p align="center">ЭКСКУРС Произношение и значение Имя YHWH, по-видимому, представляет собой фор-му третьего лица единственного числа имперфекта поро-ды qal глагола тл (haway) -- древняя форма глагола Л'Л (hayah) "быть". (См. Исх. 3:14--15.) Имперфект глаголов в еврейском языке может использоваться, в частности, как для обозначения будущих действий (= русское будущее вре-мя), так и для обозначения действий, начавшихся в про-шлом и продолжающихся в настоящем. Таким образом, Имя Господа может быть интерпретировано как "Он был, есть и будет"12. Согласно книге Исхода 3:14, Сам Господь так истолковывает Свое Имя: "Я есмь Сущий" (или: "Я есмь Тот, Который есмь"13; Л'лк now Л'лк). В этой самоха-рактеристике, выражающей конечное основание доступной для человеческого постижения сущности Божества, апофатическая (негативная) теология достигает своего апогея14 Некоторые исследователи усматривают в Имени YHWH форму каузативной породы hiph'il от глагола hwh/ hyh ("быть") и интерпретируют его как "Тот, Который про-изводит бытие, существование". Однако следует отметить, что этот глагол в каузативной породе не встречается в еврейском языке". Имя YHWH возводится также некоторыми исследо-вателями к корню Л1Л ("падать") в hiph'il и истолковыва-ется как "Заставляющий падать (дождь и/или молнию)"; интерпретация: "Громовержец"19; либо "Заставляющий падать (врагов)". Происхождение Яхвизма Многие исследователи, основываясь на текстах кни-ги Исх. 3:14 (Элохист) и 6:3 (Священнический кодекс), со-держание которых может быть интерпретировано в том смысле, что до Моисея евреям не было известно Имя Гос-пода YHWH, полагают, что именно Моисей явился осно-вателем нового религиозного учения -- Яхвизма. Сам же культ и Имя YHWH, как полагают сторонники данной гипотезы, этот еврейский Законодатель заимствовал у мадианитян (мидианитян) или же кенитов (ср.: Суд. 1:16, 4:11, Числа 10:29), представлявших, по-видимому, одно из ответв-лений мадианитян. На основании археологических данных была выдвинута гипотеза, что Моисей узнал имя YHWH от своего тестя Иофора, Мадиамского священника. Из перечней чужеземных стран, составленных в правление Аменхотепа III (1402-1364 гг. до н.э.) и помещенных в солебском храме Амона, известно, что YHWH поклонялись мадианитяне и кенеяне - племена, кочевавшие по синайской пустыне. Согласно Исх.2,15-21, бежавший из Египта Моисей пришел к человеку по имени Иофор (Рагуил), который был священником в Мадиаме и взял в жены дочь его, Сепфору. В Исх.18 говорится о том, что Иофор прославил YHWH, принес вместе с Моисеем жертву Богу и дал ему разумный совет снять с себя часть полномочий. В ходе археологических раскопок в районе Акабского залива, в нескольких километрах к северу от него, были обнаружены остатки египетского святилища, которое было разрушено мадианитянами. Последние уничтожили там изображения египетской богини Хатхор и, судя по всему, на месте бывшего святилища воздвигли священную скинию - совершенно таким же образом, как об этом рассказано в Ветхом Завете об израильтянах. В качестве основания также указывается, на то обстоятельство, что Моисей проживал долгое время в районе горы Синай у своего тестя Рагуила-Иофора, являвшегося мадианитянским жрецом (см., на-пример, Исх. 2:16, 3:1, 18:1). И именно здесь, у Синая, Гос-подь впервые обращается к Моисею из среды горящего тернового куста (неопалимой купины; Исх., гл. 3). Далее, отмечается, что, согласно тексту книги Исхода 18:10--12, Иофор, услышав от Моисея рассказ о том, как Господь из-бавил Израиля из египетского плена и поразил фараона и египтян, воскликнул: "Благословен Господь (YHWH), ко-торый избавил вас (т. е. израильтян. -- И. Т.) из руки егип-тян" (стих 10) и "принес всесожжение и жертвы Богу" (Элохим, т. е. Господу [или своему богу?]