реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Контрольная: Общие основания расторжения трудового договора

реферат

связанных с нарушением трудовых прав граждан, в том числе по фактам задержки

выплаты заработной платы, имея в виду, что указанные действия приводят к

усилению социальной напряженности в обществе.

Каких-либо радикальных изменений в положении дел, связанных с задержкой

выплаты заработной платы, тем не менее не произошло. В связи с этим были

приняты новые Указы: "О мерах по обеспечению своевременности выплаты

заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных

выплат" от 19 января 1996 г. (СЗ РФ. 1996. N 4. Ст. 265), "О некоторых

дополнительных мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы

работникам бюджетной сферы" от 1 февраля 1996 г. (СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 536),

"О проверках соблюдения законодательства об оплате труда" от 19 февраля 1996

г. (СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 798). Названные акты предусматривали проведение

Федеральной инспекцией труда проверок соблюдения законодательства об оплате

труда, применения штрафных санкций при выявлении нарушений и привлечение к

персональной ответственности всех руководителей и должностных лиц федеральных

органов исполнительной власти, на которых возложены функции по выплате

непосредственно из бюджета заработной платы и выделению средств из

федерального бюджета на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы,

за несвоевременное осуществление указанных выплат. В соответствии с

названными выше Указами Президента Правительством РФ было принято

постановление N 230 "О мерах по реализации указов Президента РФ, направленных

на обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной

сферы" от 6 марта 1996 г. (СЗ РФ. 1996. N 12. Ст. 1116). В соответствии с

этим постановлением Минфину РФ было вменено в обязанность ежемесячно

составлять и доводить до федеральных органов исполнительной власти

утвержденные правительством графики финансирования заработной платы и других

выплат населению за счет бюджетных средств.

В обобщении судебной практики рассмотрения судами гражданских дел по спорам

об оплате труда констатируется, что статистические данные в целом по РФ

свидетельствуют о значительном увеличении количества дел искового

производства об оплате труда и высоком проценте удовлетворенных судами исков.

С исками об оплате труда преимущественно обращаются работники акционерных

обществ, производственных кооперативов, банков, страховых компаний и иных

коммерческих организаций. Среди причин большого количества исков об оплате

труда, особенно в случаях задержки заработной платы, нередко есть и такие,

как нецелевое расходование должностными лицами организаций денежных средств,

злоупотребление ими служебным положением (см. Бюллетень ВС РФ. 1997. N 2. С.

24).

В связи с этим чрезвычайно своевременным было принятие постановления

Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. N 214 (СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1114),

устанавливающего обязанность представителей государства в органах управления

акционерного общества, часть акций которого находится в федеральной

собственности, при возникновении задолженности акционерного общества по

заработной плате принимать необходимые меры, обеспечивающие ее своевременную

выплату и погашение задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех

уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды. К числу

таких мер отнесены и меры по досрочному прекращению полномочий

соответствующих исполнительных органов акционерного общества в случае

неудовлетворительной деятельности по погашению имеющейся задолженности, созыв

при необходимости внеочередного общего собрания акционеров.

Органам исполнительной власти субъектов РФ было рекомендовано также принимать

меры по погашению акционерными обществами, часть акций которых находится в

собственности субъектов РФ, задолженности по заработной плате и обязательным

платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные

внебюджетные фонды.

Указ Президента РФ "Об обеспечении своевременного финансирования расходов на

выплату заработной платы" от 28 февраля 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1090)

предусмотрел, что средства, получаемые субъектами РФ из Федерального фонда

финансовой поддержки субъектов РФ, а также в виде кредитов коммерческих

банков, привлекаемых под поручительства Правительства РФ для обеспечения

социальных гарантий и погашаемых за счет средств этого фонда, используются в

первую очередь на ликвидацию задолженности по заработной плате работникам

бюджетной сферы и другим социальным выплатам населению. Данный Указ затем был

дополнен (см. Указ Президента РФ от 9 июня 1997 г.//СЗ РФ. 1997. N 24. Ст.

2740) положением о том, что со средств, направленных на ликвидацию

задолженности по заработной плате указанной категории работников,

перечисляются страховые взносы в Пенсионный фонд, фонд социального

страхования, фонды обязательного медицинского страхования.

