постановлений относятся, например,

Постановление Правительства РФ от 24 августа 1995 г. «О повышении тарифных

ставок (окладов) Единой тарифной сет­ки по оплате труда работников бюджетной

сферы», Постановле­ние Правительства РФ «Об утверждении Положения о

рассмот­рении и учете несчастных случаев на производстве» от 11 марта 1999 г.

Особо следует выделить значение постановлений Правитель­ства РФ как

источников трудового права, регулирующих условия труда отдельных категорий

работников и устанавливающих по­средством утверждения специальных «Положений»

юридический статус отдельных органов и категорий работников. К их числу можно

отнести, например. Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с

высшим и средним профессиональным образованием, утвержденное постановлением

Правительства РФ от 19 сентября 1995 г.

Постановления Правительства РФ принимаются большинст­вом голосов от общего

состава его членов и подписываются Пред­седателем Правительства РФ. Как

законы РФ и указы Российской Федерации, постановления Правительства РФ

публикуются в едином официальном издании — Собрании законодательства

Рос­сийской Федерации (СЗ РФ).

Постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда и социального

развития Российской Федерации. Эти акты Минтруда РФ относятся к специфической

разновидности источников трудового права, поскольку исходят от компетентного

органа го­сударственного управления, наделенного полномочиями издавать акты

по применению и разъяснению законов РФ о труде и соответ­ствующих указов

Президента и постановлений Правительства РФ. Постановления, инструкции и

разъяснения Минтруда РФ издаются в целях обеспечения правильного единообразного

толкования и применения законов о труде и актов вышестоящих органов

го­сударственного управления, регулирующих общественные отно­шения в сфере

труда. Они касаются вопросов нормирования и оплаты труда в различных

государственных отраслях народного хозяйства, утверждения квалификационных

характеристик рабо­чих и служащих, порядка предоставления льгот и преимуществ

отдельным категориям работников, режима труда и отдыха на от­дельных

предприятиях и производствах.

Акты Минтруда РФ как источники трудового права по юри­дической силе относятся

к подзаконным актам органов государст­венного управления и стоят вслед за

актами Правительства РФ. Они, следовательно, не должны противоречить законам

РФ и по­становлениям Правительства РФ. Если такие противоречия все же

имеются. Правительство РФ вправе отменить или изменить их.

Учитывая, что акты Минтруда РФ касаются регулирования труда различных

категорий наемных работников, занятых в орга­низациях различных министерств и

ведомств, их следует рассмат­ривать как межведомственные источники трудового

права. Такой межведомственный характер могут носить и акты некоторых других

министерств, например Министерства социальной защиты РФ, Министерства

экономики, Министерства торговли. Мини­стерства финансов, если они получили

на то поручение Прави­тельства РФ или принятие таких актов предусмотрено в

Положе­ниях о соответствующих министерствах.

Нормативные акты Минтруда РФ, а также других мини­стерств и ведомств

подписываются министром и публикуются со­ответственно в Бюллетене

Министерства труда Российской Феде­рации и Бюллетене нормативных актов

министерств и ведомств Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти,

содержащие сведения, составляющие государст­венную тайну, или сведения

конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному

опубликованию, про­шедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции

Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и

присвоения номера, если самими актами не уста­новлен более поздний срок их

вступления в силу.

Наряду с рассмотренными выше федеральными нормативны­ми актами органов

государственной власти и государственного управления к числу источников

трудового права относятся и акты органов власти и управления субъектов

Российской Федерации. Ука­занные акты имеют ограниченную сферу действия

(рамками ре­гиона субъекта РФ) и не должны противоречить соответствующим

федеральным нормативным актам. Их действие базируется на конституциях республик

и уставах других субъектов Российской Федерации, которые имеют высшую

юридическую силу на их территории.

В последние годы в связи с переходом на рыночные формы ведения народного

хозяйства появились качественно новые ис­точники трудового права —

генеральные, региональные, межотрас­левые, отраслевые тарифные, профессиональные

тарифные, терри­ториальные и иные соглашения. Это — договорные акты,

заключае­мые на двусторонней или трехсторонней основе, которые выра­жают

отношения социального партнерства между представителя­ми работников и

работодателей. Третьей стороной в таких согла­шениях может выступать

соответствующий компетентный орган государственного управления.

Соглашения как специфические договорные источники тру­дового права

характеризуются тем, что они исходят не от органов государственной власти и

управления, а от субъектов обществен­ных трудовых отношений и их

представителей. Государственные органы здесь могут лишь участвовать в

качестве третьей стороны, обеспечивая социальное партнерство между

работниками и рабо­тодателями. При этом государство уполномочивает социальных

партнеров на договорное нормотворчество в сфере труда.