. -- И. Т.) (стих 12). Из данного пассажа делается вывод, что Иофор был изначально (?!) жрецом Господа. Однако, кроме всего про-чего, такой вывод представляется необоснованным уже в свете стиха 11, где Иофор, под впечатлением рассказа Мо-исея, восклицает: "Ныне узнал я (sic! -- И. Т.), что Гос-подь велик паче всех богов..." Далее, сторонники "мадианитянской гипотезы" указывают на поэтические тексты книг Судей 5:4--5, Вто-розакония 33:2 и Аввакума 3:3, где говорится о шествии Господа от Сеира (гористый и лесистый район Эдома), с поля эдомского, от Синая, с горы Фаран, от Фемана (рай-он Эдома), т. е. с территории Эдома и примыкающих к нему областей, близких к Мадиану. Совершенно иную информацию о происхождении культа Господа-YHWH дает Яхвист -- наиболее древний и репрезентативный источник книги Бытия и глав 1--24 книги Исхода. Так, здесь возникновение Яхвизма возво-дится ко времени (и имплицитно, к личностям) первопредка сутиев Сифа и его сына Еноса-человека (пришедшего на смену космическому Адаму-Человечеству): именно "тогда начали призывать Имя YHWH-Господь"26 (или: "Имя Госпо-да". -- И. Т.) (Быт. 4:26). Согласно Быт. 8:20, Ной "устро-ил жертвенник Господу". В Быт. 9:26 Господь -YHWH иден-тифицируется как "Бог Сима"; последний, будучи прадедом Евера, может быть скоррелирован (если даже не отожде-ствлен) с Сифом. Мы узнаём также, что Господь открыл-ся Аврааму под Именем YHWH (Быт. 15:7!); что Авра-ам "призывал Имя Господа-YHWH" (Быт. 13:4, 21:33) и обращался к Богу как к Господу -YHWH (Быт. 15:2, 8); воздвигал жертвенники Господу (Быт. 12:8, 13:18), воз-девал к Нему руки (Быт. 14:22). Далее, место жертвопри-ношения на горе Мориа Авраам нарекает именем "YHWH Йаре", т.е. "Господь усмотрит" (Быт. 22:14). Согласно Быт. 28:13, Сам Господь называет Себя Богом Авраама и Исаака; согласно же Быт. 32:9, Иаков обращается к Гос-поду -YHWH как к Богу Авраама и Исаака; в Быт. 24:12, 42 раб Авраама свидетельствует, что Богом его господина является YHWH-Господь27. В тексте же Быт. 31:53, где Бог YHWH определяется как "Бог Авраама" и «Родственник( обычно переводят "Страх") Исаака» {тж. стих 42) и дифференцируется с "богом Нахора" (брата Авраама и деда Лавана, проживавшего с семейством в районе Харрана), Господь выступает как личный и единственный Бог се-мьи Авраама28 (ср. Быт. 15:6: "И он (Авраам. -- И. Т.) поверил в Господа (nvra ркт)..."). В масоретском тексте Быт. 31:53, в отличие от Септуагинты, в данном стихе со-хранилась также фраза, согласно которой "Бог Авраама" и "бог Нахора" являются "богами их отца", т. е. родовыми богами29. Наконец, отметим, что YHWH-Господь неоднок-ратно выступает как Бог Исаака и Иакова (см., например, Быт. 26:25,28:13, 16,32:9). Все приведенные данные, как представляется, указы-вают на то, что Яхвизм возникает в аморейско-сутийской среде в Северной Месопотамии. В связи с этим отметим, что среди аморейских теофорных антропонимов из Мари встречаются имена Ya(A)wi-ilum (ila) и Ya(A)wi-Adad, т. е. "Бог (или Эл) [суть] Ya(A)wi", "Адад [суть] Ya(/j)wi". (Напомним, что Адад (Хадад) -- это ипостась Ваала (Баа-ла) как бога грозы и бури.) Следует также указать, что и такие Имена--Эпитеты Бога, как Шаддай (традиционный перевод "Всемогущий") и Цур (букв. "Скала", "Твердыня"), тоже имеют аморейские параллели -- Sadu/i- и Sura/i- соот-ветственно. Такие формулы, как "Бог моего/твоего/его отца (от-цов)", "Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова", многократ-но употребляемые в книгах Бытия и Исхода, имеют пря-мые параллели в ассирийских табличках из Каппадокии (XIX в. до н. э.) и текстах из Мари. Бог патриархов -- это прежде всего личностный Бог, в том смысле, что Он находится в связи с человеком, с кон-кретными личностями, в отличие от ханаанейских богов, которые прежде всего связаны с местами (местностями). Словосочетания с именем YHWH Наиболее распространен-ное сочетание -- это YHWH TSЕBАОT «Господь воинств», которое встречается в Биб-лии двести восемьдесят пять раз и чаще всего употребляется в книгах пророков, особенно у Ие-ремии и Захарии. Это сочетание имеет дво-який смысл. В качестве военного термина оно означает, что YHWH является, так ска-зать, «Главнокомандующим» (1Цар.17,45). «Воинства» или «рати» могут состо-ять из небесных существ, образующих «все воинство небесное» (3Цар.22,19), могут быть такими небесными светилами, как солнце, луна и звезды (см. Втор.4,19), а также воинствами Израильскими (1Цар.17,45). В качестве военного звания это сочетание означает, что Бог не уступит никакому про-тивнику и вполне способен одержать побе-ду. В Септуагинте это сочетание иногда пе-реводится как Кyrios Рantokrator («Господь Всемогущий»); такое обозначение встреча-ется также в Новом Завете. Вторая «сторона» словосочетания имеет скорее монархический, нежели военный смысл, поскольку именно про YHWH в Писании говорится царственной терминологией, как о «восседающем на херувимах» (1Цар.4,4; 4Цар.19,15; Пс.79,2). Таким образом имя Бога YHWH TSЕBАОT неоднократно связывается непосредственно с Ковчегом Завета, служившего символом присутствия Бога