Список категорий рабочих и служащих, которым должно выдаваться спецмыло на
дом (в количестве 1 куска в месяц) сверх мыла, находящегося на предприятиях
при умывальниках. Мыло выдается работникам, занятым на работах по добыче
торфа, на строительных работах, в металлообрабатывающей, химической,
текстильной, кожевенной, пищевкусовой и сахарной промышленности; в
коммунальном хозяйстве; на железнодорожном и водном транспорте.
Перечень работ и профессий, дающих право работникам на бесплатное получение
400 грамм мыла в месяц ежегодно утверждается руководителем предприятия и
прикладывается к коллективному договору.
Глава 3.Средства, за счет которых выплачиваются гарантийные и компенсационные
выплаты
1.Выплаты за счет средств работодателя.
Ранее действовавшее трудовое законодательство устанавливало сохранение
заработка за счет работодателя в зависимости от различных причин. Одни из них
непосредственно связаны с производством: например, перевод на другую работу
по производственной необходимости, изменения в организации труда, изменение
существенных условий трудового договора. Другие имели косвенное значение или
совершенно не связаны с производством: например, участие депутатов в работе
представительных органов власти, льготы женщинам, имеющим несовершеннолетних
детей, или работникам, имеющим детей-инвалидов, и др.
В зависимости от связи с производством и характера выполняемой работы, нормы,
регулирующие сохранение среднего заработка, можно было дифференцировать на
четыре основные группы:
нормы, предусматривающие выплаты, непосредственно связанные с трудом
работника, и, следовательно, являющиеся объективной обязанностью
работодателя;
нормы, устанавливающие выплаты, косвенно связанные с производством,
возникающие в связи с не зависящими от работодателя юридическими событиями;
нормы, регулирующие выплаты, которые не имеют отношения к производству и к
работе предприятия;
нормы, предусматривающие материальное обеспечение деятельности общественных
организаций, главным образом профессиональных союзов.
К первой группе норм, устанавливающих сохранение заработка, относили нормы,
которые непосредственно связаны с производством. Их применение обусловлено
организационными действиями работодателя, вызывающими изменение условий труда
работника. К таким нормам следует отнести: оплату простоя по вине
работодателя, сохранение зарплаты до двух месяцев при переводе или
перемещении работника на другую постоянную нижеоплачиваемую работу;
сохранение за работниками - изобретателями и рационализаторами прежних
расценок на определенный срок (расценки сохраняются в течение шести месяцев);
гарантии, предусмотренные для изобретателей и рационализаторов при их
освобождении от основной работы для участия во внедрении изобретения или
рацпредложения; гарантии работникам при направлении на повышение
квалификации; направление работников на обследование в медучреждения;
гарантии и компенсации при командировках, а также переезде на работу в другую
местность; компенсации за износ инструментов.
Вторая группа норм, которые предусматривают гарантийные выплаты и сохранение
заработка за счет предприятия, косвенно связана с производством. Применение
этих норм связано с рядом объективных факторов и не зависит от воли
работодателя. К ним можно относили: оплату труда работников моложе
восемнадцати лет (согласно ст.180 КЗоТ РФ заработная плата работников моложе
18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в
таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной
продолжительности ежедневной работы); сохранение в течение двух недель
прежней оплаты труда для переведенных по состоянию здоровья на более легкую
работу, в некоторых случаях зарплата сохраняется более длительное время.
Косвенное неблагоприятное воздействие на производство оказывает ограничение
ночных, сверхурочных работ, направления в командировки работников, имеющих
несовершеннолетних детей или осуществляющих уход за больными членами семей;
за счет предприятия осуществляются гарантии при приеме на работу и увольнении
беременных женщин и работников, имеющих несовершеннолетних детей (в
частности, при их увольнении в связи с окончанием срочного трудового договора
за ними сохраняется средняя заработная плата в течение трех месяцев); за счет
средств работодателя осуществляются медосмотры лиц моложе 21 года;
предусмотрена возможность установления за счет предприятия сниженных норм
выработки для молодежи.
Наиболее значительную группу составляли нормы, которые предусматривали
сохранение заработка, различные доплаты, выплату пособий, в силу того только
обстоятельства, что работник находится в штате предприятия. Гарантийные
выплаты осуществляются за счет предприятия, хотя работодатель не имеет
никакого отношения к обстоятельствам, с которыми законодатель связывает
возникновение гарантийных выплат. Более того, предприятие объективно не
должно нести бремя социально-материальных льгот, поскольку в той или иной
форме выполнило свои обязательства путем выплаты налогов. Такие нормы,
императивно установленные государством, не учитывали, что в ряде случаев
заработок и пособия должны выплачиваться соответствующими государственными
органами, страховыми фондами либо из государственного бюджета. В качестве
примера можно привести ситуацию призыва работника на военную или заменяющую
ее альтернативную службу, когда на работодателя возлагается обязанность
выплаты выходного пособия не ниже среднего месячного заработка. Соглашаясь с
положительной социальной направленностью этого нормативного положения, я
считаю, что практика выплат за счет работодателя выходного пособия при
призыве на военную службу, так же как и другие "военно-служебные" расходы,
требовала принципиального пересмотра. В данном случае, по моему мнению,
возможны два варианта: первый - выходное пособие при призыве на военную
службу должно выплачивать Минобороны; другой вариант - предприятие, но за
счет бюджета.
В условиях рыночных отношений предприятия не были заинтересованы нести за
свой счет дополнительные расходы на проведение общих социальных программ, в
том числе - обучение работников в учебных заведениях. Мне представляется, что
необходимо было последовательное разделение задач, стоящих перед
предприятиями и государством.