В соответствии со ст. 21 Закона РФ «О коллективных догово­рах и соглашениях»

(в ред. 24 ноября 1995 г.) указанными выше соглашениями могут

предусматриваться положения: об оплате, условиях, охране труда, режиме труда

и отдыха; о механизме оп­латы труда, исходя из роста цен, уровня инфляции,

выполнения показателей, определенных соглашением; о доплатах

компенса­ционного характера, минимальный размер которых предусмотрен

законодательством; о содействии занятости, переобучения работ­ников; об

обеспечении экологической безопасности и охране здо­ровья работников на

производстве; о специальных мероприятиях по социальной защите работников и

членов их семей; о соблюде­нии интересов работников при приватизации

государственных и муниципальных предприятий; о льготах предприятиям,

создаю­щим дополнительные рабочие места с использованием труда ин­валидов,

молодежи (в том числе подростков); о развитии социального партнерства и

трехстороннего сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров,

предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, укреплении трудовой

дисциплины. В соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и

социально-экономическим вопросам, не противоречащим законо­дательству. При

этом важно подчеркнуть, что в тех случаях, когда на работников одновременно

распространяется действие различ­ных соглашений, действуют наиболее

благоприятные для работ­ников условия соглашений.

В соответствии с Законом РФ от 24 ноября 1995 г. (ст. 20) для обеспечения

регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров

и подготовки проекта гене­рального соглашения образуется постоянно

действующая Россий­ская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-

трудовых отношений, в которую входят представители федераль­ных органов

государственной власти, общероссийских объедине­ний профсоюзов и

представителей общероссийских объединений работодателей. Положение об этой

комиссии и координатор ко­миссии утверждаются Президентом РФ.

Применительно к юридической иерархии источников трудо­вого права соглашения

стоят между законодательными (централи­зованными) и локальными нормативными

актами, то есть зани­мают промежуточное положение.

1

Локальные нормативно-правовые акты. Эта разновидность ис­точников трудового

права связана, как правило, с социально-партнерской нормотворческой

деятельностью, осуществляемой непосредственно в организациях между

работодателем (админист­рацией предприятия, предпринимателем) и наемными

работни­ками. С переходом на рыночные экономические отношения кол­лективный

договор, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества

постепенно приобретают ведущее значение в количественном и качественном

(содержательном) от­ношениях. К локальным нормативным актам относятся также

приказы администрации организаций, принятые в пределах ее компетенции.

Локальные нормативно-правовые акты относятся к категории подзаконных

источников права, стоящих на низшем уровне юри­дической иерархии. Они имеют

ограниченную сферу действия (пределами данной организации) и не должны

противоречить за­конам и другим подзаконным актам.

Действующее трудовое законодательство детально регламен­тирует порядок

разработки и принятия локальных нормативных актов. Особенно это относится к

коллективным договорам, кото­рые становятся своеобразными кодексами в рамках

конкретных организаций. Коллективный договор — одна из форм локального

правотворчества, осуществляемая в целях установления автоном­ной системы

условий труда в организациях и повышения ее эф­фективности.

Как общее правило, принадлежность нормативных актов к источникам трудового

права определяется, прежде всего, по их на­именованию, например «Кодекс

законов о труде (КЗоТ)», Указ Президента РФ «Об ответственности за нарушение

трудовых прав граждан» от 10 марта 1994 г. Это так называемые «традиционные»

источники трудового права. Однако иногда отдельные норматив­ные положения,

относящиеся к источникам трудового права, со­держатся в нормативных актах

других отраслей права. Так, в Гра­жданском кодексе РФ (ст. 23, 25—27, 30, 50

и др.) имеются нор­мы, регламентирующие отдельные стороны правового положения

(статуса) работников, предпринимателей, а также работодателей. Таким образом,

следует различать традиционные и нетрадицион­ные источники трудового права.

Вышеприведенная классификация является классической для учебников трудового

права, классификация по сфере действия встречается реже, поэтому здесь

хотелось бы рассмотреть ее более подробно.

Действие нормативных актов во времени. Для нормативных ак­тов, являющихся

источниками трудового права, важное практиче­ское значение имеет установление

времени начала и окончания их действия, то есть их временных границ. Такое

установление осуществляется, как правило, актами высших органов

государст­венной власти и государственного управления.

Нормы и положения Конституции РФ, регламентирующие социально-трудовые

отношения, вступают в силу, как и другие статьи этого основного источника

российского права, со дня официального ее опубликования по результатам

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.