стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 1000 руб. Им
выплачивается также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом
воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил РФ, других
войск, воинских формирований и органов, оклад по воинскому званию и возмещаются
командировочные расходы за время нахождения в пути (п. 2 ст. 6
Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Материальное
обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется за счет средств
федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Положением о
проведении военных сборов (п. 2 ст. 56 Федерального закона от 28 марта
1998 г.).
О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального закона
"О воинской обязанности и военной службе", см. постановление
Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 157 (СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1031).
B соответствии со ст. 9 Закона РФ "О коллективных договорах и
соглашениях" лица, участвующие в переговорах в качестве представителей сторон,
а также специалисты, приглашенные для участия в работе комиссии, на время
переговоров освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка
на срок не более трех месяцев в течение года и включением времени участия в
переговорах в трудовой стаж. Все затраты, связанные с участием в переговорах,
компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде,
коллективным договором, соглашением. См. также ст. 39 ТК.
Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников
производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и
хозяйственного управления, работодателями (их объединениями).
Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном
положении" (ст. 13, 29) предусмотрено, что в исключительных
случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения
аварийно-спасательных и других неотложных работ, могут быть произведены
мобилизация трудоспособного населения и привлечены транспортные средства
граждан для проведения указанных работ с обязательным соблюдением требований
охраны труда. Таким лицам гарантируется оплата труда в соответствии с
законодательством РФ.
Добровольным пожарным (гражданам, непосредственно участвующим в деятельности
подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров) за
время несения службы в указанных подразделениях сохраняется среднемесячная
заработная плата по месту работы. Расходы организаций на этот счет возмещаются
за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном органами местного
самоуправления (см. ст. 13 Федерального закона от 18 ноября 1994 г. (21
декабря 1994 г.) N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" с изменениями и дополнениями
- СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649).
Коллективным договором может быть предусмотрено освобождение от работы тех
лиц, которые по поручению трудового коллектива защищают его интересы перед
работодателем, в судах и иных государственных органах. В подобных случаях в
коллективном договоре оговариваются период освобождения от работы, размер и
источник гарантийной выплаты.
Глава 4. Международный опыт в вопросах выплат гарантий и компенсаций наёмным
работникам.
1.Международный опыт.
Чтобы полнее и всесторонне изучить вопрос о выплатах гарантий и компенсаций ,
я считаю, что необходимо рассмотреть и сопоставить опыт различных стран в
этом вопросе . Изучение международного опыта поможет обеспечить лучшее
усвоение и понимание трудового права, кадрового, социального и политического
менеджмента.
Интернационализация общественной жизни, глобализация экономики, активация
мирохозяйственных и гуманитарных связей, региональная интеграция,
унифицирующее воздействие международно-правового регулирования труда,
международная трудовая миграция-все это привело к сближению национальных
систем трудового права различных стран, трансплантации целых институтов.
Среди различных моделей регулирования трудовых отношений, существующих на
современном этапе мирового развития, можно выделить три, представляющих
наибольший интерес в свете проблем российского рынка труда.
Европейская (континентальная) модель характеризуется высоким уровнем правовой
защищенности работника, жесткими нормами трудового права, ориентированными на
сохранение существующих рабочих мест, жестким отраслевым (регионально-
отраслевым) тарифным регулированием, относительно высоким законодательно
устанавливаемым минимальным уровнем оплаты труда и сравнительно небольшой
дифференциацией размеров оплаты. Эта модель переживает серьезный кризис,
выражающийся прежде всего в чрезвычайно высоком уровне безработицы (в странах
Европейского Союза ее уровень существенно выше среднего по странам ОЭСР),
затрудненном доступе на рынок труда молодежи и лиц с невысоким уровнем
квалификации, подрыве стимулирующей роли оплаты труда, снижении темпов
экономического роста.
Англосаксонская модель (Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия)
характеризуется большей сближенностью трудового и гражданского права, большей
свободой работодателя в отношениях найма и увольнения, преобладанием
коллективно-договорного регулирования на уровне предприятия и фирмы, а не
отрасли или региона, большей подвижностью рабочей силы, большей
дифференциацией в оплате труда при ограниченном использовании законодательно
устанавливаемого уровня минимальной оплаты (в США такой минимум не является
обязательным для предприятий с годовым доходом менее 500 тыс. долларов, в
Великобритании законодательно устанавливаемый минимум оплаты труда
отсутствовал вплоть до прихода к власти лейбористского правительства в 1997
г.). Эта модель связана с более динамичным созданием новых рабочих мест,
меньшей безработицей, более высокими темпами экономического роста. Вместе с
тем данная модель приводит к увеличению дифференциации доходов среди лиц
наемного труда и относительно низкому уровню оплаты труда для работников
низкой квалификации.
Китайская модель сочетает жесткое регулирование трудовых отношений и
относительно высокую социальную защищенность работников в государственном
секторе и полное отсутствие правового регулирования в частном и концессионном
секторах. Значительный потенциал сельского производства и избыточной рабочей
силы дал мощный начальный толчок экономическому росту и созданию рабочих
мест, а также дал правительству возможность постепенной, без резкой
структурной ломки, реорганизации неэффективного государственного сектора,
занимающего относительно небольшую долю в экономике страны. Эта модель
устойчива в условиях восходящей стадии индустриализации, постоянного давления
на рынок труда абсолютно избыточного населения и жесткого авторитарного
политического режима, исключающего развитие рабочего движения.