В связи с тем что в использовании средств федерального бюджета, направляемых

в порядке оказания финансовой помощи субъектам РФ на погашение задолженности

по заработной плате работникам бюджетных учреждений, допускались серьезные

нарушения, Президентом РФ 26 марта 1997 г. был принят Указ "Об усилении

контроля за использованием средств федерального бюджета, предназначенных для

выплаты заработной платы" (СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1519). В нем рекомендуется

Генеральной прокуратуре РФ усилить надзор за исполнением федеральных законов

органами государственной власти и их должностными лицами, соблюдением прав

граждан, в первую очередь права на оплату их труда, соблюдением сроков

проведения расследования дел, возбужденных в связи с нецелевым расходованием

средств федерального бюджета, выделенных на заработную плату и иные выплаты

населению.

Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г.

(СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222) установлена очередность погашения задолженности

должника - юридического лица и гражданина по требованиям кредиторов (ст. 94,

161 Закона). Расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц,

работающих по трудовому договору, удовлетворяются во вторую очередь.

Проблема задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы,

постепенно обостряясь, сейчас приобрела опасный характер, поскольку

представляет реальную угрозу социальной стабильности в обществе. Указ

Президента РФ "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы

работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов" от 5 мая

1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2074) и постановление Правительства РФ от 3

июня 1998 г. "О мерах по выполнению Указа Президента РФ от 5 мая 1998 г. N

495 "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы

работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов" (СЗ РФ.

1998. N 23. Ст. 2555) содержат перечень мер, которые должны быть приняты

органами исполнительной власти, однако принятие указанных актов, как показала

жизнь, так и не привело к коренному перелому в решении этой проблемы.

В связи с этим чрезвычайно важными являются новые нормы об ответственности

работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм,

причитающихся работнику, и об обязанности работодателя возместить работнику

материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его

возможности трудиться (см. комментарий к ст. 4, 142, 234, 236 ТК).

Предусмотренное ст. 136 ТК право работника на получение заработной платы не

реже чем каждые полмесяца относится к числу условий, установленных

законодательством. Это условие не может быть ухудшено ни по соглашению

сторон, ни на основании коллективного договора. Как показывает практика,

условие о выплате заработной платы за больший период времени, чем полмесяца,

включается как в коллективные договоры, так и в трудовые договоры

(контракты).

Такие условия являются недействительными.

Выплата заработной платы реже чем каждые полмесяца допускается только в тех

случаях, когда это предусмотрено федеральным законом.

8. Конкретный день выплаты заработной платы предусматривается правилами

внутреннего трудового распорядка, которые принимаются работодателем с учетом

мнения представительного органа работников организации и, как правило,

являются приложением к коллективному договору (см. комментарий к ст. 190 ТК).

День выплаты заработной платы может устанавливаться и коллективным либо

трудовым договором (см. комментарий к ст. 41, 57 ТК).

Конкретный день выплаты заработной платы в ряде случаев устанавливается

Кодексом: при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным

днем выплата заработной платы производится накануне этого дня; при

предоставлении работнику отпуска оплата отпуска производится не позднее чем

за три дня до его начала; при прекращении трудового договора выплата всех

сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения

работника, а при его отсутствии в этот день на работе - не позже следующего

дня после предъявления им требования о расчете (см. комментарий к ст. 140

ТК).

В связи с введением материальной ответственности работодателя за задержку

выплаты заработной платы (см. комментарий к ст. 236) день выплаты заработной

платы приобрел значение юридического факта, поскольку невыполнение

работодателем в этот день обязанности по выплате заработной платы влечет

правовые последствия, предусмотренные ст. 142, 234, 236 ТК.

Статья 137. Ограничение удержаний из заработной платы

1. К удержаниям из заработной платы работника, которые производятся в

случаях, предусмотренных иными федеральными законами, прежде всего относятся

налоговые вычеты.

С 1 января 2001 г. в силу вступил Налоговый кодекс РФ, в первоначальную

редакцию которого были внесены существенные изменения Федеральным законом от

29 декабря 2000 г. N 166-ФЗ (СЗ РФ. 2001. N 1. (Ч. II.) Ст. 18). В

соответствии с НК РФ налоговая ставка на доходы физических лиц

устанавливается в размере 13%, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом.

К числу доходов, полученных от источников в РФ, относится вознаграждение за

выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную

услугу, совершение действия в РФ (ст. 208 НК РФ). При определении налоговой

базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной,

так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него

возникло, включая и вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей (т.е.

заработную плату работника). Не подлежащие налогообложению доходы физического

лица указаны в ст. 217 НК РФ.