среди Его народа (см. Числ.10,35-36; 2Цар.6,2). Также вы-ражение, «Господь воинств», нередкое в псалмах, которые выражают поклонение Богу (особенно в тех, где упомянута гора Сион), выделяет царственное величие Бога. Оно описывает Бога в качестве Бога царст-вующего (см. Пс.102,19-21), восседающего на престоле, Бога, помыслы и решения Кото-рого не встречают противодействия (см. Ис.14,24; Иер.25,27). Словосочетание YHWH ELOHIM - «Господь Бог» постоянно встречается в Библии. Двойное имя божества на древнем Ближнем Востоке не было исключением. Двойное имя в Быт.2,4 -- 3,24, по-видимому, призвано под-черкнуть, что величие Бога, ассоциирую-щееся с именем ELOHIM в Быт.1гл. неразде-лимо с непосредственным присутствием YHWH в райском саду. Божество по имени YHWH - «Господь» тождественно с ELOHIM - «Бог». Схема «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Гос-подь един есть» (Вт.6,4) подчеркивает это тождество, так же как и выражения, подобные «Господь, Бог ваш/наш». YHWH в каче-стве Бога -- это единственный Бог: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44,6). В книге пророка Исайи Господь назван Искупителем YHWH GOEL (см. Ис.43,14). Глагол ga'al -- это юридический термин, обозначающий передачу (за определенную плату) какого-либо человека, собственно-сти или права на что-нибудь тому, кто пре-тендовал на них в качестве родственника или прежнего обладателя. Слово gо'el, при-частие от ga'al, обозначает человека, кото-рый выступает в роли такого «искупите-ля». Этот термин встречается в Ветхом За-вете восемнадцать раз (тринадцать раз в Книге Исайи). В обязанности искупителя, обычно ближайшего родственника, входи-ло возвращение человеку свободы, которую тот утратил (например, из-за долгов). При-мер такого «искупления» можно встретить в Лев.25,47-49, где сказано, что израиль-тянин, которому пришлось продать себя в рабство из-за бедности, может быть выкуп-лен ближайшим родственником или может выкупить себя сам. Собственность, продан-ная при подобных обстоятельствах, рав-ным образом может быть выкуплена и бла-годаря этому остаться во владении семьи (см. Лев.25,24-25; Руфь4,1-6; Иер.32,6-9). Так как Яхве искупает Свой народ, Он зовется «Искупителем» Израиля, особенно в Книге Исайи, где «искупление» является ключевой метафорой (см. Ис.41,14; 43,1; 44,6; 47,4). Парадигмой искупительных деяний Яхве в Ветхом Завете выступает историче-ское освобождение Израиля от египетского рабства, однако метафора искупления ис-пользуется пророками также по отноше-нию к вавилонскому плену. Хотя чаще всего речь идет об искуплении Божьего народа, понятие искупления или избавления упоминается также примени-тельно к попавшим в беду отдельным лю-дям (см. Быт.48,16; 2Цар.4,9; Иов.19,25; Пс.25,11; 48,16; 68,19; 102,4). Искупитель-ные деяния Бога чаще всего описываются как физическое избавление, но при этом они не лишены духовного значения. В Вет-хом Завете существует только одна явная ссылка на искупление от греха (см. Пс.129,8), а в большинстве случаев акцент делается на Божьем избавлении от последствий греха. Ряд словосочетаний или составных имен приурочены, главным образом, к некоторым выдающимся собы-тиям, как в случае имени YHWH NISSY «Господь знамя мое», где «знамя» следует понимать как место сбора войск. Это имя напоминает о победе израильтян над амаликитянами в пустыне (см. Исх.17,15). Поэтому имя YHWH NISSY Бог открыл, когда евреи отвоевывали свое право на Землю Обетованную, - Он был для Израиля знаменем победы. Благо-даря эпизоду с горькой водой в Мерре воз-никло еще одно подобное «имя», YHWH ROPE («Господь целитель» Исх.15,26; ср. Пс.102,3). YHWH ROPE - это действительно Бог Целитель, ведь Он чудесным образом позаботился о здоровье Своего народа, потому и было сказано: «И не было в их стане больных». Авраам увековечил Божье про-видение относительно жертвы для закла-ния с помощью имени YHWH IRE («Гос-подь обеспечит (усмотрит)», Быт.22,14). Бог убедился в преданности Авраама, поэтому вместо Исаака позволил принести в жертву овна. Иеремия отождествляет имя «Отрасли пра-ведной» с выражением YHWH TSIDEQNU «Господь -- оправ-дание наше» (Иер.23,5-6). В другом месте он говорит, что YHWH ELOHIM EMET…HAYIM…MELEK OLAM «Господь Бог есть истина; Он есть Бог живой и Царь вечный» (Иер.10,10). Пророк Исайя называет Господа MOSHEYEK, GOELEK, EVIYR YAQOV Помазанником, Искупителем и Сильным Иакова.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|