Работодатели призваны заниматься организацией труда и производства, получать
прибыль, оплачивать труд работников. Поэтому предприятия всех форм
собственности необходимо было освободить от несвойственной им льготно-
благотворительной деятельности, направленной на содержание за свой счет
работников, которым устанавливаются различные льготы. Расходы на такие льготы
должны быть предусмотрены государством в соответствующих централизованных
бюджетах.
Фактически при действии старого КЗОТ предприятие платило дважды: один раз -
через установленные государством налоги; второй - непосредственно работникам.
Такое положение нередко приводит к открытой "войне" работодателей с
работниками, имеющими право на гарантийные выплаты и доплаты. Если сохранение
заработной платы различным категориям работников за счет работодателей
вызывало споры с точки зрения социально-экономической обоснованности, то
установление для работодателей расходов, связанных с льготами для
общественных организаций, создаваемых на предприятиях, являлось абсолютно
неприемлемым.
Возложение на предприятия обязанности материально обеспечивать организацию и
деятельность профсоюзов является анахроничным. Так, согласно ст.232 КЗоТ РФ
предприятия обязаны были отчислять денежные средства профорганам на
культурно-массовую и физкультурную работу. В соответствии со ст.233 КЗоТ РФ
предприятие обязано было бесплатно предоставлять выборному профсоюзному
органу необходимые помещения со всем оборудованием, отоплением, освещением,
уборкой и охраной; в бесплатное пользование по трудовому законодательству
предоставляются профорганам здания, сооружения, сады и парки, хозяйственное
содержание которых, а также ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана
производится за счет предприятия. Членам выборных профсоюзных органов, не
освобожденным от производственной работы, по коллективному договору
(соглашению) может предоставляться освобождение от работы с сохранением
среднего заработка для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах
коллектива и для профсоюзной учебы.
Материальное содержание профсоюза за счет предприятия вызывало возражения по
ряду причин:
во-первых, выборные профорганы, а соответственно и профсоюзы в целом,
становятся материально зависимыми от работодателя со всеми вытекающими из
этого отрицательными последствиями;
во-вторых, не все работники предприятия являются членами профсоюза, а их
содержание осуществляется из доходов всего трудового коллектива;
в-третьих, в условиях рыночных отношений предприятия, если на то нет их
доброй воли, не должны бесплатно содержать какие-либо общественные
образования.
Таким образом, первую группу норм, предусматривающих сохранение зарплаты в
связи с организацией производства, можно считать обоснованной, и их следовало
оставить без изменения в действующем трудовом законодательстве.
Вторая группа норм, частично связанная с производством и выполняемой работой,
требовала определенного изменения с учетом экономической заинтересованности
предприятий.
Третья группа норм, предусматривающая сохранение зарплаты и выплаты различных
компенсаций за счет работодателя в связи с обстоятельствами, не имеющими
отношения к производству, требовала коренного пересмотра. Этот вид льгот, по
общему мнению, должен был исключен из действующего законодательства.. Это
расширило возможности приема на работу граждан, в том числе социально
незащищенных лиц, а также тех, кто нуждается в дополнительных гарантиях.
Четвертая группа норм, предоставляющая за счет предприятий материальные
льготы профорганам и их выборным органам, по общему мнению, должна была
полностью исключена из ранее действующего законодательства о труде.
В первую очередь следует отметить, что в отличие от прежнего КЗОТА РФ новый
кодекс указывает предоставление гарантий и компенсаций исключительно с
трудовыми отношениями работника с работодателем. Поэтому, если гарантии и
компенсации подлежат предоставлению в рамках заключенного договора, то
соответствующие выплаты производятся из средств работодателя. Если же
работник выполняет государственные или общественные обязанности, за плату
сдает кровь, то соответствующие выплаты, должны производиться органами, в
интересах которых совершаются такие действия. Работодатель в таких случаях со
своей стороны только освобождает работника от исполнения трудовых
обязанностей( ст. 165 ТК РФ) без производства каких-либо выплат, даже
среднего заработка.
Гарантии при направлении работников в служебные командировки. При направлении
работников в служебные командировки, за ними в установленном порядке
сохраняются место работы( должность) , а также средний заработок(ст. 167 ТК
РФ).
Кроме того работодатель производит возмещение следующих командировочных
расходов(ст. 168 ТК РФ): расходы по проезду; расходы по найму жилого
помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места
постоянного жительства ( суточные); иные расходы, произведенные работником с
разрешения или ведома работодателя.
Примечательно, что согласно ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов,
связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором
или локальным нормативным актом организации, и такие размеры возмещения не
могут быть ниже размеров, установленных Правительством Р.Ф. для организаций,
финансируемых из федерального бюджета.
Возмещение расходов при переезде на работу в другую местность. При переезде
работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в
другую местность, последний обязан возместить(ст. 169 ТК РФ):
· Расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу
имущества( за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику
соответствующие средства передвижения);
· Расходы по обустройству на новом месте жительства
Как видим, в перечень возмещаемых расходов не вошли единовременное пособие на
самого работника и на каждого переезжающего члена семьи, а также заработная
плата за дни сбора в дорогу и обустройства на новом месте жительства, но не
более 6-и дней, а также за время нахождения в пути, ранее предусмотренные
статьей 116 КЗОТ РФ и Постановлением Совмина СССР от 15 июля 1981 года № 677
“О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность”.
Однако, в статье 169 ТК приведено объемное понятие, как расходы по
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|