2. К числу других случаев, предусмотренных федеральными законами, когда

допускаются удержания из заработной платы, относятся: удержания по

исполнительным документам при отбывании работником исправительных работ;

взыскание алиментов на несовершеннолетних детей; возмещение вреда,

причиненного работником здоровью другого лица, а в случае смерти этого лица -

членам семьи, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца; возмещение ущерба,

причиненного преступлением, и в других случаях, прямо указанных в законах.

Работодатель в этих случаях обязан исполнить решение судебного органа.

3. Кодекс охраняет заработную плату от необоснованных удержаний, устанавливая

исчерпывающий перечень случаев, когда работодатель вправе по своему

распоряжению произвести их из причитающейся работнику заработной платы. В

этот перечень вошел ряд оснований, предусматривавшихся ранее в ст. 124 КЗоТ

РФ, и вновь вводимых. Причем во всех случаях цель таких удержаний одна -

погасить задолженность работника работодателю. Как и прежде, работодатель

вправе произвести удержания: для возврата не отработанного работником аванса,

выданного ему в счет заработной платы; для погашения неизрасходованного и

своевременно не возвращенного аванса, полученного работником в связи со

служебной командировкой или переводом на работу в другую местность (в других

случаях получения работником под отчет денежных сумм, которые не были им

израсходованы и не возвращены); для возврата сумм, излишне выплаченных

вследствие счетных ошибок.

К числу новых оснований, дающих работодателю право произвести удержания из

заработной платы, Кодекс относит возврат излишне выплаченной работнику

заработной платы в случае признания его вины в невыполнении норм труда или

простое, когда вина работника установлена органом по рассмотрению

индивидуальных трудовых споров.

Во всех указанных выше случаях работодатель вправе произвести удержания

только в пределах установленного периода времени - не позже одного месяца со

дня окончания срока, установленного для возврата аванса, погашения

задолженности или неправильно исчисленных выплат. Удержания в пределах этого

срока допускаются, если выполнено и еще одно условие - работник не оспаривает

оснований и размеров удержаний.

4. Самостоятельным основанием для удержаний из причитающейся работнику

заработной платы, как и прежде, Кодекс предусматривает увольнение работника

до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный

оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. При этом

предусматривается ряд исключений, когда удержания не производятся. К числу

этих исключений относится увольнение в связи: с ликвидацией организации либо

прекращением деятельности работодателем - физическим лицом (п. 1 ст. 81);

сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81);

несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе

вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением (подп.

"а" п. 3 ст. 81); со сменой собственника имущества организации (в отношении

руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера); призывом

работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее

альтернативную гражданскую службу (п. 1 ст. 83); восстановлением на работе

работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной

инспекции труда или суда (п. 2 ст. 83); признанием работника полностью

нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением (п. 5 ст. 83);

смертью работника либо работодателя - физического лица, а также признанием

судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно

отсутствующим (п. 6 ст. 83); наступлением чрезвычайных обстоятельств,

препятствующих продолжению трудовых отношений, если данное обстоятельство

признано решением Правительства РФ или органа государственной власти

соответствующего субъекта РФ (п. 7 ст. 83).

Увольнение по инициативе работника по уважительным причинам (в связи с

поступлением на учебу, переходом на пенсию и в других случаях) теперь не

относится к исключениям, когда удержание за неотработанные дни отпуска не

производится.

5. Новым основанием, дающим работодателю право производить удержания из

заработной платы по своему распоряжению, признана излишняя выплата работнику

в связи с его неправомерными действиями. При этом удержание работодатель

может произвести только в том случае, когда неправомерные действия работника

установлены судом.

6. Не допускается удержание из заработной платы работника по распоряжению

работодателя в иных случаях, помимо предусмотренных выше. Так, с работника не

может быть взыскана заработная плата, излишне выплаченная ему вследствие

неправильного применения законов или иных нормативных правовых актов,

например, неправильно определен размер ставки (оклада) по штатному расписанию

либо схеме должностных окладов; неправильно определен тарифный разряд и т.д.

7. Комментируемая статья не содержит еще одного основания для удержания из

заработной платы работника по распоряжению работодателя, предусмотренного

Кодексом. Это взыскание с работника суммы причиненного по его вине ущерба, не

превышающего среднемесячного заработка (см. комментарий к ст. 248).

Статья 138. Ограничение размера удержаний из заработной платы

1. К числу гарантий охраны заработной платы от необоснованных удержаний

относится не только исчерпывающий перечень случаев, когда Кодекс разрешает

производить удержания из заработной платы, но и ограничение суммы удержаний

определенным пределом. По общему правилу, сумма всех удержаний при каждой

выплате заработной платы не может превышать 20% причитающейся работнику

заработной платы.