Европейская модель максимально использует столь привычные и важные для
россиян механизмы социальной защиты в трудовых отношениях, но в условиях
сократившегося валового внутреннего продукта, продолжающейся структурной
перестройки экономики, незрелости демократических государственных институтов
и низкого уровня трудовой культуры у государства нет необходимых финансовых и
административных ресурсов для полноценной реализации этой модели в обозримом
будущем.
В большей мере соответствует задачам выхода из экономического кризиса
англосаксонская модель, регулирующая трудовые отношения с позиций
экономической целесообразности и создающая правовые предпосылки для развития
конкурентного рынка труда. С другой стороны, средний российский работник не
настолько свободен, активен, ответственен и юридически грамотен, чтобы в
одиночку включиться в серьезное, по правилам, соревнование за большую
зарплату и лучшие условия труда. Необходимые для этого качества у него только
формируются. Необходимо учитывать подобные обстоятельства для того, чтобы
избежать роста социального напряжения.
Обе западные модели возникли и существуют на базе производственной, правовой
и социально-коммуникативной культуры, уже прошедшей те стадии, в которые
сегодня только вступает российское трудовое сообщество.
В данном параграфе мною были рассмотрены экономические, социальные и правовые
предпосылки возникновения социального партнерства. Делается попытка
сформулировать периодизацию развития социального партнерства, при этом
выделяются четыре соответствующих этапа:
1 этап приходится на 10-30-е годы нашего столетия и характеризуется массовым
появлением и заключением коллективных договоров на предприятиях и первыми еще
разрозненными попытками найти социальный компромисс законодательного.
вмешательства в разрешение трудовых конфликтов. Так, в Англии в 1916 г. были
приняты законы о принудительном арбитраже, в Дании — в 1920 г. Закон о
посредничестве при трудовых конфликтах и Закон о специальных арбитрах в
трудовых спорах, в 1926 г. Закон о коллективных договорах и трудовом суде.
II этапом можно считать период, начавшийся после второй мировой войны и
продолжавшийся до конца 60-х годов. В это время впервые была законодательно
оформлена идея о соучастии наемных работников в управлении производством.
Так, в Нидерландах в 1950 г. был принят Закон о рабочих советах,
возглавляемых представителем нанимателя, в ФРГ в 1949 г. был принят Закон о
производственных советах, в которые входили представители предпринимателей и
рабочих практически на равных началах.
Большое влияние на развитие социального партнерства в этот период оказали
рекомендации МОТ, среди которых можно выделить следующие: № 94 “О
консультациях и сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на
уровне предприятий” (1952), № 113 “О консультациях и сотрудничестве между
государственными . властями и организациями предпринимателей и трудящихся в
отраслевом и национальном масштабе” (1960), № 129 “О связях между
администрацией и трудящимися на предприятии” (1967), № 130 “О рассмотрении
жалоб на предприятии с целью их разрешения” (1967).
III-им этапом развития социального партнерства стал период с конца 60-х до
начала 80-х годов. В это время государственная социальная политика стран
Западной Европы в сфере труда и профсоюзной деятельности стала более гибкой;
идея соучастия трудящихся в управлении производством получила
преимущественное развитие. Правительства стран Запада стали шире использовать
методы социального партнерства и установления социального мира, метод
правовых уступок в области законодательного и коллективно-договорного
регулирования труда и профсоюзной деятельности. Так, в Англии правительство
стало активно проводить в жизнь политику “социального консенсуса” с
профсоюзами, в частности, была осуществлена реформа трудового
законодательства в целом с демократических позиций. Были расширены
профсоюзные права: впервые введена процедура обязательного признания
профсоюза “коллективно-договорным агентом”, установлен “кредит часов”, право
на информацию и т. д. В Нидерландах закон 1979 г. о рабочих советах, принятый
вместо закона 1950 г., также расширил права этих советов. В Швеции в1976 г.
был принят закон о соучастии на производстве, цель которого — вовлечение
работников в управление производством. Но взамен правительства ввели
добровольное замораживание заработной платы по коллективным договорам.
IV-ым этапом развития социального партнерства можно назвать 80-е годы. и по
настоящее время. Развитию социального партнерства в этот период способствовал
ряд факторов: во-первых, значительное усложнение социальной структуры
общества в развитых странах, во-вторых, работник перестал рассматриваться
только как исполнитель, необходимым условием предпринимательского успеха
стало включение его в процесс управления производством.
Соотношение централизованного и локального, законодательного и договорного
способов регулирования труда в разных странах различно. Нет ни одной страны,
где государство было бы полностью отстранено от законодательной деятельности.
Но если в большинстве европейских стран, в том числе и в нашей, социальное
законодательство охватывает широкий спектр вопросов, которые одновременно
могут являться и предметом коллективно-договорного регулирования, то в ряде
стран, например в Англии, США, государство устанавливает только минимум
законодательных норм относительно условий занятости, оплаты труда,
продолжительности рабочего времени и времени отдыха и т. п. Но и в этих
странах законодательство играет существенную роль в области охраны труда и
здоровья, социальном обеспечении, защите таких групп работников, как дети,
подростки, женщины, что объясняется и влиянием международно-правового
регулирования этих вопросов труда.
Проанализировав историю формирования англосаксонской системы права, можно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|