2. В случаях, прямо указанных в федеральном законе, размер удержаний не может

превышать 50% заработной платы. Статья 66 Федерального закона "Об

исполнительном производстве" от 27 июля 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591)

предусматривает, что при исполнении исполнительного документа с должника

может быть удержано не более 50% заработной платы и приравненных к ней

платежей и выплат до полного погашения взыскиваемой суммы. Если из заработной

платы работника одновременно производятся удержания по нескольким

исполнительным документам, то за ним должно быть сохранено 50% заработка.

3. Предусмотренные выше ограничения не применяются в следующих случаях: при

взыскании алиментов на несовершеннолетних детей; при возмещении вреда,

причиненного здоровью, и возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате

смерти кормильца; при возмещении ущерба, причиненного преступлением. В

указанных случаях размер удержаний из заработной платы не может превышать

70%.

4. Статья 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве"

предусматривает, что на пособия по социальному страхованию (при временной

нетрудоспособности, по беременности и родам, уходу за ребенком в период

частично оплачиваемого отпуска и др.) взыскание производится только по

решению суда, судебному приказу о взыскании алиментов либо нотариально

удостоверенному соглашению об уплате алиментов или по решению суда о

возмещении вреда, причиненного здоровью, и возмещении вреда лицам, понесшим

ущерб в результате смерти кормильца.

5. К числу выплат, на которые не может быть обращено взыскание, ст. 69

указанного выше Закона относит денежные суммы, выплачиваемые:

1) в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также возмещение вреда лицам,

понесшим ущерб в результате смерти кормильца;

2) лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими

служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных

лиц;

3) в связи с рождением ребенка; многодетным матерям; одиноким отцу или

матери; на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

пенсионерам и инвалидам I группы по уходу за ними; потерпевшим на

дополнительное питание, санаторно-курортное лечение, протезирование и расходы

по уходу за ними в случае причинения вреда здоровью; по алиментным

обязательствам;

4) за работу с вредными условиями труда или в экстремальных ситуациях, а

также гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф или

аварий на АЭС, и в иных случаях, установленных законодательством РФ;

5) организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с

регистрацией брака, а также на выходное пособие, выплачиваемое при увольнении

работника.

Задача 2.

По заданию начальника механического цеха сверловщик 6-го разряда со сдельной

оплатой труда Лебедев в течение июня выполнял работы 4-го разряда. Поскольку,

по его мнению, оплата труда должна производиться по присвоенном ему разряду, он

обратился в администрацию с заявлением о выплате межразрядной разницы, однако

получил отказ со ссылкой на то, что такие работы носят эпизодический характер и

отказываться от их выполнения работник не вправе.

Лебедев обратился в КТС предприятия с требованием о выплате межразрядной

разницы.

1. Подлежит ли удовлетворению требование Лебедева?

2. Каким правовым актом должна руководствоваться КТС при

вынесении решения по спору?

1. Да, подлежит, согласно ст. 150 ТК.

2. Статья 150 ТК. Оплата труда при выполнении работ различной квалификации:

При выполнении работником с повременной оплатой труда работ различной

квалификации его труд оплачивается по работе более высокой квалификации.

При выполнении работником со сдельной оплатой труда работ различной

квалификации его труд оплачивается по расценкам выполняемой им работы.

В случаях, когда с учетом характера производства работникам со сдельной

оплатой труда поручается выполнение работ, тарифицируемых ниже присвоенных им

разрядов, работодатель обязан выплатить им межразрядную разницу.

Библиография

1. Конституция РФ.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации.

3. Воловская Н.М. Экономика и социология труда: Учебное пособие. – М.:

ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.

4. Воробьева Е.В. Заработная плата с учетом требований налоговых

органов: Практические рекомендации для бухгалтера. – М.: «АКДИ Экономика и

жизнь», 2000.

5. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под ред.

К.Н.Гусова) - ООО "ТК Велби", ООО "Издательство Проспект", 2003 г.

6. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ (Коршунов Ю.Н., Коршунова Т.Ю.,

Кучма М.И., Шеломов Б.А.) - Спарк, 2002 г.

7. Молодцов М.В. Трудовое право России. М.: Издательство «НОРМА», 2001 г.

8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е

изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание», 1999.

9. Экономика предприятия./Под ред. Е.Л. Кантора – СПб: Питер, 2002.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.